На главную Подросток Психологические особенности возраста Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в семье и в условиях детского дома по различным системам
Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в семье и в условиях детского дома по различным системам
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в семье и в условиях детского дома по различным системам
Особенности морально-нравственной сферы подростка
Все страницы

Понятие и виды межличностных отношений

В русском языке слово «отношение» является отглагольным существительным (от глагола «относить»), которое имеет значение «кто-то кому-то что-то относит» [52]. Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.). В соответствии с этим говорить об «отношении» - значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий [32].

Отношение, по концепции В. Н. Мясищева, всегда структурно и включает в себя простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения и убежденность. Отдавая должное в этой структуре потребностям и эмоционально-волевым компонентам, особыми видами отношений он считал все же интересы, оценки и убеждения. На протяжении жизненного пути человека структура отношений претерпевает существенные изменения [27]. В. Н. Мясищев обосновывал практическое значение теории отношений для организации педагогической работы по целенаправленному формированию отношений; неоднократно писал о том, что знание всей системы отношений человека с окружающими людьми (ее сохранность, гармоничность, либо нарушение, тревожащая дисгармония) позволяет установить причинно-следственные связи между возникновением неврозов и нарушением отношений человека. Следует особо подчеркнуть его вклад в обоснование и анализ категории «психические отношения» [52].
Рассмотрим, какие возможности для анализа проблем межличностного общения предоставляет понятие «межличностные отношения» в сравнении с понятиями «межличностное взаимодействие» и «межличностная коммуникация». В связи с этим следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Анализ межличностных отношений - это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа даже не важно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).
2. Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает включение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т. п., - все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.
3. Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств возможно именно в рамках изучения межличностных отношений.
4. Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами.
Таким образом, межличностные отношения можно определить, как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.
К структурным параметрам, задающим содержание отношений, относятся:
1) дистанция, или степень психологической близости партнеров, - близкая, далекая;
2) валентность, или оценка отношений, - позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;
3) позиция партнеров - доминирование, зависимость, равенство;
4) степень знакомства - отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные [28].
У каждого человека в системе отношений - своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Так, в ситуации сотрудничества - это коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т. д.; в ситуации конкуренции - это соперник, враг, заговорщик, союзник и т. д.; в ситуации неравного распределения власти - лидер, герой, последователь, человек из толпы и т. д. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей, составляющих пару [16].
Таким образом, межличностные отношения представляют собой сложное образование, так как это - система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием, организацией совместной деятельности, ценностями, на которых основывается общение людей. Межличностные отношения также можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

 

Психологические особенности подростков

Кардинальные изменения в структуре личности подростка определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между подрастающим человеком и средой [48].
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подростковый комплекс». Для него характерны чувствительность к оценке посторонних своей внешности, которая сочетается с крайней самонадеянностью; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием [26].
Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой выступают пытливость ума, стремление к познанию - подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11 - 13 лет, у девочек - 13 - 15 лет. Для подростков также характерна полярность психики [10].
Основное новообразование этого возраста - чувство взрослости. Оно может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка и делают его более взрослым объективно и в собственном представлении. Другие источники чувства взрослости - социальные. Оно может рождаться в условиях, когда подросток в отношениях со взрослыми объективно не занимает положения ребенка, а участвует в труде, имеет серьезные обязанности. Доверие взрослых и ранняя самостоятельность делают ребенка взрослым не только в социальном, но и в субъективном плане [19].
Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком [18]. Это чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка возникает потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, но и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценке, личностной рефлексии, требованиях к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр. [14]. Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10 - 11 лет) для подростков характерно весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т. е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом у них обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя [38].
На второй стадии подросткового периода (в 12 - 13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего - сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как к личности.
На третьей стадии этого возраста (в 14 - 15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Она основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности [16].
Еще одним новообразованием подросткового возраста считается формирование идентичности [27]. Эрик Эриксон видел в задаче формирования идентичности основное препятствие, которое должны преодолеть подростки для успешного перехода во взрослость. В идеале они осуществляют этот переход, имея достаточно четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к общественным отношениям. В своих исследованиях Э. Эриксон большое внимание уделял проблемам подростков и молодых взрослых. Его работы о процессе установления «внутреннего чувства идентичности» оказали огромное влияние на психологию развития. Согласно Э. Эриксону, формирование идентичности - часто длительный и сложный процесс самоопределения. Оно обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Формирование идентичности определяет структуру организации и интеграции поведения в различных областях жизни. Оно примиряет склонности и таланты самого индивида с предшествующими ролями, которые дали родители, сверстники или общество. Помогая человеку понять свое место в мире, оно также предоставляет основу для социального сравнения. В итоге чувство идентичности способствует обеспечению направления, цели и смысла жизни [24].
Таким образом, психологические особенности подростков определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой.

Личностные особенности подростков

Отношение к людям, обществу и к себе складывается в период формирования социальных установок, межличностного поведения. Следовательно, подростничество - самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности [47].
В традиционной классификации отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности (от 11 - 12 до 14 - 15 лет) [41].
Современного подростка от подростка прошлых лет отличает то, что он имеет другую психоэмоциональную установку, проявляющуюся в частичном отрицании, переоценке идеалов и ценностей, пересмотре нравственных форм отношений [40]. У подростков XXI века стереотипные нравственные установки находятся в стадии становления.
Для подростков нынешнего поколения характерны такие особенности, как: стремление к самоутверждению, самовыражению, общению, несформированность и неустойчивость мировоззренческих структур, поливалентность настроений, эмоциональность и подверженность внешнему воздействию, максимализм, а также склонность к немотивированному риску. Все это свидетельствует об интеллектуальной готовности и мотивационной устремленности растущей личности к освоению эмоционально-нравственных ценностей, через которые она стремится обрести себя, а также о маргинальности подрастающего поколения в целом, о частичной востребованности нравственного, духовного потенциала как самой личностью, так и обществом, о недостаточной самореализации.
Подростки прошлых лет, например, 1970-х годов, имели определенную психоэмоциональную установку: конкретизированный идеал, который выступал как бы посредником между нравственными требованиями и конкретной ситуацией, в которой эти требования должны были реализоваться. Идеал преобладал в мотивации поведения личности подростка, т. е. наблюдалось активное стремление к служению интересам общества, народа, к участию в общественнополезной деятельности, трудолюбие. Отрочеству 1970-х годов были свойственны чувства скромности, честности, совестливости, достоинства и гордости за свою Родину [23].

Особенности интеллектуальной сферы в подростковом возрасте

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь. Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Следует отметить, что психические явления в данной группе процессов не только имеют существенные различия, но и тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому очень часто о них говорят как об интеллектуальной сфере человека [60].
Развитие интеллекта в подростковом возрасте имеет две стороны - количественную и качественную.
Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста.
Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере [55].

Развитие мышления в подростковом возрасте

Мышление является высшим психическим познавательным процессом, суть которого - порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности [57].
В подростковом возрасте, прежде всего, продолжает развиваться теоретическое мышление. Используемые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления [25].
Таким образом, одной из наиболее существенных особенностей подросткового возраста является то, что в процессе воспитания ребенок осваивает все мыслительные операции на логическом уровне. Причем главной особенностью развития мышления в этот период считается то, что отдельные умственные операции постепенно превращаются в единую целостную структуру.
Другая особенность развития мышления подростков заключается в способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, т. е. у них происходит становление мировоззрения, что, конечно, самым непосредственным образом связано с интеллектуальным развитием [59].

Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте

Кроме того, что подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память.
Развитие восприятия в подростковом возрасте в значительной степени также зависит от процесса воспитания, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка. Например, на уроках геометрии, черчения у ребенка постепенно формируются и развиваются способности воспринимать косвенные признаки предметов, мысленно трансформируя их до уровня, позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект. Таким образом, появляется умение видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т. д. [14].
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многие исследователи характеризуют память как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий их в единое целое [61].
Поскольку в процессе взросления у ребенка изменяется характер деятельности, то неудивительно, что это влияет и на развитие психических познавательных процессов. Память не является исключением. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к качественной перестройке в организации мнемических процессов. Чаще всего дети, достигнув подросткового возраста, продолжая обучение, вынуждены отказаться от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе усложнения воспитания и развития интеллектуальных способностей дети начинают трансформировать текст или другой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение [16].
В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. Вместе с тем на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может приводить к возникновению ряда негативных феноменов. Так, вследствие появления в школе множества новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую необходимо механически запоминать. Однако в связи с этими тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием и они жалуются на плохую память. Причем подобные жалобы у подростков могут встречаться даже чаще, чем у младших школьников. Вероятно, данную проблему можно считать одной из причин, обусловливающих интерес подростков к способам улучшения запоминания [59].
С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детстве память была одной из основных психических функций и в зависимости от нее строились все остальные психические процессы, то по мере развития ребенка память теряет свою доминирующую роль.
Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Исследования особенностей мнемических процессов подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени обусловлен особенностями мыслительных процессов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям [41].

Развитие воображения в подростковом возрасте

По мере взросления ребенок постепенно приобретает практический жизненный опыт и определенные трудовые навыки. При этом следует иметь в виду, что воображение неразрывно связано с развитием мышления и памяти. Поэтому чем выше уровень развития мышления, чем богаче практический опыт, тем сложнее формы воображения [9].
Данная тенденция в подростковом возрасте прежде всего проявляется в том, что ребенок все чаще обращается к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но существенно богаче фантазии ребенка младшего возраста, являясь неотъемлемой частью его психической жизни [61].
Вместе с тем фантазии подростка выполняют еще одну значимую функцию - регуляторную. Неудовлетворенные потребности и желания подростка в реальной жизни легко воплощаются в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт [18].

Развитие речи в подростковом возрасте

В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, монологической и письменной речи.
Так, основная особенность развития чтения выражается в переходе от умения бегло и выразительно, а самое главное - правильно читать к способности декламировать наизусть. Иные изменения происходят в развитии монологической речи. Они заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста к способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. В свою очередь письменная речь улучшается - от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему [31].
Анализируя изменения, которые происходят с развитием речи и чтения у детей в подростковом возрасте, можно утверждать, что развитие данных психических процессов в значительной степени определяется особенностями развития мышления. Поэтому особое значение в речевом развитии подростка приобретает соединение и взаимопроникновение мышления и речи. В подростковом возрасте эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста [55].
Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня. Более того, закономерности развития мышления в значительной мере определяют особенности функционирования и развития других психических процессов. Основные свойства данной стадии интеллектуального развития заключаются в возможности проявлять нестандартный подход к уже известным проблемам; в умении включать частные проблемы в более общие, родовые; в способности задавать продуктивные вопросы даже на основе плохо сформулированных задач и т. д.

Особенности эмоциональной сферы подростка

Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, возникают более стойкие чувства; эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее;
подростку становится небезразличен значительно более широкий круг явлений социальной действительности, который порождает у него различные эмоции [7].
«Чувство взрослости». Как отмечают многие авторы, центральным образованием в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Оно проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться того, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением [8].
Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать:
• подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление алкоголя, использование особого лексикона, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметике, украшениях;
• равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины»: силу, смелость, мужество, выносливость, волю, верность в дружбе и т. п. [11];
• социальная зрелость: возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого;
• интеллектуальная взрослость: выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы [6].
Особая напряженность чувств в подростковом возрасте. Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники творческой лаборатории Л. И. Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» - неуправляемую бурную реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний [6].
Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники дурного мнения о них, и это порой вызывает депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становится самооценка, хотя озабоченность собой у мальчиков все-таки выше, чем у девочек [17].
Развитие эмпатии. Эмпатией называется способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания становятся более устойчивыми [47].
Выделяют два вида эмпатии - гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого. Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями за себя, т. е. страдания другого - повод переживать за себя [7].
Иногда подросток безразличен даже к важным событиям, которые происходят вокруг, или совершенно равнодушен к оценке - будь она хорошая или плохая. Именно в этом случае родители жалуются на то, что подросток стал «бесчувственным», равнодушным ко всему, что ничто его не волнует и не радует. Другой подросток (или тот же подросток в иное время) может почти не откликаться на какое-либо важное событие, на похвалу или, напротив, порицание, но бурно возмущаться из-за пустяка [60].
Подростковый возраст - один из ключевых этапов становления эмоционально-волевой регуляции человека.
Для подростка характерны легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Он лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (низкая оценка, выговор за плохое поведение) подросток может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но в других обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) он может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства [19].
Именно в отрочестве чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. Для подростка характерны пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти [53].

«Подростковый комплекс» эмоциональности

А. Е. Личко выделяет «подростковый комплекс» эмоциональности - это резко выраженные психологические особенности подросткового возраста. Он включает в себя перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно [26].
Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненной застенчивостью, с развязностью, желанием быть признанным.
Причиной «комплекса эмоциональности» подростка могут быть его эротические мысли, которых он стесняется, стыдится, а вместе с тем невольно им поддается. Сознание того, что он не может заставить себя нужным образом отвлечься от этих мыслей и побуждений, вынуждает подростка чувствовать собственное бессилие. Он всячески стремится скрыть свои переживания от окружающих, особенно родных, опасаясь, что они могут догадаться о причинах его угнетенного состояния, чего подросток очень стыдится [19].
Чувства могут быть очень глубокими. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. «Комплекс эмоциональности» может возникнуть по многим причинам: развод родителей, неудачи в школе, арест, попадание в зависимость от наркотиков, алкоголя, потеря работы, ссоры с любимыми, беременность, переезд на новое место жительства и др. [18].
Таким образом, подростковый возраст изобилует сильными эмоциональными переживаниями, весьма дифференцированными, зачастую довольно прочными, а иногда резко и противоположно меняющимися. Это диаметрально противоположное проявление чувств, легкость перехода от крайнего отчаяния к бурной радости очень характерны для подростков. Сильные и богатые эмоциональные переживания в этом возрасте связаны, с одной стороны, с физиологическими изменениями, происходящими в организме, а с другой - с общественным становлением подростка, с нередкими конфликтами, возникающими у него в это время с окружающими его взрослыми людьми.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.