На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Методы ведения психологического тренинга
Методы ведения психологического тренинга
Лекции и практикум по психологии - Тренинги

План

1. Определение понятия «метод психологического тренинга»
2. Классификация методов ведения психологического тренинга
3. Характеристика методов ведения психологического тренинга
1.1 Методы представления информации
1.2 Имитационные методы

Список литературы

1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. - 176 с.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Электронный
ресурс]: учебное пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. - 176 с.
3. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
5. Завьялова, Ж.В., Фарба, Е.О., Каденильяс-Нечаева, Е., Авдюнина, М.Н. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам: Пособие для практикующего бизнес-тренера [Текст]/ Ж.В. Завьялова, Е.О. Фарба, Е. Кадельянис-Нечаева, М.Н. Авдюнина. - СПб.: Речь, 2005. - 159 с.
6. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика[Текст]: Монография / С.И. Макшанов. - СПб.: «Образование», 1997. -238 с.
7. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга [Текст]: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 176 с.
Определение понятия «метод психологического тренинга»
Метод, по определению И.В. Вачкова, - способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности, включающий в себя общие принципы и конкретные приемы обращения с тем или иным предметом [3].
В работах российских психологов, посвященных теории и практике тренинговой работы даны различные определения понятия «метод психологического тренинга». Такие различия можно объяснить тем, как авторы работ понимают сущность психологического тренинга и какой концепции тренинговой работы они придерживаются.
Таблица 7. Определения понятия «методы психологического тренинга»

Автор
определения

Определение понятия «психологический тренинг»

Определение понятия «метод психологического тренинга»

Банков ИВ.

Метод        развития         субъектности
человека

Способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих

Макшанов С.И.

Многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека

Способы            формирования
среды тренинга, в которой становятся         возможными
преднамеренные изменения

Никандров Б.Б.

Специфическая                              форма
психологической работы с людьми, ключевой идеей которой является «использование                        феномена
взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях

Приемы                   реализации
психокоррекционных воздействий на участников тренинга

Методы ведения психологического тренинга, согласно С.И.Макшанову,
- позволяют реализовывать принципы его организации и проведения,
- предназначены для словесной и несловесной передачи информации и создания целесообразно насыщенной информационной среды,
- используют для регуляции уровня удовлетворения потребностей,
- позволяют вовлечь участников в определенным образом организованную деятельность.
И.В. Вачков обращает внимание на то, что они направлены не на объект действительности, а на субъектов двух типов - индивидуального и группового. Поскольку в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты, тренер реализует методы на трех уровнях [3]:
1) в группе - с отдельным участником. Это происходит в диадном взаимодействии ведущего и одного из членов группы;
2) с группой - как единым целым. Например, когда ведущий дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе, а не к отдельному участнику;
3) через группу - с отдельным участником средствами самой группы. В этом случае ведущий скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников в целях оказания им психологической помощи.
Ведущий группы психологического тренинга, осознавая цели программы, обладает широким выбором путей их достижения с учетом развития групповой динамики, мотивации, групповых и индивидуальных пожеланий, статуса в организации, опыта работы и участия в тренинге, профессиональной специфики и индивидуально-психологических особенностей участников тренинга.

Классификация методов ведения психологического тренинга

И.В. Вачков считает, что в тренинге происходит множество событий, который образуют его важнейшее содержание. Он пишет, что, с методологической точки зрения, событие - это конкретное проявление движения в пространстве и времени. Поэтому методы, применяемые тренером, должны выступать способом организации событийности тренинга - цепи связанных между собой событий, которые будут переживаться участниками как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем. В этом случае освоение какой-либо деятельности в процессе тренинга будет сопровождаться осознаванием роста своих возможностей. Рассматривая возможные типы событий по осям времени (когда?) и пространства (где?), И.В. Вачков выделяет ограниченное число возможных видов событий, актуализирующихся в процессе тренинга, - девять. События, произошедшие до тренинга, случившиеся на тренинге и конструируемые для использования после тренинга, могут быть репрезентированы в психологическом пространстве, пространстве дискурса и пространстве физической реальности. Девять выделенных типов событий задают девять важнейших тренинговых методов [3].

Таблица 8. Методы ведения психологического тренинга, выделяемые И.В. Вачковым

Координаты

События,

События,

События,

выделения методов

произошедшие

случившиеся

конструируемые для

психологического

до тренинга

на тренинге

использования

тренинга

 

 

после тренинга

Психологическое

Метод регрессии

Метод

Метод

пространство

 

концентрации

символического

 

 

присутствия

самовыражения

Дискурс

Метод

Метод

Метод группового

 

обмена опытом

групповой
рефлексии

решения проблем

Физическое

Метод имитации

Метод

Метод

пространство

 

построения

операционализации

 

 

диспозиций

 

Поясним используемые И.В. Вачковым термины.
Если рассматривать события как происходящие во времени, это могут быть:
- события, произошедшие с членами группы до тренинга,
- события, случающиеся (происходящие) на тренинге,
- события, которые пока не произошли, но желательно их осуществление после тренинга.
События могут происходить:
- в пространстве внутреннего мира человека (психологическое пространство);
- в пространстве дискурса (дискурс). Дискурс (от
франц. discours— речь) - связный текст в ситуации
целенаправленного социального взаимодействия и влияния экстралингвистических прагматических, психологических и других факторов. Дискурс в контексте тренинга понимается как «живой текст» взаимодействия участников тренинга между собой;
- в физическом пространстве помещения, в котором проходит тренинг. Это события, которые связаны с двигательной активностью участников, с реализуемой ими деятельностью во внешнем плане.

методы тренинга

Рисунок 3. Классификация методов ведения психологического тренинга И.В. Вачкова

Дадим определение перечисленных методов ведения тренинга.
- Метод регрессии - актуализация произошедшего события в психологическом пространстве. Это погружение клиента в ситуацию, требующую психологической проработки, и ее переживание во внутреннем плане. Существуют разновидности метода регрессии: в нейролингвистическом программировании - метод
структурированной регрессии (или метод изменения личностной истории), в гештальт-терапии - «путешествие в прошлое», в транзактном анализе - метод разрешения.
- Метод обмена опытом (метод актуализации биографии) - актуализация произошедшего события в пространстве дискурса. Это
- групповое обсуждение, в ходе которого участники делятся друг с другом переживаниями событий, которые имели для них и имеют сейчас особое значение.
- Метод имитации - актуализация произошедшего события в пространстве физической реальности. Это проигрывание болезненной для человека ситуации в безопасных в психологическом отношении обстоятельствах. В ходе проигрывания он переживает эту ситуацию, приобретает уникальный опыт преодоления всех ее негативных воздействий и путем перебора и анализа находит оптимальный способ поведения в ней как в условиях игрового моделирования, так и в реальных жизненных условиях. Психодраматические техники и ситуационно-ролевые игры - примеры реализации метода имитации.
- Метод концентрации присутствия - актуализация происходящего события в психологическом пространстве. Это направление тренером внимания участников на то, что с ними происходит в настоящую минуту посредством вопросов на осознавание (Что ты сейчас чувствуешь? О чем ты сейчас думаешь? Какие ощущения возникли у тебя в теле? Где именно они сосредоточены?) или констатации того, что он наблюдает («Сейчас ты произнес, что Роман тебя раздражает... Ты опустил глаза... Твоя правая рука сжимает подлокотник кресла...»).
- Метод групповой рефлексии - актуализация происходящего события в пространстве дискурса. Это совместное обсуждение и анализ событий, происходящих в группе, с целью стимуляции групповых и индивидуальных процессов. Метод может быть представлен в виде дискуссии, материалом которой служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.
- Метод построения диспозиций - актуализация происходящего события в пространстве физической реальности. Это моделирование взаимоотношений и взаимосвязей, характерных для реальной жизни участников, что дает им возможность увидеть и прожить в «концентрированном» виде такие события, сущность которых неочевидна в житейских ситуациях. Метод представлен ролевыми играми, а также упражнениями, в которых моделируется система отношений, сложившихся между участниками группы, такими как «Скульптура группы» или различные социометрические процедуры, реализуемые в активной двигательной форме.
- Метод символического самовыражения - актуализация конструируемого события в психологическом пространстве. Это метод проектирования и моделирования участниками тренинга в психологическом пространстве видения мира, самого себя и других Примеры его реализации - медитации-визуализации, приемы активного воображения, техники имаготерапии и имагогики, проективные рисунки, написание сказок, создание изделий из песка, глины, пластилина, бумаги или ткани.
- Метод группового решения проблем - актуализация конструируемого события в пространстве дискурса. Это групповая дискуссия, задача которой - прийти в группе к общему мнению по определенному вопросу. Такая работа позволяет прояснить мнения,
позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
- Метод операционализации - активизация конструируемого события в пространстве физической реальности. Это система способов тренинговой работы, нацеленная на освоение, осмысление и решение задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием будущих событий жизни участников. Они получают возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов поведения в свою реальную жизнь. Деловые, поступочные, дидактические, управленческие, профориентационные игры - примеры реализации этого метода.
В.В. Никандров выделяет группы методов ведения психологического тренинга исходя из цели и места метода в структуре тренингового процесса. Это 1) психогимнастические упражнения (психогимнастика), 2) игровые методы, 3) групповая дискуссия, 4) психодиагностические методы [7, с.141-142].
Таблица 9. Цель и место методов ведения психологического тренинга в его структуре

Название метода

Цель использования

Место в структуре тренингового процесса

Психогимнастика

Стимулирование            рабочего
состояния                 участников,
поддержание                            их
психологического            тонуса,
необходимого для решения текущих задач тренинга и развития групповой динамики

Любая стадия тренингового процесса, но наиболее характерно применение в начале тренинга, в фазе знакомства

Название метода

Цель использования

Место в структуре тренингового процесса

Игровые методы

Получение опыта, содержание которого предопределено видом и общей целью тренинга.

Стадии         агрессии         и
устойчивой
работоспособности

Групповая дискуссия

Выработка          и        принятие
групповых решений

Стадии
работоспособности              и
умирания

Психодиагностические
методы

Получение                    ведущим
информации о свойствах и состояниях участников с

До начала тренинговых занятий, в процессе проведения тренинга,

С.И. Макшанов рассматривает такие методы ведения психологического тренинга как 1) методы представления информации (дискуссии, лекции, систематизированные обзоры, программированные инструкции, групповой анализ оценок и самооценок, техники модерации);
2) имитационные методы (ролевые и деловые игры, методы инцидентов, кейсов (casemethod), психодрама, социодрама, психогимнастика); 3) методы создания реальной среды (выполнение участниками тренинга реальных задач в группе, либо на рабочем месте, ротация и стажировка). Результаты изучения профессионального опыта ведущих психологического тренинга показывает, что тренера используют в своей работе методы преимущественно первых двух групп. Далее будет дана характеристика этих методов [6].

Характеристика методов ведения психологического тренинга

1.1 Методы представления информации

Методы представления информации ведущий использует для того, чтобы информировать участников и дать им новые знания, расширить и обобщить существующие знания о явлениях, связанных с темой тренинга. Они включают:
- короткие лекции (мини-лекции),
- систематизированные обзоры,
- программированные инструкции,
- рисуночные методики
- групповые дискуссии.
Лекция- это устное систематическое и последовательное изложение информации ведущим по теме тренингового занятия. Лекции в тренинге называют «короткими» или «мини-лекциями» так как их продолжительность 15-20 минут включая ответы на вопросы. Лекцию в тренинге используют для ознакомления участников с новыми знаниями, расширения имеющих знаний или обобщения приобретенных знаний и опыта. 
Систематизированный обзор - письменное компактное изложение информации, отвечающей целям и задачам тренинга. Систематизированные обзоры ведущий отдает каждому участнику тренинга, чтобы он мог воспользоваться их содержанием впоследствии. Это необходимо для переноса результатов тренинга в реальные жизненные условия.
В лекцию и систематизированный обзор может ведущий включает информацию о психологической природе феномена, подлежащего изменению в тренинге, способах деятельности и поведения, организации принятия решений. Содержание лекций и систематизированных обзоров отбирают с учетом целей и задач программы тренинга. Оно должно соответствовать следующим методическим требованиям.
- Новизна информации. Содержание лекций и систематизированных обзоров включает положения и факты, которые вероятно неизвестны участникам тренинга, либо новым может быть ракурс рассмотрения или форма подачи известных участникам положений и фактов.
- Представление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в образной, метафорической и юмористической форме. Выделяют ряд способов юмористической коммуникации:
1) анекдоты, шутки, юмористические истории и притчи,
2) юмористические комментарии, неожиданные и удивляющие вопросы и замечания,
3) юмористическое иллюстрирование подвергаемых внутренней цензуре мыслей, чувств и фактов,
4) юмористическое оспаривание убеждений и точек зрения,
5) юмористическое выдвижение объяснений,
6) юмористические фантазии,
7) юмористическое представление проблем.
- Адресное представление информации с учетом потребностей группы в целом и отдельных участников. В этом случае информация обладает большей ценностью в глазах участников, так как у участников группы существует не только потребность в информации, но и многообразные потребности, связанные с актуальными для них целями. В связи с этим сообщаемая таким образом информация повышает вероятность достижения участниками тренинга собственных целей и включается в регуляцию деятельности. Кроме того, проектирование лекционных фрагментов с учетом выявленных потребностей обеспечивает эмоциональный характер ее восприятия, проживание, эмоциональную переработку получаемых сведений.
Программированная инструкция содержит группу заданий, направленных на апробирование участниками полученных в тренинге представлений и действиях, а также позволяющих получить обратную связь о правильности и эффективности принятых решений и предпринятых действий. В начале и в конце инструкции к заданию приводятся образцы выполнения заданий и краткие комментарии к ним. Обратная связь в программированных инструкциях может содержаться как в информации о временных стандартах, правильности и точности выполнения отдельного задания, так и по завершении работы со всей совокупностью заданий.
Рисуночные методики - изображение участниками тренинга феномена, подлежащего изменению в тренинге, связанных с ним представлений, переживаний, действий. В тренинге существуют следующие направления применения рисуночных методик.
- Диагностическое применение рисунка позволяет получить информацию о представлениях человека о различных аспектах реальности, его индивидуальных особенностях («Дерево чувств»)
- Развивающее - превращение вербальных и знаковых описаний различных объектов в образ с их последующим осознанием («Эмблема моей личности»).
- Терапевтическое -снижение эмоционального напряжения, осознание и проработка внутренних конфликтов («Две мои субличности»).
Групповая дискуссия - обсуждение участниками группы определенного вопроса, проблемы. Этот метод С.И. Макшанов относит к методам представления информации, так как его применение позволяет собрать информацию по определенному вопросу, объективировать существующие в группе точки зрения на конкретную проблему, выявить меру их сходства и различий, создать всесторонний образ предмета обсуждения. В.В. Никандров рассматривает групповую дискуссию как метод активного обучения и стимуляции групповых процессов.
Использование в тренинге групповой дискуссии позволяет достичь следующих эффектов.
- Получение более полного представления о проблеме, рассмотрение ее с разных сторон.
- Уточнение взаимных позиций участников за счет 1) уменьшения сопротивления восприятию и пониманию новой информации, 2) обеспечение корректировки своего поведения каждым участником.
- Сглаживание скрытых конфликтов, поскольку открытость суждений создает предпосылки для снятия эмоциональной предвзятости в оценке чужих позиций.
- Придание групповому решению статуса нормы. При согласии с решением большинства участников в группе происходит процесс нормализации, т.е. единения на основе общих норм и правил внутригруппового поведения.
- Актуализация механизмов коллективной и индивидуальной ответственности при совместном принятии решения, что повышает сплоченность группы и является предпосылкой для активизации участников при реализации принятых решений как своих собственных акций.
- Удовлетворение участниками группы своих потребностей в социальном признании и уважении через проявление своих интеллектуальных и волевых качеств, эрудиции и компетентности. У них появляется возможность подтвердить или повысить свой статус.
Выделяют три основных типа ориентации групповых дискуссий [4].
1) Профессионально-личностная ориентация. При этом типе дискуссии группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Члены группы высказывают свое мнение относительно обозначенных проблем данного участника, выражают свои чувства, предлагают обратную связь.
2) Тематическая ориентация. Участники группы обсуждают вопросы и проблемы, решение которых значимо для всех. Тема дискуссии может быть актуализирована в процессе работы или запланировано заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с заранее определенной темой. В этом случае участникам можно дать задание подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.
3) Ориентация на взаимодействие. Участники группы обсуждают групповую динамику, отношения между членами группы, взаимные реакции на высказывания и поведение друг друга. На этих дискуссиях следует реализовывать принцип «здесь и теперь».
В ведении дискуссии используются три основные тактики ее ведения: свободная, программированная, промежуточная (компромиссная). Для свободной дискуссии характерны отсутствие регламентации, невысокая организованность и спонтанность развития, что способствует раскованности и активности участников. Но неорганизованность может приводить к потере цели дискуссии и отсутствию ожидаемого результата. Для программированной дискуссии характерны наличие плана, алгоритма действий, функциональное структурирование группы. Но при таком ведении дискуссии инициатива участников ограничены. Организация и ведение дискуссии состоит из следующих шагов: определение темы и целей; сбор мнений и идей всех участников группы; упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной информации; подведение итогов дискуссии - сопоставление ее целей с полученными результатами.


1.2 Имитационные методы

Имитационные методы ведущий использует для создания значимых для целей тренинга и конкретных участников ситуаций, в которых члены группы получают возможность апробировать новые способы поведения и деятельности, расширить ролевой репертуар, осознать особенности принятых ими ролевых идентификаций. К имитационным методам относят психогимнастику, ролевые игры, деловые игры, анализ конкретных случаев, медитацию, мозговой штурм, проективное рисование.
Психогимнастика - этовспомогательный комплекс психологических заданий игрового характера, способствующих эффективному проведению тренинга (В.В. Никандров) [7, с.145],
Ведущий использует в тренинге психогимнастические упражнения для того, чтобы
1) поддержать психический и физический тонус участников группы,
необходимый для успешного осуществления тренинга,
2) выявить индивидуальные особенности личности и поведения участников,
3) создать участникам условия для получения опыта,
соответствующего цели тренинга.
Психогимнастические упражнения, применяемые в тренинге, разнообразны. Они могут быть направлены на: отработку желаемого поведения, развитие познавательных процессов, расширение границ понимания, фокусирование на чувствах, развитие самосознания, коррекцию самопредставления, регуляцию эмоционального состояния
участников. В таблице 4 представлены виды психогимнастических упражнений, выделяемые по их функции и решаемым задачам [7].


Таблица 10. Виды психогимнастических упражнений

Функция
упражнений

Виды
упражнени
й

Задачи
упражнения

Реализация
упражнений

Использование в
тренинге

Примеры
упражнений

1.Поддержать

Разогревающие

- Стимуляция

Упражнения

Первое

«Бегущие

 

 

активности

на знакомство

тренинговое

огни»,

психический

 

участников

Упражнения-

занятие

«У

и

 

группы

приветствия

Начало

дядюшки

физический

 

- Формирования

Упражнения

каждого

Абрама»,

тонус

 

сплоченности в

на         снятие

тренингового

«Белые

участников

 

группе

скованности

занятия

медведи»

группы,

 

- Формирование

и

 

 

необходимый

 

заинтересованности

тревожности

 

 

для

 

участников

Упражнения

 

 

успешного

 

группы

на

 

 

осуществления

 

- Побуждение к

взаимодействие

 

 

тренинга.

 

открытости         и

и

 

 

 

 

сотрудничеству

сплочение

 

 

 

Повышающие

- Формирование

Упражнения

В         начале

«Артисты»,

 

 

 

на

тренинга

 

 

сплоченность

взаимодействия

сплоченность

При

«Лавата»

 

 

и

на

стихийном

,

 

 

сотрудничества

формирование

развитии

«Воздушный

 

 

в группе

доверия в

группы,

 

 

 

- Предупреждение

группе

возможной

шар»

 

 

 

 

ее

 

 

 

деструктуризаци

 

деструктури

 

 

 

и группы

 

зации           и

 

 

 

- Разрешение

 

кризисе        в

 

 

 

кризисов             в

 

совместной

 

 

 

совместной

 

деятельност

 

 

 

деятельности

 

и

 

 

 

членов группы

 

 

 

 

Формирующие

Развитие

Упражнения

При наличии

«Вы ни

 

 

доверительных

на доверие

барьеров

за что не

 

доверие

отношений

 

доверительности

поверите»,

 

 

участников

 

 

 

 

 

группы

 

 

«Говорящие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

руки»,

 

 

 

 

 

«Гусеница»

 

 

 

 

 

 

Изучение и
формирование
структуры отношений в группе

Уточнение
эмоциональной
структуры
группы   и
развитие
горизонтальных
связей

Упражнения
социометрического
содержания

 

«Газета»,
«Нас с тобой объединяет»

 

Снятие агрессивности             и
уменьшение
конфликтности

Предупреждение и коррекция
чрезмерного противостояния членов группы и проявлений излишней агрессивности

Упражнения
на        снятие
агрессивности;                 на
уменьшение
конфликтности

Если
совместная
деятельность
затруднена
вследствие
чрезмерного
противостоя
ния членов
группы         и
проявлений
агрессивности

«Агрессор»,
«Бумажные мячики», «Тух-тиби- дух»

Преодолев
ающие
усталость

Отвлечение,
развлечение,
расслабление

Релаксационные
упражнения

В          конце
тренингового занятия
После
напряженно
й работы
После
сидячей
работы

«Буги-
вуги»,
«Красная
кнопка»,
«Подвигай
телом»

2. Создать

Формирующие

Формирование

Упражнение

Обязательное

«Адам и

участникам

 

познавательных

на

 

Ева»,

условия для

установки

процессов            с

формирование

обсуждение

«Грузим

получения

и умения

заданными

 

результатов

баржу»,

опыта,

 

свойствами

оригинальности

 

«Пропой

соответству-

 

Формирование

мышления;

 

свое имя»

ющего цели

 

определенных

на осознание

 

 

тренинга.

 

качеств

эмоций;        на

 

 

 

 

личности

самопредъявление;

 

 

 

 

Формирование

на

 

 

 

 

определенных

формирование

 

 

 

 

способов

обратной

 

 

 

 

поведения

связи  и

 

 

 

 

 

другие

 

 

 

 

 

упражнения,

 

 

 

 

 

формирующие конкретные качества и умения

 

 

Психогимнастические упражнения могут быть включены в тренинговое занятие на любом его этапе. Как правило, это начало тренинга и отдельного занятия, подготовка к основному этапу, завершение занятия. Важно, чтобы при их подборе и использовании тренер мог правильно оценить состояние каждого участника и группы в целом, определить особенности групповой динамики и дать прогноз ее развития. После выполнения психогимнастических упражнений ведущий организует их обсуждение.
Ролевая игра - это метод
- разыгрывания участниками различных ролей [4]
- имитации действительности, для которого характерно импровизированное исполнение ролей в условной ситуации [6];
- психологического моделирования, направленный на получение психокоррекционного эффекта за счет интенсивного межличностного общения и выполнения совместной деятельности группой людей в условиях имитации реальных или вымышленных ситуаций [7].
Основной целью ролевых игр становится смена неэффективных установок и способов поведения, через непосредственное участие в проигрывании значимых ситуаций. В ролевой игре анализируются только социально-психологические проблемы. Ролевая игра за счет своей условности, беспоследственности и развлекательности ослабляет действие защитных психологических механизмов, тем самым стимулируя исследовательскую деятельность участников и способствуя развитию креативности. Это помогает членам тренинговой группы прояснять свои проблемы, искать ресурсы и пути их разрешения. Кроме этого в процессе ролевой игры возникают и развиваются все динамические групповые процессы: нормообразование, сплочение, структурирование по вертикали и горизонтали, лидерство и руководство, принятие группового решения.
В тренинге используют два виды ролевых игр: сюжетную или сценарную и спонтанную или импровизационную. Их выделяют по наличию плана игры. В сюжетной игре игровая задача ставится тренером заранее и обсуждается в группе. Роли распределяются сознательно и по общему согласию. В этой игре участники учатся новым, непривычным для себя и эффективным моделям поведения. Задача спонтанной игры - проявление творческих способностей к решению актуальных проблем, к импровизации в поведении. Роли распределяются по ходу игры, а предварительная подготовка отсутствует.
Разыгрывание ролей, как пишет О.В. Евтихов, является мощным механизмом изменения [3, с.58]. Разыгрывание ролей:
- позволяет участникам осознать собственные ограничения;
- расширяет границы самосознания;
- помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные переживания;
- помогает научиться контролировать свои эмоции.
- дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
- обнаруживает динамику группового взаимодействия, формального и неформального;
- сближает обучение и реальные жизненные ситуации.
Деловые игры используют с целью развития умений решать экономические, организационные и другие профессиональные проблемы.
Анализ конкретных случаев - обсуждение ситуаций из личной жизни, профессиональной деятельности участников группы.
При анализе конкретных случае используют ситуации двух типов:
- «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками;
- «там и тогда» — случаи из профессиональной практики или личной жизни, происшедшие ранее и имеющие значимость для участников группы.
Ситуации для обсуждения могут быть предварительно описаны участниками дома и представлены группе для обсуждения. В некоторых случаях полезно давать задание на дом полярного типа, например: опиши ситуацию, в которой ты оказался неуспешным, и опиши ситуацию, из которой ты вышел победителем. Сам процесс описания проблемной ситуации позволяет человеку более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свою роль в данной ситуации, оценить свои действия.
О.В. Евтихов предлагает последовательность анализа конкретных ситуаций [3].
- один из участников рассказывает свою проблему, затруднения,
- остальные участники задают ему вопросы, направленные на уточнение ситуации,
- каждый участник высказывает свой способ выхода из данной ситуации,
- обсуждение всех предложенных участниками способов выхода из данной ситуации и выбор из них наиболее подходящего.
Медитация - это метод выполнения умственных действия, связанных с сосредоточением на различных образах (себя, профессиональной ситуации, партнеров, отвлеченных объектов) с целью проникновения в их сущность. Медитативные техники могут быть применены во всех тренинговых программах. Они наиболее характерны для тренингов креативности, уверенности в себе, идеаторной тренировки.
К медитативным техникам относят:
1) визуализацию,
2) управляемое (проводниковое) воображение,
3) имплозию (конфронтация в воображении).
Визуализация (от англ. visualization - способность вызывать зрительные образы) - создание участниками тренинга и исследование ими с помощью ведущего преимущественно зрительных образов, связанных с личными и профессиональными ситуациями. При использовании визуализаций ведущий не дает участникам конкретных словесных описаний ситуаций, а организует рассмотрение образов, возникающих в их сознании по ассоциации с предложенной тематикой. Применение визуализации формирует навыки зрительного представления, осознания сущности рассматриваемых проблем, преодоления тенденции к преимущественно формально- логическим схемам описания реальности. К числу последствий применения этой техники относят повышение стрессоустойчивости, стимулирование умственной деятельности, расширение когнитивного диапазона и глубины, закрепление алгоритмов воплощения планов и проектов деятельности.
Управляемое (проводниковое) воображение- создание участниками тренинга целостных полимодальных образов проблем и осознание ими их сущности для поиска альтернативных интерпретаций ситуаций личной жизни и профессиональной деятельности и нахождения новых способов поведения в затруднительных ситуациях.
При использовании этой техники важно соблюдать ряд требований:
- наличие у участников тренинга навыков релаксации и саморегуляции,
- информирование участников о возможности сильных эмоциональных переживаний в ходе работы, о возникновении неспецифических и вызывающих дискомфорт ощущений, а также о том, что они в любой момент могут остановиться и прекратить работу.
Имплозия (конфронтация в воображении)-вызывание интенсивный страх в воображении, который приведет к уменьшению страха в реальной ситуации. Изменение происходит в результате длительного пребывания в ситуации, ранее сопровождавшейся страхом, поскольку теперь она не приводит к последствиям, вызывающим страх.
Мозговой штурм - метод, производный от групповой дискуссии, но с более структурированной процедурой.
Главная функция мозгового штурма - обеспечение генерации идей. Кроме этого метод формирует способность осознавать и преодолевать шаблоны мышления, формирует навыки слушания, сплоченность группы, способствует командообразованию.
Использование этот метода ведения тренинга основано на наблюдении, согласно которому при совместной работе группа может порождать большее количество идей и более широкого спектра, чем при индивидуальной работе этих же людей. Так происходит потому, что большая степень взаимодействия участников приводит к стимулированию продуцирования ими новых и дополнению уже высказанных идей. Идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута ввиду кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной. При этом важно соблюдать основное правило мозгового штурма - нельзя останавливать процесс генерации идей их преждевременной субъективной оценкой. Если высказанная участником идея подвергается оценочному суждению, наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Поэтому оценки можно высказывать только на этапе обсуждения, после того как предложены все возможные варианты решения проблемы.
Этапы проведения мозгового штурма следующие.
1) Ведущий объясняет членам группы процедуру мозгового штурма и соответствующие правила, которые описаны ниже.
2) Ведущий ставит перед участниками и записывает на доске задачу, включающую условия, которым должно соответствовать решение.
3) Участники высказывают решения, которые записывают на доске без оценки
4) Ведущий организует обсуждение участниками идей по критерию их соответствия первоначальным условиям и принятие наиболее эффективных из них.
Во время проведения мозгового штурма необходимо соблюдать следующие правила.
1. Отсутствие критики. Недопустимо делать критические или оценочные высказывания, демонстрировать критическое отношение к высказанной идее иными способами: пожимание плеч, поднимание бровей, хмыканье и др.
2. Поощрение идей. Необходимо сделать акцент на количестве идей, а не на их качестве и поощрять каждую новую идею.
3. Равноправие участников. Каждый участник имеет право высказать идею и должен чувствовать, что его идея стоит рассмотрения. Способ предупреждения доминирования одних участников над другими и включение всех членов группы в выдвижение и обсуждение идей - установление поочередности высказывания участниками своих мнений.
4. Свобода ассоциаций. Не должно быть никаких ограничений на идеи. Любая идея должна быть принята без комментариев.
5. Запись всех идей. Запись - это фиксация важных предложений участников группы, которая дает возможность исходить из них при продуцировании новых идей. Все идеи записывают в авторском предложении без редактирования и на видном месте.
Проективное рисование - выражение (проекция) в рисунке личностные проблем, травмирующих переживаний прошлого, затруднений в общении и др. Данный метод позволяет работать с неосознаваемыми чувствами и представлениями участников, а также с мыслями, которые они не могут высказать открыто.
Проективное рисование может быть выполнено в следующих формах:
- свободное рисование - каждый участник тренинга рисует то, что хочет;
- тематическое рисование -все участники группы рисуют на тему, выбранную группой или предложенную ведущим;
- дополнительное рисование - рисунок передают по кругу, один участник начинает рисовать, другой продолжает;
- совместное рисование - несколько человек или вся группа рисуют что-то на одном листе;
- разговорное рисование - члены группы работают с выбранным партнером в паре, организуя общение с помощью линий, красок, образов.
Рисунок - это способ самовыражения участников группы, проявления мыслей и чувств автора и группы, средство для организации общения в группе и получения обратной связи. Поэтому при обсуждении рисунка не существует его единственного понимания и трактовки.


Контрольные вопросы

1) Сформулируйте определение понятия «метод психологического тренинга».
2) В работах каких отечественных психологов дана классификация методов психологического тренинга?
3) Какие группы методов психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов?
4) Дайте определение следующих методов психологического тренинга: информационные методы, имитационные методы, методы создания реальной среды тренинга.
5) Перечислите методы, относящиеся к каждой группе.

Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.