На главную Подросток Психологические особенности возраста Роль межличностных отношении в психическом развитии подростка
Роль межличностных отношении в психическом развитии подростка
Подросток - Психологические особенности возраста

Межличностные отношения - своеобразное связующее звено трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них и благодаря им деятельность человека предстает разнообразной и развивающей. Относительное преобладание ориентаций межличностных отношений на интеллектуальное, эмоционально-коммуникативное и практическое взаимодействие показывает, что их характер у человека и групп людей к деятельности как к игре, учебе или труду, определяет адекватность поведения [27].

Развитие и становление личности есть результат ее взаимодействия со средой. Деформация взаимоотношений подростка с окружающими его людьми определяет сложность структуры личности подростка и создает условия для асоциальной направленности поведения [41]. Чувство неудовлетворенности окружающими сказывается на положении личности в обществе [15]. Групповой статус подростка зависит от индивидуально-личностных свойств человека и особенностей коллектива. В младшем подростковом возрасте наиболее распространенные пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений сводятся к стремлению снизить ценность желаемого, к сублимации (замещающей деятельности), фантазии (погружению в мир воображаемых образов), фрустрации (в форме агрессии или ухода) [47].
Предпочтения старших подростков в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу, уровня социальной ответственности. Статус подростка в коллективе оказывает очень сильное влияние на его поведение и самосознание, поэтому неблагоприятное положение в классном коллективе отрицательно сказывается на формировании личности подростка, вызывает у него безразличие или враждебность к товарищам класса [12]. Такие «изолированные» подростки, по результатам исследований, недовольны своим положением в классе и отрицательно относятся к одноклассникам. Реакция подростка на сложившуюся неблагоприятную для его развития ситуацию довольно разнообразна. Для старших подростков свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как оппозиция (демонстративные действия негативного характера), отказ (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов) [14].
Следовательно, удовлетворенность личности подростка своими отношениями с окружающими является решающим фактором, определяющим характер общения.
Одним из самых серьезных факторов, определяющих возникновение девиантного (социально опасного) поведения, считается несоответствие значимости сфер общения возрастным особенностям подростка, который удовлетворяет свою потребность общения в трех основных сферах: семье, группах организованного и свободного общения. Так, очень важно отношение подростка с близким окружением.
Сфера семьи охватывает отношения с ближайшими родственниками, проживающими совместно с ним. Недостаточность или отсутствие положительных воздействий со стороны взрослых, частые конфликты с членами семьи являются одной из причин нарушенного эмоционального равновесия, источником задержки психического развития [10]. В семьях, где разрушены эмоциональные отношения между детьми и родителями, подростки не чувствуют себя защищенными, нужными и в целом отрицательно относятся к семье. Такая семейная обстановка не только не благоприятствует развитию личности подростков, но и обусловливает разные виды отклонений в поведении. Вместе с тем сокращаются контакты подростка не только с родителями, но и другими взрослыми [12].
В такой период намного увеличивается роль внешней среды, роль несемейного окружения для запущенных школьников, откуда они черпают основную массу сведений о различных сторонах жизни [3].
Сфера организованного межличностного общения подростка состоит из воспитательных коллективов, которые определяются как официальные группы [53]. Именно они представляют микросреду личности подростка в данной сфере общения. Территориально это общение в школе, в спортивных и внешкольных учреждениях; представлено такими организационными единицами, как группа, класс и т. д. Взаимодействия подростка с товарищами по группе определенным образом влияют и на формирование его характера, развитие его творческих способностей, накладывают неизгладимый отпечаток на всю его личность [7]. Функционирование каждой группы основывается на общих ценностных ориентациях ее членов [15]. Показателем групповой «сплоченности» служит ценностно-ориентационное единство, характеризующее систему взаимоотношений членов группы как совпадение групповых характеристик на значимые для них объекты [5]. У 12-летних подростков наблюдается ярко выраженное стремление к общению с товарищами класса, желание активно участвовать в жизни класса и школы. Двенадцатилетний подросток пытается найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками, которые, в свою очередь, относятся к нему как к члену своей группы, которого принимают или отвергают. Это характеризует этап, связанный с выделением особой сферы жизни младшего подростка, - сферы личных взаимоотношений с товарищами и коллективом класса, очень важной и необходимой для него [14]. В 13 лет подростки в выборе партнеров ориентируются уже на моральные и деловые качества личности (честность, смелость, воля, трудолюбие и др.). Встречаются мотивировки оказания помощи одноклассникам, появляется потребность внутреннего общения, сопереживания. Для того чтобы добиться благоприятного положения среди сверстников, подростки понимают необходимость наличия у себя таких качеств, которые характеризуют нравственный облик личности. У старших подростков приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений сказывается на развитии их личности: у них растет чувство долга и ответственности перед товарищами, формируется потребность в общении, оказании взаимопомощи. Уровень коллективной жизни старших подростков выше, чем у младших, так как повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, которая составляет стержень коллективной жизни [10].
Таким образом, межличностные отношения играют большую роль в развитии подростка, так как именно с помощью них подросток включается в систему общественных отношений. Деформация взаимоотношений подростка с окружающими его людьми создает условия для асоциальной направленности поведения. Бесспорно, для подростка очень важно общение со сверстниками еще и потому, что это основная ведущая деятельность в данном возрастном периоде, играющая большую роль в нормальном психическом развитии индивида.

Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в семье

Особенно интенсивное развитие отношения школьников со сверстниками получают в подростковом возрасте [10], когда у них складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками [14]. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализированную роль, эти две системы взаимоотношений нередко противоречат друг другу с точки зрения содержания и регулирующих их норм. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками [5].
В отрочестве, как хорошо известно, отношения со сверстниками приобретают особую значимость. В период исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы воздействия на других, проходят особую школу социальных отношений [4]. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Отношения оказываются настолько притягательными, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не такими непосредственными. Подросток теперь менее зависим от родителей, чем в детстве [32]. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга [31]. Обсуждение личности друга в любой форме, даже похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для того чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию [22].
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, в них отношения между детьми начинают подчиняться более строгим правилам [12]. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей [28].
Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства [18]. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров [12].
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте они начинают носить одежду одного стиля и вида, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу [40].
В неформальных подростковых объединениях формируется своеобразный сленг (англ. slang), или арго (фр. argo), - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками [9]. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте 5 - 7 сленговых слов [42]. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, на улице, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и т. д.).
Диапазон подростковых ориентаций в отношениях велик и многообразен, как сама окружающая среда [50]. Однако на эти ориентации сильное воздействие оказывает потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве - чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым [13]. Что касается дружбы, то друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Отношения по нормативам возрастного статуса отрочества сочетаются здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки-подростки выражают свои чувства объятиями и стремлениями прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам-подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики, так же как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. Все - и мальчики и девочки-подростки - озаряют своего друга сиянием восхищенных любящих глаз [12].
Сходство в интересах и делах - важнейший фактор дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним становятся причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него возникает желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, знания, умения и навыки. Дружба активирует межличностные отношения подростков, они посвящают много времени разговорам на разные темы, обсуждая события из жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых; часто их разговоры содержат немало «тайн» [40].
Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста [47].
Таким образом, межличностные отношения подростков, воспитывающихся в семье, имеют следующие особенности: подростки в отношениях стремятся реализовать свою личность, определить свои возможности в общении; в группах подростков устанавливаются отношения лидерства, при этом подростки отличаются крайним конформизмом. Большое значение для подростка имеет обретение друга, значимого и авторитетного человека.

Особенности межличностных отношений подростков из полных семей

Подростки, воспитывающиеся в полной семье, дружелюбны, общительны, склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкости и компромиссу при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся к согласию с мнением окружающих, сознательно конформны, следуют условностям, правилам и принципам хорошего тона в отношениях с людьми; проявляют себя как инициативные энтузиасты в достижении целей группы, стремятся помогать, чувствуют себя в центре внимания, заслуживают внимание и любовь, проявляют теплоту в отношениях.
В 2015 г. под руководством автора в г. Меленки на базе школы № 3 было проведено исследование межличностных отношений подростков, проживающих в полных семьях. 7 % подростков, проживающих в семьях, ориентируются на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех, быть хорошими для всех без учета ситуации (Т. Лири). Они гиперответственны, как правило, приносят в жертву свои интересы, стремятся помочь и сострадать всем, навязчивы в своей помощи и слишком активны по отношению к окружающим, неадекватно принимают на себя ответственность за других. Подростки активно ищут контактов и общения с людьми, испытывая от этого только положительные эмоции. На это указывает сочетание высокого уровня развития мотива «Стремление к людям» и низкого уровнем развития мотива «Страх отвержения» (А. Мехрабиан). Подростки жаждут находиться в обществе других людей и пытаются устанавливать близкие чувственные отношения с ними, но при этом требуют, чтобы окружающие устанавливали глубокие отношения с ними. Причем, треть подростков осторожны при установлении близких отношений. Остальные ждут от социума доброжелательных, порой альтруистичных отношений (В. Шутц). Две трети подрастающего поколения чувствуют эмоциональный комфорт и благополучие в отношениях; 20 % вообще не задумываются, как складываются их отношения, 7 % подростков сосредоточены и озабочены отношениями, которые являются, по их мнению, неустойчивыми и дискомфортными. Лишь 3 % могут держать дистанцию между людьми либо проявлять противоречия в отношениях со сверстниками. В их отношениях отсутствует доверие и понимание между людьми (С. В. Духновский). Большинство подрастающих членов общества проявляют в отношениях между сверстниками стремление занять позицию «на равных», однако не прочь подчинить себе других, доминировать над ними и эксплуатировать их. В отношениях может проявляться грубость и агрессия. Иногда агрессивные намерения могут скрываться или проявляться вербально, косвенно. Об этом свидетельствует нормальная степень проявления индексов агрессивности и враждебности (А. Басс, А. Дарки).
Таким образом, подростки, воспитывающиеся в полных семьях, дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на социальное принятие и одобрение, стремятся к целям микрогруппы, что характеризует их как гиперответственных, всегда приносящих в жертву свои интересы, стремящихся помочь и сострадать всем. Такие подростки активно ищут общения с людьми, испытывая от этого только положительные эмоции. Кроме того, они хорошо себя чувствуют среди людей, ищут их благосклонности, стараются устанавливать близкие чувственные отношения и ждут от остальных того же. Отношения носят стабильный характер, что предполагает длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающего положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или группы). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер.

Особенности межличностных отношений подростков из неполных семей

Исследования Владимирской психологической школы свидетельствуют, что подростки из неполных семей - уверенные в себе, упорные, настойчивые - могут быть хорошими наставниками и организаторами. Они любят давать советы, требуют уважения к себе, могут быть нетерпимыми к критике в свой адрес. Им свойственна переоценка собственных возможностей. Молодые люди независимы, ориентированы на себя, у них ярко выражено чувство собственного достоинства, поэтому иногда их считают самодовольными. Они имеют особое мнение, отличное от мнения других, критичное по отношению к окружающим. Однако отстоять свое мнение, проявить сопротивление они не могут и считают, что другие всегда правы.
Неконформность, обидчивость, порой замкнутость, делают подростков зависимыми от других и от чужого мнения. Они испытывают трудности в интерперсональных контактах, могут проявлять свой негативизм в вербальной агрессии. Склонность во всем обвинять окружающих, требовательность к социуму маскируют навязчивые страхи, опасения по любому поводу, их беспомощность (Т. Лири).
У подростков из неполных семей, как и у подростков из полных семей, наблюдается идентичное сочетание мотивов «Стремление к принятию» и «Страх отвержения». Высокий уровень развития мотива «Стремление к принятию» (50 %), сочетаемый с низким уровнем развития мотива «Страх отвержения» (50 %) (А. Мехрабиан), отражает тот факт, что такие подростки активно ищут контактов и общения с людьми, испытывая от этого только положительные эмоции. Причем они очень осторожны в выборе партнера, с которым устанавливают близкие взаимоотношения (В. Шутц), и стремятся держать дистанцию со взрослыми людьми. В их отношениях отсутствуют доверие и понимание, но в то же время они не сдержанны в излиянии дружелюбия по отношению к сверстникам (С. В. Духновский). Ребята выражают чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (вплоть до угроз). Показатели негативизма свидетельствуют о том, что испытуемые выбирают манеру в поведении, колеблющуюся от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (А. Басс, А. Дарки).
Таким образом, подростков из неполных семей можно охарактеризовать как очень неуверенных в себе, имеющих навязчивые страхи, испытывающих опасения по любому поводу, поэтому зависимых от других и от чужого мнения. Наличие дисгармонии в межличностных отношениях - отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами - свидетельствует о противоречивости в отношениях со сверстниками. Подростки активно ищут контактов и общения с людьми, испытывая от этого только положительные эмоции. Они склонны устанавливать близкие отношения, но при этом очень осторожны в выборе.

Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в детском доме

В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми, которые связаны с устойчивыми и определенными свойствами личности таких подростков. Так, к 10 - 11 годам у них устанавливается отношение к сверстникам, основанное на их практической полезности для подростков, формируются такие качества, как «способность не углубляться в привязанности», поверхностные чувства, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) [14]. В отношениях таких подростков с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность в любви и внимании. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, а с другой - острой аффективной окрашенностью. Этим подросткам свойственны взрывы эмоций (бурной радости, гнева) и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически не развиты высшие чувства, связанные с глубоким переживанием эмоций от встречи с прекрасным, нравственных коллизий. Следует отметить также, что они очень ранимы в эмоциональном отношении: даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости. Психологи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности [10]. Как утверждает С. В. Дрокова, межличностные отношения подростков детского дома друг с другом также очень отличаются от отношений подростков, воспитывающихся в семье [13]. Конфликт с другими сверстниками чаще всего вызывает экстрапунитивные, обвиняющие реакции, причем в основном это реакции самозащитного типа «сам дурак». Однако если у подростков-сирот такие реакции преобладают, а все остальные буквально единичны, то у домашних подростков их, во-первых, намного меньше, а во-вторых, почти в такой же степени представлены интрапунитивные реакции по типу фиксации на удовлетворении потребности. Но замечено, что ни в семье, ни в детском доме при конфликтах с другими подростками практически не встречаются интрапунитивные реакции самозащитного типа «извини меня, пожалуйста, я больше так не буду».
Э. А. Мипкова обращает внимание на тот факт, что у подростков стихийно складывается детдомовское «Мы» [31]. Это особое психологическое образование, когда весь мир они делят на «своих» и «чужих». У них особая нормативность ко всем «чужим» и к «своим» детдомовцам, чаще всего не соответствующая социальным нормам.
Можно отметить также, что полноценные, эмоционально «насыщенные» контакты не формируются у воспитанников детского дома, когда дело касается их родных братьев и сестер. Наблюдение за воспитанниками, у которых не было опыта межличностных отношений со старшими братьями и сестрами, показывает, что подростки не имеют к ним родственной привязанности, а в процессе общения их отношения базируются на низшем уровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни доброжелательности, ни заботы, ни заинтересованности).
В интернатном учреждении подросток постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не властен предпочесть ей какую-либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую безусловность в отношениях со сверстниками в детском учреждении, с одной стороны, можно рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи; с другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек: подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым сверстником, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. У этих подростков масса проблем, которые неведомы подростку в нормальной семье. Каждый воспитанник детского дома вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт межличностных отношений приводит к тому, что подросток занимает по отношению к другим негативную позицию. А если группа оценивает его негативно (ниже, чем он себя), то он испытывает разочарование, неудовлетворенность [48].
Таким образом, межличностные отношения со сверстниками у подростков, воспитывающихся в детском доме, имеют следующие особенности: в отношении с окружающими наблюдается назойливость и неутолимая потребность в любви и внимании; весь мир делится на «своих» и «чужих»; контакты поверхностны, нервозны и поспешны; в отношениях с родными братьями и сестрами такие дети не проявляют доброжелательности, заботы и заинтересованности.

Особенности межличностных отношений подростков из детских домов

Подростки, воспитывающиеся в детских домах, имеют склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкости и компромиссу при решении проблем и в конфликтных ситуациях стремятся к согласию с мнением окружающих, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. Адаптивное поведение свидетельствует о том, что подростки детских домов, уверенные в себе, упорные, настойчивые, могут быть хорошими наставниками и организаторами. Для них характерны доминантность, энергичность, успешность в делах. Они любят давать советы, требуют к себе уважения, могут быть нетерпимыми к критике, им свойственна переоценка собственных возможностей. В то же время данный контингент склонен к критицизму, замкнутости, обидчивости, испытывает трудности в межличностных контактах, свой негативизм может проявлять в вербальной агрессии. На людях подростки скромны, уступчивы, эмоционально сдержанны, способны подчиняться, так как скрывают собственное мнение. Причем подчиняются они более сильным без учета ситуации. Могут демонстрировать ответственность по отношению к людям, деликатность, мягкость, доброту. Эмоциональное отношение к людям проявляют в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы. Порой приносят в жертву свои интересы, стремятся помочь и сострадают всем, навязчивы в своей помощи и слишком активны по отношению к окружающим. Неадекватно принимают на себя ответственность за других, но это только внешняя маска, скрывающая личность противоположного типа. Они ориентированы на себя, независимы, самодовольны, у них ярко выражено чувство собственного достоинства. Имеют особое мнение, отличное от мнения воспитателей. Им свойственно проявлять чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящие до асоциального поведения.
Мотив «Стремление к принятию» у подростков детских домов сочетается с мотивом «Страх отвержения», что обусловливает сильно выраженный внутренний конфликт между стремлением к людям и избеганием, который возникает каждый раз, когда им приходится встречаться с незнакомыми людьми или нечто новым (А. Мехрабиан). Поэтому они осторожны в выборе друзей. Им хочется, чтобы другие проявляли к ним интерес и принимали в свое общество, они согласны подчиняться другим в отношениях, зависимы от социума. Если такая ситуация в жизни подростка возникает, то они не задумываются, как складываются их отношения. И параллельно колеблются в принятии решений. Подростки не принимают контроля над собой (В. В. Шутц), излишне сосредоточены и озабочены отношениями, которые являются неустойчивыми и дискомфортными, стремятся держать дистанцию между людьми. В отношениях отсутствуют доверие и понимание, могут проявляться грубость и агрессия. Об этих подростках можно сказать, что они имеют тенденцию подчинять себе других, доминировать над ними и эксплуатировать их. Ребята выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (вплоть до угроз). Показатели негативизма свидетельствуют о том, что испытуемые выбирают манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил (А. Басс, А. Дарки). Это еще раз подтверждает противоречивость в отношениях со сверстниками.
Другими словами, подросткам детских домов свойственны противоречивые черты личности, характерные для таких типов отношений, как агрессивность и зависимость (Т. Лири). С одной стороны, такие дети требовательны, склонны во всем обвинять окружающих, с другой - очень не уверены в себе, имеют навязчивые страхи, опасения по любому поводу, поэтому зависимы от других и от чужого мнения. У таких подростков сильно выражен внутренний конфликт между стремлением к людям и бегством от них, который возникает каждый раз, когда им приходится встречаться с незнакомыми людьми. Испытуемые выбирают манеру поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
У подростков из детских домов выявлена дисгармония в межличностных отношениях: отсутствует единство, согласие с другими людьми, ослаблены позитивные эмоциональные связи, преобладают удаляющие чувства (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами. Ребята выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и содержание словесных ответов (вплоть до угроз).
Источник: Великова, С.А. Межличностные отношения подростков, воспитывающихся в различных условиях : учеб. пособие / С. А. Великова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. - 104 с. - ISBN 978-5-9984-0898-4.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.