В подростковом возрасте наступают кардинальные изменения в развитии самосознания ребенка: самооценке, личностной рефлексии, требованиях к себе и другим. Основными новообразованиями этого возраста являются чувство взрослости и формирование идентичности. Межличностное отношение - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, ценностями, на которых основывается общение людей. Специфика межличностных отношений подростков, воспитывающихся в различных условиях, проявляется в доминирующих способах реагирования при общении (табл. П1, П2).
Подросткам, воспитывающимся в полных родительских семьях, присущ дружелюбный и альтруистический тип отношений, что характеризует их как дружелюбных и любезных со всеми, они ориентированы на социальное принятие и одобрение, стремятся к целям микрогруппы - это характеризует их как гиперответственных, порой приносящих в жертву свои интересы, стремящихся помочь и сострадать всем, навязчивых в своей помощи, слишком активных по отношению к окружающим. А подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома, присущи такие типы отношения к людям, как агрессивность и зависимость. Эти подростки требовательны, откровенны, склонны во всем обвинять окружающих. Они очень не уверены в себе, имеют навязчивые страхи, опасения по любому поводу, поэтому зависимы от других и от чужого мнения. То же самое можно сказать и о подростках, воспитывающихся в неполных семьях. У подростков, воспитывающихся в полных родительских семьях (ПС) и неполных семьях (НС), преобладает высокий уровень развития мотива «Стремление к принятию», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «Страх отвержения». Такие подростки активно ищут контактов и общения с людьми, испытывая от этого только положительные эмоции. А у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома (Д), преобладает высокий уровень развития мотива «Стремление к принятию», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «Страх отвержения». Им свойственен сильно выраженный внутренний конфликт между стремлением к людям и бегством от них, который возникает каждый раз, когда приходится встречаться с незнакомыми людьми. Подростки имеют склонность устанавливать близкие чувственные отношения. Подростки из НС склонны устанавливать близкие отношения, но при этом они очень осторожны в выборе. А у подростков из Д преобладает низкая степень выраженности данного способа отношений, что может указывать на осторожность при установлении близких интимных отношений. Следовательно, данный способ отношений присущ только подросткам, воспитывающимся в полных родительских семьях. Для подростков из ПС типично требование, чтобы остальные без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения. А у подростков из НС и Д преобладает низкая степень выраженности данного способа отношений, что может указывать на осторожность при выборе лиц, с которыми у подростков создаются более глубокие эмоциональные отношения. Подростки, воспитывающиеся в полных семьях, имеют высокую степень выраженности тенденции находиться в обществе других людей и тенденции устанавливать близкие отношения с другими, а также высокую степень выраженности желания, чтобы другие устанавливали с ними глубокие эмоциональные отношения. Это может означать, что такие подростки хорошо себя чувствуют среди людей и ищут общения с ними. Они склонны устанавливать близкие чувственные отношения и ждут от остальных того же. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, также стремятся к обществу других людей, желают, чтобы окружающие устанавливали с ними глубокие эмоциональные отношения. Но при этом они очень осторожны в выборе. Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, помимо этого хотят, чтобы к ним проявляли интерес и принимали их в общество, а также подчиняться другим в отношениях. Подростки из ПС субъективно эмоционально благополучны, испытывают комфорт в отношениях. Серьезные трудности в отношениях отсутствуют или успешно разрешаются. А подростки из НС и Д не задумываются, как складываются их отношения, которые носят преимущественно поверхностный характер. Однако подростки чувствуют, что их понимают или стараются понять, есть симпатия и притяжение к другому человеку (группе), принимаются во внимание их предубеждения и слабости. Чем сильнее человек испытывает притяжение, тем больше он склонен к снисходительности, согласию и согласованности в деятельности, у него нет чувства одиночества и изолированности от других людей. А у подростков, воспитывающихся в неполных семьях и в детском доме, наблюдается стремление дистанцироваться от других людей. В отношениях отсутствуют доверие, понимание, близость. Отношения не вызывают чувство комфорта. В установлении близких отношений и выборе лиц, с которыми подростки создают более глубокие эмоциональные отношения, может проявляться осторожность. Некоторые переживают одиночество, изолированность, несмотря на то что человек находится среди других людей. Следовательно, у подростков из ПС отсутствуют противостояние, неразрешимые противоречия между субъектами отношений, а возникающие трудности конструктивно разрешаются. Человек ориентирован на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Что касается подростков из НС и Д, каждый ориентируется на свои интересы, стремится навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется за реализацию своих интересов. Возможно наличие установки, что «жизнь - борьба против всех». У подростков из ПС преобладает стремление занять позицию «на равных». Им свойственны тактичность и дружелюбие, сотрудничество, искренность и непосредственность в отношениях. Проявления ярости, неприязни и зависти, негативная критика и раздражение по отношению к людям отсутствуют. У подростков из НС и Д преобладает стремление подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их, обрести контроль, власть над другими людьми. Возможно проявление резкости, грубости в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), косвенной агрессии. У подростков, воспитывающихся в полных семьях, отношения носят стабильный характер, что предполагает длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающего положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или группы). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер. А у подростков, воспитывающихся в неполных семьях и в условиях детского дома, отсутствует единство, согласие с другими людьми, позитивные эмоциональные связи ослаблены, удаляющие чувства (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) господствуют над сближающими. У подростков из ПС преобладает нормальная степень выраженности индекса агрессивности. Можно утверждать, что подростки этой группы в меньшей степени склонны к проявлению агрессивного поведения по отношению к сверстникам. Что касается подростков из НС и Д, то показатели степени агрессивности значительно превышают норму. Это говорит о том, что представители этих групп при взаимодействии со сверстниками в большей степени склонны к проявлению агрессивного поведения. У подростков из ПС преобладает нормальная степень выраженности индекса враждебности, поэтому они в меньшей степени склонны к проявлению враждебности по отношению к сверстникам. Что касается подростков из НС и Д, то их показатели значительно превышают норму, что указывает на большую склонность к проявлению враждебности, вербальной агрессии, негативизма. Условия проживания и воспитания подростка имеют значимую корреляцию с показателями, отраженными в табл. П3. В зависимости от условий воспитания подростка по-разному проявляется стремление к принятию (СП): чем хуже условия, тем выше СП, тем больше подросток боится быть отвергнутым (СО). У подростков из полных и неполных семей выявлен низкий уровень развития мотива, а у подростков из детского дома - высокий. Значит, развитие этого мотива в той или иной степени зависит от того, в каких условиях живут подростки. Следовательно, подростки, воспитывающиеся в полных и неполных семьях, активно ищут контактов и общения с людьми и испытывают от этого только положительные эмоции. Подросткам, воспитывающимся в детском доме, свойственен сильно выраженный внутренний конфликт между стремлением к людям и бегством от них, который возникает каждый раз, когда им приходится встречаться с незнакомыми людьми. Степень отчужденности, конфликтности, агрессивности между субъектами отношений зависит от условий воспитания. У подростков из полных семей наблюдается стремление устанавливать близкие, доверительные отношения с другими. В отношениях подростков из неполных семей и детского дома отсутствуют доверие, понимание и близость. Конфликтность в отношениях (г = 0,25, р < 0,05). В отличие от подростков из неполных семей и детского дома, для подростков, которые воспитываются в полных семьях, не существует неразрешимых противоречий. Агрессивность (г = 0,38, р < 0,01). Подростки из полных семей в отношениях со сверстниками стремятся занять позицию «на равных», им свойственны тактичность и дружелюбность, сотрудничество и искренность. Полная противоположность - подростки из неполных семей и детского дома. Они проявляют в отношениях резкость, грубость, косвенную агрессию. Желание, чтобы другие проявляли интерес и принимали в свое общество, положительно коррелирует с условиями проживания (г = 0,28, р < 0,05). Так, подростки из полных семей имеют низкую степень выраженности данного типа отношения к людям, что указывает на наличие тенденции общаться с малым количеством людей. А у подростков из неполных семей и детского дома наблюдается высокая степень выраженности, что означает сильную потребность быть принятыми остальными. Тенденция подчиняться другим положительно коррелирует с условиями проживания подростков (r = 0,26, р < 0,05). У подростков из полных и неполных семей низкая степень выраженности данного типа отношения, что говорит об отвержении контроля над собой другими людьми. А подростки из детского дома имеют высокую степень выраженности, что отражает их потребность в зависимости и колебания при принятии решений. Тенденция устанавливать близкие отношения с другими также положительно коррелирует с условиями проживания подростков (г = 0,24, р < 0,05). Подростки из полных семей склонны устанавливать близкие отношения, а подростки из неполных семей и детского дома менее склонны устанавливать такие доверительные отношения, поэтому очень осторожны в этом деле. Специфика межличностных отношений подростков заключается в следующем: - возникает стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками; - психология отношений подростков строится на основе двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации (потребности в принадлежности к какой-либо группе); - меняется представление о содержании понятий «одиночество» и «уединение»: подростки видят в них не только отрицательную, но и положительную ценность; - отношения выступают средством самовыражения, установления новых человеческих контактов. Межличностные отношения играют огромную роль в развитии подростка, так как через них он включается в систему общественных отношений. Деформация взаимоотношений подростка с окружающими его людьми создает условия для асоциальной направленности поведения. Совершенно неоспоримо, что для него очень важно общение со сверстниками еще и потому, что это основная ведущая деятельность в данном возрастном периоде, играющая большую роль в нормальном психическом развитии индивида. Подростки, воспитывающиеся в семье, стремятся реализовать свою личность, определить свои возможности в общении; в группах подростков устанавливаются отношения лидерства, при этом подростки отличаются крайним конформизмом. Большое значение для подростка имеет обретение друга, значимого и авторитетного человека. Отношения со сверстниками у подростков, воспитывающихся в детском доме, имеют следующие особенности: в отношениях с окружающими наблюдается назойливость и неутолимая потребность в любви и внимании, весь мир они делят на «своих» и «чужих», контакты поверхностны, нервозны и поспешны; в отношениях с родными братьями и сестрами, в отличие от подростков, воспитывающихся в семье, не проявляют ни доброжелательности, ни заботы, ни заинтересованности. Подростки, воспитывающиеся в полных семьях, доброжелательны и любезны, соблюдают цели микрогруппы, что характеризует их отношения с людьми как дружелюбные и альтруистические. Они гиперответственны, стремятся помочь нуждающимся и сострадают им, проявляя инициативу. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях и в условиях детского дома, требовательны, откровенны, склонны во всем обвинять окружающих. В то же время они очень не уверены в себе, что обусловливает типы отношений как агрессивные и зависимые. Мотивации аффилиации (мотивы «Стремление к принятию» и «Страх отвержения» и уровень их развития) различны. У подростков, воспитывающихся в полных семьях, преобладает высокий уровень развития мотива «Стремление к принятию», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «Страх отвержения». Такие подростки активно ищут контактов и общения с людьми, испытывая от этого только положительные эмоции. А у подростков, воспитывающихся в неполных семьях и в условиях детского дома, преобладает высокий уровень развития мотива «Стремление к принятию», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «Страх отвержения». Оба мотива характеризуют сильно выраженный внутренний конфликт между стремлением к людям и бегством от них, который возникает каждый раз, когда подростки встречаются с незнакомыми людьми. У подростков, воспитывающихся в полных семьях, ярко выражены тенденция находиться в обществе других людей и устанавливать близкие отношения с другими, а также желание, чтобы окружающие устанавливали с ними глубокие эмоциональные отношения. Это значит, что такие подростки хорошо чувствуют себя среди людей и ищут общения с ними. Имеют склонность устанавливать близкие чувственные отношения и ждут от остальных того же. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях и в условиях детского дома, кроме данного желания, имеют тенденции подчиняться другим в отношениях. Характеристики дисгармонии межличностных отношений в самооценке подростков (напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность) выступают индикаторами дисгармоничного взаимодействия. У подростков, воспитывающихся в неполных семьях и в условиях детского дома, наблюдается дисгармония в межличностных отношениях: отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами. У подростков, воспитывающихся в полных семьях, все характеристики отношений свидетельствуют о достаточной гармонии в отношениях. Они носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер. Кроме того, подростки в процессе межличностного общения не агрессивны и не враждебны. Подростки из неполных семей и детского дома выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (вплоть до угроз). Показатели негативизма свидетельствуют о том, что испытуемые выбирают манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Результаты исследований Владимирской психологической школы подтверждены математической статистикой и доказывают, что существуют значительные различия в межличностных отношениях подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома (см. приложение): 1) в преобладающих типах отношения личности к людям и степени их выраженности: подросткам, воспитывающимся в полных семьях, присущи дружелюбный и альтруистический тип отношения, а подросткам, воспитывающимся в неполных семьях и в условиях детского дома, - агрессивность и зависимость; 2) в преобладании уровня развития мотивов «Стремление к принятию» и «Страх отвержения»: у подростков, воспитывающихся в полных семьях, преобладает высокий уровень развития мотива «Стремление к принятию», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «Страх отвержения», а у подростков, воспитывающихся в неполных семьях и в условиях детского дома, - высокий уровень развития мотива «Стремление к принятию», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «Страх отвержения»; 3) в степени выраженности типичных способов отношения к людям: у подростков, воспитывающихся в полных семьях, - высокая степень выраженности тенденции находиться в обществе других людей и тенденции устанавливать близкие отношения с другими, а также высокая степень выраженности желания, чтобы другие устанавливали с ними глубокие эмоциональные отношения. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях и в условиях детского дома, так же как и подростки, воспитывающиеся в полных семьях, имеют стремление находиться в обществе других людей. Но воспитанники детского дома, в отличие от подростков из НС, желают, чтобы другие проявляли к ним интерес и принимали их в свое общество, при этом подчиняются другим в отношениях;
4) в значениях характеристик дисгармонии межличностных отношений в самооценке испытуемого, а именно: напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности в отношениях между людьми, выступающих индикаторами его дисгармоничного взаимодействия. У подростков, воспитывающихся в полных семьях, в отношениях преобладает гармония. А у подростков, воспитывающихся в неполных семьях и в условиях детского дома, в межличностных отношениях проявляется дисгармония. У подростков, воспитывающихся в полных семьях, преобладает нормальная степень проявления агрессивности и враждебности. Подростки из неполных семей и из детского дома агрессивны и враждебны, выражают негативные чувства как через активную внешнюю форму, так и через содержание словесных ответов. Таким образом, условия проживания и социальное окружение, наличие опыта построения взаимоотношений, перенесенных из того окружения и той среды, в которой воспитывается подросток, влияют на формирование и специфику межличностных отношений подростков со сверстниками. Источник: Великова, С.А. Межличностные отношения подростков, воспитывающихся в различных условиях : учеб. пособие / С. А. Великова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. - 104 с. - ISBN 978-5-9984-0898-4. |