Гурова Анастасия Михайловна студентка Научный руководитель Ваньков Алексей Борисович канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область Аннотация: в работе рассмотрена и раскрыта проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к началу регулярного школьного обучения.
Проанализирована, систематизирована и обобщена информация по теме исследования из научных трудов и психолого-педагогической литературы. На основании теоретического анализа литературы уточнено понятие «адаптация». Описан диагностический инструментарий исследования и результаты полученных данных в рамках исследования.
Ключевые слова: адаптация, сопровождение процесса адаптации, младший школьник.
Понятие «адаптация» произошло от латинского adaptore - приспособлять. С развитием науки расширилось и само понятие, под которым сейчас понимается процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды [2]. Ф. Перлз говорил о том, что жизнь и поведение управляются процессом, который в науке называется гомеостазом, а проще - приспособлением или адаптацией. Гомеостаз - это процесс, посредством которого организм поддерживает свое равновесие и, соответственно, здоровое состояние в изменяющихся условиях. Гомеостаз или адаптация - это процесс удовлетворения организмом своих потребностей. Таким образом, он называл гомеостатический процесс процессом саморегуляции, посредством которого организм взаимодействует со своей средой. Успешная адаптация в мире через освоение ведущего вида деятельности человека в том или ином возрасте рассмотрена в трудах А.Н. Леонтьева. А. А. Реан выделяет три основных аспекта адаптации, характеризующихся различными психологическими образованиями. Адаптация как результат характеризуется степенью итоговой адаптированности, как процесс - своими пространственно-временными механизмами, как источник новообразований - комплексом активно формируемых качеств. К.А. Абульханова-Славская выделяла смысложизненные ориентации как основной фактор адаптации. Е.В. Леонова отмечает, что успешность адаптации обусловлена совокупностью внешних и внутренних факторов. Таким образом, мы приходим к выводу, что в современной психологопедагогической литературе понятие «адаптация» является многоаспектным и многозначным. Адаптация рассматривается как процесс и как результат, характеризующийся, с одной стороны, изменением окружающей среды путем снижения уровня рассогласования с личностью, с другой - перестройкой самой личности, а в целом гармонизацией указанных выше двух путей [3]. На данном этапе современного общества мы часто встречаемся с проблемой школьной дезадаптации. Под «школьной дезадаптацией» понимается «несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях невозможным» [4]. Еще одно определение уточняющее понятие «школьной дезадаптации» трактуется как «образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии» [1]. Как обязательное направление в профессиональной деятельности школьных педагогов-психологов психолого-педагогическое сопровождение младших школьников стало развиваться активно только в последнее десятилетие. При сопровождении процесса адаптации младших школьников к обязательным видам деятельности педагога-психолога отнести можно: консультирование, диагностику, развивающую и коррекционную работу. Главным механизмом реализации психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников считается оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, которое обеспечивает системное сопровождение школьников и всех других участников процесса образования. Наше исследование психолого-педагогического сопровождение процесса адаптации младших школьников к обучению в школе проходило на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №46», г. Тула, пос. Ленинский. В исследовании приняли участие ученики 1 «А» класса в количестве 25 человек. Целью нашего экспериментального исследования стало выявление уровня адаптации первоклассников для разработки программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению в школе. В рамках данного исследования была составлена программа диагностического и формирующего этапа исследования, целью которого явилось выявление уровня адаптации первоклассников для разработки программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению в школе. В программу диагностики вошли следующие методики: методика «Паравозик» (С.В. Велиева), методика определения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, карта наблюдения Стотта, методика А.Д. Андреевой - А.М. Прихожан «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению», методика «Изучение психологического климата группы школьников» по Ф. Фидлеру, в адаптации Ю.Л. Ханина. По результатам проведенной диагностической работы мы получили следующие результаты. Данные проведения методики «Паровозик» свидетельствуют о том, что в данной группе детей с позитивным психическим состоянием 17%. У 29% детей выявлено негативное психическое состояние низкой степени, у 37% - НПС средней степени, у 17% - НПС высокой степени. Результаты проведения методики «Карта наблюдения Стотта» показал, что симптомокомплекс «Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям» слабо выражен у 54% учеников, «Ослабленность» - у 52%, «Конфликтность с детьми» - у 58% детей. Результаты проведения «Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» основанной на опроснике Ч.Д. Спилбергера, модифицированной А.Д. Андреевой и А.М. Прихожан позволяют сделать вывод о том, что по 42% детей имеют средний и высокий уровень мотивации достижений. 16% детей имеют низкий уровень мотивации достижений. Результаты проведения методики «Изучение психологического климата группы школьников», разработанной Ф. Фидлером, в адаптации Ю.Л. Ханина свидетельствуют о том, что 22% учащихся оценивают психологическую атмосферу в классе как оптимальную. Психологическую атмосферу в классе как нейтральную (безразличие) оценивают 56% учащихся. И 32% учащихся оценивают психологическую атмосферу в классе как негативную. Среднегрупповой коэффициент климата составляет менее 34 баллов, на основании чего можно утверждать, что психологический климат в группе в целом неблагоприятен. Результаты проведения методики исследования самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн следующие. Уровень притязаний в норме (средний и высокий) у 21% учащихся. Завышенный (нереалистичный) уровень притязаний, характеризующийся некритичным отношением детей к собственным возможностям, выявлен у 79% учеников. По результатам исследования заниженная самооценка была выявлена у 13% детей. У 46% учеников выявлена реалистическая (адекватная) самооценка. Завышенная самооценка указывает на определенные отклонения в формировании личности, она была выявлена у 41% детей. В результате соотнесения самооценки и уровня притязаний было выявлено, что у 33% детей большая разница между самооценкой и уровнем притязаний. Эти дети входят в группу риска, т.к. у них завышен уровень притязаний, что указывает на нереалистическое, некритичное отношение детей к собственным возможностям, соответствует инфантильной личности, не умеющей ставить реально достижимые цели. Анализ результатов эксперимента показал, что около половины учеников 1 класса испытывают трудности адаптации к обучению в целом в образовательном процессе. Таким образом, данное исследование служит началом для создания комплекса мер по профилактике процесса дезадаптации младших школьников, а также для полноценного психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к школе.
Список литературы 1. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №2. 2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 2014. - 256 с. 3. Виноградова Н.Ф. Актуальные проблемы современного начального образования / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2017. - №9. 4. Лысенко А.П. Психологическая адаптация первоклассников к школе / А. Лысенко // Учитель. - 2018. - №4.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с. |