На главную Работа с родителями Беседы, консультации для родителей Повышение родительской компетентности при воспитании подростков
Повышение родительской компетентности при воспитании подростков
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей

Ипатова Екатерина Романовна
учитель
МБОУ «СОШ №2 МО г. Горячий Ключ им. В.В. Горбатко» г. Горячий Ключ, Краснодарский край Арцимович Ирина Владимировна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край



Аннотация: статья рассматривает проблему родительской компетентности при воспитании подростков. Целью исследования является изучение проблемы формирования родительской компетентности в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста, и определить наиболее эффективные формы работы с родителями. Дается определение такому понятию, как «родительская компетентность». Родительская компетентность - это, прежде всего, грамотность в вопросах воспитания детей. Зачастую родители испытывают затруднения при воспитании подростков. Поэтому помощь психолога при формировании родительской компетентности неоценима. Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей может осуществляться с помощью разных форм работы. Используя различные методы и приемы, психолог помогает родителям лучше понять своих детей. В результате работы с родителями была отмечена положительная динамика изменений во всех компонентах родительской компетентности, в том числе в усовершенствовании своих родительских навыков.


Ключевые слова: родительство, подросток, воспитание, семья, подростковый возраст, личность, компетентность.


Каждый человек рождается и растет в семье. Именно семья играет немаловажную роль на развитие детей и каждого отдельного члена семьи. Являясь важнейшим общественным институтом, семья имеет свои функции и цели. Как говорил В. А. Сухомлинский: «главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Именно в семье происходит формирование личности ребенка, особенно в подростковом возрасте. И то, каким образом родители будут воспитывать своих детей, отразится на их дальнейшей жизни.
Проблема родительства состоит в том, что в современном обществе влияние института семьи на развитие общества ослабевает, многие функции семьи не исполняются на практике либо подвержены разного рода деструктивным влияниям и даже попыткам разрушения семьи под действием различных факторов современной цивилизации. В понимании многих современников превалирует недопонимание того образа традиционной семьи, который она представляла на протяжении многовековой истории человечества. Современные родители испытывают проблемы не только в материальном, социальном планах, но и психолого-педагогической компетентности в процессе социализации, воспитания, обучения и развития подрастающих детей. Меняется время, меняются дети, подходы к их воспитанию, развитию, образованию. Особенно это касается родителей воспитывающих детей подросткового возраста. Во-первых, родитель должен учитывать и знать задачи развития в период подросткового возраста. Но увы многие родители опираются на свой жизненных опыт. Во- вторых, родитель должен быть компетентным в выборе средств, методов, способов воздействия на подростка. Те методы, которые им использовались, когда ребенок был мал, в периоде подросткового возраста уже не работают. В-третьих, подросток это уже не ребенок, но еще и не взрослый, его психика развивающаяся, подверженная пубертатным процессам лабильна и подвержена психической травматизации и пр.
Поэтому психолого-педагогическое сопровождение семьи подростков на сегодняшний день является актуальным, особенно в условиях глобализации, поскольку она ведет к размыванию границ, которыми наделялась семья, «расшатывает» устои семьи, а именно безопасность личности, эмоциональную близость, ответственное отношение к воспитанию детей. Современная семейная проблематика имеет множество нюансов. В настоящее время возникла необходимость системной организации целенаправленного поиска по ряду новых направлений психолого-педагогического сопровождения семьи.
Родительство не профессия, а сложное многогранное социально - психологическое явление. На формирование компетентности родителей влияют самые разные факторы: культурно-исторические, социально-экономические, этические, психологические и др.
Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия на него. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.
Подростковый возраст является одним из самых трудных и то, как пройдёт личностное развитие, как сложатся взаимоотношения ребёнка и родителей в этот период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможности родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребёнка.
Сейчас большинство родителей стараются повышать свои знания в части воспитания подростков, но не каждый понимает суть родительской компетентности.
Сегодня под понятием родительской компетентности понимают следующее:
- знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);
- интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);
- возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н.Г. Кормушина);
- наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (М.М. Мизина);
- способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта путем компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций (Е.В. Руденский).
Безусловно, родительская компетентность - это, прежде всего, грамотность в вопросах воспитания детей. Современные родители зачастую посредством литературы или Интернета находят нужную информацию, касающуюся воспитания детей. Но все равно иногда испытывают некоторые затруднения при применении знаний, полученных из различных источников. Поэтому помощь психолога в формировании родительской компетентности неоценима.
Психолог является связывающим звеном между родителями и детьми подросткового возраста. Используя определенные методы и приемы, психолог способствует вовлечению взрослых в жизнь ребенка-подростка, помогает выстроить гармоничные отношения.
Партнёрство семьи и психолога, педагогов, образовательного учреждения является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач, в том числе и повышению родительской компетентности. Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А. Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия психолога, образовательного учреждения с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию ребенка» (Е.П. Арнаутова).
Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей может осуществляться с помощью разных форм:
Формы работы:
1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.
2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.
3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинги, деловые игры.
4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.
Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:
1) для массового контингента семей воспитанников;
2) для дифференцированных групп семей:
- семьи детей различных возрастных категорий;
- семьи будущих пятиклассников, выпускников;
- различные категории неблагополучных семей;
- семьи детей с поведенческими проблемами;
- семьи детей с особыми потребностями;
- семьи одарённых детей;
- семьи детей, не посещающих ОУ;
- семьи детей с ОВЗ и пр.


В работе с родителями подростков можно применить упражнение «Мы родом из детства». Данное упражнение даст возможность родителям вспомнить, что они тоже были подростками, тоже сталкивались с непониманием окружающих и иногда думали, что весь мир против них. Такое «путешествие во времени» позволит родителям лучше понять своих детей, заново пережить моменты прошлой жизни и прочувствовать те эмоции, которые испытывали. Психологу стоит обратить внимание, что учеба занимала далеко не первое место, и вообще это был нелегкий период их жизни. Поэтому и подросткам сейчас непросто.
Для помощи родителям подростков проводятся консультации по различным темам: «Различия в воспитании мам и пап», «Что делать, если ребенок лжет», «Как помочь ребёнку преодолеть тревожность», «Как организовать культурный диалог с подростками». В результате проведения консультаций была отмечена положительная динамика в повышении родительской компетентности в воспитании подростков. Родители с большим желанием усовершенствовали свои родительские навыки, стали уделять больше внимание саморазвитию и самосовершенствованию.
Важно использовать полученную информацию и понять, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги, являются эффективными. Но не все родители будут применять в своей практике рекомендованные методы и приемы. Таким образом, важно организовать практикумы, на которых родители с детьми участвуют в разных видах деятельности. Без сомнения, эффективным будет раскрытие талантов родителей, при совместной творческой деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что проведение психолого-педагогических мероприятий для родителей создает благоприятные условия для укрепления отношений между родителями и подростками.


Список литературы
1. Овчарова Р.В. Психология сопровождения родительства. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
2. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
3. Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. - СПб.: Речь, 2006.
4. Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика // Справочник педагога-психолога - М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011. - № 1.
5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы - СПб.: Речь, 2005.

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.