На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Семинар-практикум Семинар Деятельность СППС обеспечивающих получение дошкольного образования по реабилитации детей семей, находящихся в социально опасном положении
Семинар Деятельность СППС обеспечивающих получение дошкольного образования по реабилитации детей семей, находящихся в социально опасном положении
Работа психолога с педагогическим коллективом - Семинар-практикум

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Бернард Шоу

Цель:

  • Дать представление о структуре и деятельности СППС, взаимодействии специалистов по реабилитации детей, семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • Актуализировать знания о особенностях неблагополучных семей и работе психолога с данной категорией семей
  • Организовать обсуждение о психолого-педагогическом сопровождение детей, семей, находящихся в социально-опасном положении

Этапы семинара:

  1. СППС в дошкольном учреждении, специалисты СППС, направления работы, документация (презентация)
  2. Семьи, находящиеся в социально опасном положении, характеристика, причины неблагополучия, критерии выявления
  3. Психологические особенности неблагополучных семей, классификация (работа на актуализацию знаний об особенностях детей и родителей)
  4. Психолого-педагогическом сопровождение детей, семей, находящихся в социально-опасном положении, этапы работы психолога (работа в группах составление индивидуального плана с семьей)
  5. Нормативные документы, документация, отчетные материалы по работе с семьями находящимися в социально опасном положении.
  6. Рефлексия

Принципы проведения семинара:

  • Активизация мыслительной деятельности (через разминки);
  • Усиление наглядности через использование электронной презентации для сопровождения выступления;
  • Сочетание индивидуальных и групповых видов деятельности;
  • Использование разнообразных форм групповой работы:
  • Создание и презентация живого образа по готовым материалам – художественная рефлексия;
  • Принцип рефлексии.

Оборудование:

  • Электронная презентация «СППС в работе с социально опасной семьей»;
  • Материалы для проведения разминки.
  • Список нормативных документов

Ход мастер-класса


Введение, 1 слайд
Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.
Семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью - основной и наиболее уязвимый социальный институт. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей. приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью - это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми членами семьи. При этом, с одной стороны, воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание воздействия определяют индивидуальную деятельность по сопровождению семьи с учетом её категории.


2 слайд
Структура СППС определяется в главе 3 п. 10 «Положения о СППС учреждения образования». Прежде всего, в состав службы входят педагог социальный и педагог-психолог в том количестве, которое предусмотрено штатным расписанием учреждения образования. По усмотрению руководителя учреждения в состав СППС могут быть включены еще и педагог-организатор, дефектолог, медработник, юрист, методист (по численности указанные должности соответствуют штатному расписанию учреждения образования). Введение этих специалистов в состав СППС подразумевает, прежде всего, координацию деятельности, определяемой должностными обязанностями.
Руководство деятельностью СППС осуществляется в соответствии с содержанием п.4 «Положения о СППС учреждения образования», т.е. руководителем учреждения образования (заведующим ДУ, директором школы и т.д.). Заместитель директора по воспитательной работе (зам. заведующего по основной деятельности) координирует (т.е. согласовывает, устанавливает целесообразное соотношение между какими-нибудь действиями) и направляет (устремляет к чему-нибудь, задает необходимое назначение, направление) деятельность СППС. Выступая администратором, несущим ответственность и контролирующим качество воспитательной работы в учреждении, он определяет основные задачи СППС, является ответственным за планирование и контроль работы, обеспечение моральной и социальной защиты специалистов СППС.
Учитывая специфику штатного расписания дошкольных учреждений (отсутствие должности педагога социального), в состав СППС могут входить педагог-психолог, медработники и дефектологи. Обязанности педагога социального в дошкольных учреждениях, где такая должность отсутствует, призван выполнять общественный инспектор по охране детства. Как правило, это - заместитель заведующей по основной деятельности, но может быть и другой педагогический работник коллектива учреждения (по усмотрению руководителя учреждения), который, также, должен быть включен в состав СППС.


3 слайд
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус.
Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи:
социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность),
социально-психологический статус (благоприятный психологический климат),
социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов),
ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).


4 слайд
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на основании:

  • обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних;
  • анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
  • анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
  • учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;
  • выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
  • учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
  • контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
  • информируют управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями.

5 слайд
Вопрос классификации семей
В данном случае мы имеем дело с семьями, проблемными, предполагающими реализацию технологий коррекции, терапии- работу с последствиями.
Однако, не менее важен патронаж семей «группы риска», в которых велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи, то есть «дисфункциональных семей». Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы. Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще «все нормально». В этих семьях открыто не наблюдается нарушение функций, а семья возможно находится на докризисном этапе развития. Данный этап характеризуется частичной утратой или снижением эффективности семейных функций.


6,7,8 слайд
Этапы работы с семьями находящимися в социально-опасном положении и семьями «группы риска»


1. Первичное наблюдение в условиях я-с

  • систематические опоздания в я-с
  • ребёнка поздно забирают из я-с
  • за ребёнком приходят дальние родственники, знакомые, соседи и т.п.
  • частое беспричинное отсутствие в я-с
  • неопрятный внешний вид ребёнка
  • отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви
  • следы побоев у ребёнка
  • родители приходят в я-с в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически)

жалобы ребёнка ( на голод / на недосыпание / на дискомфорт в семье / другое)


2. Посещение семей воспитателями (акт обследования)


3. Составление социально-психологического паспорта группы воспитателями


5. 4. Составление социально-педагогического паспорта учреждения


Посещение семей, которые вызывают подозрения комиссией (психолог, зам по ОД, воспитатель)


6. Заседание совета по охране детства (решаются вопросы о постановки семей на учет, определяются причины, негативно воздействующие на ребенка, распределяются виды помощи, составляется план помощи)
Среди причин, негативно воздействующих на ребенка можно выделить три группы:

  1. социально-экономические (ухудшение жилищно-бытовых условий, нерешенная жилищная проблема, снятие моральных запретов, дистанцирование учреждения образования от проблем ребенка)
  2. психолого-педагогические (социальное сиротство, конфликтность, отсутствие эмоциональной атмосферы, типичные ошибки в воспитании, насилие, пьянство родителей)
  3. биологические (физически или психически больные родители, наличие в семье детей с недостатками в развитии или детей-инвалидов

Причин может быть несколько


7. Выбор форм и методов работы с семьей, в зависимости от ведущей причины, негативно воздействующей на ребенка
- психологическая диагностика родителей, ребенка
- коррекция сфер личности ребенка
- коррекция детско-родительских отношений
- психологическое просвещение и профилактика
-психологическое консультирование


8. Заседание совета по охране детства (решаются вопросы о изменениях, которые возникли в социальном паспорте, обсуждаются результаты и результативность проделанной работы, корректируется план помощи)


9. Заключительное заседание. Отчет о проделанной работе.


9 слайд

  • профилактическое;
  • методическое (просветительское);
  • консультативное;
  • диагностическое;
  • социально-терапевтическое (коррекционно-развивающее).

10 слайд

  • график работы специалистов СППС, утвержденный руководителем учреждения
    образования;
  • график проведения индивидуальных консультаций специалистами СППС для детей,
    родителей и педагогов;
  • циклограммы рабочего времени СППС и её специалистов (на неделю);
  • план работы СППС на год, четверть (месяц);
  • планы работы специалистов СППС на год, четверть (месяц),
    неделю(ежедневный);
  • план работы совета профилактики учреждения образования;
  • планы работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, центром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодежными общественными объединениями и др.);
  • тематические планы работы СППС (месячника правовых знаний, недели здоровья, недели профилактики табакокурения, СПИДа и т.д.);
  • индивидуальные планы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних,
    находящихся в социально-опасном положении (по необходимости);
  • аналитический отчет о работе СППС, специалистов СППС за год;
  • отчеты и информации о работе по выполнению тематических планов (по
    необходимости);
  • отчеты о работе совета профилактики (по охране детства);
  • протоколы совета профилактики;
  • журналы учета индивидуальных консультаций специалистов СППС для
    детей, родителей, педагогов;
  • журналы учета работы специалистов СППС (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т.д.);
  • журнал учета посещений учреждения образования и профилактической работы инспектора ИДН;
  • социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования;
  • социально-педагогическая характеристика учреждения образования;
  • социально-педагогическая характеристика классов (групп);
  • банк данных о воспитанниках, состоящих на учете (ВШК, ИДН, группа риска,
    инвалиды и т.д.), а также семьях, находящихся в социально-опасном положении
    (неблагополучные, неполные, многодетные, группы риска и т.д.);
  • личные дела несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
  • информационный банк данных об организациях, с которыми взаимодействуют специалисты СППС по вопросам социализации несовершеннолетних;
  • перечень имущества и оборудования кабинетов СППС.

11 слайд

Что должно быть в личном деле ребёнка, воспитывающегося в семье, находящейся в социально опасном положении

  1. Выписка из протокола Совета по охране детства о постановке семьи на учёт
  2. Уведомление родителей о постановке семьи на учёт
  3. Уведомление социально-педагогического центра о постановке семьи на учёт для внесения информации в районный банк данных
  4. Копия свидетельства о рождении ребёнка
  5. Копия свидетельства о браке родителей (решение суда о расторжении брака)
  6. Учётные данные согласно п.22 Инструкции
  7. Если мать в браке не состояла, то свидетельство об установлении отцовства или справку Ф № 2 (сведения об отце ребёнка записаны со слов матери, не состоящей в браке, в соответствии со ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье)
  8. Акт обследования жилищно-бытовых условий по форме согласно приложению 2 Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 05.05.2007 г. № 30) (далее – Инструкция)
  9. Копия лицевого счёта жилого помещения, в котором проживает (прописан) ребёнок/родители
  10. Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка
  11. План помощи несовершеннолетнему (межведомственный) согласно приложению 3 Инструкции (утверждается руководителем учреждения образования не позднее недели со дня вынесения решения о признании ребёнка находящимся в социально опасном положении и согласовывается с заинтересованными организациями).

(+ отметка о выполнении мероприятий, осуществление контроля за реализацией плана, документы по переписке с заинтересованными ведомствами, где заслушивался данный вопрос, какие меры принимались, имеется ли положительная динамика в семье, ежемесячное заслушивание реализации плана на совете по охране детства и т.п.)

  1. Акты посещения (рейд «Семья») - по мере необходимости, но не менее 1 раза в 7-10 дней
  2. План по защите прав несовершеннолетнего согласно приложению 4 Инструкции.
  3. Выписка из протокола Совета по охране детства об отмене решения о признании ребёнка находящимся в социально опасном положении (в случае устранения причин и условий, создавших социально опасное положение для несовершеннолетнего).
  4. Уведомление социально-педагогического центра о снятии семьи с учёта для внесения изменений в районный банк данных

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться “частным делом”... Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.
Семьи бывают разные полные, неполные, но все они с разными стилями воспитания и не всегда такими как должны быть
Это проблема, но если к этой проблеме добавить социально-опасное положение, то у ребенка в такой семье появляется масса особенностей, комплексов, и отсутствие выхода из этой ситуации и здесь должны мы проконтролировать и вовремя увидеть, что же нужно этому ребенку и помочь ему.

Неблагополучные, это те семьи, в которых нарушена структура, обесцениваются или игнорируются семейные функции, имеют воспитания явные или скрытые дефекты (по Целуйко)

Какие вы знаете модели воспитания?


1. Гипопротекция, или гипоопека (безнадзорность) - отсутствие воспитания, как такового. Ребенок предоставлен себе, не получает любви, ласки, часто не накормлен, бродяжничает. Это чаще дети из неблагополучных семей, но главным здесь все-таки является не материальное благополучие, а неудовлетворенные духовные запросы ребенка. Вариант - скрытая гипопротекция, когда интерес к ребенку ограничен чисто формальными признаками (уроки сделал? ну, молодец), когда родители бессознательно (в отличие от явной гипопротекции) отвергают ребенка.
2. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, чувствами, действиями, система запретов и наблюдения за каждым шагом. Иногда проявляется в форме постоянной слежки, стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения и лишению ребенка собственного мнения. Неизбежно приводит к формированию у ребенку чувства неполноценности (всем нельзя, а мне можно), неумению приспособиться к жизни, анализировать свой опыт, совершать самостоятельные действия и даже думать. Мысли и чувства, которые кажутся в дальнейшем ему собственными, на самом деле являются эхо -мыслями, эхо - чувствами и эхо - действиями, например, матери или отца. Это неизбежно приводит к постоянному недовольству собой ("почему я хочу одного, а делаю другое) и ситуации постоянной интроекции (как вести себя? Буду брать пример с...), некритическому поглощению информации и неспособности самостоятельно осмысливать происходящее.
3. Потворствующая гиперпротекция - воспитание ребенка под кумира семьи. Здесь тоже имеет место контроль, но тут важнее освобождение ребенка от всех скучных, рутинных обязанностей, покровительство и восхищение явными и мнимыми талантами, помещение ребенка в центр внимания. Это чаще случается в неполных семьях. За таких детей часто пишут работы, сдают экзамены и затем они предъявляют схожие требования поклонения и обожания к своему значимому окружению в будущем. Такие дети часто не заканчивают институты, редко задерживаются на работе более полугода т.к. они не способны отсрочивать свои желания во времени, требуя удовлетворения их немедленно, что делает невозможным труд во имя длительно готовящихся достижений.
4. Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Внешне ребенок может получать знаки внимания (еде, одежда, информация), однако без теплоты, любви, разрешения на естественность поведения. При скрытом эмоциональном отвержении родители не признаются, что тяготятся своим ребенком, подавляя силой разума свою внутреннюю потребность освободиться от забот о ребенке, что часто бывает при появлении в семье нового ребенка или разводе и повторном браке родителей. Это случается реже при появлении близнецов, погодков или при разнице между детьми менее 3 лет, но чаще с незапланированными детьми.
5. Жестокие взаимоотношения - связаны с вербальным или физическим насилием; суровыми расправами за мелкие проступки; срыванием зла на ребенке за собственные неудачи. Жестокие взаимоотношения обычно бывают между всеми членами семьи и часто тщательно скрываются от посторонних. В таких семьях часто никому ни до кого нет дела; потребностями друг друга пренебрегают; царит душевное безразличие, отупение чувств. Однако может не быть громких скандалов или насилия - важна отделенность друг от друга и принцип рассчитывай только на себя. Подросток, живущий в такой семье, находится как бы в крепости и не может из нее выйти навстречу другим людям.
6. Условия повышенной моральной ответственности - родители воспитывают ребенка по принципу преуспей в том, в чем я не смог и ставят ребенка под прессинг повышенных социальных ожиданий (ты должен быть лучшим во всем, напр. В учебе или в спорте, и т.д.). Возникает необходимость добиться многого и в кратчайшие сроки. Идеализация ребенка, непосильный груз родительских ожиданий может усугубиться появлением второго ребенка, появлением беспомощных членов семьи, когда ребенка несоизмеримо нагружают уходом за ними.
7. Противоречивое воспитание - проявляется во взаимоисключающих требованиях матери и отца, либо родителей и живущих с ними родственников, что приводит к взаимной аннигиляции воспитательных усилий и стимуляции установки ребенка сделаю, что хочу. Обычно со временем перетекает в явную или скрытую потворствующую гиперпротекцию.
8. Воспитание вне семьи - в доме малютки, детском доме, интернате, у дальних родственников, и т.п. Они не могут заменить мать и дети имеют проблемы с базовыми качествами доверия и автономии, однако в еще худшей ситуации оказываются дети, помещенные при живых родителях в ситуацию чрезмерного или жестокого контроля.

Классификация неблагополучных семей по Целуйко В.М.

3 группы:
1) с открытой формой неблагополучия
2) со скрытой формой неблагополучия
3) пограничные семьи

Первая группа (с открытой формой неблагополучия)
- конфликтные
- проблемные (с алкогольной зависимостью)
- асоциальные
- аморально-криминальные
- с недостатком воспитательных ресурсов

Вторая группа (со скрытой формой неблагополучия)
- недоверчивая
- легкомысленная
- хитрая
- ориентированная на успех ребенка
- псевдовзаимная

Пограничные семьи
- с недееспособными членами
- с детьми-инвалидами
- с нарушенными семейными ролями

Конфликтные семьи - те семьи где постоянно сталкиваются интересы, отрицание желаний других, неприязнь, незнание друг друга, нежелание идти на компромисс.

Это группа семей с нарушением общения. Влияние на ребенка в данное семье оказывается не прямо, не через образцы аморального поведения, как в семье алкоголиков, а косвенно из-за неуважения между супругами, эмоционального отчуждения и частых конфликтов. В становлении и развитии любой семьи возникают определенные сложности, трудности, противоречия. Они могут решаться конструктивно, либо приводить к усилению и накапливанию взаимных обвинений и упреков. Сталкиваются между собой различия (образование, пол, профессии). Конструктивное разрешение конфликта ведет семью на новый уровень общения и формированию «мы». В конфликтной семье не конструктивности, конфликты сильные, эмоциональные, продолжительные ведут к хроническому конфликту. Это отрицательно влияет на ребенка и ведет к формированию асоциальных проявлений в виде отклоняющихся форм поведения.

Родители:
- лишены моральной и психологической поддержки
- не умеют проявлять чувства
- монолог в общении

Ребенок может рассматривается по мере его участия в конфликте:

  1. наблюдатель

- нестабильность
- чувство незащищенности
- патологические страхи
- замыкание
- неумение общаться
- не самостоятелен

  1. объект эмоциональной разрядки

- чувство гиперопеки
- состояние конфликта с родителями
- завышенные требования к себе
- неадекватная самооценка

  1. орудие разрешения спора

-ощущение вседозволенности
- поиск выгоды
- самоуверенность
- ощущение бессилия
- ребенок-зеркало

Семьи с алкогольной зависимостью

В семье с алкогольной зависимостью часто возникает созависимость как следствие на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех членов. Особенно уязвимы дети, так как у них уязвимая, неокрепшая психика и отсутствует достаточный жизненный опыт. Риск заболеть хроническим алкоголизмом в такой семье выше. Самое главное, что они не способны управлять обстоятельствами, а стремятся плыть по течению и подстраиваться под обстоятельства.

Родители:
- созависимость
- роль страдальца
- контроль (придирки, скандалы)
- участие в сокрытии правды
- поглощенность заботой о супруге, но не о ребенке
- мотивация страхом
- отрицание источника проблемы
- не гибкость
- утрата своих потребностей

Дети:
- размытость, нечеткость границ «Я»
- отрицание
- непостоянство
- низкая самооценка
- недостаток информации о том, как должно быть
-быстрое взросление
Девиз ребенка: «Не говори, не доверяй, не чувствуй»

Асоциальные семьи - семьи с прямым десоциализирующим влиянием, демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтом десоциализации.
К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.
Семья с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.
На практике к таким семьям чаще всего относят семьи с откровенными живущими по принципу “цель оправдывает средства”, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешняя обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благоприятной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижениями. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим исключительно моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье.

Семьи с жестоким обращением или насилием

Виды насилия:
1) эмоциональное
2) физическое
3) сексуальное насилие
4) пренебрежение интересами и нуждами ребенка
5) экономическое
6) психологическое

Родители:
- негативное отношение к окружающим
- низкий уровень социальных навыков
- личностные особенности (доминирование, импульсивность, раздражительность)
- эмоциональная уплощенность
- неразвитость родительских чувств

Дети в семье с эмоциональным насилием:
- равнодушны
- пониженный фон настроения
- замкнут или агрессивен
- «приклеивается» к взрослому в происках тепла
- ночные страхи, тревожный сон
- не испытывает интереса к играм

Дети в семье с психологическим насилием:
- торможение интеллектуального и познавательного развития
- низкие адаптационные способности
- обидчивый
-снижение способности к самоуважению
- изоляция в обществе
- часто попадает в конфликтные ситуации

Дети в семье с физическим насилием
- страх при приближении родителя
- пассивность, замкнутость или агрессивность
- общее избегание физического контакта
- застывший, испуганный взгляд
- необъяснимые изменения в поведении
- просьбы ребенка не говорить родителям о их плохом поведении

Подумайте и напишите, какие особенности, и какая проблематика в неполных и опекунских семьях?

Неполные семьи

Ребенок в семье разведенных родителей:
В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:
1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было
2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой
3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства

Мать:
- отсутствие личной жизни
- борьба с образом мужа
-попытка купить любовь ребенка
- поиск черт мужа в ребенке

Дети:
- вседозволенность
- низкая самооценка
- чувство отвержения

Ребенок в осиротевшей семье

- уход в себя или взрыв эмоций
- отрицание смерти
- отчаяние
- отказ от общения
- агрессивность
- боязнь повторного брака

Ребенок из семьи матери-одиночки:
внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь.

- нервность, закомплексованность,
- низкую самооценку
- нарушенная поло-ролевая идентификация (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками)
- инфантильность.

Опекунские семьи

Дети:
- ситуационность мышления
- бедность содержания мотивов
- ориентация на внешний контроль
- суженная перспектива будущего
- непринятие себя
- ориентация в самооценке на мнение других
- идентичность неопределенная
- недоверие к людям
- зависимость
- деструктивная агрессия в решении конфликтов

Психолого-педагогическом сопровождение детей, семей, находящихся в социально-опасном положении, этапы работы психолога (работа в группах составление индивидуального плана с семьей)

Диагностическое

  • выявление особенностей психологического развития ребенка,

Дом.Дерево.Человек
Социометрия
Рисунок семьи
Тест тревожности Дорки, Амен
Розовый куст (для жестокого обращения)
Методика «Цветик-семицветик»
Карта наблюдений Скотта

  • диагностический срез определения диагностики интеллектуального развития;

Готовность к школе
Экспресс-диагностика интеллектуального развития

  • проведение социально-психологических исследований;
  • изучение особенностей детско-родительских отношений

Анкета исследования эмоциональной стороны
ОРО
Социограмма
АСВ
АСТ

  • проведение психолого-педагогического консилиума по проблемам развития, обучения и воспитания детей.

Профилактическое


1. Предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников;
2. Создание благоприятных условиях для гармоничного развития личности детей
Программа занятий Н.В.Никушкиной «Социализация детей-сирот»

Психолого-педагогическое просвещение


1. Ознакомление воспитателей и других специалистов с основами детской, педагогической, социальной и специальной психологии и коррекционной педагогики психолого-педагогической направленности.


2. Популяризация результатов психолого-педагогических исследований.


Тренинг с родителями «Умение быть родителем»
Консультации для родителей в психологической страничке группы

Консультирование


1. Оказание помощи родителям, специалистам, педагогам в самостоятельном решении возникших проблем;
2. Консультирование согласно запросам;
3. Обеспечение психологической поддержки родителей, имеющих особые индивидуальные проблемы и трудности.

Коррекционно-развивающее


1.Разработка и осуществление программ психокоррекционной работы с детьми
а) коррекция недостатков в развитии;
б) коррекция готовности ребенка к обучению;
в) коррекция поведения;
г) коррекция личностного развития.
д) коррекция детско-родительских отношений


2. Разработка рекомендаций воспитателям:

Список рекомендуемой литературы:

  • Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи
  • Неблагополучные семьи (составитель Запотылок О.А.)
  • Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства
  • Шипицына Л.М. Дети социального риска
  • Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот
  • Куровская С.Н. Охрана и защита детства
 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.