На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Cоциально-психологический тренинг для педагогов - Самооценка эффективности совместной работы
Cоциально-психологический тренинг для педагогов - Самооценка эффективности совместной работы
Работа психолога с педагогическим коллективом - Тренинги с педагогами
Индекс материала
Cоциально-психологический тренинг для педагогов
Самооценка эффективности совместной работы
Все страницы

Самооценка эффективности совместной работы

Информация. Педагогическая эффективность кооперации в обучении давно доказана. За последние десятилетия проведены сотни экспериментальных педагогических и психологических исследований. Их результаты свидетельствуют о высокой педагогической эффективности надлежащим образом организованной групповой рабо­ты, убедительно показывают, что деятельность в условиях кооперации (в отличие от конкуренции или независимости учащихся) обеспечивает:
- более высокий уровень результативности и продуктивности учебно­го процесса;
- формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в классе;
- повышение самооценки и коммуникативной компетентности школьников и, в конечном итоге, большее психическое здоровье учащихся. Чтобы спровоцировать общение, учащихся объединяют в группы. Чтобы группа работала как целое, в ней должна сложиться позитивная взаимозависимость. Чтобы каждый член группы достиг желаемых результатов обучения, эти результаты надо оценивать. При этом важно учитывать, каким образом может формироваться самооценка работы в группе, оценка эффективности собственной работы в группе, так как именно она может служить инструментом и для определения академической успеваемости, и для выяснения уровня овладения навыками групповой работы, и для формирования этих навыков, и для улучшения работы в целом.

Для разминки и подведения к теме влияния форм организации деятельности учащихся на эффективность работы целесообразно провести следующее упражнение.

Упражнение «Физкультминутка». Участники выстраиваются двумя рядами в затылок друг другу. Назначается «физорг». Физорг проводит простую зарядку, без взаимодействия «физкультурников».
Затем ведущий делит участников на микрогруппы способом простого расчёта на первый – пятый. Предлагает микрогруппам выбрать своих физоргов, расположиться полукругом и продолжить зарядку с примерно такими же упражнениями.
После окончания зарядки участники делятся впечатлениями. Ведущий поддерживает высказывания, не акцентируя какие-либо идеи, а дожидается, когда возникнет тема влияния взаиморасположения на процесс деятельности.

Упражнение «Проекты урока»

  • Участникам предлагается расположиться обычным для школы образом, «за партами», по одному человеку.

Задание: сочинить план урока психологии (внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию) в третьем (любом) классе. В плане должны быть цели и не менее 5 шагов - этапов (элементов) урока (если в группе учителя, сочиняется план какого-нибудь нетипичного для какого-либо класса урока). Даётся ограничение по времени: не более 10 минут. (Запрет на взаимодействие в явном виде не вводится).

  • После окончания первого «сочинения» участники рассаживаются по микрогруппам за столы. Участникам тренинга даётся задание - создать проект второго урока психологии (если в группе учителя, то создаётся план какого-нибудь нового нетипичного для выбранного класса урока). Вводятся ограничения - такие же, как и для первого проектирования. (Указание на то, что это должен быть общий проект, не вводится. В ответ на вопросы участников по этому поводу ведущий повторяет задание без каких-либо добавочных комментариев).
  • После завершения проектирования участники оценивают индивидуально по 7-балльной шкале свою удовлетворённость работой на первом и втором этапах отдельно. Подсчитывается средний балл группы по каждому этапу.

В обсуждении важно проанализировать – за какую форму работы - индивидуальную или групповую - оценки были выше. Важно также обсудить – с чем может быть связано расхождение оценок и каким способом можно избежать этого? На данном этапе может быть интересен педагогический опыт участников группы.

Итак, любая групповая работа должна включать в себя индивидуальную оценку. Если принцип индивидуальной оценки работы школьников в группах не выполняется, такие группы нельзя назвать эффективными учебными группами.

Организация рефлексии

Информация. Педагогами используется широкий спектр рефлексивных приемов, содействующих выявлению состояния учащихся на уроке, отношения к изучаемым предметам и темам, собственно деятельности учащихся на уроке и т.п. Эффективность использования таких приемов зависит от цели, поставленной педагогом и последующей аналитической работы с полученным материалом. Выбирая рефлексивный прием, педагогу важно ориентироваться как на возрастные особенности учащихся, так и на возможности использования полученного материала в организации своей работы.

Упражнение. Для какого возраста учащихся и с какой целью целесообразно применить следующие рефлексивные приемы?

ПРИМЕР:
«Мы уже можем….»
«Мы еще должны…»

«Мы уже умеем…»
«Мы еще должны научиться…»

ПРИМЕР:
«Я изучил на уроке…»
«Я теперь могу…»
«Я чувствую себя…»

ПРИМЕР:
Скучно
Трудно
Радостно

ПРИМЕР:
Ответьте устно на следующие вопросы:

  1. Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
  2. Какие трудности возникали во время урока?
  3. Что помогало вам преодолеть эти трудности?

А) ориентировочная таблица;
Б) помощь друга;
В) учебник;
Г) помощь учителя.

Упражнение. В подгруппы раздается таблица приемов рефлексии на уроках (Приложение 2) и предлагается проанализировать и предложить наиболее эффективные способы использования этих приемов, с опорой на знание возрастной психологии.
После работы в подгруппах проводится общее обсуждение: в каких случаях использование этих приемов может быть эффективным? Какова педагогическая целесообразность этих, либо других приемов. Какие приемы из педагогической практики можно признать наиболее эффективными?

  • Обобщение результатов тренинга. Итоговая рефлексия.

 

Финальное упражнение
Цель: обобщить полученный в ходе тренинга материал.
Участникам предлагается объединиться в тройки и составить небольшую (5-6 пунктов) памятку коллегам, которые не присутствовали на тренинге. Можно использовать собственный опыт, который не проговаривался в процессе тренинга, а также приобретенные в процессе тренинга знания, которые они посчитали наиболее полезными.
Когда памятка составлена, подгруппа передает ее по часовой стрелке в другую подгруппу, которая отмечает галочкой наиболее важный, по мнению всех участников подгруппы пункт. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную рекомендацию и сообщают ее группе. При желании группа может составить одну общую памятку, которую педагоги могут использовать в своей работе.
В заключение ведущий предлагает участникам сообщить группе – что лично для каждого было важным в общей работе.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Кривцова С.И. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М.,Генезис, 1997.
2. Кривцова С.И., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.:Генезис, 1997.
3. Поляков С.Д. Психопедагогический тренинг-практикум //Материалы Второй Всероссийской недели школьной психологии.
4. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. – СПб, 1995.

Елена Владимировна Чуменко.
Методист высшей категории отдела
прикладной педагогической психологии
ГУО Академия последипломного образования

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Передающий информацию должен следить за тем, чтобы:

  • Говорить однозначно;
  • Использовать простые слова;
  • Важное проговаривать несколько раз;
  • Структурировать сообщение, разбивать его на пункты;
  • Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию;
  • «Вам все понятно? Не спрашивать, все обычно отвечают : «Да». Надо задать вопрос на уточнение, например. «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь? – может быть, важные моменты проговорить еще раз;
  • Если произошла помеха, проговорить еще раз предыдущее предложение;
  • Учитывать темповые характеристики слушающего;
  • Создать позитивную или негативную мотивацию «Если все сделаете по инструкции, то…» «Если не сделаете, то произойдет…»;
  • Использовать техники типа «забор» - специальные фразы («Я специально обращаю ваше внимание…». «Я хочу, чтобы вы это запомнили…»).

Слушатель, получающий информацию:

  • Пропускает ее через личностный фильтр;
  • Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает;
  • Непривычные слова заменяет на привычные;
  • Обрабатывает информацию сообразно своей логике;
  • Напоминает необычные «жареные» факты, но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное;
  • То, что можно истолковать, истолкует.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТАБЛИЦА
РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПЕДАГОГАМИ НА УРОКАХ

П Р И Е М

Было использовано

Условия эффективного проведения (время урока, возраст)

Варианты последующей работы с полученным материалом

Проставьте индекс эмоциональной удовлетворенности по 10-б шкале

В начале урока
Ср. школа

 

Введение правил поведения (похожи на тренинговые: активности, говорит один, слушаем и слышим…)

Урок-конференция, 11 класс

Проговаривание оценки работы своей группы от имени игрушки-обезъянки

В течение урока, 11 класс

Самооценка своей деятельности по 10-балльной шкале

В конце урока

Отметьте при помощи «рожиц» (на доске – образцы или розданы по 3 вар-та рожиц) удовлетворенность от урока

Близко к началу урока
В конце урока

Использование для оценки деятельности облачков, птичек

В 9-м классе

Самооценка цветами «наклейте кружки, которые обозначают вашу успешность» зеленый (успешно)
желтый (недостаточно)
красный (не успешно)

После каждого задания, которое проверятся сообща

Незаконченные предложения:
«Мне на уроке больше всего понравилось….»
«Мне на уроке было трудно…»

Учитель устно начинал и предлагал уч-ся заканчивать

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.