1 класс Базовая задача: адаптация ребенка к школе В начале первого класса( в сентябре месяце) проводится собрание, в рамках которого психолог рассказывает родителям о том, как родители могут помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе. В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены
Если у психологов школы есть возможность провести повторный мониторинг адаптации, то они в четвертой четверти рассказывают родителям о динамике процесса адаптации: что изменилось, что улучшилось, а над чем еще необходимо поработать.. Кроме того, если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы
2-3 классы Базовая задача: развитие познавательных процессов, умений учебной деятельности, формирование классных коллективов, навыков конструктивного взаимодействия, эмоционально –волевой сферы
2-3 классы - стабильный период для развития детей: никак кризисов нет и мы можем свободно решать вопросы развития ребенка. Какие вопросы могут подниматься психологами в рамках собраний с родителями 2-3 классов…С одной стороны, тематика может определяться возрастными задачами и технологиями их решения, а с другой стороны, реальными проблемами, которые есть в классе. Примерная тематика:
- Развитие познавательных процессов( внимания, мышления,памяти) младших школьников
- Учимся учиться
- Развитие эмоционально –волевой сферы младших школьников
- Современные технологии воспитания младших школьников в семье
- Общаться с ребенком..КАК?
- Воспитание толерантности у младших школьников
- Классный класс –как этого добиться?( проектировочный семинар для родителей)
- Как победить школьную тревожность?
- Психологические особенности учащихся 2-3 классов И т.д.
Если в классе есть особые проблемы, то собрания посвящаются решению этих проблем
4 класс Базовая задача: подготовка ребенка к переходу в среднее звено, а также начало кризиса младшего подростка Это определяет и тематику собраний…
- В рамках собрания первой четверти важно проговорить вопросы, касающиеся тех факторов и характеристик, которые определяют успех адаптации в 5 классе и дать рекомендации по их развитию или коррекции. В нашей гимназии это обычно проводится в виде проектировочного семинара для родителей, когда они с помощью психолога выводят систему характеристик, и разрабатывают пути их развития. Во время этого же или отдельного собрания психолог рассказывает о том, как проявляется кризис младшего подросткового возраста и как родители могут помочь ребенку его пережить, изменив позицию в отношении ребенка и т.д.
- В 3-4 четверти психолог на собрании представляет родителям итоги диагностики готовности ребенка к переходу в среднее звено и дает рекомендации по коррекции( развитию) тех или иных процессов и характеристик
- Если по итогам обучения в начальной школе предполагается расформирование классов их перекомплектование, то психолог участвует в родительском собрании, посвященному обсуждению данных вопросов и выработке решений.
5 класс Базовая задача: Адаптация ребенка к средней школе
В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены. Если у психологов школы есть возможность провести повторный мониторинг адаптации, то они в четвертой четверти рассказывают родителям о динамике процесса адаптации: что изменилось, что улучшилось, а над чем еще необходимо поработать Кроме того, если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы
6-8 классы Базовая задача: Личностное самоопределение школьника, простраивание школьником системы межличностных отношений со сверстниками, родителями на новом уровне и другие проблемы, связанные с особенностями подросткового возраста
Отсюда тематика собраний
- Особенности подросткового кризиса
- Как помочь ребенку найти самого себя
- Наш ребенок –подросток
- Психологические особенности воспитания подростка в семье
- Как найти общий язык с подростком?
- Профилактика девиантных форм поведения подростков
- Формирование толерантности подростков
- Что такое акцентуации характера подростков и как с ними бороться? И т.д.
Кроме того, если выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы
9 классы Базовая задача: Профессиональное самоопределение ребенка, подготовка ребенка к выбору дальнейшего маршрута обучения. Кроме того, девятиклассники впервые сдают государственные экзамены и ведется работа по психологической подготовке к сдаче экзаменов В конце первой четверти проводится родительское собрание на тему « Как помочь ребенку выбрать профессию?». В третьей четверти психолог рассказывает об итогах профориентационной диагностики В четвертой четверти, когда проводится итоговое собрание для родителей по профильным классам, психолог также готовит сообщение для родителей Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов
10 класс Базовая задача: адаптация в профильной школе, а также всем известная проблема –когда дети после 9 класса расслабляются в 10..
Поэтому одно из собраний 2 четверти посвящается итогам диагностики адаптации учащихся в профильной школе Кроме того, если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы
11 класс Базовые задача: подготовка школьника к выбору жизненного пути на новом уровне, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ
В 11 классе на новом уровне встают проблемы выбора ребенком своего жизненного пути, поэтому на родительском собрании вновь поднимаются вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и простраиванием жизненной перспективы .
Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов в традиционной форме и форме ЕГЭ |