Ребенок не хочет учиться в школе
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей
желание учиться

Вы не поверите, но бежать на уроки с набитым ранцем, радуясь, что «сегодня в школу!», способен каждый ребенок. А рецепт такого чуда прост: желание, густо замешанное на самостоятельности и доверии.

Как сделать так, чтобы ваш ребенок сам:

• вставал рано утром в школу;
• собирался, следя за временем, а не ожидал понуканий со стороны взрослых;
• шел в школу с удовольствием, а не волочился на маминой/папиной руке;
• приходил на занятия вовремя;
• делал уроки с удовольствием;
• ложился спать в такое время, чтобы выспаться к раннему подъему.

Чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием, вам нужно научиться доверять ему.

Конечно, это непросто. Вам кажется, что вы умнее своих детей? Что вы все знаете, а они - маленькие и бестолковые? Вы считаете, что их нужно во всем контролировать? Но тогда каким навыкам вы собираетесь обучить дитя? Ходить по струнке? Выполнять приказы? Спрашивать разрешения по поводу и без?
Этому успешно научит армия. А мы с вами будем учиться доверию. Обратите внимание: учить себя, а не сына или дочку. И начнем с... напряжения.
Вы встаете пораньше, чтобы приготовить завтрак. Постоянно следите за временем. Начинаете тормошить малыша, а он... переворачивается на другой бок и снова уходит в мир сна. Ваше напряжение растет. Наконец удается поднять полусонное дитя, отправить его в ванную, накормить завтраком, помочь натянуть куртку и ранец. Он спит. Он еще и не проснулся. Поэтому дорога до школы превращается в набор понуканий. Ваше напряжение достигает апогея, когда вы забегаете в школу со вторым звонком, а еще нужно переобуться. Просто страшные воспоминания... А теперь ждем, когда же нам эта ситуация надоест. Надоела? Отлично!

Приступаем ко второму этапу обучения: задаем вопросы

Сначала себе!
«Кому нужна школа, и нужна ли?» -Моему ребенку. Хотя бы потому, что я в своей уже отучилась.
«Кто хочет ходить в школу?» -Он хочет.
«Мне его школа нужна?» - В общем-то, нет.
«Тогда почему напрягаюсь из-за его опозданий? Почему я тащу его за руку, а он, посматривая по сторонам, плывет, как будто времени еще вагон и маленькая тележка» Потому что так надо, так делают все. Но это неправильно!
Теперь задаем вопросы своему чаду. Наверное, парадокс: получаем те же ответы.
«Тебе нравятся опоздания?»
«Ты считаешь, что мне нравится следить за тем, как долго ты собираешься, как опаздываешь?»
«Тебе самому нравится опаздывать?»
На все вопросы, заданные ребенку, получаем ответ: «Нет!»

И разрабатываем такой план дальнейших действий:

• будильник он теперь ставит сам;
• просыпается по нему сам;
• сам следит за временем, оставшимся до выхода;
• сам подгоняет маму, которая пока сопровождает его в школу;
• сам следит за временем в дороге.
Опоздание или приход вовремя на секции и кружки требует тех же навыков. Про самостоятельно сделанные уроки здесь уже не говорится, потому что это изначально подразумевается.

Первый блин комом?

Истошно пищащий будильник он не слышит. Поэтому в первый день эксперимента, подождав немного, просто скажите ребенку: «Больше будить не буду, пойду лягу досыпать». Вы можете мотивировать свое дитя другими фразами и действиями. Главное, чтобы для него они имели смысл, были значимыми. Для него, а не для вас!
В первый день вам еще придется напоминать: я не отвечаю за время, я не отвечаю за твои опоздания. Вы думаете, легко сдержаться и не посоветовать? Легко оставаться просто наблюдателем? Трудно. Но это того стоит !
Теперь вы уже собираетесь не спеша. Любите встать рано, и пока ребята спят, приготовить завтрак и посидеть за компьютером. А потом просто ждать, когда ваш ребенок даст вам команду. «Пора выходить!»
Теперь не вы, а он тащит вас за руку, а вы, любуясь утренними пейзажами, радуетесь светлому утру. И думаете: «А ведь, действительно, ходить в школу для ребенка - сплошное удовольствие. И для его родителей - тоже».
С каким энтузиазмом бегут на первый звонок первоклашки! Но проходит время, и желание учиться у них исчезает. Причем причины отвращения к учебе зачастую не имеют к ней самой никакого отношения.

Как правильно организовать режим школьника и минимизировать стрессы?

Некоторые из них «организовывают» детям сами родители. Например: звонок уже прозвенел, а ребенок еще не добежал до входа. Кто виноват? Папа с мамой. Или: завтра праздник, класс предупрежден, что форма одежды - парадная. Все приходят нарядные, а Петя Иванов - в рубашке в клеточку. Опять не проследили родители. Стресс у ребенка может вызвать страх получить плохую оценку и, как следствие, взбучку от родителей. Причем, зачастую масла в огонь подливает то, что учитель не объясняет, почему поставил низкий балл. Школьник просто не понимает, что же он сделал неправильно
Наиболее сильный стресс дети получают накануне и во время тестовых или экзаменационных работ. Хотя, чего бояться? Ученик сдает экзамен для того, чтобы подтвердить свой уровень знаний. Теоретически он получит ту же оценку, что и на уроках. Другое дело, что отметки на протяжении года часто бывают завышенными. Как следствие, возникает стресс: ребенок подсознательно понимает, что не заслуживает поставленной оценки, и боится экзамена. Важно, чтобы дети работали в течение года, а не только перед тестами или контрольными.
Тут важна помощь и контроль родителей. Но не стоит зацикливаться на оценках, требуя высших результатов. Стоит дать понять сыну или дочке, что тест, экзамен, аттестация - это просто завершение учебного процесса, а мама с папой любят их просто так.

Нужно ли учить читать ребенка до школы?

Многие родители считают, что это задача школы, но такая точка зрения - неверная. Неумение читать -это неумение трудиться, эмоциональная неразвитость, ведь за книгой ребенок включает логическое, ассоциативное мышление, визуализирует то, о чем прочел, фантазирует по поводу деталей. Это большая работа. Получать информацию по телевизору - намного проще. Для того чтобы школьник отдавал предпочтение книгам, а не телевизионным программам, у него должны быть читающие родители. Причем, желательно, читающие не детективы или ужастики, а книги со смыслом, к которым можно возвращаться вновь и вновь.

Как понять не переутомился ли ребенок от учебы?

Безошибочный симптом - нарушение сна. Школьник с трудом засыпает, ворочается, просыпается среди ночи. А ведь для учебного энтузиазма и хороших оценок важен правильный режим - нужно, чтобы сын или дочка отправлялись в постель уже в начале десятого вечера. Недосыпание нарушает обменные процессы, задерживает в организме углекислоту, ухудшает работу сердца, из-за чего накапливается усталость.

Что нужно предпринять в первую очередь?

Срочно снизить нагрузку, пожертвовав какими-либо дополнительными занятиями: музыкальной школой, театральной студией, курсами английского, репетитором по алгебре или айкидо... В противном случае, непомерная нагрузка рано или поздно отразится как на самочувствии школьника, так и на желании учиться вообще. В течение первых трех лет школьной жизни достаточно одного кружка или секции - из тех, что ребенку больше всего по душе.

Что предпочтительней:
возить ребенка в профильный лицей, соответствующий его талантам, на другой конец города - или ходить в обычную школу рядом с домом, при этом не уставая и высыпаясь?

Отдать ребенка в спортивную, гуманитарную, музыкальную школу с учетом его способностей - хорошая идея. В этом случае он будет посещать занятия с удовольствием. Другой вопрос - готов ли школьник к дополнительным нагрузкам? Иногда для учебного старта подойдет обыкновенная школа, с тем чтобы позже, постепенно увеличивая нагрузку, отдать ребенка в профильный класс. Близость школы к дому - также немаловажный фактор. Ребята чувствуют себя гораздо увереннее, зная, что дом - неподалеку. Более того, психологи рекомендуют преподавателям младших классов «одомашнивать» школьную обстановку: например, организовать в классе стенд с фотографиями родителей, разрешать приносить в школу любимые игрушки.

Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Помните, как в детстве нам часто говорили: «Посмотри, как учится Саша! Ну почему ты так не можешь? Видишь, он намного умнее тебя!» Став родителями, зачастую мы так же поступаем со своими детьми.
Почему мы сравниваем собственного ребенка с другими детьми? Мы привыкли, что с нами делали то же самое. Вспомните школу, публичное оглашение оценок, язвительные комментарии учителей, разбор полетов -«кто лучше, а кто хуже». Бывает, родители интересуются успехами не только своего ребенка, но и отличников в классе - и на их фоне собственные сын или дочь никогда не выглядят лучше.

Родители добиваются, что ребенок боится идти домой из-за плохой оценки.

Нам кажется, что, сравнивая ребенка с другими, мы мотивируем его на улучшения, достижения, успехи. Детские удачи или неудачи влияют на наше ощущение себя как родителя («если у моего чада все отлично с учебой, значит я - хорошая мама»). Если нет -мы переживаем ощущение неполноценности, так хорошо знакомое из детства. Ребенок в этом смысле воспринимается родителем как продолжение себя. Мы слабо доверяем уникальным возможностям и способностям своих детей. И тогда чужие достижения становятся ориентиром, поддерживающим родительскую уверенность.
Как же влияет сравнение на ребенка? В первую очередь, он становится зависимым от критики и похвалы, чувствуя себя любимым и принятым, только если выигрывает в борьбе «хороший-плохой» в ваших глазах. Детская самооценка начинает зависеть от того, соответствует ли ребенок вашим ожиданиям. Так он усваивает, что его можно любить только за что-то, а не потому, что он «просто есть».
В иной ситуации - когда ваши сын или дочь купаются в похвалах «Ты - самый лучший! Ты - молодец!», их представление о себе становится некритичным. В будущем такие дети оказываются неготовыми к неудачам, постоянно ищут одобрения и подтверждения своих достижений. Атмосфера сравнения не развивает мотивацию, а лишь усиливает страх разочаровать родителей и желание заслужить наконец-то их любовь.
Что делать? Чем заменить сравнение? Для начала начните замечать, как вы реагируете на успехи или неудачи ребенка в повседневном взаимодействии. Что вас больше «цепляет» - его плюсы или минусы? Проведите параллели со своим детством: а как было у вас? Как вы себя чувствовали и в чем на самом деле нуждались от родителей? Если в глубине души вы так и остались малышом, желающим заслужить любовь мамы и папы и соответствовать их ожиданиям, волей-неволей вы будете воспитывать и свое дитя по сценарию сравнения.
Вместо того чтобы искать недостатки у своего ребенка, обратите внимания на достижения. В чем он хорош - не в сравнении с другими, а сам по себе? Например, ваш сын не силен в учебе, зато у него развиты лидерские качества, или он легко находит общий язык с другими детьми. Фокусируясь на этом, вы найдете ресурсы, которые помогут мальчику в будущем реализовать себя.
Следующий, и самый важный шаг -сравнивайте ребенка только с ним самим. Это - единственная шкала для оценки и развития. Любой результат, неважно, положительный или отрицательный, рассматривайте, прежде всего, с позиции: умел (знал) ли это ребенок раньше? Был ли у него уже опыт, или это первые шаги (будь то математика, иностранный язык, игра на фортепиано и т.д.)? И если сейчас результаты хуже (или лучше) предыдущих, то с чем это связано? Такой подход поможет развить адекватную самооценку, научит ребенка лучше узнавать свои ресурсы и ограничения.
Одно из отличий местной системы образования в Испании состоит в том, что дети здесь знают только свои оценки, а об успехах одноклассников не имеют никакого представления. Никакой огласки ни в классе, ни на родительских собраниях. Вначале это для родителей непривычно, а потом они убеждаются -только сравнение с самим собой может выработать иммунитет к ошибкам и неудачам.
Ведь точка отсчета остается единой - «я сам». Попробуйте посмотреть через эту призму и на себя, и на своих детей, и вы увидите, сколько лишнего напряжения уйдет из вашей жизни. Оказывается, мир - это не «кто лучше, а кто хуже», а «кто ты сам, и как хочешь развиваться».
Когда ребенок пошел в школу, не стоит сразу требовать от него высоких результатов. Поддерживайте все увлечения ребенка, направленные на познавание.
Не нужно бурно реагировать на замечания учителя в тетради, дневнике, лучше приободрять ребенка. Станьте сами примером для своего ребенка ведь когда он видит, что родители имеют разносторонние интересы, то начинает тянуться за ними.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.