На главную Работа с родителями Тренинги для родителей Как рассказать родителям о риске детского суицида
Как рассказать родителям о риске детского суицида
Работа с родителями - Тренинги для родителей

Сценарий практикума

В статье - сценарий практикума, который подготовила Светлана Шматова, методист отдела координационной работы и методического обеспечения МКУ «Центр диагностики и консультирования», г. Сургут. Воспользуйтесь сценарием, чтобы помочь родителям разобраться в признаках и причинах суицидального поведения
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
Участники: родители или законные представители учеников 6-8-х классов, классный руководитель, педагог-психолог.
Цель: объяснить родителям о проблеме суицида детей и подростков.

Задачи:
- помочь родителям определить признаки суицидального поведения;
- сформировать представления о том, почему возникает у ребенка желание лишить себя жизни;
- побудить родителей к осознанию того, как они могут помочь своему ребенку избежать суицидального риска.
Материалы и оборудование: маркеры, бумага А4, цветные карандаши.

Время проведения: 1 час 20 минут.
Проведите для родителей собрание в формате практикума. Воспользуйтесь поэтапным сценарием. Провести собрание помогут дополнительные материалы: практические упражнения для групповой работы, притча и памятка для родителей «Что нужно делать и чего нельзя делать с подростками».


Вводная часть
5 мин
Знакомство. Вступительное слово
В начале собрания классный руководитель приветствует родителей школьников. Затем сообщает тему родительского собрания. Представляет педагога-психолога.
Педагог-психолог: Уважаемые родители, рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим о суицидальном риске детей. По данным статистики, около 2300 самоубийств было зафиксировано за 2017 год. Из них: детский и подростковый суицид 720 человек, то есть 31 процент.
Подростков на безвозвратный шаг толкает безразличие родных и сверстников. Ребенок думает, что никому не нужен, особенно родителям. Другой причиной становится равнодушие окружающих к проблемам и переживаниям детей. А неумение слушать угнетает еще не сформированную психику подростка.
На собрании исследуем, по каким признакам вы заметите суицидальное настроение ребенка. Обсудим, что подталкивает детей на такие действия. И выработаем рекомендации, как помочь ребенку в трудной ситуации.
Я подготовила практические упражнения. Чтобы их выполнить, прошу вас соблюдать правила работы:
1. Обращаться друг к другу по имени.
2. Проявлять активность.
3. Соблюдать регламент.
4. Проявлять безоценочность к высказываниям других.
5. Отключить сотовые телефоны.

Основная часть
60 мин
Доп.материалы Рисунок «Кувшин эмоций»
Педагог-психолог: Родители, разделитесь на две группы. Группа получит один вопрос. Нужно найти на него ответ. На выполнение задания 10 минут. Далее обсудим наработки.
Задание для первой группы. Почему у детей возникает желание лишить себя жизни?
Педагог-психолог: Вы получили вопрос. Подумайте и напишите причины суицида. Выполните это задание на листе бумаги.
Статистические данные к основным причинам относят: ссоры, конфликты с родителями, страх перед наказанием и насилием со стороны взрослых, неразделенную любовь. В 70 процентах случаев дети испытывали страх перед насилием со стороны взрослых.
Задание для второй группы. Что в поведении ребенка должно насторожить родителей?
Педагог-психолог: Обсудите и запишите признаки суицидального поведения у ребенка.
После обсуждения признаков суицидального поведения сообщите родителям о том, что 70 процентов детей и подростков страдают психосоматическими расстройствами. В профилактику суицидального поведения входит эмоциональный компонент, именно его разберем подробно.
Практическое упражнение «Эмоции»
Педагог-психолог: Назовите эмоцию, а к ней придумайте и назовите противоположную эмоцию. Это дает нам возможность управлять эмоциями. Научите ребенка отслеживать свои негативные эмоции и изменять их в позитивные переживания. 
Упражнение «Кувшин наших эмоций»
Педагог-психолог: Давайте рассмотрим и обсудим кувшин наших эмоций.
Кувшин взаимосвязан с человеческими потребностями.
Затем подведите родителей к выводу о том, чтобы негативные эмоции не накапливались у ребенка. Для этого родителям надо активно слушать и слышать потребности ребенка.
Упражнение «Давление»
Педагог-психолог: Образуйте общий круг. Один из вас встанет в центр круга и закроет глаза. Остальные стоят по кругу.
Всем, кто стоит по кругу, покажите черный фломастер и спросите группу: «Это черный фломастер?». Группа подтверждает. Далее дайте участнику в центре круга зеленый фломастер и скажите: «Вот тебе черный фломастер». Группа должна оказывать давление на участника в центре, постепенно сужая круг и утверждая, что фломастер черный. После упражнения предложите обсудить два вопроса:
Что чувствовал участник в центре? Что хотелось сделать?
Подведите родителей к выводу, что подобное состояние испытывает ребенок, когда на него оказывают давление.
Упражнение «Точка»
Педагог-психолог:
Посмотрите на лист с изображением точки. Что вы видите? Сейчас я закрою обзор справа и слева. Что изменилось? Возник «тоннельный взгляд» на проблему. Так и наши мысли сужаются, и мы зацикливаемся на проблемах.

10 причин
суицида у школьников

1. Конфликт со сверстниками или взрослыми.
2. Несчастная любовь.
3. Проблемы во взаимоотношениях с родителями.
4. Трудные жизненные ситуации (алкоголизм, наркомания родителей и др.).
5. Переживание, что их отвергли сверстники.
6. Неудачи в учебе.
7. Смерть близкого человека.
8. Проблемы с законом.
9. Хроническая болезнь.
10. Ощущение ненужности, одиночества.

Заключительная часть
15 мин
Доп.материалы
Притча «Два ангела» (в конце статьи)
Мы завершаем нашу встречу. Я прочитаю вам притчу. Запомните ее и используйте в общении с ребенком. Еще я благодарю вас за совместную работу. Желаю успехов в воспитании детей!
1. Вербальные (словесные) признаки:
- ребенок говорит прямо или косвенно о желании умереть;
- публикует посты в социальных сетях о самоубийстве.
2. Признаки в поведении:
- раздаривает вещи, потерял интерес к любимым занятиям, стал избегать людей;
- причиняет вред здоровью.
3. Эмоциональные признаки:
- проявляет раздражительность;
- настроение резко меняется;
Педагог-психолог:
3 группы признаков
суицидального поведения у детей
- отсутствует перспектива в будущем и пессиместически оценивает свое настроение.
Материал для основной части

кувшин эмоций

КУВШИН НАШИХ ЭМОЦИЙ

Материал для заключительной части

«ДВА АНГЕЛА»

Два ангела спустились на Землю и решили посмотреть, как живут люди. Они путешествовали и забрели в одну деревню. Ангелы были измученными и голодными, поэтому попросились на ночлег в первый попавшийся дом. Это оказалась усадьба богатого, но очень скупого купца. Он не предложил своим гостям ни воды, ни еды, а только показал, где ангелы будут спать в сарае. Там было темно, холодно и сыро. В одной из стен была огромная дыра, из которой продувал сквозняк. Молодой ангел улегся на жесткий пол и никак не мог уснуть, он весь дрожал от холода. Через некоторое время все же уснул. Неожиданно он проснулся от глухих ударов и взглянул на старого ангела:
- Что вы делаете?
- Хочу заложить дыру в стене.
Молодой ангел начал его отговаривать от затеи, но старик его не слушал. Утром, когда они покинули дом купца, молодой ангел обратился к старому ангелу:
- Зачем вы ему помогли, ведь он жалкий и скупой человек, объясните.
- Не все является тем, чем кажется на первый взгляд, - ответил тот.
Пройдя за день огромный путь, они к вечеру устали. На пути попался один дом, который принадлежал бедняку. В нем жили муж и жена. Пара пригласила их в хижину, предложила небогатый ужин из лепешек и картошки, уложила гостей на свою кровать. Муж и жена оставили им несколько свечей и ушли спать в сарай, где находилась коза. С утра двух ангелов разбудил крик и рыдания женщины из сарая. Они выбежали и увидели, что коза хозяев дома лежала на земле мертвой. Спутники посочувствовали им и ушли. Как только они оказались за порогом, молодой ангел гневно набросился на друга:
- Почему ты им не помог, ты же мог это предотвратить? Почему богачу ты помог?
- Не все так, как кажется на первый взгляд.
Молодой ангел весь день донимал старого ангела, и, наконец, тот ему ответил:
- Понимаешь, не все так выглядит, как кажется, - произнес он устало.
- Когда мы ночевали у купца, я увидел, что из дырки виднелись золотые монеты. Я всю ночь заделывал дыру, чтобы он их не нашел. Сегодня же ночью черная смерть приходила и хотела отобрать жизнь у жены бедняка. Вместо этого я попросил забрать жизнь козы и сокровища, спрятанные в стене в сарае богача.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №10, 2018г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.