На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Как направить потенциал лидера на пользу класса. Шесть способов влияния и практические примеры
Как направить потенциал лидера на пользу класса. Шесть способов влияния и практические примеры
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Кирилл Алексеев, тьютор, специалист по командообразованию, Москва
В статье - рекомендации и шпаргалки, которые помогут учителю определить лидера, выстроить сотрудничество и выбрать способы влияния. Примените тест, который определит мотивы поведения лидера.
Хотите влиять на класс - работайте с лидером и учитесь сотрудничать с ним. Лидер класса - это популярный подросток, который может вести за собой. Используйте его потенциал на пользу класса.

Рекомендации помогут:
- определить лидера;
- выявить ведущие мотивы поведения лидера;
- выстроить сотрудничество;
- выбрать способы влияния.

Определите лидера в классе

Лидер отличается от других учеников в классе тем, что он не просто может быть центром внимания, но и умеет общаться с ровесниками и взрослыми. Это поможет вам отличить настоящего лидера от «выскочек» и учеников с демонстративным типом личности.
Лидер - устойчивая высшая позиция человека в группе. Он ведет других за собой. Главный признак, по которому можно распознать лидера, - ему подражают остальные ученики. Группа всегда копирует вожака.
Посмотрите, кто в классе задает моду - начиная от внешности, поведения и заканчивая досугом. Далее узнайте ведущие мотивы поведения:
- вознаграждение;
- одобрение ровесников и взрослых;
- интерес и удовольствие от результата;
- самоутверждение и высокие достижения;
- воплощение собственных ценностей и идей, которые
имеют мировоззренческий характер.
Примените диагностический инструментарий «Экспресс-тест на определение ведущего мотива поведения у лидера класса» в конце статьи.
Признаки, по которым можно отличить лидера. Это
должны быть не единичные, а повторяющиеся случаи. Например, внешние особенности лидера копируют другие ученики. Увлечения лидера становятся интересны другим ученикам.
Поведение лидера на уроках - отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники.
Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.

Совет
Не позволяйте лидеру при всех саботировать решения, которые приняли вы.

Как выстроить сотрудничество с лидером

Главная ошибка классного руководителя в работе с лидером - противопоставлять свою власть его власти. Конфронтация или попытки подавить подростка-лидера осложнят отношения с классом. Установите с ним конструктивные отношения.
Воспользуйтесь памяткой «Как выстроить сотрудничество с лидером» в конце статьи. Правила помогут установить партнерские отношения и сотрудничество с лидером.

Выберите способы влияния на лидера

Есть шесть способов, которые помогут вам влиять на лидера:
1) педагогический;
2) бихевиористический (поведенческий);
3) НЛП-подход;
4) доверительный;
5) информационный;
6) пресечение.
Выстраивайте свою работу, учитывая подходящий способ влияния. Воспользуйтесь карточкой «Шесть способов влияния на лидера» ^ 60. В карточке есть описание шести способов влияния и практические примеры использования.

Проведите анализ работы с классом и его лидером.
Есть мнение, что появление в классе лидера - это результат упущения в работе классного руководителя. В этой ситуации лидер возмещает то, что не дается «сверху». Например, лидер помогает классу находить способы реализации интересов, а не просто слушаться. Еще дает поддержку отреагировать на эмоции, так как при директивном общении с педагогом это невозможно.
Лидер может противостоять попустительству или непоследовательности действий учителя. Иногда лидер - «спасатель» класса, он дополняет функции педагога, дает остальным ученикам недостающий ресурс: поддержку, эмоциональную разрядку и направляет. Задайте себе вопросы для самоанализа:
- Как я справляюсь с функциями управления?
- Как я умею мотивировать, направить, контролировать, поддерживать и скоординировать учеников?
- Как я оцениваю и принимаю качество имеющихся результатов?
- Устанавливаю ли я границы допустимого?
Именно эти вопросы помогут вам проанализировать результаты работы с классом и его лидером.

Памятка
Как выстроить сотрудничество с лидером

  1. Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением.
    Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
  2. Установите партнерские отношения. Помните, у вас с лидером общая цель - поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
  3. Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу.
    Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
  4. Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит -
    и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
  5. Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
  6. Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более - унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.

Шесть способов влияния на лидера

Способ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Описание
Привлеките лидера в деятельность: в диалог о материале урока, внеклассную работу, групповые задания с другими учениками. Сам факт участия лидера в деятельности привлекает к ней тех, кто хочет больше с ним общаться.
А саму деятельность делает в глазах подростков более привлекательной и престижной. Благодаря этому способу вы увеличите активность класса, просто передавая часть полномочий и организационных функций лидеру. Способ применяйте в случае, если у вас сложились партнерские отношения с лидером.

Пример
1. Пригласите лидера участвовать в деле: «Дима, попрошу тебя начать дискуссию.
Скажи, что ты думаешь о...»; «Катя, ты можешь взять на себя выбор сценария?».
2. Назначьте лидера ответственным за дело, порученное классу: «К пятнице наш класс должен принести плакат на конкурс к Дню права. Назначаю ответственным Мишу Миша, ватман и краски я могу дать, остальное на тебе и тех, кто будет тебе помогать».
3. Разбейте класс на группы. В группу учащихся с невысокой активностью включите лидера.

Способ 2. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ (поведенческий)

Описание
Способ дает результат, если вы используете его регулярно. Формируйте в лидере положительные качества.
В работе с лидером фокусируйтесь не на его действиях, а на его качествах, потому что даже негативное внимание к действиям лидера вызовет волну подражания.
Сначала подумайте, какие качества личности есть в лидере в вашем классе. Обращайте внимание на разные стороны личности: активность, инициативность, умение высказывать свое мнение, дружелюбие и ответственность.

Пример
1. Выберите два-три качества, которые считаете ценными. Последовательно реагируйте на их проявление, подкрепляя их. Реагируйте и на отрицательные качества. Используйте шпаргалку «Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса».
2. Поощрите последовательно дружелюбие лидера и негативно подкрепите агрессию, то не только он, но и класс усвоит, что дружелюбное поведение приносит положительные результаты. Лидеру подражают, значит, его качества будут воспринимать как престижные.

Способ 3. НЛП-ПОДХОД

Описание
Суть способа - в программировании успеха и положительного поведения лидера. Формируя его позитивное поведение, вы создаете норму поведения для класса.
Помните: надо изменить направление мышления лидера в сторону результата, который вы ожидаете. Говорите о положительных чертах лидера и о конкретном результате.
Следите за тоном в общении: он должен быть деловым и оптимистичным. Старайтесь понять настроение лидера. Проводите индивидуальные беседы и дискуссии.

Пример
1. «Катя, я думаю, мы договоримся, ты человек взрослый и мудрый. Помоги мне набрать группу для проведения субботника».
2. «Рома, ты очень авторитетный человек
в классе. Помоги, будь добр. Надо всем собраться и принять решение по выпускному вечеру. Когда ты сможешь собрать ребят?»
3. Организуйте дело так, чтобы лидер был вынужден вложить в него силы, время и творчество. Потраченные усилия заставят его оставаться вашим союзником. Например, попросите его отксерокопировать материалы для занятия.

Способ 4. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ

Описание
Имея доверительные отношения с лидером, вы получаете союзника всем вашим начинаниям. Кроме того, его хорошее отношение к вам поспособствует вашим благополучным отношениям с остальными учениками. Главное - не переходите границы. Не рассказывайте о личной жизни, не сплетничайте, не флиртуйте.
Создайте с лидером искренний диалог, покажите, что считаете его значимым человеком. Доверительность достигнуть можно через прямое обращение.

Пример
1. Обратитесь за помощью: «Коля, мне нужна твоя помощь в одном деле, рассказываю только тебе» (и дальше о деле, имеющем значение для всего класса), «Маша, буду говорить тебе как есть...».
2. Задавайте вопросы лидеру о том, что ему важно и интересно. Расспросите о его хобби и выразите интерес к нему. Скажите, что редко можно встретить человека с такими качествами.
3. Поручите лидеру дело, которое обычно педагоги не поручают сделать ученику (купить в магазине что-то, помочь найти информацию в интернете).

Способ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Описание
Этот способ воздействия имеет отсроченное действие. Его суть в том, чтобы дать лидеру какую-то информацию «не для всех», способную изменить что-то в желаемую сторону. Например, лидер может рассказать или не рассказать это классу, но изменения в его поведении зададут вектор изменениям остальных. Предоставьте информацию, которая важна не только для него, а для всего класса: о предстоящей проверке, о возможной смене учителя, о мероприятиях.

Пример 1. Дайте лидеру «случайно» услышать или скажите только ему, что надвигается серьезная проверка, которая затронет всех учеников (независимый тест знаний).
2. «Миша, я только тебе это скажу, ты думай сам, говорить ли ребятам. В понедельник придет медицинская комиссия в школу. Будет проверять у учеников содержание никотина в организме».
3. Попросите лидера задержаться и расскажите ему что-то о себе или о проблемах в классе. Спросите его мнение. Следите за тоном в общении. Советуйтесь, а не угрожайте.

Способ 6. ПРЕСЕЧЕНИЕ

Описание
Способ на крайний случай - если лидер асоциален, недисциплинирован и провоцирует буллинг. Суть способа - разрушить систему «лидер - последователи» с помощью административных мер.
Воздействуйте на учеников так, чтобы негативные действия лидера и его ближайших последователей пресекались директором школы, Советом профилактики.Это могут быть выговоры с занесением в личное дело, участие в малом педсовете с приглашением родителей, привлечение КДН
Пример
1. «Вы очень веселились на уроке. И ты, Саша, тоже. Я вижу, сил у вас много, значит, сегодня на 7-м уроке дополнительная алгебра. Жду всех, завуч в расписание поставит этот предмет, пока не сможем работать нормально».
2. «Тебе, Коля, персональное задание.
Пересаживайся за отдельную парту и пиши вот эту работу. У тебя спорная оценка, повысь ее».
3. В ответ на недисциплинированное поведение на уроке в течение недели проводите дополнительные занятия. Обязательно проведите беседу и уточните причины поведения.

Диагностический инструментарий

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ
на определение ведущего мотива поведения у лидера класса

Авторская модификация теста «Определение ведущего мотива у сотрудников».

Инструкция. Прочитай вопрос и все варианты ответов. Затем проранжируй варианты ответов, присваивая цифру 5 наиболее правильному для тебя ответу, цифру 4 менее подходящему и так далее до цифры 1.
1. Почему ты можешь взяться за сложное дело:
□ А. Из-за какого-то вознаграждения
□ Б. Это возможность заявить о себе, показать себя
□ В. Возьмусь, только если это интересно мне
□ Г. Возьмусь, чтобы доказать себе, что я это могу
□ Д. Если это на пользу всем
2. Представь, что ты - руководитель компании. Что ты бы использовал для того, чтобы вознаградить кого-то:
□ А. Деньги, грамоты, почетные дипломы
□ Б. Похвала при всех, выражение восхищения его достижениями
□ В. Увеличение полномочий, свобода действий
□ Г. Стажировка или обучение в самой престижной компании
□ Д. Включение в группу лиц, принимающих самые важные решения
3. Какую компанию ты выбрал бы для работы:
□ А. Где больше платят
□ Б. Где отличный коллектив
□ В. Где интересные для тебя задачи
□ Г. Где можно многому научиться
□ Д. Где принципы и идеи близки твоим
4. Выбери самое важное для тебя слово из перечисленных:
□ А. Вознаграждение
□ Б. Пр изнание
□ В. Творчество
□ Г Достижения
□ Д. Команда
5. Перед тобой пять объявлений о вакансии, тебе нужно откликнуться на одно из них. Какое ты выберешь:
□ А. Самая высокая зарплата, возможности заработка не ограничены
□ Б. У нас прекрасный коллектив, мы друзья, присоединяйтесь к нам
□ В. Творческая работа, требующая погружения. График свободный
□ Г. Требуются суперпрофессионалы. Обучение мирового уровня за счет компании
□ Д. Работа на благо общества! Для тех, кто не боится участвовать в принятии решений

Как проанализировать результаты:
Подсчитайте сумму баллов для ответов А, Б, В, Г, Д. Для этого суммируйте выставленные учеником отметки по всем вопросам для каждого варианта (А, Б, В...) отдельно.
Посмотрите, какой вариант набрал больше всего баллов:
А - главный мотив поведения лидера - вознаграждение;
Б - одобрение ровесников и взрослых;
В - его интересы и удовольствие от процесса движения к результату;
Г - самоутверждение и высокие достижения;
Д - воплощение собственных ценностей и идей, которые имеют мировоззренческий характер.

ШПАРГАЛКА для учителя

Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

1. Способ
Внимание

Как использовать

Сосредоточьтесь на лидере в те моменты, когда он проявляет желаемое качество (например, дружелюбен), невербально выразите поддержку и уважение
(улыбнитесь, кивните, развернитесь в его сторону)

2 Способ
Прямая похвала

Как использовать

Выразите одобрение, ни с кем не сравнивая лидера:
«Ты так хорошо умеешь договариваться», «Это очень взрослое решение», «Я горжусь тобой», «Ты такой
молодец!»

3 Способ
Льготы, привилегии

Как использовать

Подумайте, что можете дать лидеру взамен за желаемое поведение. Дайте возможность действовать
свободно, получить от чего-то удовольствие

4 Способ
Поощрение

Как использовать

Наградите грамотой, благодарственным письмом, присудите призовое место. Выскажите теплые слова в адрес родителей

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

5 Способ
Игнорирование

Как использовать

Не обращайте внимания на подростка, когда он проявляет негативное качество (если это не угрожает безопасности).
Так вы погасите дурашливость, угрозы, ворчание

6 Способ
Невербальное выражение недовольства

Как использовать

Нахмурьтесь, строго посмотрите, покачайте головой

7 Способ
Вербальное выражение недовольства

Как использовать

От «нельзя», «нет», «на меня это не действует» до развернутых содержательных высказываний о том, почему вы считаете что-то неправильным

8 Способ
Прекращение дела из-за проявления негатива

Как использовать

Нагрубил - смените дискуссию на монотонную работу

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа , №11, 2018г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.