На главную Подросток Психологические особенности возраста Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в семье и в условиях детского дома по различным системам - Особенности морально-нравственной сферы подростка
Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в семье и в условиях детского дома по различным системам - Особенности морально-нравственной сферы подростка
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в семье и в условиях детского дома по различным системам
Особенности морально-нравственной сферы подростка
Все страницы

 

Особенности морально-нравственной сферы подростка

В психологии развития именно подростковый и юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентаций личности. Действительно, именно в подростковом возрасте ребенок достигает того уровня интеллектуального развития, который позволяет ему сформировать свои собственные ценностные представления о действительности. Подросток стремится расширить свои социальные границы, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. И именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли надежно они укоренились в его сознании [52].
Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, относительно неупорядоченна и неустойчива.
Для анализа особенностей системы ценностей подростков можно использовать два параметра: степень сформированной иерархической структуры ценностных ориентаций и их содержательную часть, которая характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру [48].
По мнению И. В. Дубровиной и ее коллег, первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Как пишут авторы, осознанная интериоризация ценностей происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни [52].
Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каково сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т. п., формируется структура личности, доминирующая мотивация.
Особый интерес в анализе ценностных ориентаций подростков представляет их содержательная часть. Социализация современного подростка в России протекает не просто в ситуации социальноэкономической нестабильности, но именно в ситуации ценностнонормативной неопределенности. Сегодня индивидуалистические ценности доминируют над общественными [40].
Счастливая семейная жизнь
Можно отметить, что ценность счастливой семейной жизни считается приоритетной в ряду других жизненных ценностей подростков. Семья еще пока остается той незыблемой ценностью, на которую можно опереться. Однако и здесь происходят определенные изменения: ценность счастливой семейной жизни, как и ценность воспитания детей, более значима для девушек (по сравнению с юношами). Но современные девочки-подростки, в отличие от девочек-подростков прошлых лет, в большей степени ориентируются на западные стандарты и один из них - стремление сделать карьеру, добиться жизненного успеха, самореализоваться за пределами семейной жизни [45].

Достижение материального благополучия

Отдельного рассмотрения требует такая ценность, как достижение материального благополучия. Желание стать богатым, включиться в бизнес все больше завладевает подростками и существенно влияет на выбор профессии и места работы. Практически каждый четвертый подросток планирует организовать свое дело после получения специальности. В молодежной среде все больше доминирует позиция «все средства хороши для достижения богатства и даже противоправные».
Помимо выделенных выше особенностей системы ценностных ориентаций современных подростков, следует также отметить относительно низкий уровень значимости идей приобщения к культуре, познания себя и развития своих способностей [55].

Религиозные ценности и убеждения подростков

В настоящее время отмечается подъем религиозности среди подростков. По мнению отдельных исследователей, религия - это остатки детской веры в чудеса, склонность к мистическим фантазиям, которая с возрастом убывает, вытесненная здравым смыслом. Опираясь на свои возросшие интеллектуальные способности, многие подростки начинают размышлять о смысле жизни, о своем месте в этом мире и соответственно приходят к мыслям о Боге. В поисках конечной истины они могут примерить на себя роль последователя не одной конфессии. Отсюда опасность того, что подросток попадет не только в какие-то традиционные религиозные общины, но и в различные секты, в том числе и деструктивные [52].
Современное поколение подростков во многом принимает религию как культурную норму, как приверженность национальным традициям, как часть своей национальной идентичности.
Обращение подростков к религии может быть обусловлено и многими другими причинами. Например, религиозность может выступать как бегство от реальности, стремление защититься от жестокой действительности. Подростки также могут приобщиться к религии для того, чтобы приобрести друзей: давно известно, что с религией чаще всего связывают судьбу люди, у которых нарушены социальные связи. Принадлежность к какой-то группе значительно укрепляет позиции подростка, прибавляет уверенности, дает чувство безопасности [16].
Для подросткового возраста также характерно формирование обобщенного образа идеала. Содержательная часть идеальных образов определяется в основном социокультурными факторами. Каждая эпоха диктует свой идеальный образ человека, в котором, по словам С. Рубинштейна, время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты [1].
Таким образом, для подростков нынешнего поколения характерны такие особенности, как стремление к самоутверждению, самовыражению, преобладание индивидуалистических ценностей над общественными. В приоритете - ценность семейной жизни, но современные девочки-подростки видят себя реализованными в профессиональной сфере. Лидирующее место занимает такая ценность, как материальное благополучие.

Особенности коммуникативной сферы подростка

Общение со сверстниками. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам, затрагивающим половые отношения, подросток получает от сверстников, поэтому ее отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Общение с товарищами - источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям - к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать [19].
Наиболее существенное свойство взаимоотношений между сверстниками - их принципиальное равноправие, включающее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в детской группе. Удовольствие от совместного времяпрепровождения, совместных занятий, стремление их продолжать помогают преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений.
По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся все более открытыми, причем между девочками возникает более тесный эмоциональный контакт, чем между мальчиками [3].
Общение со сверстниками - это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку ав- тономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей - это имеет для самоуважения подростка решающее значение [55].
Общение со взрослыми. В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны старших, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятна ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга [18].
Роберт Хэвигхерст определяет одну из задач развития в подростковом возрасте как достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подросток должен сформировать отношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости [17].
В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем обычно в этом отношении детям ближе мать, чем отец. С увеличением самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает тяготить ребенка, возникают частые конфликты, условная независимость от родителей [31]. В семье повышение требований к подростку в значительной степени обусловлено реальной необходимостью в его помощи. Тут, конечно, требуется значительно больше организованности, ответственности, самостоятельности. Правда, можно наблюдать и прямо противоположную картину, когда отношение родителей к подростку не меняется: они стремятся сохранить над ним ту же власть, какая была у них прежде, хотят постоянно руководить им, лишают его самостоятельности и свободы. Обычно это вызывает у подростка резкий протест, он упрямится и даже бунтует [1].
Таким образом, в подростковый период происходят два основных процесса в развитии коммуникативной сферы: активное взаимодействие со сверстниками, установление более близких контактов с ними и «независимость» от родителей, которая может сопровождаться конфликтами и ссорами, когда подросток, пытаясь сохранить теплые отношения с родителями, все же старается стать независимым.

Особенности волевой сферы подростка

Для подростка воля стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы походить и которому старается подражать. Именно такой высокой оценкой подростками волевых свойств личности и объясняется то, что ребята в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли. Но, с другой стороны, подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения [52].
Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки живут и действуют в более сложной социальной ситуации, требующей от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы. В подростковом возрасте и учебная деятельность ребенка, и положение его среди окружающих существенно меняются. Учение становится более сложным, требует значительных усилий, большей самостоятельности и ответственности. Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от него более зрелого, «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности [53].
Одновременно с этим у подростков уже складывается умение анализировать свое поведение, появляется личное отношение к окружающему миру, собственные образцы для подражания, свои требования к себе, которые часто не совпадают с возможностями подростков. В результате они нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает недовольство собой, чувство неполноценности [56].
Таким образом, налицо расхождение между требованиями жизни и возможностями подростка, его собственными требованиями к себе. Обостряется желание преодолеть эти расхождения, для чего требуется высокий уровень развития воли. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают.
Очень часто ребята проходят стадию так называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов: делать ли то, что надо, или то, что хочется, после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно. Бывает так, что подросток намерен поступить именно так под влиянием владеющего им в данный момент чувства, например, под влиянием товарищей или минутного сильного впечатления подросток принимает решение систематически делать зарядку. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли [58].
Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, круга познавательных интересов. Очень важно, чтобы перед подростком уже возникала проблема самоопределения, т. е. постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни. Это залог организованности поведения, умения достичь поставленных целей [6].
Таким образом, в подростковом возрасте воспитание волевых качеств стоит у подростка на первом месте. Однако ввиду недостаточной сформированности воли к данному возрастному периоду, подростки могут совершать поступки под влиянием сильных эмоций, по мере угасания которых они прекращают действовать. Или же, не рассчитав сил, подростки могут ставить перед собой заведомо трудно достижимые цели, вследствие чего у них может возникать комплекс неполноценности. Важно поддержать подростка в его начинании, а не обвинять в отсутствии воли. Формирование воли продолжается и в юношеском возрасте.

Особенности мотивационной сферы подростка

Подростковый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, и это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразованиями в мотивационно-потребностной сфере подростков. Однако эти преобразования, имеющие как качественные, так и количественные характеристики, обусловлены и подготовлены всем ходом развития ребенка с самых первых дней его существования [9].
По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций. В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности, приводящее к изменениям интересов. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Подросток начинает ориентироваться на взрослую жизнь. С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их отличается большой устойчивостью, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и осознанно принятого намерения. Появление опосредованных потребностей дает возможность подростку сознательно управлять своими потребностями и стремлениями, овладевать своим внутренним миром, формировать долгосрочные жизненные планы и перспективы [58].
Но в целом основными мотивами действий подростков выступают положительные социальные побуждения, благожелательность к людям, сочувствие их горю или несчастью. Именно такими, часто подспудными и противоречащими повседневному внешнему поведению чувствами объясняются многие героические поступки подростков во время пожаров, когда кто-то тонет или попал в аварию и т. д. Желание сделать людям хорошее - помочь им в горе, несчастье, при неприятностях, восстановить попранную справедливость, проявить горячее сочувствие угнетенным и обездоленным - занимает существенное место в эмоциональном мире подростка. Эти желания и устремления часто становятся осознанными, а иногда и недостаточно осознаваемыми мотивами действий и поступков подростков. И если эти устремления войдут в нужное, действенное русло, то подросток будет испытывать глубокое моральное удовлетворение [31]. Что касается содержательного анализа сферы интересов и увлечений подростков, то исследователи отмечают недостаточное их многообразие. В свободное время они в основном гуляют со сверстниками, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку, немногие из них занимаются спортом, а у некоторых нет никаких увлечений и время они проводят в ничегонеделании.
Одно из самых распространенных увлечений современного подростка - телевидение, интернет. Они проявляют большой интерес к проблемам секса, моды, музыки, киносериалам, спортивным передачам и новостям техники и полное безразличие к политическим и культурнопросветительским программам, научно-популярным передачам [16].
Среди других негативных тенденций - количественное и качественное снижение чтения. Этот процесс наблюдается во всем мире и обусловлен в первую очередь появлением новых форм проведения досуга или удовлетворения познавательных потребностей - это и телевидение, радио, кинофильмы, компьютер и т. д.
Среди характерных увлечений современных подростков особое место занимает компьютер и интернет. Можно выделить три группы мотивов, обусловливающих обращение подростков к этим видам времяпрепровождения: 1) познавательные мотивы, связанные с поиском разнообразной информации; 2) мотивы, связанные с удовлетворением потребностей в игре; 3) мотивы, связанные с общением. Интернет для многих подростков представляет своего рода коммуникативную среду и, таким образом, удовлетворяет довольно большое число потребностей подростка.
Таким образом, исходным моментом для изменения мотивационной сферы подростка выступает уникальная, характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой. Эти отношения, с одной стороны, формируют, а с другой - сами определяются теми качественно новыми психологическими образованиями, возникающими на данном возрастном этапе. Эти новообразования представляют собой широкий спектр психических явлений - от психических процессов до отдельных свойств личности.
Таким образом, при анализе личностных особенностей подростка необходимо учитывать: биологические изменения (половое созревание), психологические изменения (усложнение форм абстрактно-логического мышления, развитие самосознания, расширение сферы волевой активности) и социальный контекст жизни подростка.
Известно, что длительность и интенсивность протекания подросткового периода во многом зависят от культурно-исторических условий: переход от детства к взрослости может быть коротким и суровым, а может затянуться почти на целое десятилетие.
Необходимость переходного периода очевидна. По сути, главная задача, можно сказать, мегазадача, которую необходимо решить человеку в подростковом возрасте, - это стать взрослым, как в физиологическом плане, так и в социальном: обрести определенные знания, умения и навыки, определенные личностные качества, а также некие принципы, ценности и установки, которые соответствуют требованиям конкретного общества и позволяют самому человеку адаптироваться и нормально функционировать в нем.

Источник: Великова, С.А. Межличностные отношения подростков, воспитывающихся в различных условиях : учеб. пособие / С. А. Великова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. - 104 с. - ISBN 978-5-9984-0898-4.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.