Недоброжелательный ребенок
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей

недоброжелательность

Вчера во время семейной встречи я заметила в нашем девятилетнем сыне черту, которая мне совершенно не понравилась. Мы собрались вокруг бассейна, в котором плескались все детишки за исключением моего пятилетнего племянника. Дети просили его прыгнуть в бассейн, но племянник сказал, что он не умеет плавать. И в этот момент подскочил мой сын, столкнул своего двоюродного брата в бассейн и удерживал его под водой. Я тотчас же нырнула и вытащила ребенка из воды. Больше всего меня беспокоит то, что сын, похоже, даже не понимает, как расстроился его двоюродный братишка. Бедный ребенок был весь в слезах!
—Мария, мать двоих детей, Феникс, штат Аризона

"Не садись рядом со мной: от тебя воняет".
"Эй, толстяк! Под тобой сейчас стул сломается".
"Даже и не думай появляться на наших тренировках, Джимми.
Ты никогда не сможешь позволить себе такое снаряжение".

 

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Недоброжелательными не рождаются. В детях заложены способности к сочувствию и сопереживанию, но если мы не будем развивать эти черты, они останутся скрытыми, что даст простор для развития эгоизма, злобы и бесчувствия.

Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми, крайне важно дать им понять, что неприятные слова и недоброжелательные поступки обижают. Родители могут сыграть важную роль, помогая детям понять, что недобрые поступки имеют последствия. Исследование, проводившееся Нэнси Айзенберг из Университета штата Аризона, показало, что родители, разъясняющие детям последствия дурного поведения, воспитывают более добрых и эмоциональных детей. Поэтому используйте случаи грубого поведения ребенка в качестве воспитательного момента, растолковывая его поступки, чтобы ребенок понял, какую боль может причинить грубость. Это может занять несколько минут, однако время не будет потрачено зря, поскольку такие беседы — одно из лучших средств воспитания доброты.

Четыре шага к избавлению от недоброжелательности

Вот четыре шага, которые помогут ребенку избавиться от недоброжелательности и развить способность к сочувствию.

 

Шаг 1. Критикуйте грубое поведение, а не ребенка

Как только вы заметите, что ребенок допускает грубость, немедленно обратите его внимание на такое поведение. Не загоняйте себя в ловушку, пускаясь в долгие проповеди о Золотом Правиле поведения (нотации, как правило, отталкивают детей). Вместо этого не пожалейте времени, чтобы обозначить и описать недоброжелательные поступки ребенка. Вы должны сконцентрироваться только на недобром поведении ребенка, а не на самом ребенке. Ваша задача — добиться, чтобы ребенок понял, против какого именно поведения вы возражаете и почему не одобряете такое поведение. Вот несколько примеров, как сделать недоброе поведение объектом борьбы.
"Нехорошо обзывать двоюродного брата "четырехглазым". Обзываться плохо, так как это унижает людей. Я просто не могу позволить тебе делать это".
"Как нехорошо рассказывать сестре анекдоты про толстых и называть ее толстухой. Ты ведь смеешься над ней, а не вместе с ней. Нельзя дразнить человека, это ранит его чувства".
"Ты проявил невнимательность, не спросив приятеля, какую передачу он хочет посмотреть. Ты смотришь только то, что хочешь сам, даже не поинтересовавшись его желаниями. Я хочу, чтобы ты был более внимательным хозяином".

Шаг 2. Помогите ребенку научиться понимать чувства того, кого он обидел

В воспитании ребенка, демонстрирующего в своем поведении недоброжелательность, важно помочь ему понять, насколько его поступки ранят человека. Вот несколько вопросов, которые заставят ребенка задуматься, как действует его грубость на чувства того, кого он обидел.
"Ты видишь, как огорчился твой брат? Каково ему из-за твоего поступка?"
"Она расплакалась из-за тебя. Как ты думаешь, что она чувствует?"
"Ты заметил, как подействовала на нее твоя грубость? Что бы ты почувствовал, если бы кто-то поступил так с тобой?"

Шаг 3. Научите ребенка избегать грубости

Теперь задайте ребенку один очень важный вопрос: "А что ты сделаешь иначе в следующий раз?" Мы очень часто упускаем этот шаг, потому что полагаем, что ребенок знает, как вести себя иначе. Не делайте подобного предположения! Я наблюдала, как многие дети становились закоренелыми грубиянами, поскольку никто не удосужился побеседовать с ними о поведении, замещающем грубость. В конце концов, самое эффективное воспитание — это то, которое учит детей поступать правильно. Поэтому научите ребенка вести себя по-новому, доброжелательно, Чтобы заменить грубые поступки, например, научите его хвалить друга, извиняться, делиться или высказывать восхищение. Затем помогите ребенку потренироваться в новом поведении, чтобы оно вошло в привычку.

Шаг 4. Давайте ребенку возможность исправить сделанное

Заключительная часть воспитания — помочь ребенку научиться брать на себя ответственность за грубость, исправляя то, что было сделано. В результате исследования, проведенного Мартином Хоффманом, было установлено, что если родители привлекают внимание ребенка к пагубным последствиям его поступков, побуждая искупить свою вину, это способствует развитию у него вежливости и предупредительности. Очень важно, чтобы ребенок понял, что допущенный грубый поступок нельзя отменить, однако можно смягчить неловкость и сгладить чувство обиды у того, которого оскорбили, извинившись, заменив поврежденные вещи, уступив дорогу или сделав что-то доброе по отношению к нему. Потребуйте, чтобы ребенок сам составил план действий по исправлению последствий. Более того, позаботьтесь о том, чтобы в этом вопросе не оставалось неясностей, чтобы ребенок понял — вы не потерпите недоброжелательности.

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Данные исследований свидетельствуют, что количество недоброжелательно настроенных детей возрастает. Что, по вашему мнению, способствует росту этой тенденции? Специалисты утверждают, что недоброжелательными не рождаются — этому учатся. Где дети учатся недоброжелательности? А вы сами проявляли когда-либо недоброжелательность по отношению к ним? Наблюдали ли ваши дети проявления вашей недоброжелательности по отношению к супругу (супруге), членам семьи или друзьям? Как родители могут сократить количество факторов, способствующих развитию недоброжелательности? Как вы можете воспитать у ребенка сочувствие? Запишите свои мысли и выберите одну, чтобы воплотить ее в жизнь.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Подумайте, что может способствовать проявлениям недоброжелательности у вашего ребенка? Когда вы впервые заметили недоброжелательное поведение? Что обеспокоило вас? Теперь определите, на кого подобное поведение направлено (например, на вас, ваших родителей, братьев и сестер, друзей, взрослых, малышей, животных, соседских детей)? Поговорите с другими взрослыми, которые занимаются вашим ребенком, хорошо знают его и могли бы наблюдать подобное поведение в другой обстановке. Сделайте заметки.
2. Просмотрите список основных причин проявления недоброжелательности у детей. Может быть, по каким-то из этих причин и ваш ребенок ведет себя недоброжелательно? Определив причину недоброжелательного поведения ребенка, составьте план поэтапного изменения проблемного поведения.

Общие причины проявления недоброжелательности у детей:

• Отсутствие эмпатии. Ребенок может не вполне понимать, что чувствует человек, к которому отнеслись недоброжелательно.
Отсутствие самоуважения. Ребенок чувствует свою несостоятельность, поэтому хочет унизить другого человека.
Потребность отомстить. К нему самому приставали и его дразнили; он хочет "отыграться".
Желание быть принятым в группе. Ребенок, желая быть принятым в какой-либо группе, подавляет ее аутсайдеров.
Отсутствие навыков решения проблем. Не зная, как разрешить конфликт, ребенок обижает и обзывается.
Зависть. Ребенок кому-то завидует, поэтому унижает его, чтобы почувствовать себя лучше.
Недоброжелательность, проявляемая по отношению к самому ребенку. С ребенком обращаются недоброжелательно, поэтому он копирует такое поведение.
Желание властвовать. Ребенок чувствует свое превосходство, когда дразнится.
Невостребованность доброжелательности. Никто не объясняет ребенку, что недоброжелательность — это плохо.
Неразвитые навыки общения. Ребенок не обладает такими навыками общения с другими детьми, как совместные занятия, улаживание споров, выполнение обещаний, поддержка, умение выслушать, поэтому он прибегает к подавлению другого ребенка.

3. Перечитайте четыре шага к изменению недоброжелательного поведения. Припомните последний случай, когда ребенок проявил такое поведение. Как бы вы использовали эти шаги для исправления поведения ребенка?
4. Подумайте, что вы сделаете и скажете, когда ребенок в следующий раз проявит недоброжелательность. Как вы примените эти шаги, чтобы изменить поведение ребенка? Сделайте несколько записей, которые помогут вам запомнить, как более эффективно воспитывать ребенка, чтобы искоренить недоброжелательность.

Источник: Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". Компьютерное издательство "Диалектика" Зав. редакцией Н.М. Макарова Перевод с английского Ю.А. Григорец, С.В. Меркуловой Под редакцией Э.В. Крайникова

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.