Как научить ребенка делиться? |
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей | |
Ваш малыш ведет себя естественно для двухлетнего ребенка. В этом возрасте дети не могут делиться тем, что «самому надо», и уговоры на них не действуют. И дело здесь не в недостатках характера или воспитания, а в детском, еще не развитом мышлении и в особенностях детской психологии. Как и большинство взрослых, вы не учитываете, что мышление ребенка очень сильно отличается от взрослого мышления, которого оно достигнет лишь к 15 годам. До двух лет малыш способен понимать только то, что может увидеть и потрогать. Это так называемое наглядно-действенное мышление в самых элементарных его формах.
В центре мира
Как видите, понять «логику» ребенка не так-то просто. А все дело в том, что в отличие от нас - взрослых, ребенок судит о вещах и явлениях, опираясь только на свое восприятие, и не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Он видит, что луна следует за ним во время его прогулок, стоит, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает, и считает свое восприятие истинным.
Если вы попытаетесь объяснить ребенку до 5 лет, что это не так, вам это не удастся, он вас просто не поймет, из-за отсутствия логического мышления, которое начинает развиваться обычно с 7 лет. Он согласится с вами, но только на словах, а его убеждения останутся прежними. Он верит только тому, что видит своими глазами, и ваши объяснения не могут «ввести его в заблуждение». Ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер; что чем больше предмет, тем он тяжелее, а два равных по весу пластилиновых шарика перестают весить одинаково, как только один из них меняет форму. А если дошкольнику предложить сосчитать членов его семьи, он посчитает правильно, но себя в этот список не включит.
Я и другиеУсловная внутренняя позиция, благодаря которой ребенок может смотреть на вещи не только со своей, но и с позиций других людей, появляется у него в середине дошкольного детства - в 5 лет. Один из экспериментов по изучению детского мышления помогает увидеть это наглядно. Перед ребенком ставится задача пройти по комнате так, чтобы экспериментатор не видел прикрепленный у него на груди значок. Дети до 5 лет вообще не понимают задачи. Ребенок от 5 до 6 лет ведет себя правильно только в том случае, если взрослый говорит вслух, видит он значок или не видит. И только после 6 лет ребенок может самостоятельно соотнести положение значка на груди с положением экспериментатора в комнате. Воспитание с пеленокКаким бы способным ни был ваш ребенок, его мышление развивается по «отработанному природой графику», и от эгоцентризма раньше 5 лет еще никто «не избавлялся». Вот из этого и нужно исходить, воспитывая своих детей. С пониманием относиться к детской «жадности», «эгоизму», «жестокости», при этом с рождения прививать ребенку нравственные принципы, потому что после трех лет будет безнадежно поздно.
Что делать?Не умиляться, когда шестимесячный малыш тянет кого-то за волосы или кошку за хвост, а убрать его ручку и сказать «нельзя» строгим голосом, а потом погладить пострадавшего и сочувственным тоном добавить: «Ему больно». Не оставлять без последствий озорство 9-месячного малыша, бросающего печенье на пол, а сказать «нельзя» или лишить его предмета озорства. Не возмущаться, когда двухлетний непоседа шумит, не реагируя на просьбы заболевшей бабушки не шуметь, а переключить его на интересную, но спокойную игру со словами: «Бабушке нужен покой, и мы с тобой не будем шуметь». Не создавать для малыша особых условий, когда «лучший кусок» достается всегда ему, а приучать делиться даже тем, чем его угостили. «Нравственное» поведение ребенка до 7 лет не более, чем освоенные навыки, но именно они создают основу для воспитания нравственности, когда развитие мышления достигнет нужного уровня.
Когда нужна компанияВ возрасте пяти - шести лет ребенок только с помощью взрослого может переключиться со своем позиции на позиции другого человека, а после шести лет способен сделать это уже самостоятельно. И до тех пор, пока ребенок не обнаружит, что существует разные точки зрения, которые надо учитывать, -почувствовать то, что чувствует другой, понята чувства другого человека, -он не в состоянии действать, учитывая не только собственные интересы.
Важно! |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |