Недоброжелательный ребенок |
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей |
Вчера во время семейной встречи я заметила в нашем девятилетнем сыне черту, которая мне совершенно не понравилась. Мы собрались вокруг бассейна, в котором плескались все детишки за исключением моего пятилетнего племянника. Дети просили его прыгнуть в бассейн, но племянник сказал, что он не умеет плавать. И в этот момент подскочил мой сын, столкнул своего двоюродного брата в бассейн и удерживал его под водой. Я тотчас же нырнула и вытащила ребенка из воды. Больше всего меня беспокоит то, что сын, похоже, даже не понимает, как расстроился его двоюродный братишка. Бедный ребенок был весь в слезах! "Не садись рядом со мной: от тебя воняет".
КОРОТКО О ГЛАВНОМ Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми, крайне важно дать им понять, что неприятные слова и недоброжелательные поступки обижают. Родители могут сыграть важную роль, помогая детям понять, что недобрые поступки имеют последствия. Исследование, проводившееся Нэнси Айзенберг из Университета штата Аризона, показало, что родители, разъясняющие детям последствия дурного поведения, воспитывают более добрых и эмоциональных детей. Поэтому используйте случаи грубого поведения ребенка в качестве воспитательного момента, растолковывая его поступки, чтобы ребенок понял, какую боль может причинить грубость. Это может занять несколько минут, однако время не будет потрачено зря, поскольку такие беседы — одно из лучших средств воспитания доброты. Четыре шага к избавлению от недоброжелательности Вот четыре шага, которые помогут ребенку избавиться от недоброжелательности и развить способность к сочувствию.
Шаг 1. Критикуйте грубое поведение, а не ребенка Как только вы заметите, что ребенок допускает грубость, немедленно обратите его внимание на такое поведение. Не загоняйте себя в ловушку, пускаясь в долгие проповеди о Золотом Правиле поведения (нотации, как правило, отталкивают детей). Вместо этого не пожалейте времени, чтобы обозначить и описать недоброжелательные поступки ребенка. Вы должны сконцентрироваться только на недобром поведении ребенка, а не на самом ребенке. Ваша задача — добиться, чтобы ребенок понял, против какого именно поведения вы возражаете и почему не одобряете такое поведение. Вот несколько примеров, как сделать недоброе поведение объектом борьбы. Шаг 2. Помогите ребенку научиться понимать чувства того, кого он обидел В воспитании ребенка, демонстрирующего в своем поведении недоброжелательность, важно помочь ему понять, насколько его поступки ранят человека. Вот несколько вопросов, которые заставят ребенка задуматься, как действует его грубость на чувства того, кого он обидел. Шаг 3. Научите ребенка избегать грубости Теперь задайте ребенку один очень важный вопрос: "А что ты сделаешь иначе в следующий раз?" Мы очень часто упускаем этот шаг, потому что полагаем, что ребенок знает, как вести себя иначе. Не делайте подобного предположения! Я наблюдала, как многие дети становились закоренелыми грубиянами, поскольку никто не удосужился побеседовать с ними о поведении, замещающем грубость. В конце концов, самое эффективное воспитание — это то, которое учит детей поступать правильно. Поэтому научите ребенка вести себя по-новому, доброжелательно, Чтобы заменить грубые поступки, например, научите его хвалить друга, извиняться, делиться или высказывать восхищение. Затем помогите ребенку потренироваться в новом поведении, чтобы оно вошло в привычку. Шаг 4. Давайте ребенку возможность исправить сделанное Заключительная часть воспитания — помочь ребенку научиться брать на себя ответственность за грубость, исправляя то, что было сделано. В результате исследования, проведенного Мартином Хоффманом, было установлено, что если родители привлекают внимание ребенка к пагубным последствиям его поступков, побуждая искупить свою вину, это способствует развитию у него вежливости и предупредительности. Очень важно, чтобы ребенок понял, что допущенный грубый поступок нельзя отменить, однако можно смягчить неловкость и сгладить чувство обиды у того, которого оскорбили, извинившись, заменив поврежденные вещи, уступив дорогу или сделав что-то доброе по отношению к нему. Потребуйте, чтобы ребенок сам составил план действий по исправлению последствий. Более того, позаботьтесь о том, чтобы в этом вопросе не оставалось неясностей, чтобы ребенок понял — вы не потерпите недоброжелательности. План поэтапного изменения проблемного поведения ребенкаДанные исследований свидетельствуют, что количество недоброжелательно настроенных детей возрастает. Что, по вашему мнению, способствует росту этой тенденции? Специалисты утверждают, что недоброжелательными не рождаются — этому учатся. Где дети учатся недоброжелательности? А вы сами проявляли когда-либо недоброжелательность по отношению к ним? Наблюдали ли ваши дети проявления вашей недоброжелательности по отношению к супругу (супруге), членам семьи или друзьям? Как родители могут сократить количество факторов, способствующих развитию недоброжелательности? Как вы можете воспитать у ребенка сочувствие? Запишите свои мысли и выберите одну, чтобы воплотить ее в жизнь. Общие причины проявления недоброжелательности у детей:• Отсутствие эмпатии. Ребенок может не вполне понимать, что чувствует человек, к которому отнеслись недоброжелательно. 3. Перечитайте четыре шага к изменению недоброжелательного поведения. Припомните последний случай, когда ребенок проявил такое поведение. Как бы вы использовали эти шаги для исправления поведения ребенка? Источник: Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". Компьютерное издательство "Диалектика" Зав. редакцией Н.М. Макарова Перевод с английского Ю.А. Григорец, С.В. Меркуловой Под редакцией Э.В. Крайникова |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |