Методы и приемы создания ситуации успеха на уроке
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

(Н.Е. Щуркова, Ю.С. Жидкова, Т.Н. Иванкина, О.Г. Комендантова, Э.С. Лукаускас, Г.А. Макеева, А.В. Никишина)
Первоочередным профессиональным требованием к учителям является умение педагога «любить детей». Надо признать, что пока декларация о любви педагога к детям остаётся красивым и пустым звуком. Школа признаёт в качестве объективной данности «трудных детей», «педагогически запущенных детей», «гиперагрессивных детей», «не способных к развитию детей» - они живут обделёнными любовью. «Нет ничего легче, как полюбить тех, кого любишь; но надо немножечко любить и тех, кого не любишь», - предупреждал П.Я. Чаадаев (1794-1856), анализируя межличностные отношения.


Немного любви приготовляется для послушных, исполнительных, успешных, умных, внимательных, отзывчивых детей. Зато негласно требуется плата со стороны воспитанников: в виде хорошего поведения, отличных оценок, исполнения домашних заданий, участия в олимпиадах, конкурсах и, конечно, побед в этих мероприятиях. А нужно разглядеть пока не любимого. Ещё не очень успешного, пока не успевшего набрать этот клад требуемых качеств.
Бережное отношение к каждому, нежное прикосновение, педагогическая поддержка, возвышающее уважение, провозглашение достоинств, защита каждого, успешность деятельности каждого - это уже есть характеристики реальной любви. Она возбудит в процессе деятельности добрые качества, ранее ему не свойственные. Спонтанно они явят себя. Феномен удивительный. На базе именно данного феномена рождаются интерес к каждому и беспокойство за его личностное становление.


Педагогическая забота направляется на выстраивание общего благоприятного психологического климата в школе. Он, этот благоприятный климат, обеспечивается следующими характеристиками:
• принятие и признание каждого ученика как равноправного товарища школьного дома (его замечают при входе, приветствуют - «Здравствуй!»,
интересуются состоянием - «Как себя чувствуешь?», «Готов к работе?», фиксируют меру учебного успеха - «Хорошо поработал», отмечают его достоинства - «Он весёлый... добрый... умный...»);
• обращение к ученику по имени, не исключая уменьшительноласкательных форм, исключение случаев использования местоимений в третьем лице («он», «она») в присутствии обозначаемого ученика;
• чётко организованная учебная работа, допускающая успешность учеников, каждому из которых предъявляется требование качественного исполнения («Если делать, то с любовью», «Если делать, то красиво», «Если делать, то добросовестно, контролируя самого себя, сопоставляя с результатами товарищей»);
• уважительное отношение к каждому, оказавшемуся в ситуации ошибки, оплошности и неудачи («Только идущий ошибается, а заставший в покое не допускает ошибок», «Твоя ошибка помогла нам понять очень важное. Спасибо тебе»);
• публичное оглашение достоинств каждого ученика вместо привычного «молодец», раздаваемого в случае правильного решения учебной задачи («Иван всегда чётко оформляет свою мысль», «Какая логика - с тобой нельзя не согласиться!», «Алёна - как нежная флейта в нашем учебном оркестре»).


Неусыпное внимание к успеху каждого, встроенное в поле педагогического внимания, вдохновляет ученика, поддерживает его в ситуациях минимального достижения результата, поднимает авторитет ученика в группе, активизирует его интеллектуальные и физические усилия, содействует пониманию детьми значения отдельного действия его в контексте общей работы группы («Что скажет Оля?», «Как думает Витюша?», «Словарь у Максима? Прочти, пожалуйста, определение понятия «честолюбие»... Спасибо»).
Во взаимной зависимости находятся психологический климат и зарождение ценностных отношений: к ученью, школе, учителю,
одноклассникам, самому себе и в итоге к школьной жизни, протекающей здесь и сейчас и протяжённой на долгие ученические годы. Ценностное отношение к данным объектам, проживаемое детьми, а далее ясность и чёткость логически разворачиваемого содержания деятельности пленительной методической формы обусловят высокий уровень успеха учащихся.
Влияние педагога на каждого складывается с первого момента взаимодействия с детьми. С метода «привнесения ценности» - в контекст группового взаимодействия.
Первый шаг - социально-ролевое обращение к детям в первоначальный момент приветствия: «Юные мыслители!..», или: «Добрые друзья мои!..», или «Дамы и господа!..», или: «Жители нашей планеты!..», или же: «Юные граждане нашей страны!..» и т. д. Ролевое обращение обеспечивает нравственную идентификацию школьником себя как личности достойной и проецирует соответствующее данной роли поведение. Ролевое обращение корректирует характер поведения, требуемого данной ситуацией деятельности. Поэтому оно разнообразно и неожиданно для детей.
Второй шаг - предупредительное снятие страха перед деятельностью как предотвращение неуспешности. Педагог говорит: «Не бойтесь, всё получится. Я же с вами - я всегда вам помогу!» (Вариант: «...Мы поможем друг другу...».) Иногда педагог добавляет: «Все ли готовы? Всем ли удобно?» - в этих вопросах звучит нежная забота о каждом, она-то и смягчает состояние каждого.
Третий шаг - ценностная интерпретация изучаемого объекта и личностный смысл содержания деятельности. Педагогу нужно лишь взглянуть на тему занятий «с высоты», увидеть жизненную значимость проблемы, раскрыть благие последствия планируемых усилий. Например, педагог произносит: «Вопрос очень важный для жизни... Лишь кажется, что мы станем изучать термин математический... На самом деле мы научимся экономить силы и время, если поймём, что есть такое «квадрат».», или: «В повести речь идёт вовсе не о вымышленном персонаже - речь идёт о каждом из нас... Это про нас и для нас...».
А далее - методически чёткая организация структуры групповой работы: образ изучаемого объекта - цель деятельности, средства и способы для работы - центральное умение (операция) - объём работы - оценка полученного результата - осмысление изменённого сознания; педагог предлагает составить план предстоящей работы и, как восхождение по ступеням, рисует этапы и надписывает их. Это могут делать и дети, поочерёдно сменяя друг друга.
И вновь положительное подкрепление - «Я-сообщение» педагога: «Меня всегда радует хорошая работа человека...», «Мне так нравится красивое оформление работы... », «Люблю думать в тишине...».
Если в общий школьный режим введено традиционное правило «Н смеяться над ошибками другого!», то это правило школьной жизни заведомо обещает ровное состояние и успешность каждого...
Выделив в характере героя повести честолюбие, ученица записывает на доске слово «чистолюбие»... Лёгкое волнение в классе... Чтобы не смутить девушку, говорят: «Тут речь идёт не о любви к чистоте. Хотя не исключено, что и такое персонажу свойственно...».
Ситуация успеха - достаточно хорошо разработанная операция в педагогической литературе русской школы. В зарубежной педагогике мы встречаем другой термин - «триумф личности». Ситуация успеха - технологическая операция, создаваемая учителем. Триумф личности - это публичное признание успеха ученика учебной группой.
Создание ситуации успеха начинается до планируемого дела («Вы хорошо поработали дома, и я уверена, что мы легко взойдём ещё на одну ступеньку вверх...»). А триумф личности - момент заключительный в работе одного либо всех («Оценим же красивую формулировку Танюши... Уважаемая публика, аплодисменты!»). Но оба варианта построены на публичном оглашении достоинств ученика: «Логика сильная у Димы...», «Светлана умеет эмоционально окрасить свою речь...», «Влад у нас скептик и глубоко роет в поиске правильного ответа...».
Однако при ситуации успеха одного ученика нужно предвидеть неизбежную зависть со стороны тех, кому не удалось проявить себя...
Есть и другая негативная сторона ситуации успеха отдельного человека. Об этом говорил ещё Чарльз Дарвин, отмечая, что сочувствие чужой радости гораздо реже посещает нас, чем сочувствие чужому горю. Помня об этом, педагог продуманно выставляет необходимые акценты в признании единичного успеха.
Изредка, если позволяет количество учащихся, занятие завершается определением вклада каждого в общий успех работы. Учитель отмечает роль каждого в достижении общего результата: «Спасибо тебе за рисунок на доске», «Твоя шутка нам очень помогла», «Ты был молчалив, но и молчанием нас настраивал на серьёзность», и т. д.

Источник: Составители: Габидуллина Н.Г., Норкина О.Г., Ходырева Т.С. Коммуникативно-педагогические и психологические приемы и способы создания благоприятной атмосферы на уроках: учеб.-практ. пособие : [Электрон. ресурс] - Ижевск : Удмуртский университет, 2023.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.