Сценарий практикума
В статье - сценарий практикума, который подготовила Светлана Шматова, методист отдела координационной работы и методического обеспечения МКУ «Центр диагностики и консультирования», г. Сургут. Воспользуйтесь сценарием, чтобы помочь родителям разобраться в признаках и причинах суицидального поведения ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: родители или законные представители учеников 6-8-х классов, классный руководитель, педагог-психолог. Цель: объяснить родителям о проблеме суицида детей и подростков.
Задачи: - помочь родителям определить признаки суицидального поведения; - сформировать представления о том, почему возникает у ребенка желание лишить себя жизни; - побудить родителей к осознанию того, как они могут помочь своему ребенку избежать суицидального риска. Материалы и оборудование: маркеры, бумага А4, цветные карандаши. Время проведения: 1 час 20 минут. Проведите для родителей собрание в формате практикума. Воспользуйтесь поэтапным сценарием. Провести собрание помогут дополнительные материалы: практические упражнения для групповой работы, притча и памятка для родителей «Что нужно делать и чего нельзя делать с подростками».
Вводная часть 5 мин Знакомство. Вступительное слово В начале собрания классный руководитель приветствует родителей школьников. Затем сообщает тему родительского собрания. Представляет педагога-психолога. Педагог-психолог: Уважаемые родители, рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим о суицидальном риске детей. По данным статистики, около 2300 самоубийств было зафиксировано за 2017 год. Из них: детский и подростковый суицид 720 человек, то есть 31 процент. Подростков на безвозвратный шаг толкает безразличие родных и сверстников. Ребенок думает, что никому не нужен, особенно родителям. Другой причиной становится равнодушие окружающих к проблемам и переживаниям детей. А неумение слушать угнетает еще не сформированную психику подростка. На собрании исследуем, по каким признакам вы заметите суицидальное настроение ребенка. Обсудим, что подталкивает детей на такие действия. И выработаем рекомендации, как помочь ребенку в трудной ситуации. Я подготовила практические упражнения. Чтобы их выполнить, прошу вас соблюдать правила работы: 1. Обращаться друг к другу по имени. 2. Проявлять активность. 3. Соблюдать регламент. 4. Проявлять безоценочность к высказываниям других. 5. Отключить сотовые телефоны.
Основная часть 60 мин Доп.материалы Рисунок «Кувшин эмоций» Педагог-психолог: Родители, разделитесь на две группы. Группа получит один вопрос. Нужно найти на него ответ. На выполнение задания 10 минут. Далее обсудим наработки. Задание для первой группы. Почему у детей возникает желание лишить себя жизни? Педагог-психолог: Вы получили вопрос. Подумайте и напишите причины суицида. Выполните это задание на листе бумаги. Статистические данные к основным причинам относят: ссоры, конфликты с родителями, страх перед наказанием и насилием со стороны взрослых, неразделенную любовь. В 70 процентах случаев дети испытывали страх перед насилием со стороны взрослых. Задание для второй группы. Что в поведении ребенка должно насторожить родителей? Педагог-психолог: Обсудите и запишите признаки суицидального поведения у ребенка. После обсуждения признаков суицидального поведения сообщите родителям о том, что 70 процентов детей и подростков страдают психосоматическими расстройствами. В профилактику суицидального поведения входит эмоциональный компонент, именно его разберем подробно. Практическое упражнение «Эмоции» Педагог-психолог: Назовите эмоцию, а к ней придумайте и назовите противоположную эмоцию. Это дает нам возможность управлять эмоциями. Научите ребенка отслеживать свои негативные эмоции и изменять их в позитивные переживания. Упражнение «Кувшин наших эмоций» Педагог-психолог: Давайте рассмотрим и обсудим кувшин наших эмоций. Кувшин взаимосвязан с человеческими потребностями. Затем подведите родителей к выводу о том, чтобы негативные эмоции не накапливались у ребенка. Для этого родителям надо активно слушать и слышать потребности ребенка. Упражнение «Давление» Педагог-психолог: Образуйте общий круг. Один из вас встанет в центр круга и закроет глаза. Остальные стоят по кругу. Всем, кто стоит по кругу, покажите черный фломастер и спросите группу: «Это черный фломастер?». Группа подтверждает. Далее дайте участнику в центре круга зеленый фломастер и скажите: «Вот тебе черный фломастер». Группа должна оказывать давление на участника в центре, постепенно сужая круг и утверждая, что фломастер черный. После упражнения предложите обсудить два вопроса: Что чувствовал участник в центре? Что хотелось сделать? Подведите родителей к выводу, что подобное состояние испытывает ребенок, когда на него оказывают давление. Упражнение «Точка» Педагог-психолог: Посмотрите на лист с изображением точки. Что вы видите? Сейчас я закрою обзор справа и слева. Что изменилось? Возник «тоннельный взгляд» на проблему. Так и наши мысли сужаются, и мы зацикливаемся на проблемах.
10 причин суицида у школьников
1. Конфликт со сверстниками или взрослыми. 2. Несчастная любовь. 3. Проблемы во взаимоотношениях с родителями. 4. Трудные жизненные ситуации (алкоголизм, наркомания родителей и др.). 5. Переживание, что их отвергли сверстники. 6. Неудачи в учебе. 7. Смерть близкого человека. 8. Проблемы с законом. 9. Хроническая болезнь. 10. Ощущение ненужности, одиночества.
|
Заключительная часть 15 мин Доп.материалы Притча «Два ангела» (в конце статьи) Мы завершаем нашу встречу. Я прочитаю вам притчу. Запомните ее и используйте в общении с ребенком. Еще я благодарю вас за совместную работу. Желаю успехов в воспитании детей! 1. Вербальные (словесные) признаки: - ребенок говорит прямо или косвенно о желании умереть; - публикует посты в социальных сетях о самоубийстве. 2. Признаки в поведении: - раздаривает вещи, потерял интерес к любимым занятиям, стал избегать людей; - причиняет вред здоровью. 3. Эмоциональные признаки: - проявляет раздражительность; - настроение резко меняется; Педагог-психолог: 3 группы признаков суицидального поведения у детей - отсутствует перспектива в будущем и пессиместически оценивает свое настроение. Материал для основной части
КУВШИН НАШИХ ЭМОЦИЙ
Материал для заключительной части
«ДВА АНГЕЛА»
Два ангела спустились на Землю и решили посмотреть, как живут люди. Они путешествовали и забрели в одну деревню. Ангелы были измученными и голодными, поэтому попросились на ночлег в первый попавшийся дом. Это оказалась усадьба богатого, но очень скупого купца. Он не предложил своим гостям ни воды, ни еды, а только показал, где ангелы будут спать в сарае. Там было темно, холодно и сыро. В одной из стен была огромная дыра, из которой продувал сквозняк. Молодой ангел улегся на жесткий пол и никак не мог уснуть, он весь дрожал от холода. Через некоторое время все же уснул. Неожиданно он проснулся от глухих ударов и взглянул на старого ангела: - Что вы делаете? - Хочу заложить дыру в стене. Молодой ангел начал его отговаривать от затеи, но старик его не слушал. Утром, когда они покинули дом купца, молодой ангел обратился к старому ангелу: - Зачем вы ему помогли, ведь он жалкий и скупой человек, объясните. - Не все является тем, чем кажется на первый взгляд, - ответил тот. Пройдя за день огромный путь, они к вечеру устали. На пути попался один дом, который принадлежал бедняку. В нем жили муж и жена. Пара пригласила их в хижину, предложила небогатый ужин из лепешек и картошки, уложила гостей на свою кровать. Муж и жена оставили им несколько свечей и ушли спать в сарай, где находилась коза. С утра двух ангелов разбудил крик и рыдания женщины из сарая. Они выбежали и увидели, что коза хозяев дома лежала на земле мертвой. Спутники посочувствовали им и ушли. Как только они оказались за порогом, молодой ангел гневно набросился на друга: - Почему ты им не помог, ты же мог это предотвратить? Почему богачу ты помог? - Не все так, как кажется на первый взгляд. Молодой ангел весь день донимал старого ангела, и, наконец, тот ему ответил: - Понимаешь, не все так выглядит, как кажется, - произнес он устало. - Когда мы ночевали у купца, я увидел, что из дырки виднелись золотые монеты. Я всю ночь заделывал дыру, чтобы он их не нашел. Сегодня же ночью черная смерть приходила и хотела отобрать жизнь у жены бедняка. Вместо этого я попросил забрать жизнь козы и сокровища, спрятанные в стене в сарае богача. Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №10, 2018г |