На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Коррекционный тренинг с синдромом «эмоционального выгорания»
Коррекционный тренинг с синдромом «эмоционального выгорания»
Работа психолога с педагогическим коллективом - Тренинги с педагогами

Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.

Лев Толстой

Формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного само восприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как социальным работникам, так и самим педагогам-психологам. Тренинг проводится в течение пяти часов с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении (лучше - в специально предназначенном, например, тренинговом зале). Тренинг состоит из трех частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга, вторая (основная) направлена на знакомство и освоение навыков эмоциональной саморегуляции, третья (заключительная) - на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.


Программа тренинга для 1-2 стадий эмоционального выгорания


Цели: профилактика психологического здоровья социальных работников, ознакомление с приемами саморегуляции.


Задачи:
- знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
- определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии;
- анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
- снижение уровня эмоционального выгорания социальных работников.


Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.


Ход занятия


I. Вводная часть
II. Практическая часть
«Расскажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я пойму и чему-то научусь».
Китайская народная мудрость
Человек усваивает: 10% того, что слышит 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.


Упражнение «Поза Наполеона»


Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего: Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона - некоторую закрытость или нежелание работать.


Упражнение «Карусель общения»


Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.
«Я люблю...», «Меня радует...», «Мне грустно когда...», «Я сержусь, когда. », «Я горжусь собой, когда. »


Упражнение «Единый ритм»


Цель: установить зрительный контакт со всеми участниками.
Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.


Упражнение «Путаница»


Цель: установить тактильный контакт со всеми участниками.
Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садиться на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.


Упражнение «Тест геометрических фигур»


Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг - и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.
Комментарий ведущего:
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожнотранспортным происшествиям.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании. 
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Упражнение "Лестница"

лестница


Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. 
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Что мешает Вам находиться наверху?
- Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?


Упражнение «Ассоциации»


Какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»
Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния


Упражнение «Распредели по порядку»


Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

Перечень

Оптимальное распределение перечня

- дети

1. Я

- работа

2. Муж (жена)

- муж (жена)

3. Дети

- Я

4. Работа

- друзья, родственники

5. Друзья, родственники


Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня. Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.


Упражнение «Потянулись - сломались»


Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!


Упражнение «Удовольствие»


Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.


III. Рекомендации


1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы:
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное упражнение.


IV. Рефлексия


Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.


Программа тренинга для 3-4 стадий эмоционального выгорания


Цели: профилактика психологического здоровья социальных работников, ознакомление с приемами саморегуляции.
Задачи:
- знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
- определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии;
- анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
- снижение уровня эмоционального выгорания социальных работников.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.
Ход занятия
I. Вводная часть
II. Практическая часть
Упражнения на знакомство


Упражнение «Эхо»


Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка
запроса.
Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним. Упражнение «Наши ожидания».
Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке). Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг). Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад. То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания. Упражнение «Карусель общения». Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим. «Я люблю...», «Меня радует...», «Мне грустно когда. », «Я сержусь, когда. », «Я горжусь собой, когда.».
Упражнения на сплочение группы, формирование доверия.


Упражнение «Порядковый счет»


Цель: становить зрительный контакт со всеми участниками.
Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого. Продолжаем, пока все участники не будут охвачены.


Упражнение «Охотничий азарт»


Цель: активизировать участников, придать сил и энергии.
Необходимо разбиться на пары. В этой игре нужно догнать своего партнера и осалить его. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера - заблаговременно отбежавшего подальше. Нельзя: 1. бегать, можно только быстро ходить;2. в своем порыве сбивать других; 3. забывать обернуться вокруг на 360 градусов. Через 3 минуты можно остановить игру. Упражнение «Подчеркивание общности» Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому- нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч. Упражнение «Подчеркивание значимости» Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: «Таня, мне в тебе нравится...» - и называется то личностное качество, которое было найдено. Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.


Упражнение «Шанхайцы»


Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.


Упражнение «Промежуточная рефлексия»


Представьте себя каким ни будь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета. Участники по кругу описывают свои предметы.


Упражнение «Выбор»


Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент - повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего: Если вы выбрали первый вариант, то вы - человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства - уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Упражнения на осознание и принятие своих чувств


Упражнение «Чувство»


Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств. Вопросы для обсуждения: Воспринимали ли вас адекватно? Почему возникали затруднения в определении чувства? Расскажите о своих впечатлениях.


Упражнение «Список эмоций»


Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию. Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают. Вопросы для обсуждения: Какое слово было труднее всего показать? У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему? Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.) Упражнение “Передача чувств” Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.


Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса»


Цель: выяснить способы управления своими эмоциями.
Участники делятся на группы и отвечают на вопрос: Как боретесь с негативными эмоциями? В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.


Дыхательная гимнастика


Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом


Упражнение «Отдых»


Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться. Упражнение «Передышка» Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.


Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом


Упражнение «Мобилизующее дыхание»


Исходное положение — стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох — такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:
4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;
8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;
8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.
Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов. Упражнение «Замок» Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2—3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени. Упражнение «Голосовая разрядка» Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, «Ух!»


«Звуковая гимнастика»


Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа
и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.


Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)


Упражнение «Мышечная энергия»


Цель: выработать навыки мышечного контроля.
Инструкция участникам тренинга: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте! Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение. Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения? Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.


Упражнение «Напряжение - расслабление»


Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.
Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.


Упражнение «Огонь - лед»


Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела.
Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.


Упражнение «Зажимы по кругу»


Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15—20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряженный участок тела. После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, и при этом продолжать спокойно идти по кругу, вспомнить обычное для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15—20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3—5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация повторять его самостоятельно хотя бы 1-2 раза в день.


Упражнение «Дождик»


Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения
Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение «Броуновское движение»


Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории. Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.
Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.


Упражнение «Моечная машина»


Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний - «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».


Упражнение «Растем»


Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста. Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».


Медитация


Цель: снять эмоциональное напряжение, уметь останавливать поток мыслей.
Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение. Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоциональноволевой сферой человека. С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза. С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений: Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение. Упражнение «Концентрация на счете» Инструкция преподавателя: Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.


Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»


В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности: Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие. Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д. Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий. В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.
Рефлексия ощущений: Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте? На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке? От чего это зависит? Какие свойства внимания необходимы для концентрации?


Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»


Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь. Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое? А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни. Выходим из состояния релаксации. Рефлексия вашего эмоционального состояния.


Упражнение «Велосипед»


В работе с эмоциональным выгоранием специалистов помогающих профессий можно воспользоваться упражнением «Велосипед», как разновидностью колеса жизненного баланса (Кобыхно И.).
Для работы потребуются листы формата А4 и цветные карандаши. Разверните лист формата А4 в горизонтальной ориентации и нарисуйте на нем две окружности, разделив каждую на 8 частей. В «левом» колесе в каждом сегменте запишите свои ответы на вопрос: «Во что вы вкладываете свое время, силы?». Как грибы собирают в корзинку, набросайте и запишите в сегментах одним- двумя словами то, на что уходит время вашей жизни. Оцените по 
шкале от 1 до 10 насколько каждая из этих сфер проявлена в вашей жизни (как много усилий вы вкладываете в нее) и зарисуйте ее тем цветом, с которым она ассоциируется, пример представлен на рис. 1.

велосипед

рис 1. Упражнение Велосипед

Второе колесо размещают в правой части листа, а сегменты колеса иллюстрируют ответы на вопрос: «А что приносит мне радость и удовольствие?». Пример представлен на рис. 2.
И тогда, как если сравнить два этих рисунка, то, что нового (интересного) вы для себя увидели (открыли)? Насколько то, чем вы заняты основную часть вашего времени приносит вам радость и удовольствие?
Посмотрите на колесо ресурсов в правой части листа. Какая из сфер является для вас наиболее ресурсной? Что нужно сделать, чтобы донаполнить ту сферу, которая на данный момент является для вас наиболее ресурсной?

велосипед 2



Рис. 2. Упражнение «Велосипед»

работа с телом

Рис. 3. Развитие ресурсов на примере работы с телом


Нарисуйте для этой отдельно взятой сферы колесо меньшего диаметра и разбейте его на 4 части. Что вы готовы привнести в нее уже сегодня-завтра, чтобы «поселить» радость и удовольствие в свой трудовой день?
Эмоции, как известно, живут в теле, и работа с телом является важным способом профилактики эмоционального выгорания. А что вы можете ежедневно делать для своего тела, чтобы восстановить свои жизненные силы? Запишите эти простые, легкие действия, которые поддержат вас в вашей повседневной жизни и трудовой деятельности. Пример работы с телом представлен на рис. 3.
Профилактика эмоционального выгорания является важным способом сохранения целостности и ресурсного состояния личности [38].
Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими


Упражнение «Кинопроба»


Цель: развить чувство собственной значимости
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но...», и дополните фразу словами о своем достижении. Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, делясь своими достижениями? Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?


Упражнение «Достоинства»


Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались. Упражнение «Чемодан» Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемодан». В этот
«чемодан» набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать. Выбирается «секретарь». Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак «+», на другой «-». Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5—7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.


Вопросы для самоанализа:
Готовы ли Вы взяться за труднодостижимую цель? За последнее время вы лишаете себя развлечений из-за нехватки времени? Вам кажется, что время течет слишком быстро/медленно?
Если хотя бы два ответа положительны - напряжение выше нормы, стрессогенная фаза активизирована.
Правило: «Неудачные решения и ответы усиливают кризис. «Ловушки» преждевременных решений усугубляют кризис».
Задание: Внимательно рассмотрите иероглиф «кризис».
Чем он необычен?
Что Вам в нем нравится?
Подключите новый опыт! (иероглиф включает два понятия «опасность» и «возможность» - это наиболее полно открывает наполненность процесса выгорания).
«Развейте для себя 4 мифа»
1. «Мне нельзя ошибаться!»
2. «Мне надо быть сдержанным!»
3. «Мне запрещено становиться предвзятым!»
4. «Мне придется быть примером для подражания!» 
Выделите для себя время для изучения и анализа «Билля о правах личности». Вот некотрые цитаты из него:
«Просить о помощи и эмоциональной поддержке» «Аргументировано протестовать против несправедливости обращения или критики»
«Иметь собственное мнение или убеждения»
«Иметь собственные, какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие»
Что можно изменить?
• Другого не поменяешь...
• Работой дорожишь...
• Время планирую сам...
Тогда, менять могу только свое отношение и/или свое поведение. Важна правильная постановка цели:
• Цель формировать позитивно
• Цель зависит от меня
• Цель конкретна и управляет временем
• Цель амбициозна, но созидательна
• Цель перспективна
• Цель соотносится с личностными ценностями
«Чем больше цель, тем больше риск, но именно это повышает ее ценность!»
Определи ценности сегодняшнего дня?
Определи ценности сегодняшнего бытия?
Определи ценности сегодняшних взаимоотношений?
Если Вы правильно отработали вышеперечисленные вопросы, то для Вас актуально продолжить самоанализ вопросом: «Включился ли у Вас эффект «расширения сферы экономии эмоций»?


Вопросы для саморегуляции:
1. «Многие обстоятельства помогают Вам соревноваться с другими?»
2. «Вам приходилось слышать от окружающих и друзей, что Вы человек подвижный и деятельный?»
3. «У Вас твердый характер, можете руководить людьми (приблизительно 20 человек)?»


Если хотя бы два ответа - положительны, у Вас ресурсы - активны!
Учитывайте действие «внешних провокаторов», анализируйте их влияние:
• интенсив общения
• быстрое принятие решений и альтернатив
• интеллектуальные перегрузки
• нечеткая организация и «бесплановость»
• неструктурная информация
• «бюрократический бум»
• высокая ответственность за жизнь и здоровье
• прессинг администрацией
• «расшатанная» конфликтность Итоговый вопрос: «Разрешаете ли Вы себе эмоциональные разрядки?» [39]


Упражнение «Пожелание по кругу»


Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга. Рефлексия «Мне сегодня...» Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания? Подведение итогов занятия.
III. Рекомендации
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы:
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное
IV. Рефлексия
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
Источник: Чердымова Елена Ивановна
Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. -Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. - 124 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.