На главную Семейное право Материнство Материнский капитал: проблемы теории и практики
Материнский капитал: проблемы теории и практики
Семейное право - Материнство

Maternal capital: problems of theory and practice
Яковлева Александра Андреевна,
студентка Тверского государственного университета
Yakovleva A.A., student, Tver State University

Аннотация. Статья посвящена новому виду социальной поддержки молодых семей - материнскому (семейному) капиталу. На основе исследования теоретической составляющей и судебной практики автор рассматривает вопросы, связанные в целях введения Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», субъектами, имеющими право на получение материнского капитала и распоряжение его средствами, а также проблемы, возникшие при распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий. Предлагает возможные варианты решения возникших при реализации программы по предоставлению материнского капитала проблем.

Annotation. The article is devoted to a new kind of social support for young families - the parent (family) capital. Based on the study of theoretical component and judicial practice the author examines issues related to the purpose of the introduction of the Federal Law «On additional measures of state support for families with children» entities eligible to receive maternity capital and the disposal of its funds, as well as problems encountered in the disposal maternity capital to improve their living conditions. It offers possible solutions to the problems in the implementation of programs to provide maternal capital problems.

Ключевые слова: материнский (семейный) капитал, демография, жилищные условия, принцип справедливости.
Keywords: maternal (domestic) capital, demography, housing terms, principle of justice.

Принятием ряда универсальных международных стандартов, в числе которых можно выделить Всеобщую декларацию прав человека , Конвенцию о правах ребенка , Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей , различные государства всего мира взяли на себя обязательства по охране семьи и прав ребенка. Безусловно, наряду с другими странами, современный механизм государственно-правовой политики Российской Федерации также базируется на универсальных международных принципах и нормах вышеуказанных актов, тем не менее, в рамках Конституции Российской Федерации и отраслевого законодательства, что не мешает Российскому государству играть важнейшую роль на мировой политической арене.
Таким образом, учитывая предусмотренный ст. 7 Конституции РФ социальный характер Российского государства, одним из приоритетных направлений ее государственно-правовой политики является охрана семьи, материнства, отцовства, забота о детях и их воспитание. Для реализации политики в сфере защиты семьи и прав ребенка государство осуществляет поддержку вышеуказанных категорий граждан посредством установления форм социального обеспечения. Однако, несмотря на постоянное расширение мер социальной защиты, выполнение некоторых функций, возложенных на государство, осуществляется недостаточно эффективно.
Одной из таких важнейших функций является улучшение демографической ситуации в стране. Почему мы называем данную функцию одной из важнейших? Для этого есть ряд причин. Во-первых, ни для кого не секрет, что в 90-х гг. Россия переживала демографический кризис, когда рождаемость населения сократилась практически наполовину. Такая ситуация поставила под угрозу не только экономическое, военное и политическое развитие страны, но и само существование государства. Таким образом, Россия стала остро нуждаться в социальной политике, которая способствовала бы увеличению уровня рождаемости и улучшению условий жизни населения. Во-вторых, именно от определения широкого круга задач социально-экономического развития страны зависит решение демографической проблемы в Российской Федерации. Традиционно в перечень таких задач включают обеспечение стабильного экономического роста, роста благосостояния населения, снижения бедности и уменьшения дифференциации по доходам различных слоев общества и многое другое.
В то время, когда демографический вопрос остро встал перед властями, Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ была предложена программа, стимулирующая рождаемость, которая включает в себя комплекс мер административной, финансовой и социальной поддержки молодых семей. Одной из мер материальной поддержки женщины, решившей родить второго ребенка, стало предоставление ей базового материнского капитала, что, согласно Посланию Президента РФ, должно поддержать в первую очередь саму женщину, повысить ее социальный статус.
Предложения, высказанные в вышеуказанном Послании Президента РФ, нашли свое законодательное закрепление в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» .
В настоящей статье мы прокомментируем указанный закон в части предоставления стартовой помощи матери, родившей (усыновившей) второго ребенка, - материнского (семейного) капитала.
В соответствии со ст. 3 Закона право на получение материнского капитала имеет женщина, являющаяся гражданкой РФ, которая начиная с 1 января 2007 г. родила или усыновила второго ребенка (естественно, он также должен иметь гражданство РФ). Сумма материнского капитала в 2015 г. составляет 453026 рублей с учетом индексации (на начало программы поддержки она была равна 250000 рублей). Действительно, сумма поддержки выражена значительной цифрой, но это и логично - молодые семьи традиционно нуждаются в деньгах, тем более в условиях нынешнего экономического кризиса.
А теперь представим разочарование матери, которая родила второго ребенка 31 декабря 2006 г. Следовательно, у нее права на такую дополнительную поддержку со стороны государства не возникнет. И что же тогда получается? В отношении ее семьи появляется «узаконенное неравенство», выраженное в более низком социальном обеспечении, нежели у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. Налицо противоречие конституционному принципу о равенстве прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере социальной поддержки .
Однако в таком случае женщине дается еще один «шанс»: если она все же родит еще одного ребенка (третьего, четвертого и т.д.), то она один раз может воспользоваться материнским капиталом . Насколько эффективна данная мера? В каждом случае по-разному. Тем не менее, на наш взгляд, большинство женщин не готово воспользоваться данной возможностью и рожать третьего и последующих детей, потому что, чем больше детей, тем меньше сумма от материальной поддержки будет приходиться на одного ребенка, а ведь женщине хочется, чтобы ее дети получили все самое лучшее. Таким образом, выход из данной ситуации видится нам в виде индексации суммы материнского капитала в зависимости от количества детей, что положительно скажется на демографической ситуации в стране. Ведь именно с этой целью принимался данный Закон.
При анализе положений Закона касательно субъекта, имеющего право на получение материнского капитала, нами был выявлен ряд проблем как теоретического, так и практического характера.
Согласно ст. 3 Закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка
(детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.
Кроме того, при определенных основаниях, в силу которых у матери либо отца прекратилось право на получение материнского капитала, такое право возникает у ребенка или детей в равных долях. К таким основаниям Закон относит смерть, лишение родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки и др.
Тем самым, Закон определяет перечень субъектов, имеющих право на получение материнского капитала, в виде очередности. Первоначально право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей или усыновившей второго ребенка, и только в случае прекращения права у нее, это право возникает у других лиц (отец, сами дети). А теперь вспомним Послание Президента РФ, где речь шла о материнском капитале как о поддержке матери, родившей или усыновившей второго ребенка. Как мы видим, законодатель при реализации этого предложения отошел от первоначального замысла его инициатора, что впоследствии при применении Закона может повлечь определенные трудности1.
Во-первых, возникновение проблем при распоряжении средствами материнского капитала в установленных законом направлениях. В частности, ст. 7 Закона устанавливает следующие направления реализации средств материнского капитала: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в ст. 3 Закона в качестве субъектов, имеющих право на получение материнского капитала. Предположим, что при рождении второго ребенка мать умерла, значит, право на материнский капитал возникает у отца. Но он, в свою очередь, не хочет использовать эти средства ни на улучшение жилищных условий, ни на образование детей (есть вероятность, что с материальным обеспечением на данные нужды все в порядке). Однако, как мы уже отмечали, Закон предусматривает три варианта распоряжения средствами материнского капитала. Третий вариант предполагает направление средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии, но только для матери. Возникает вопрос, если отец, наряду с матерью, назван Законом в качестве субъекта, кто имеет право на получение материнского (семейного) капитала, тогда почему его право распоряжения средствами этого капитала, в отличие от такого же права матери, ограничено только двумя направлениями: улучшение жилищных условий и образование детей?
Во-вторых, на настоящий момент не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, судом или соглашением решен вопрос о том, что дети будут проживать с отцом. Какова в таком случае будет судьба материнского капитала? Возможны три варианта развития событий в данном случае:
1) если мы исходим из того, что материнский капитал направлен на поддержку матери, тогда распоряжение его средствами остается на усмотрение матери, а супруг не вправе будет претендовать на них;
2) если же материнский капитал - это поддержка семьи, то возможно поднять вопрос о доли супруга на средства этого капитала;
3) право на материнский капитал будет следовать за детьми и будет принадлежать тому, с кем проживают дети1.
По нашему мнению, необходимо придерживаться третьей позиции относительно судьбы материнского капитала, так как дети, как наиболее уязвимая категория граждан, нуждаются в этих средствах куда больше, чем взрослый человек, который сам способен себя обеспечивать.
Считаем необходимым обратить внимание на четко сформулированное Законом положение п. 7 ст. 3 относительно того, когда возникает право на материнский капитал и когда оно может быть реализовано. В частности, право на дополнительные меры государственной
поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. Таким образом, законодатель в качестве юридического факта, в связи с которым возникает право на материнский капитал, называет факт рождения (усыновления) второго ребенка. По нашему мнению, это не совсем логично. Приведем пример, женщина рожает второго ребенка, тем самым у нее возникает право на поддержку со стороны государства, однако спустя месяц ребенок умирает, а право на материнский капитал у женщины остается. Аналогичный пример может возникнуть и с усыновлением, когда женщина уже получила сертификат на материнский капитал, а усыновление отменено. В таком случае, на наш взгляд, следует внести поправки, признав право на материнский капитал за женщиной только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом1.
В настоящей статье мы уже указывали допустимые направления распоряжения правом на материнский капитал. Напомним, к ним относятся:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин.
Считаем необходимым подробнее рассмотреть порядок распоряжения средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий, так как это является наиболее востребованным направлением реализации и в то же время из-за многочисленных особенностей самым проблемным из трех представленных законодателем вариантов.
Проанализировав ст. 10 Закона, можно сделать вывод, что средства материнского капитала можно использовать на основании сделки купли-продажи жилого помещения как за счет собственных средств, так и заимствованных либо покупки строительных материалов, предназначенных для строительства или реконструкции жилого домовладения; сделки долевого участия в строительстве жилого помещения либо участия в жилищных кооперативах, на основании которых у владельца сертификата после осуществления необходимых выплат возникнет право требовать передачи в собственность жилого помещения.
Помимо этих условий, законодатель предусматривает следующие требования, которые необходимо соблюдать при выборе такого варианта реализации средств материнского капитала, как улучшение жилищных условий:
1) приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории РФ;
2) по общему правилу, распоряжаться средствами можно не ранее чем по истечении трех лет с рождения (усыновления) второго ребенка. У данного требования есть одно исключение, предусмотренное законом, его мы рассмотрим подробнее;
3) жилое помещение должно быть оформлено в общую собственность родителей, детей с определением размера долей по соглашению.
Если с первым требованием все понятно, и оно кажется весьма логичным, то второе вызывает ряд вопросов. Законодатель, закрепляя отсрочку использования средств материнского капитала, тем самым устанавливает испытательный срок для матерей. Однако, учитывая, что материнский капитал относится к категории социальной поддержки со стороны государства, такая отсрочка не отвечает целям социального обеспечения, не предоставляет своевременную поддержку молодой семьи, в то время как она на данном этапе нуждается в ней больше всего.
Тем не менее Закон предусматривает одно исключение из этого правила: на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения устанавливается льготный режим - средства материнского капитала можно направить на них, не дожидаясь истечения трех лет с рождения (усыновления) второго ребенка.
Отдельно обратим внимание на третье требование, согласно которому приобретенное жилье должно быть оформлено в общую долевую собственность родителей и детей, при этом размеры долей должны определяться по соглашению. Однако законодатель не предусматривает минимальный размер долей. Таким образом, они определяются по решению родителей, т.е. доля «менее любимого» ребенка по итогам достигнутого соглашения предположительно может составлять «неприлично» маленький процент. Это, в свою очередь, создаст предпосылки в будущем инициировать принудительный выкуп подобной незначительной доли .
Очевидно, что решение вопросов, относящихся чуть ли не самого важного направления при распоряжении средствами материнского капитала, отдано законодателем в распоряжение родителям, среди которых иногда встречаются не совсем добросовестные личности. Во избежание ущемления прав детей, представляется целесообразным, законодательно закрепить минимальный предел доли в праве общей собственности на жилое помещение, выделяемой детям. По нашему мнению, это обеспечит баланс частных и публичных интересов, а также будет в полной мере соответствовать принципу справедливости.
Что касается принципа справедливости, на наш взгляд, помимо ежегодной индексации с учетом инфляции, необходимо закрепить индексацию с учетом региона проживания семьи. Ни для кого не секрет, что значение выделяемой суммы материнского капитала для московской семьи и тверской, существенно различается. Иначе в регионах с высоким уровнем жизни использовать материнский капитал будет крайне затруднительно, что повлечет за собой предоставление меньших прав, чем семьям, проживающим в городах со средним или даже низким уровнем жизни .
Несмотря на большое количество спорных моментов и вопросов, связанных с получением прав на материнский капитал, а также с правом распоряжения его средствами, считаем, что срок данной программы необходимо продлить, поскольку в условиях экономической современности и демографического кризиса в стране молодым семьям, имеющим двух и более детей, необходима государственная поддержка в виде материнского капитала.


Список использованной литературы
1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) // СПС Консуль- тантПлюс.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Г енеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС Кон- сультантПлюс.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г.
6. Авдеев В.А. Государственно-правовой механизм охраны семьи и прав ребенка в РФ // Российский следователь. 2015. № 9.
7. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. 2009. № 1.
8. Бочкарев С. Материнский капитал - предмет уголовно-правовой охраны или объект гражданско-правового регулирования? // Законность. 2014. № 10.
9. Бубон К.В. Узаконенное неравенство или кому нужен Закон о материнском капитале // Адвокат. 2007. № 5.
10. Костылев В.М., Костылева Н.В. Закон о материнском капитале: три года спустя. Иронический комментарий // Нотариус. М.: Юрист, 2011. № 4.
11. Михайлов В. Материнский капитал на жилье - что не так? // Жилищное право. 2015. № 4.
12. Харламова М.Л. Соблюдение прав несовершеннолетних при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Законность. 2013. № 6.


Источник: Правовое регулирование семейных отношений: настоящее и будущее: Материалы межвузовской научнопрактической студенческой конференции / Отв. ред. А.А. Елисеева. - М.: Международный юридический институт, 2016. - 276 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.