Как уберечь педагогов от профессионального выгорания |
Работа психолога с педагогическим коллективом - Семинар-практикум | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сценарий семинара Задачи: Как выявить риск профессионального выгоранияАнкета самодиагностики риска профессионального выгорания педагога Тематический план семинара-тренинга
Предложите учителям заполнить анкету самодиагностики риска профессионального выгорания. Учителя заполняют анкету, считают баллы, анализируют показатели. Определите вместе с участниками группу признаков, по которой получилось максимальное количество баллов, - эта сфера самая проблемная. Далее расскажите о последствиях профессионального выгорания. 2 тема
|
Признаки |
Степень выраженности |
|||||
|
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
||
|
Не хочу идти на работу |
|
|
|
|
|
Избегаю участвовать в семинарах, совещаниях и других мероприятиях |
|
|
|
|
|
|
Меньше взаимодействую с коллегами по профессиональным проблемам |
|
|
|
|
|
|
Свожу к минимуму контакты и взаимодействие с учениками |
|
|
|
|
|
|
Стремлюсь уйти от контактов с родителями |
|
|
|
|
|
|
Не могу в срок подготовить документы по работе |
|
|
|
|
|
|
Не внедряю новые подходы в работе |
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов по данной группе признаков |
|
|||||
|
Чувствую, что утрачено (снизилось) чувство юмора |
|
|
|
|
|
Боюсь неудач в профессиональной деятельности |
|
|
|
|
|
|
Чувствую раздражение, когда общаюсь с учениками, коллегами, родителями учеников |
|
|
|
|
|
|
Считаю, что администрация предъявляет ко мне необоснованные претензии, чаще критикует |
|
|
|
|
|
|
Чувствую равнодушие к своей деятельности, общению с коллегами, обучающимися, родителями |
|
|
|
|
|
|
Чувствую бессилие, когда необходимо решить сложные ситуации на работе |
|
|
|
|
|
|
Переживаю подавленное настроение на работе или при мыслях о ней |
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов по данной группе признаков |
|
Признаки |
Степень выраженности |
|||||
|
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
||
|
Думаю уйти с работы, поменять профессию или сферу деятельности |
|
|
|
|
|
Испытываю трудности в концентрации внимания, рассеянность |
|
|
|
|
|
|
Принимаю стереотипные решения (негибкость мышления) |
|
|
|
|
|
|
Сомневаюсь в значимости своей работы |
|
|
|
|
|
|
Думаю, что разочарован(а) в профессии |
|
|
|
|
|
|
Проявляю пренебрежение к коллегам, обучающимся, родителям |
|
|
|
|
|
|
Все больше погружаюсь в личные проблемы |
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов по данной группе признаков |
|
|||||
|
Дольше сплю или мучает бессонница |
|
|
|
|
|
Понимаю, что нарушен аппетит (отсутствие или переедание) |
|
|
|
|
|
|
Думаю, что здоровье беспричинно ухудшилось |
|
|
|
|
|
|
Чаще болею (восприимчивость к инфекционным заболеваниям) |
|
|
|
|
|
|
Больше и быстрее устаю, хотя объем учебной/физической нагрузки не увеличился |
|
|
|
|
|
|
Испытываю физические недомогания: головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта |
|
|
|
|
|
|
Переживаю обострение хронических заболеваний |
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов по данной группе признаков |
|
|||||
Сумма баллов по всем группам признаков |
|
Обработка результатов
При анализе результатов подсчитайте баллы отдельно по каждой группе признаков – так вы определите уровень выраженности каждого из признаков. Затем подсчитайте сумму баллов по четырем группам признаков.
Определите уровни выраженности риска выгорания:
1. По каждой группе признаков: 18 баллов и выше – высокий уровень;
12–17 баллов – средний уровень; 11 баллов и ниже – низкий уровень.
2. Общий показатель по четырем группам признаков: 67 баллов и выше – высокий уровень; 45–66 баллов – средний уровень; 44 балла и ниже – низкий уровень.
Комментарий к обработке анкеты
Обратите внимание на физиологические показатели. Высокий уровень выраженности, частота проявления симптомов или их сочетание указывают на физиологическое неблагополучие, организм сигнализирует о том, что нужно обратить внимание на свое состояние.
Проявление поведенческих признаков риска эмоционального выгорания свидетельствует об изменении отношения педагога к работе, снижении потребности в общении/взаимодействии с коллегами, обучающимися, родителями. При этом человек стремится свести к минимуму профессиональные и личные контакты и выполнение непосредственных рабочих обязанностей.
Эмоциональные признаки – важный показатель риска выгорания. Человек испытывает негативные эмоции, неуверенность, неспособность решать профессиональные проблемы. Преобладают отрицательное настроение, раздражительность, злость на себя, коллег, ситуацию на работе.
Когнитивные признаки выгорания проявляются на уровне изменения восприятия и отношения к своей работе, ее результатам, значимости профессиональной деятельности.
Последствия профессионального выгорания
Межличностные последствия проявляются в конфликтах с коллегами, администрацией, учениками и родителями, эмоциональной истощенности. Установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к учащимся, коллективу, к себе лично. Установочные последствия снижают лояльность педагога к ученикам. Педагог выбирает неконструктивные модели поведения, увеличивает напряженность вокруг себя, и, как следствие, падает качество работы и межличностного взаимодействия. Психофизиологические последствия выражаются в расстройствах психосоматики – головных болях, бессоннице, нарушениях аппетита, заболеваниях сердца.
Упражнение |
Содержание |
«Передышка» |
Медленно и глубоко дышите в течение 3 минут, наслаждаясь процессом и представляя, что все проблемы улетучиваются. Помогает расслабиться и успокоиться, потому что в момент расстройства человек начинает сдерживать дыхание |
«Дыхательная техника саморегуляции» |
При первом выполнении сядьте, примите наиболее удобную позу. |
«Радуга» |
Встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения, вспоминайте их в неприятные моменты, когда нет возможности выполнить упражнение |
«Воздушный шар» |
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. |
«Самоприказы» |
Используйте короткие, отрывистые распоряжения, сделанные себе: «Не поддаваться на критику!», «Слушать!». |
«Энергетический самомассаж» |
Энергично разотрите ладони – 10 секунд. Быстро потрите пальцами щеки вверх-вниз – 10 секунд. Расслабленными пальцами «постучите» по макушке головы – 10 секунд. |
УПРАЖНЕНИЕ «КОНСТРУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ»
Участники работают в парах. Они переформулируют негативные мысли и убеждения в конструктивные.
Примерные формулировки для упражнения «Конструктивные установки»
Негативные мысли и убеждения |
Конструктивные мысли и убеждения |
Мое руководство требует от меня слишком много |
Мое руководство считает, что я могу справляться со сложными задачами, поэтому требует больше, чем от других |
Я не вижу отдачи от учащихся на своих уроках |
Учащиеся имеют разные способности. Можно попробовать найти другие способы взаимодействия с ними |
Ужасно, что я ничего не успеваю |
Я часто не успеваю сделать то, что запланировала. Но все успеть невозможно, стоит расставлять приоритеты в делах |
Меня раздражает, что часто приходится исправлять промахи других |
Исправляя промахи других, я приобретаю для себя новый опыт |
Обидно, что люди часто не ценят того, что делается для них |
Можно делать для других много, но люди |
Меня раздражают учащиеся, которым по много раз приходится объяснять одно и то же |
Все учащиеся с разными способностями, и к ним надо находить подход |
Неудачи в работе очень сильно влияют на мое настроение |
Неудачи в работе бывают у всех. Я рассматриваю неудачи как ступень к развитию, шаг к поиску новых возможностей |
Я никогда не смогу достичь совершенства в своей профессии |
Моя работа позволяет мне совершенствовать свои качества, которые развивают мою личность |
Из-за того, что я слишком загружена на работе, мой муж и дети предоставлены сами себе |
Мне интересна моя работа. Но я также стараюсь посвятить свободное время своей семье |
Я не в состоянии справиться со всеми проблемами сразу, и поэтому ситуация стала такой сложной |
Я не справляюсь со всеми проблемам сразу, поэтому сначала решу самую важную |
Когда участники завершат работу в парах, обсудите предложенные варианты формулировок. Позитивное мышление придает учителю в трудных ситуациях уверенность, потому что человек начинает видеть проблему рационально.
Источник: Справочник педагога-психолога в школе, №12, 2017г
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |