Страница 2 из 2
Самооценка эффективности совместной работы
Информация. Педагогическая эффективность кооперации в обучении давно доказана. За последние десятилетия проведены сотни экспериментальных педагогических и психологических исследований. Их результаты свидетельствуют о высокой педагогической эффективности надлежащим образом организованной групповой работы, убедительно показывают, что деятельность в условиях кооперации (в отличие от конкуренции или независимости учащихся) обеспечивает: - более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса; - формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в классе; - повышение самооценки и коммуникативной компетентности школьников и, в конечном итоге, большее психическое здоровье учащихся. Чтобы спровоцировать общение, учащихся объединяют в группы. Чтобы группа работала как целое, в ней должна сложиться позитивная взаимозависимость. Чтобы каждый член группы достиг желаемых результатов обучения, эти результаты надо оценивать. При этом важно учитывать, каким образом может формироваться самооценка работы в группе, оценка эффективности собственной работы в группе, так как именно она может служить инструментом и для определения академической успеваемости, и для выяснения уровня овладения навыками групповой работы, и для формирования этих навыков, и для улучшения работы в целом. Для разминки и подведения к теме влияния форм организации деятельности учащихся на эффективность работы целесообразно провести следующее упражнение.
Упражнение «Физкультминутка». Участники выстраиваются двумя рядами в затылок друг другу. Назначается «физорг». Физорг проводит простую зарядку, без взаимодействия «физкультурников». Затем ведущий делит участников на микрогруппы способом простого расчёта на первый – пятый. Предлагает микрогруппам выбрать своих физоргов, расположиться полукругом и продолжить зарядку с примерно такими же упражнениями. После окончания зарядки участники делятся впечатлениями. Ведущий поддерживает высказывания, не акцентируя какие-либо идеи, а дожидается, когда возникнет тема влияния взаиморасположения на процесс деятельности. Упражнение «Проекты урока»
- Участникам предлагается расположиться обычным для школы образом, «за партами», по одному человеку.
Задание: сочинить план урока психологии (внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию) в третьем (любом) классе. В плане должны быть цели и не менее 5 шагов - этапов (элементов) урока (если в группе учителя, сочиняется план какого-нибудь нетипичного для какого-либо класса урока). Даётся ограничение по времени: не более 10 минут. (Запрет на взаимодействие в явном виде не вводится).
- После окончания первого «сочинения» участники рассаживаются по микрогруппам за столы. Участникам тренинга даётся задание - создать проект второго урока психологии (если в группе учителя, то создаётся план какого-нибудь нового нетипичного для выбранного класса урока). Вводятся ограничения - такие же, как и для первого проектирования. (Указание на то, что это должен быть общий проект, не вводится. В ответ на вопросы участников по этому поводу ведущий повторяет задание без каких-либо добавочных комментариев).
- После завершения проектирования участники оценивают индивидуально по 7-балльной шкале свою удовлетворённость работой на первом и втором этапах отдельно. Подсчитывается средний балл группы по каждому этапу.
В обсуждении важно проанализировать – за какую форму работы - индивидуальную или групповую - оценки были выше. Важно также обсудить – с чем может быть связано расхождение оценок и каким способом можно избежать этого? На данном этапе может быть интересен педагогический опыт участников группы. Итак, любая групповая работа должна включать в себя индивидуальную оценку. Если принцип индивидуальной оценки работы школьников в группах не выполняется, такие группы нельзя назвать эффективными учебными группами. Организация рефлексии Информация. Педагогами используется широкий спектр рефлексивных приемов, содействующих выявлению состояния учащихся на уроке, отношения к изучаемым предметам и темам, собственно деятельности учащихся на уроке и т.п. Эффективность использования таких приемов зависит от цели, поставленной педагогом и последующей аналитической работы с полученным материалом. Выбирая рефлексивный прием, педагогу важно ориентироваться как на возрастные особенности учащихся, так и на возможности использования полученного материала в организации своей работы.
Упражнение. Для какого возраста учащихся и с какой целью целесообразно применить следующие рефлексивные приемы?
ПРИМЕР: «Мы уже можем….» «Мы еще должны…»
«Мы уже умеем…» «Мы еще должны научиться…»
ПРИМЕР: «Я изучил на уроке…» «Я теперь могу…» «Я чувствую себя…»
ПРИМЕР: Скучно Трудно Радостно
ПРИМЕР: Ответьте устно на следующие вопросы:
- Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
- Какие трудности возникали во время урока?
- Что помогало вам преодолеть эти трудности?
А) ориентировочная таблица; Б) помощь друга; В) учебник; Г) помощь учителя. Упражнение. В подгруппы раздается таблица приемов рефлексии на уроках (Приложение 2) и предлагается проанализировать и предложить наиболее эффективные способы использования этих приемов, с опорой на знание возрастной психологии. После работы в подгруппах проводится общее обсуждение: в каких случаях использование этих приемов может быть эффективным? Какова педагогическая целесообразность этих, либо других приемов. Какие приемы из педагогической практики можно признать наиболее эффективными?
- Обобщение результатов тренинга. Итоговая рефлексия.
Финальное упражнение Цель: обобщить полученный в ходе тренинга материал. Участникам предлагается объединиться в тройки и составить небольшую (5-6 пунктов) памятку коллегам, которые не присутствовали на тренинге. Можно использовать собственный опыт, который не проговаривался в процессе тренинга, а также приобретенные в процессе тренинга знания, которые они посчитали наиболее полезными. Когда памятка составлена, подгруппа передает ее по часовой стрелке в другую подгруппу, которая отмечает галочкой наиболее важный, по мнению всех участников подгруппы пункт. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную рекомендацию и сообщают ее группе. При желании группа может составить одну общую памятку, которую педагоги могут использовать в своей работе. В заключение ведущий предлагает участникам сообщить группе – что лично для каждого было важным в общей работе.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Кривцова С.И. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М.,Генезис, 1997. 2. Кривцова С.И., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.:Генезис, 1997. 3. Поляков С.Д. Психопедагогический тренинг-практикум //Материалы Второй Всероссийской недели школьной психологии. 4. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. – СПб, 1995.
Елена Владимировна Чуменко. Методист высшей категории отдела прикладной педагогической психологии ГУО Академия последипломного образования
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Передающий информацию должен следить за тем, чтобы:
- Говорить однозначно;
- Использовать простые слова;
- Важное проговаривать несколько раз;
- Структурировать сообщение, разбивать его на пункты;
- Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию;
- «Вам все понятно? Не спрашивать, все обычно отвечают : «Да». Надо задать вопрос на уточнение, например. «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь? – может быть, важные моменты проговорить еще раз;
- Если произошла помеха, проговорить еще раз предыдущее предложение;
- Учитывать темповые характеристики слушающего;
- Создать позитивную или негативную мотивацию «Если все сделаете по инструкции, то…» «Если не сделаете, то произойдет…»;
- Использовать техники типа «забор» - специальные фразы («Я специально обращаю ваше внимание…». «Я хочу, чтобы вы это запомнили…»).
Слушатель, получающий информацию:
- Пропускает ее через личностный фильтр;
- Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает;
- Непривычные слова заменяет на привычные;
- Обрабатывает информацию сообразно своей логике;
- Напоминает необычные «жареные» факты, но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное;
- То, что можно истолковать, истолкует.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТАБЛИЦА РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПЕДАГОГАМИ НА УРОКАХ
П Р И Е М
|
Было использовано
|
Условия эффективного проведения (время урока, возраст)
|
Варианты последующей работы с полученным материалом
|
Проставьте индекс эмоциональной удовлетворенности по 10-б шкале
|
В начале урока Ср. школа
|
|
|
Введение правил поведения (похожи на тренинговые: активности, говорит один, слушаем и слышим…)
|
Урок-конференция, 11 класс
|
|
|
Проговаривание оценки работы своей группы от имени игрушки-обезъянки
|
В течение урока, 11 класс
|
|
|
Самооценка своей деятельности по 10-балльной шкале
|
В конце урока
|
|
|
Отметьте при помощи «рожиц» (на доске – образцы или розданы по 3 вар-та рожиц) удовлетворенность от урока
|
Близко к началу урока В конце урока
|
|
|
Использование для оценки деятельности облачков, птичек
|
В 9-м классе
|
|
|
Самооценка цветами «наклейте кружки, которые обозначают вашу успешность» зеленый (успешно) желтый (недостаточно) красный (не успешно)
|
После каждого задания, которое проверятся сообща
|
|
|
Незаконченные предложения: «Мне на уроке больше всего понравилось….» «Мне на уроке было трудно…»
|
Учитель устно начинал и предлагал уч-ся заканчивать
|
|
|
|