На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Семинар-практикум Как уберечь педагогов от профессионального выгорания
Как уберечь педагогов от профессионального выгорания
Работа психолога с педагогическим коллективом - Семинар-практикум

Сценарий семинара

Проведите семинар, чтобы предупредить профессиональное выгорание у педагогов. Научите их переформулировать негативные мысли и утверждения в позитивные.
Татьяна Крылова, научный сотрудник АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к. психол. н., доцент
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
Участники: группа педагогов 12–15 человек.
Цель: развить навыки стрессоустойчивого поведения.

Задачи:
– сформировать знания о том, что такое синдром профессионального выгорания и как он проявляется;
– развить адаптивные умения и стратегии поведения педагога, обучить навыкам саморегуляции;
– информировать с помощью памятки, как снизить риск профессионального выгорания.
Примерное время: 90 минут.

По сценарию семинара-тренинга вы расскажите педагогам, как выявить риск профессионального выгорания, как его преодолеть и выполнить самоанализ когнитивных установок. Перед семинаром педагоги заполняют анкету «Самодиагностика риска профессионального выгорания».

Как выявить риск профессионального выгорания

Анкета самодиагностики риска профессионального выгорания педагога
Объявите участникам тему и задачи семинара-тренинга.
Расскажите, что профессиональное выгорание -это состояние эмоционального истощения, которое снижает самооценку человека и повышает негативное отношение к работе. Предложите педагогам рассказать о том, какие ситуации на работе могут вызвать стресс, и назвать симптомы стресса. После ответов на вопросы объясните, что стресс проявляется в эмоциональной сфере, когда человек испытывает повышенное чувство тревоги. В познавательной сфере стресс возникает, когда человек оценивает ситуацию как угрозу для своей личности. В поведенческой сфере - когда личность меняет привычную деятельность, мобилизуется или становится растерянной.
Профессиональное выгорание возникает, когда учитель испытывает неудовлетворенность работой, отрицательные эмоции при взаимодействии со школьниками, коллегами и родителями. Учитель всегда должен оставаться уравновешенным и внимательным, готовым решать проблемы и конфликты. Постепенно эмоциональные ресурсы организма истощаются. Человек старается защититься любыми способами: работает вполсилы, не включается в трудные ситуации на работе, снижает интенсивность общения и отдаляется от коллег.

Тематический план семинара-тренинга

Темы

 

Содержание

 

Количество
минут

 

 

Как выявить у себя риск профессионального выгорания

Индивидуальная работа с анкетой самодиагностики риска профессионального выгорания. Анализ выраженности показателей риска выгорания

20

 

Как преодолеть профессиональное выгорание: навыки саморегуляции

Мини-лекция. Техники саморегуляции. Дыхательная техника саморегуляции. Упражнения: «Передышка», «Радуга», «Воздушный шар», «Энергетический самомассаж»

20

 

Как провести самоанализ когнитивных установок

Мини-лекция. Упражнения: «Конструктивные установки». Памятка для педагога «Как снизить риск синдрома выгорания»

20

 

Предложите учителям заполнить анкету самодиагностики риска профессионального выгорания. Учителя заполняют анкету, считают баллы, анализируют показатели. Определите вместе с участниками группу признаков, по которой получилось максимальное количество баллов, - эта сфера самая проблемная. Далее расскажите о последствиях профессионального выгорания.

2 тема
Как преодолеть профессиональное выгорание: навыки саморегуляции

Упражнения для саморегуляции: «Передышка», «Радуга», «Воздушный шар», «Энергетический самомассаж».
Расскажите об основных направлениях профилактики выгорания. Предложите обсудить вопросы: какие условия помогают преодолеть профессиональное выгорание?
как справиться с тревогой, внутренним напряжением, утомлением?
Участники отвечают на первый вопрос и предлагают способы, чтобы преодолеть профессиональное выгорание. Примерный перечень условий: – заботиться о здоровье;
– поддерживать уверенность в себе, своих способностях;
– накапливать опыт успешного преодоления стресса;
– совершенствовать способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
– владеть приемами эффективной коммуникации;
– опираться на собственные силы;
– развивать способность формировать в себе позитивные установки – в отношении самих себя и других людей.
Напомните, что условием эмоциональной устойчивости является саморегуляция. Саморегуляция – это способ сознательного управления своим состоянием и организмом. К техникам саморегуляции относят упражнения по управлению дыханием. Под воздействием психических нагрузок возникает эмоциональное напряжение. Дыхательные техники позволяют справляться с напряженными ситуациями педагогического взаимодействия. Поэтому управление дыханием – самый простой способ реагировать в неоднозначной ситуации. В ситуации, когда раздражены или сердятся, люди забывают делать нормальный вдох и выдох. Предложите выполнить упражнения.
Далее участники отвечают на второй вопрос.
Возможные ответы о том, что поможет учителю справиться с профессиональным выгоранием:
– регулярный отдых;
– занятия спортом;
– выезд на природу;
– любимое дело, которое приносит положительные эмоции;
– баня, сауна, массаж, если нет противопоказаний врача;
- юмор, позитивные мысли;
- здоровый образ жизни, закаливание;
- планирование списка важных дел на месяц, год.

3 тема
Как провести самоанализ когнитивных установок

Таблица формулировок для упражнения «Конструктивные установки»
Расскажите о том, что позитивное мышление придает человеку уверенность. Позитивное мышление - основа, которая поможет преодолеть стресс. Учитель получит возможность рассматривать трудную ситуацию рационально и оптимистично. Еще одним способом педагог может преодолеть выгорание - изменить когнитивные установки.
Проведите мини-лекцию на тему «Когнитивные установки». Расскажите, что основой разрушительных эмоций становятся когнитивные ошибки, которые искажают истинный смысл и мешают понимать информацию. Когнитивные ошибки обозначим термином «иррациональная установка» (см. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. - СПб.: Питер, 2008). Иррациональные установки лежат в основе неконструктивного поведения, они ведут к разрушительным переживаниям, разочарованию и повышают риск выгорания.
Иррациональные установки основываются на упрощении, то есть в них выделяются только две крайности «плохо - хорошо», «черное - белое». Такие установки опираются на чрезмерное обобщение: «так делают все...», поэтому содержат ошибочные выводы.
Иррациональные установки сопровождаются разрушающими переживаниями: гнев, растерянность, раздражение, агрессивность; часто в них используются слова «должен», «обязан». В них отсутствует ориентация на цель: «несправедливо, что меня не ценят, не благодарят...». Из-за иррациональных установок человек не может найти опору на внешние и внутренние ресурсы.
Выявить иррациональные установки поможет упражнение. Предложите участникам переформулировать негативные мысли и убеждения в конструктивные.
Участники работают в парах и заполняют таблицы на листах. Образец заполненной таблицы в конце статьи. По завершении работы в парах участники обсуждают варианты формулировок.
Скажите, что позитивное мышление придает поведению в трудных ситуациях уверенность, потому что человек учится видеть проблему рационально. Педагоги знакомятся с алгоритмом позитивного мышления (А.М. Ялов. Подробнее см.: Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. - СПб.: Речь, 2011).

Анкета для педагогов «Самодиагностика риска профессионального выгорания»

Оцените себя по степени выраженности того или иного показателя. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем выше балл. Анкету заполните самостоятельно, ни с кем ответы не обсуждайте. По каждому из показателей выберите один вариант ответа (всегда, часто, иногда, редко, никогда), который в наибольшей степени вам подходит.

Признаки

Степень выраженности

 

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

 

Не хочу идти на работу

 

 

 

 

 

Избегаю участвовать в семинарах, совещаниях и других мероприятиях

 

 

 

 

 

Меньше взаимодействую с коллегами по профессиональным проблемам

 

 

 

 

 

Свожу к минимуму контакты и взаимодействие с учениками

 

 

 

 

 

Стремлюсь уйти от контактов с родителями

 

 

 

 

 

Не могу в срок подготовить документы по работе

 

 

 

 

 

Не внедряю новые подходы в работе

 

 

 

 

 

Сумма баллов по данной группе признаков

 

 

Чувствую, что утрачено (снизилось) чувство юмора

 

 

 

 

 

Боюсь неудач в профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

Чувствую раздражение, когда общаюсь с учениками, коллегами, родителями учеников

 

 

 

 

 

Считаю, что администрация предъявляет ко мне необоснованные претензии, чаще критикует

 

 

 

 

 

Чувствую равнодушие к своей деятельности, общению с коллегами, обучающимися, родителями

 

 

 

 

 

Чувствую бессилие, когда необходимо решить сложные ситуации на работе

 

 

 

 

 

Переживаю подавленное настроение на работе или при мыслях о ней

 

 

 

 

 

Сумма баллов по данной группе признаков

 

Признаки

Степень выраженности

 

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

 

Думаю уйти с работы, поменять профессию или сферу деятельности

 

 

 

 

 

Испытываю трудности в концентрации внимания, рассеянность

 

 

 

 

 

Принимаю стереотипные решения (негибкость мышления)

 

 

 

 

 

Сомневаюсь в значимости своей работы

 

 

 

 

 

Думаю, что разочарован(а) в профессии

 

 

 

 

 

Проявляю пренебрежение к коллегам, обучающимся, родителям

 

 

 

 

 

Все больше погружаюсь в личные проблемы

 

 

 

 

 

Сумма баллов по данной группе признаков

 

 

Дольше сплю или мучает бессонница

 

 

 

 

 

Понимаю, что нарушен аппетит (отсутствие или переедание)

 

 

 

 

 

Думаю, что здоровье беспричинно ухудшилось

 

 

 

 

 

Чаще болею (восприимчивость к инфекционным заболеваниям)

 

 

 

 

 

Больше и быстрее устаю, хотя объем учебной/физической нагрузки не увеличился

 

 

 

 

 

Испытываю физические недомогания: головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта

 

 

 

 

 

Переживаю обострение хронических заболеваний

 

 

 

 

 

Сумма баллов по данной группе признаков

 

Сумма баллов по всем группам признаков

 

Обработка результатов
При анализе результатов подсчитайте баллы отдельно по каждой группе признаков – так вы определите уровень выраженности каждого из признаков. Затем подсчитайте сумму баллов по четырем группам признаков.
Определите уровни выраженности риска выгорания:
1. По каждой группе признаков: 18 баллов и выше – высокий уровень;

12–17 баллов – средний уровень; 11 баллов и ниже – низкий уровень.

2. Общий показатель по четырем группам признаков: 67 баллов и выше – высокий уровень; 45–66 баллов – средний уровень; 44 балла и ниже – низкий уровень.

Комментарий к обработке анкеты
Обратите внимание на физиологические показатели. Высокий уровень выраженности, частота проявления симптомов или их сочетание указывают на физиологическое неблагополучие, организм сигнализирует о том, что нужно обратить внимание на свое состояние.
Проявление поведенческих признаков риска эмоционального выгорания свидетельствует об изменении отношения педагога к работе, снижении потребности в общении/взаимодействии с коллегами, обучающимися, родителями. При этом человек стремится свести к минимуму профессиональные и личные контакты и выполнение непосредственных рабочих обязанностей.
Эмоциональные признаки – важный показатель риска выгорания. Человек испытывает негативные эмоции, неуверенность, неспособность решать профессиональные проблемы. Преобладают отрицательное настроение, раздражительность, злость на себя, коллег, ситуацию на работе.
Когнитивные признаки выгорания проявляются на уровне изменения восприятия и отношения к своей работе, ее результатам, значимости профессиональной деятельности.

Последствия профессионального выгорания
Межличностные последствия проявляются в конфликтах с коллегами, администрацией, учениками и родителями, эмоциональной истощенности. Установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к учащимся, коллективу, к себе лично. Установочные последствия снижают лояльность педагога к ученикам. Педагог выбирает неконструктивные модели поведения, увеличивает напряженность вокруг себя, и, как следствие, падает качество работы и межличностного взаимодействия. Психофизиологические последствия выражаются в расстройствах психосоматики – головных болях, бессоннице, нарушениях аппетита, заболеваниях сердца.

Упражнения по теме 2, чтобы преодолеть профвыгорание

Упражнение

Содержание

«Передышка»

Медленно и глубоко дышите в течение 3 минут, наслаждаясь процессом и представляя, что все проблемы улетучиваются. Помогает расслабиться и успокоиться, потому что в момент расстройства человек начинает сдерживать дыхание

«Дыхательная техника саморегуляции»

При первом выполнении сядьте, примите наиболее удобную позу.
Сделайте глубокий вдох. Вдох длится не менее 2 секунд.
Задержите дыхание на 1–2 секунды – сделайте паузу. Выдыхайте
медленно и плавно в течение 3 секунд, не менее. Выдох обязательно
должен быть длиннее вдоха.
Затем снова сделайте глубокий вдох, без паузы выдох.
Повторите цикл 2–3 раза.
Выполняйте технику, чтобы уменьшить усталость после работы, или
в конфликтных ситуациях, чтобы сохранить спокойствие

«Радуга»

Встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения, вспоминайте их в неприятные моменты, когда нет возможности выполнить упражнение

«Воздушный шар»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом.
Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение, чтобы достичь оптимального психоэмоционального состояния

«Самоприказы»

Используйте короткие, отрывистые распоряжения, сделанные себе: «Не поддаваться на критику!», «Слушать!».
Вам важно применять самоприказы, когда нужно вести себя определенным образом, настроиться, собраться

«Энергетический самомассаж»

Энергично разотрите ладони – 10 секунд. Быстро потрите пальцами щеки вверх-вниз – 10 секунд. Расслабленными пальцами «постучите» по макушке головы – 10 секунд.
Кулаком левой руки интенсивно разотрите плечо и предплечье правой руки – 10 секунд.
Кулаком правой руки интенсивно разотрите плечо и предплечье левой руки – 10 секунд.
Потрите пальцами ушные раковины – 10 секунд.
Нащупайте пальцами впадину в основании черепной коробки, надавите и подержите

Упражнение по теме 3 для самоанализа когнитивных установок

УПРАЖНЕНИЕ «КОНСТРУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ»
Участники работают в парах. Они переформулируют негативные мысли и убеждения в конструктивные.

Примерные формулировки для упражнения «Конструктивные установки»

Негативные мысли и убеждения

Конструктивные мысли и убеждения

Мое руководство требует от меня слишком много

Мое руководство считает, что я могу справляться со сложными задачами, поэтому требует больше, чем от других

Я не вижу отдачи от учащихся на своих уроках

Учащиеся имеют разные способности. Можно попробовать найти другие способы взаимодействия с ними

Ужасно, что я ничего не успеваю

Я часто не успеваю сделать то, что запланировала. Но все успеть невозможно, стоит расставлять приоритеты в делах

Меня раздражает, что часто приходится исправлять промахи других

Исправляя промахи других, я приобретаю для себя новый опыт

Обидно, что люди часто не ценят того, что делается для них

Можно делать для других много, но люди
не обязаны соответствовать моим ожиданиям

Меня раздражают учащиеся, которым по много раз приходится объяснять одно и то же

Все учащиеся с разными способностями, и к ним надо находить подход

Неудачи в работе очень сильно влияют на мое настроение

Неудачи в работе бывают у всех. Я рассматриваю неудачи как ступень к развитию, шаг к поиску новых возможностей

Я никогда не смогу достичь совершенства в своей профессии

Моя работа позволяет мне совершенствовать свои качества, которые развивают мою личность

Из-за того, что я слишком загружена на работе, мой муж и дети предоставлены сами себе

Мне интересна моя работа. Но я также стараюсь посвятить свободное время своей семье

Я не в состоянии справиться со всеми проблемами сразу, и поэтому ситуация стала такой сложной

Я не справляюсь со всеми проблемам сразу, поэтому сначала решу самую важную

Когда участники завершат работу в парах, обсудите предложенные варианты формулировок. Позитивное мышление придает учителю в трудных ситуациях уверенность, потому что человек начинает видеть проблему рационально.
Источник: Справочник педагога-психолога в школе, №12, 2017г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.