На главную Психология для всех Психосоматика Феноменология профессионального и семейного стресса
Феноменология профессионального и семейного стресса
Психология для всех - Психосоматика

Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.


Развитие стресса на рабочем месте выделено в отдельную научную проблему, поскольку оказывает непосредственное влияние на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья сотрудников. Профессиональные стрессоры (воздействие неблагоприятных условий труда, конфликтные ситуации, ролевая неопределенность, физические и психические перегрузки и другие факторы) напрямую связаны с возникновением психического напряжения и развитием психосоматических расстройств. В частности, доказано, что лишь изолированное воздействие шума на работников в процессе производства ведет к увеличению тревожности и возникновению признаков профессионального стресса.
Феноменологически профессиональный стресс представляет собой специфический вид, отражающий физиологические и психологические особенности его развития. Одним из важных понятий в теории профессионального стресса является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. По мнению ряда исследователей, стрессовая ситуации на рабочем месте может возникать при взаимодействии между двумя факторами - ответственностью и контролем: высокую напряженность имеет работа, в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль способа и результатов выполнения заданий.
Следует учитывать также сочетанные формы стрессового воздействия на работника, когда имеет место комплексное воздействие физических стрессоров (вредных условий труда - шума, низких или высоких температур, вибрации и т.д.), перегрузки вследствие недостаточной организации рабочего процесса и негативных психосоциальных факторов. К состоянию повышенной напряженности может приводить в постоянный страх совершить ошибку, который блокирует творческие способности человека, заставляет переживать внутреннюю скованность и напряжение.
Также неблагоприятными производственными факторами являются стресс подчинения, а также постоянное напряжение сотрудников, ориентированных на успех, главной целью которых является на продвижение по карьерной лестнице. Кроме того, считается, что стресс возникает исключительно в неблагоприятных условиях производственной деятельности. Однако негативные условия - это не единственный источник стресса. Стресс работник может испытывать и в случае, когда достигает успеха. После достижения значимой цели у человека может наблюдаться резкое снижение жизненного тонуса, развивается апатия, разочарование, человек может впасть в состоянии депрессии.
При развитии профессионального стресса работник теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение, происходит постепенная утрата эффективного и сознательного самоконтроля. Стресс проявляется в форме обвинения в неудачах окружающих, раздражительности, конфликтности, вербальной или физического агрессивности на производстве,
Для снижения уровня стресса необходимо следить за соблюдением норм организации процесса труда, четко регламентировать полномочия и зоны ответственности, обеспечивать вознаграждение за эффективную работу, уметь отличать главное от второстепенного.
Семейный стресс - состояние в семье, которое возникает как нарушение равновесия между реально существующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи справиться с ними. Как правило, такое состояние вызывается действием стрессоров, или жизненных событий, неблагоприятно влияющих на семейную систему.
При этом стрессоры могут оказывать свое влияние, как на семейную систему в целом, так и на ее часть либо отдельных членов.
Разновидностью стрессоров в данном случае являются семейные трудности - конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием (дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка, потеря работы). Семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семенному кризису - неспособности семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требований, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи.
Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние роли членов семьи становятся неадекватными, и происходит разрушение прежних образцов поведения. Проблемы взаимоотношений в семье возникают как у вновь образованных семейных союзов, так и супругов со значительным стажем семейной жизни. Семейный стресс может не достичь кризисного уровня, если семья будет использовать наличествующие у себя ресурсы для противостояния ему.


Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи, однако сферы
- супружеских взаимоотношений, в том числе интимноличностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество пли супруги на этапе «пустого гнезда»)
- родительства: перехода к нему, связанного с принятием новой роли, воспитания больного ребенка
- здоровья членов семьи (принятия тяжелой болезни, ухода за больным членом семьи, принятия утраты) являются наиболее уязвимыми.


К другим сферам семейной жизни, требующим изучения совлада- ния со стрессом, относятся: одиночество в семье, экономический и профессиональный стресс (в том числе, потеря работы) и другие.
Семейные стрессы разделяют на нормативные (естественные изменения, связанные с прохождением этапов развития семьи) и ненормативные (возникающие вследствие произошедших негативных событий: болезней, травм, утраты членов семьи). Отдельно следует отметить ненормативные семейные кризисы, возникшие вследствие пандемии заболевания, вызванного инфекцией нового типа COVID-19. Особенностью таких кризисов является их источник - сочетание негативного воздействия инфекции на организм (в том числе, на центральную нервную систему, психику) заболевших членов семьи и последующее формирование, так называемого, «постковидного синдрома», определяющее негативные изменения в поведении заболевших, а также воздействие негативных социально-психологических факторов, связанных с пандемией (страха смерти, неопределенности ситуации и т.д.) .
Кроме того, семейные стрессы делят на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные - имеют в своем основании межпоколенные стереотипы взаимоотношений, семейные мифы, семейные тайны. Горизонтальные стрессы основываются на изменениях в жизненном цикле, нормативных и ненормативных факторах (смерть, болезнь, аварии, факты семейной биографии).
На динамику развития семейных кризисов также оказывают влияние этапы семейного развития. Различные этапы в развитии семьи (супружество без детей, семья с маленькими детьми, семья с детьми дошкольного возраста, семья с детьми школьного возраста, семья с детьми-подростками, семья в процессе отделения, в середине жизни, в старости) характеризуются различными особенностями внутрисемейной жизнедеятельности, что требует от ее членов преодоления задач развития. Переход на новый этап семейного развития приводит к изменениям в семейной системе и требует соответствующего приспособления и адаптации.

Стрессы и трудности, переживаемые супругами, различают по источнику их возникновения, по последствиям, по специфике их переживания и совладения с ними.
Переживание семейных стрессов и их негативные последствия находятся в прямо зависимости от умения членной семейной системы решать возникающие проблемы, то есть, их адекватного совладающего поведения. Поскольку супружеские отношения являются единственными социальными отношениями, отличающимися эмоциональной близостью, интимностью, доступностью, партнер в данном случае может восприниматься в стрессовой ситуации в качестве копинг-ресурса.
Проблема семейного стресса может решаться посредством применения методик современной семейной системной психотерапии. Семейная системная психотерапия - особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семейной системе.


Вопросы для самопроверки:
1. Что такое профессиональный стресс?
2. Какие факторы могут приводить к развитию профессионального стресса?
3. Дайте определение семейному стрессу?
4. Чем определяются нормативные и ненормативные семейные стрессы?

Источник: Яковлев Е.В., Ветрова Т.В., Гневышев Е.Н., Леонтьев О.В., Бутко Д.Ю. Стресс. Медико-психологические основы: Учебное пособие. — СПб.: Стратегия будущего, 2023. - 162 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.