Actual problems of collecting alimony for maintenance of children
Кольцова Елизавета Юрьевна, студентка 4-го курса ОЧУ ВО Международный юридический институт Elizabeth Y. Koltsov, 4th year student International Law Institute
Аннотация. В данной статье кратко рассматриваются некоторые проблемы взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей с их родителей, а также анализируется реальная или потенциальная практическая эффективность различных правовых инициатив по совершенствованию семейного законодательства и законодательства об исполнительном производстве. Annotation. The article describes briefly some problems of collecting alimony for maintenance of children from their parents, and also the real and the potential practical effectiveness of different law initiatives for improving the family legislation and the legislation of executive process is analyzing.
Ключевые слова: несовершеннолетние, алименты, взыскание, арест имущества, инициативы. Keywords: minor children, child support, collection, seizure of property, initiatives.
|
«Дети - это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни».
М. Горький
Государство обязано обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры . Благополучие детей подвергается рискам в силу множества прямо и косвенно воздействующих негативных факторов, основными из которых являются: 1) увеличение количества разводов и неполных семей во всем мире, включая Россию . Причем, по данным Росстата, число замужних и незамужних женщин, имеющих детей, в 2009 г. практически сравнялось ; 2) экономические трудности, которые ставят граждан перед необходимостью сократить расходы на потребительские товары и другие траты.
В стремлении исполнить свои социальные обязательства законодатель старается защитить права и интересы детей, обеспечить им достойные условия жизни, развития и взросления, возлагая соответствующие обязанности на родителей. К таким обязанностям относится предусмотренная ст. 80 Семейного кодекса РФ обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей. В последние годы проблема невыплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей стала действительно острой: по данным Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, число детей, не получающих алименты от своих родителей, ежегодно составляет около 2 миллионов и это число, к сожалению, не снижает- ся . Каждый 3-й родитель, обязанный уплачивать алименты, отказывается выполнять свои обязательства, полагая, что второй родитель, осуществляющий в одиночку воспитание ребенка, не сможет ничего предпринять для того, чтобы получить установленные законом средства на его содержание . Не пугают нарушителей и меры ответственности за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей. За данное противоправное бездействие закон устанавливает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Гражданско-правовая ответственность. Статья 115 Семейного кодекса РФ устанавливает пеню в размере 0,5 % от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Получатель алиментов вправе также взыскать с неплательщика алиментов все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой. Административная ответственность. Кодексом об административных правонарушениях РФ непосредственно ответственность за неуплату алиментов не предусмотрена, однако ст. 17.14 содержит санкцию за представление недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства. Предполагается, что данные меры ответственности помешают плательщику алиментов уклониться от обязанности по выплате ежемесячных алиментов на содержание детей или других нуждающихся родственников. Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ (ст. 157) за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей предусматривает наказание в виде исправительных, принудительных работ сроком до одного года, арест (до 3 месяцев) и даже лишение свободы на срок до одного года (новелла от 07.12.2011 г.). О «злостности» может говорить разное поведение родителя: сокрытие места жительства и места работы, отъезд, неизвестное местонахождение. За последние годы число должников, осужденных по ст. 157 УК РФ, увеличивается: согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2011 г. число осужденных составляло 54359, в 2012 г. - 57631, в 2013 г. - превысило 60 тысяч. Учитывая приведенные выше данные статистики, становится очевидной невысокая эффективность принимаемых государством мер в отношении неплательщиков алиментов, ведь зачастую даже уголовная ответственность не только не заставляет должника выплатить задолженность по алиментам, но и препятствует этому, лишая его возможности официально устроиться на работу. Несмотря на то, что семейное законодательство предусматривает много возможностей для взыскания алиментов, на практике возникают сложности со сбором доказательств о получении плательщиком алиментов иных доходов, из которых могли бы быть уплачены алименты. Нередко, например, должники скрываются от судебных приставов, стараются запутать их, меняя имя и фамилию, уклоняются от официальной работы, либо скрывают свой реальный доход или занижают сумму фактически полученных заработков, скрывают принадлежащее им на праве собственности имущество, на которое может быть наложено взыскание. Также плательщик алиментов может заниматься предпринимательской деятельностью, но официально работать в какой-либо организации за минимальную плату, выплачивая, соответственно, минимальные алименты. На различных сайтах во Всемирной паутине можно найти и такой «полезный совет», как избежать уплаты алиментов и одновременно уголовной ответственности: «добросовестно» платить не 6000 руб., назначенные судом на содержание ребенка, а 100 руб. При этом сердобольные граждане рекомендуют заранее перерегистрировать на родственников имущество, на которое судебные приставы могут обратить взыскание. И такой подход действительно работает, ведь родитель платит алименты, хоть и мало, значит, старается, работает. А доказать обратное довольно сложно. Приведенные примеры подтверждают, что, к сожалению, сегодня законодательство не предусматривает реального правового способа выявления теневых доходов плательщиков алиментов. В связи с тем, что на сегодняшний день решение указанной выше проблемы остается затруднительным, все чаще возникают инициативы, которые могли бы эффективно повысить уровень материального обеспечения несовершеннолетних детей и платежную дисциплину их родителей - плательщиков алиментов. Одной из таких инициатив, которая могла бы стать прекрасным подспорьем, является предложение установить минимальный размер алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка и приравнять его к V прожиточного минимума для детей в целом по стране. Это поможет конкретизировать неясные и расплывчатые критерии ст. 81 и 83 Семейного кодекса РФ о взыскании алиментов в твердой денежной сумме. Однако данное предложение, выдвинутое в мае 2012 г. и прошедшее первое чтение, по неизвестным причинам пока не было реализовано. Законодатель не оставляет попыток усовершенствовать механизм исполнительного производства, и следует заметить, что в данной области удалось достичь определенных успехов. Например, признана эффективной норма о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ст. 67 Закона «Об исполнительном производстве»), появившаяся в инструментарии судебных приставов чуть более 2 лет назад. За этот срок было прекращено множество исполнительных производств. Согласно статистике за 8 месяцев 2013 г. судебными приставами Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве было вынесено более 24 тысяч постановлений о временном ограничении на выезд должникам, из которых более 6 тысяч являются должниками по алиментным обязательствам . В 2014 г. судебными приставами-исполнителями было вынесено около 300000 (293696 за 8 месяцев) постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации по исполнительным документам о взыскании алиментов. В результате данной меры более 13000 должников (12629 за 8 месяцев) полностью уплатили алименты . Всего в результате ограничения должников в выезде из Российской Федерации в пользу детей взыскано алиментов на сумму 186 млн. руб.
Не первый год также обсуждается инициатива по ограничению прав на управление транспортным средством для злостных неплательщиков, и буквально недавно, 17 ноября текущего года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект № 661379-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». После 15 января 2016 г. судебные приставы смогут на определенный срок ограничить действие водительского удостоверения неплательщика алиментов, пока он полностью не выплатит накопившийся долг. Новшество коснется также разрешений на управление водным и воздушным транспортом. Следует отметить, что предусмотрен ряд случаев, в которых данная мера применяться не будет: 1) сумма задолженности по исполнительному документу не превышает 10 000 руб.; 2) установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию; 3) использование транспортного средства и/или судна является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности постоянного места проживания; 4) должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на его иждивении находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы, ребенком-инвалидом; 5) должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.
Весьма дискуссионным представляется предложение ввести запрет на государственную регистрацию нового брака, в который желает вступить неплательщик алиментов. «В ФССП отметили, что, по мнению главного судебного пристава, предпочтение в данном вопросе должно быть отдано ограничительным мерам в сфере оказания госуслуг по регистрации и отчуждению отдельных видов имущества, а также в предоставлении различных документов, справок и информации. Введение подобных мер, в том числе позволило бы в перспективе сократить применение к должникам такой очевидно жесткой санкции, как ограничение права на выезд за пределы страны, - пояснил директор ФССП России» . Рядом депутатов Государственной Думы Российской Федерации была выдвинута инициатива по освобождению трудоспособных совершеннолетних граждан, в отношении которых до достижения ими совершеннолетия их родителями не выплачивались алименты, от обязанности по содержанию их нетрудоспособных родителей. Авторы законопроекта объясняют необходимость внесения поправок в ст. 87 Семейного кодекса РФ тем, что закон, возлагая на трудоспособных совершеннолетних детей обязанность по содержанию нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, освобождает таких детей от уплаты алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, лишенных родительских прав (п. 5 ст. 87 СК РФ). «Однако такого ограничения не предусмотрено в отношении родителей, имевших или имеющих судимость за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей. Решение этого вопроса отдано на усмотрение суда. Между тем осуждение за злостное уклонение от уплаты алиментов не всегда сопровождается лишением родительских прав. Кроме того, по своей природе злостное уклонение от уплаты алиментов - умышленное преступление, оно означает сознательный отказ родителя от участия в содержании и воспитании своего ребенка»2. По замыслу законодателей, гражданину достаточно доказать факт уклонения его родителя от исполнения обязанности по уплате алиментов до достижения гражданином совершеннолетия, что может быть подтверждено вступившим в законную силу приговором суда. По мнению автора, установление минимального размера алиментов на содержание детей имеет самый высокий потенциал для повышения платежной дисциплины недобросовестных родителей, поскольку устранит пробел в законодательстве, позволяющий плательщикам алиментов выплачивать своим детям мизерную часть алиментов, избегая при этом ответственности. Однако у всякого правила существуют исключения, и не должны ущемляться права плательщиков, которые действительно находятся в тяжелой жизненной ситуации, не имея возможности выплачивать алименты. Необходимо «нащупать» эту тонкую грань, установив определенные критерии и условия, которые помогли бы отличить злостного неплательщика от добросовестного гражданина. Ограничение прав на управление транспортным средством для злостных неплательщиков также, как представляется автору, может быть весьма эффективным средством стимулирования уплаты алиментов родителями, которые уклоняются от этой обязанности, особенно если одновременно будет повышена ответственность за управление транспортным средством без водительского удостоверения. В то же время предложение ввести запрет на государственную регистрацию нового брака, в который желает вступить неплательщик алиментов, по мнению автора, не окажет положительного влияния на платежную дисциплину таких должников. Более того, запрет на государственную регистрацию браков для родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов на содержание их детей, может привести к негативным последствиям, попросту снизив количество регистрируемых браков, что едва ли можно отнести к приоритетам государственной политики в сфере семейных отношений. Последняя же упомянутая инициатива о внесении поправок в п. 5 ст. 87 Семейного кодекса может помочь исправить упущение законодателя, которое необходимо устранить как можно скорее. Внесение данной поправки, во-первых, послужило бы восстановлению социальной справедливости, а во-вторых, могло бы стать дополнительным стимулом для уплаты родителями алиментов на содержание их несовершеннолетних детей. Регулярно появляются и подвергаются обсуждению также и другие инициативы (создание государственного алиментного фонда, учет динамики расходов плательщика алиментов и т.д.), поскольку проблемы обеспечения достойного уровня жизни несовершеннолетних детей, нуждающихся в материальной поддержке со стороны их родителей, являются сложными, животрепещущими, а их решение требует разумного и справедливого подхода, а также наиболее полного учета всех интересов и потребностей не только детей, но и их родителей. При совершенствовании законодательства в такой сложной сфере общественных отношений, как семейные правоотношения, законодателю следует помнить о том, что решить проблемы уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей можно лишь путем применения комплексных мер воздействия на должников.
Список использованной литературы
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией ГА ООН № 44/25, Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // СПС «ГАРАНТ». 2. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменения в ст. 87 Семейного кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс». 3. Законопроект № 61045-6 «О внесении изменений в ст. 81 и 83 Семейного кодекса Российской Федерации (в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов)» // СПС КонсультантПлюс. 4. Интернет-портал Федеральной службы государственной статистики 5. Деликатесы оставляем на потом // Российская газета. 2014. 24 июня 6. Неуплата алиментов ребенку // [Электронный ресурс]: Алименты-эксперт. 7. Должников по алиментным обязательствам за границу не пускают // Интернет-портал УФССП по г. Москве. 2013. 12 сент. 8. Ограничение на выезд - эффективная мера взыскания алиментов // Интернет-портал УФССП по г. Москве. 2015. 27 февр. 9. ФССП пояснила возможный запрет в регистрации брака для должников // Интернет-портал Сетевого издания РИА Новости. 2015. 3 марта. Источник: Правовое регулирование семейных отношений: настоящее и будущее: Материалы межвузовской научнопрактической студенческой конференции / Отв. ред. А.А. Елисеева. - М.: Международный юридический институт, 2016. - 276 с.
|