Многие родители еще задолго до школы учат ребенка читать, и не всегда этот процесс идет легко и гладко. Все потому, что у каждого ребенка свой темп освоения навыков. А чтение - это не просто навык, оно связано со всем предшествующим опытом ребенка. И чем больше жизненного опыта, с которым малыш может связать смысл прочитанных слов, тем легче он освоит этот процесс. Предлагаем вам несложный опросник, который поможет определить, готов ли ваш ребенок учиться читать.
Базовый опыт
• Ходит ли ребенок с вами в библиотеку, магазин, на почту, в банк? • Был ли ребенок в зоопарке, театре, музее, деревне? • Вы регулярно читаете вашему ребенку? • Есть ли у ребенка какое-то увлечение?
Познавательное развитие
• Ваш ребенок владеет основными понятиями, такими как правый -левый, большой - маленький? • Понимает ли ребенок простейшие варианты классификации (круглые - квадратные, деревянный - металлический)? • Ребенок может отгадать концовку истории? • Ваш малыш способен удержать в памяти и выполнить три просьбы?
Физическое развитие
• Ребенок хорошо слышит и обычно не переспрашивает? • У ребенка хорошее зрение? • Ваш малыш уже давно способен посидеть спокойно в течение некоторого времени? • Хорошо ли развита у ребенка мелкая и крупная моторика и координация движений?
Языковое развитие
• Ребенок может назвать и объяснить назначение окружающих предметов (холодильник, пылесос, миксер...)? • Ребенку легко отвечать на вопросы взрослых? • Ваш ребенок может объяснить, где расположены те или иные предметы: на столе, под столом?.. • Может ли ребенок внятно рассказать какую-нибудь историю из своей жизни? • Ваш ребенок строит грамматически правильные предложения? • Способен ли ребенок полноценно участвовать в общей беседе?
Навыки общения
• Ваш ребенок легко включается в игры других детей? • Он спокойно делится игрушками? • Малыш способен соблюдать очередность, если ситуация этого требует? • Ребенок умеет слушать других и не перебивать?
Эмоциональное развитие
• Обычно дома и среди друзей ваш ребенок весел и позитивен? • Легко ли малышу перестраиваться при изменениях в привычном paспорядке дня? • Ребенок способен легко переключаться с одного задания на другое? • Ребенок умеет работать самостоятельно и соревноваться в выполнени задания с другими детьми?
Зрительные способности
• Ваш ребенок легко идентифк цирует схожие и несхожие формы • Ребенок различает буквь и короткие слова? • Ребенок знает, что слова читают слева направо? • Ребенок может разложить порядку серию картинок? • Способен ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему показать серию из трех картинок, а затем одну убрать? • Умеет ли ребенок формулировать главную мысль по картинке, прослеживая связи?
Слуховые способности
• Ваш ребенок легко рифмует слова? • Он способен различать слова, начинающиеся на разные звуки, содержащие схожие звуки (вес/лес, кот/год)? • Ребенок может повторить за вами без ошибки несколько слов или цифр? • Может ли ребенок пересказать услышанную историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Отношение к книгам
• Часто ли у ребенка возникает желание просматривать книги? • Он всегда с удовольствием слушает, когда ему читают? • Ребенок часто задает вопросы о словах или печатных знаках? Если практически на все вопросы вы ответили положительно (двумя-тремя отрицательными ответами можно пренебречь), то ваш ребенок готов учиться читать. Но не расстраивайтесь, если процесс чтения его пока не волнует. Переключитесь на спортивные или творческие занятия. А читать малыш научится чуть позже.
|