На главную Работа с родителями Тренинги для родителей Психологический тренинг для родителей детей младшего дошкольного возраста «Родитель и ребенок: мир отношений»
Психологический тренинг для родителей детей младшего дошкольного возраста «Родитель и ребенок: мир отношений»
Работа с родителями - Тренинги для родителей

Антонова Э.А.,
педагог-психолог МБДОУДС №4 «Василёк» Белгородская область, г. Старый Оскол
Грачева А.В. педагог-психолог МБДОУ ДС №66 «Журавушка», Белгородская область, г. Старый Оскол

Важность семьи как родительского института обусловлена тем фактом, что ребенок находится в нем большую часть своей жизни. Современная семья испытывает ряд социальных, психологических, педагогических проблем, влияющих на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие. Родители дают первые модели поведения. Ребенок подражает и стремится быть похожим на них. Когда родители понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, они ведут себя так, что все их действия и их поведение в целом способствуют формированию у ребенка таких качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят передать ему.

Групповые методы работы с родителями интереснее индивидуальных, так как родители получают бесценный опыт. Анализ семейных групповых ситуаций помогает родителю смотреть на себя со стороны, «глазами других» и, таким образом, объективно воспринимать свое поведение.
Одной из наиболее распространенных причин обращения к психологу сегодня являются трудности, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей. Многочисленные исследования показывают, насколько важна роль семьи, отношения между родителями и детьми. Однако ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Им нужна непрерывность и взаимодействие. Таким образом, есть два компонента, которые определяют состояние и развитие ребенка в дошкольном возрасте: это семья и дошкольное учреждение. Взаимодействие психологов учебного заведения с семьей, стимулируется организацией мероприятий с родителями.

Цель тренинга: формирование навыков эффективного взаимодействия между родителями и детьми.

Задачи:
• показать родителям степень понимания ребенка;
• помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
Участники: родители младших групп до 8-10 человек.

Время: 60 минут (1 час).

Место проведения: аудитория группы.

Оборудование: визитные карточки (по количеству родителей), магнитная доска, ленты, ноутбук, музыкальные записи, бумага F. A4, ручки (карандаши, цвета).
Прогнозируемые результаты: детско-родительская коррекция в представленном обучении направлена на укрепление отношений между родителем и ребенком.
Во время занятий родители становятся более чувствительными к своим детям, проявляют сочувствие и учатся относиться к ним с пониманием, создавая атмосферу принятия. В группе родитель видит себя во взаимодействии с другими, в зеркале отношений, действий и поступков других.

 


Ход тренинга


1. Разминка.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли. Сегодня мы погрузимся в мир детства и пообщаемся в тесном семейном кругу. Во время работы мы должны общаться друг с другом, поэтому я прошу всех родителей вспомнить, как вас называли, когда вы были детьми. Погрузитесь в свое детство и на мгновение почувствуйте себя детьми. Теперь, пожалуйста, подпишите и прикрепите визитные карточки, чтобы все знали, как к вам обращаться. Сегодня на тренинге я предлагаю вам быть максимально активными, делиться своим опытом и проблемами в раннем воспитании детей.
2 . Упражнения на повышение групповой сплоченности.
Упражнение-приветствие «Друг к дружке».
Цель: создание позитивного настроения, групповая сплоченность, развитие невербальных средств общения.
Ведущий: Давайте поприветствуем друг друга, дорогие родители, но необычным способом, без слов, так, как я вам скажу. Мы начинаем: от ладони к ладони; спинка к спинке; от колена до колена; от лобика до лобика; от плеча до плеча; от носика до носика; от локтя до локтя; от пальца до пальца; от пятки до пятки; от кулака до кулака и крепкие объятия.
3. Упражнения на выработку навыка.


Упражнение «Ролевые игры»


Цель: дать возможность участникам подумать о проблемах, которые беспокоят многих родителей, посещающих консультации психолога.
Выбирается пара родителей (родитель и ребенок).
Задача 1. От имени ребенка расскажите нам, как удалось намочить все, что было возможно, из вашей одежды, в единственной весенней луже в тот момент, когда мама разговаривала с неожиданно подошедшей девушкой. Совет: говорите от имени ребенка, выражая возможный ход его мыслей, и реакцию мамы, когда она увидела мокрого ребенка.
Задача 2. Дорогие родители! Вы очень спешите, вы побежали в детский сад за своим ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь (сын) капризный, он не хочет одеваться. Ваша реакция, действия и т. д.? (ответы родителей)
Вывод: Эти ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют всем подумать: «Как бы я действовал, реагируя на поведение моего ребенка, чему я мог бы его научить?»


Упражнение «Трудности в воспитании детей»


Цель: выделить основные трудности в воспитании детей в раннем детстве, обобщить опыт участников группы.
1. этап. Упражнение выполняется в подгруппах, каждая из которых в течение 5 минут методом мозгового штурма составляет список проблем, с которыми сталкиваются взрослые при воспитании детей в раннем детстве. Затем каждая подгруппа читает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий список трудностей, на которых участники заострили свое внимание.
2. этап. Подгруппам выдается по 10 наклеек, каждая из которых имеет значение - 1 балл. Затем в ходе обсуждения (5-10 минут) члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, написанной в общем списке. Чем сложнее они считают проблему, тем больше очков они ей дают. Каждая команда затем приклеивает наклейки на доске рядом с указанными проблемами. Психолог рассчитывает количество баллов, присуждаемых каждой проблеме, и выделяет 2-4 проблемы (по количеству групп), которые получили наибольшее количество баллов.
3. этап. Каждая подгруппа получает задание: описать основные принципы и конкретные методы работы, которые способствуют решению одного из четырех наиболее актуальных вопросов воспитания детей раннего возраста. Затем представители каждой команды сообщают о результатах подгруппы, читая свои рекомендации. На заключительном этапе упражнения проводится групповое обсуждение предлагаемых методов и приемов работы.


Упражнение «Недетские запреты»


Цель: четко представить родителям последствия действий, слов и действий по отношению к детям.
Один из родителей выбран, он садится на стул в центре круга. Все остальные родители один за другим подходят к нему и говорят, что они запрещают ему делать-то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. В этом случае лента привязывается к части тела, которая была связана с запретом. Например: «не кричи!» - завязываете рот; «не беги!» - свяжите ноги и т.д. После того, как все участники высказались, сидячему рекомендуется встать. Поскольку он не сможет встать, его нужно освободить. Для этого каждый участник развязывает ленту, которую он привязал, и снимает запрет, то есть говорит, что это можно сделать. Таким образом, суть запрета остается.
Рефлексия участника, сыгравшего роль ребенка:
- Как вы себя чувствовали, когда «родители» ограничивали вашу свободу?
- Ограничение движения какой части тела вы чувствовали больше всего?
- Какие у вас были чувства, когда они предложили вам встать?
- Что хотели развязать в первую очередь?
Рефлексия участников, которые сыграли роль взрослого:
- Как вы себя чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
- Легко ли найти слова, которые позволяют переформулировать запрет?
- Какие у вас сейчас чувства?
Известно, что нет готовых рецептов для родителей. Как действовать взрослому человеку в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, поговорить о них и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
«Что осталось за кулисами».
Цель: получить обратную связь от участников тренинга, дать возможность поделиться опытом тем слушателям, которые по какой-то причине не говорили. Каждый по кругу описывает интересные находки, которыми он пользуются при воспитании детей, которыми он еще не успел поделиться.


Ритуал прощения: упражнение «Добро».
Давайте положим левую руку на наше сердце и мысленно положим часть тепла нашего сердца в ладони. Протяните руку в круг, смыкая все руки как можно ближе. На вытянутых руках мы держим Тепло наших сердец. Давайте руками перемешаем энергию наших сердец, создавая одно светило. А теперь каждый может взять в пригоршню часть того, что у нас получилось, и поместить в свое сердце. Теперь у каждого из нас есть тепло всех. Почувствовали? Протянем обе ладони в круг и сомкнем руки. Скажем вместе «До скорых встреч!»


ЛИТЕРАТУРА
1. Люто, Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Е.К. Люто, Г.Б. Монина. - СПб.: Издательство «Речь», 2005.
2. Образцова, Т.Н. Психологические игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: Этрол ЛАДА, 2015.
3. Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду / С.В. Чиркова. - М.: ВАКО, 2018.
4. Кобзарь, М.А. Тренинг для родителей «Тропинка родительской любви» [Электронный ресурс] / М.А. Кобзарь // Открытый урок. Первое сентября.
Источник: Современная образовательная организация от «А» до «Я» : сборник С 56 методических материалов. Серия № 2 / под общ. ред. А.А. Жерновой. - Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. - 404 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.