На главную Работа с родителями Рекомендации родителям Памятка для родителей и учителей и классных руководителей детей, участвующих в эксперименте по развитию ответственности
Памятка для родителей и учителей и классных руководителей детей, участвующих в эксперименте по развитию ответственности
Работа с родителями - Рекомендации родителям
Индекс материала
Памятка для родителей и учителей и классных руководителей детей, участвующих в эксперименте по развитию ответственности
Тест «Исполнительность – Ответственность» (И–О)
Анкета для родителей после 4 месяцев эксперимента
Все страницы

У школьников, кроме учебных занятий и заданий, должны быть обязательные (постоянные и временные (ситуативные)) поручения по дому. Реестр их довольно разнообразен – от выноса мусора и уборки квартиры до ухода за животными, младшими братьями и сестрами, приобретения продуктов питания и приготовления пищи. Все ли они должны выполняться? Если вы чувствуете, что возможен отказ от выполнения поручения, то лучше его не давайте, или лучше продумывайте аргументы необходимости его выполнения.

Ребёнок должен понять и принять эту необходимость таким образом, чтобы цель, поставленная вами, стала осознанной, внутренней, само – собой разумеющейся целью ребёнка. В противном случае будет вырабатываться простое послушание, слепая исполнительность. В результате может вырасти просто исполнитель чужой воли с рабской психологией, человек, не способный принять не только волевого или ответственного решения, но и просто своего собственного решения в жизненных различных ситуациях, человек, полагающийся на чужую поддержку, на помощь, а не на собственные силы.
Ответственность связана с самостоятельным принятием решений и выполнением избранного. При этом осознаётся возможность наказания и возмещения материального или морального ущерба.
Ответственность связана с умением держать слово. Приведём типичный диалог:
– Можно я пойду погуляю?
– А все ли ты уроки сделал?
– Да.
– Во сколько вернешься?
– Часов в десять.
– Нет, вернёшься в девять.
– Ладно…
И диалог во многом не типичный:
– Мама (папа), я иду погулять.
– Хорошо, во сколько вернёшься?
– В девять.
В первом случае ярко выражен контроль со стороны родителей за ребёнком, имеющим ситуативную ответственность и невыраженную самостоятельность. (Мы сознательно не приводим примеры безответственности ребёнка – они всегда наяву). Во втором случае, по-видимому, эти проблемы сняты.
Должен ли иметь место первый диалог? Наверное, да, и он даже необходим, в случае выработки обязательности и ответственности. Более того, ребёнок должен быть наказан отказом от прогулки в следующий раз или время прогулки во второй раз должно быть сокращено на время задержки на прогулке в предыдущий раз. При этом родители должны сделать акцент на виновность самого ребёнка в этом сокращении. Примерно аналогичным должен быть алгоритм действий и в других жизненных ситуациях при выработке ответственности.
Родители должны помнить, что основная обязанность ребёнка – это посещение и обучение в школе, что это пяти-восьми часовой рабочий день в учреждении (школе) и двух–трёх часовой дома. Это означает, что работа по дому и поручения между членами семьи должны быть распределены равномерно.
Родители самым тщательным образом должны следить за уровнем субъективного контроля своих детей, или, другими словами, за тем, на кого возлагают ответственность дети в жизненных различных ситуациях, кого обвиняют при неудачах в учебе, труде, общении, спорте и т.п. Ваш ребёнок экстернал, если он постоянно ищет и видит причину своих неудач в окружающих, в учителях, в предвзятом к себе отношении, в стечении обстоятельств и т.п. Что это означает? Да прежде всего то, что ваш ребёнок не будет стремиться быть лучше, не будет пытаться исправить негативные взаимоотношения, плохие отметки и т.п. – ведь причина заключается не в нём, он не виноват в происходящем. Выявляется экстернальный локус (источник) контроля очень просто. Достаточно спросить ребенка о возможных причинах его неудач.
Исправление экстернальности происходит путём совместного разбора причин неудач. Не пытайтесь исправить ребёнка за один раз, не унижайте его достоинство. Подобное видение жизни могло иметь объективные причины. Объясните ему, что гораздо симпатичнее выглядит человек, могущий взять ответственность на себя. Помните и о том, что самобичевание у ребёнка – противоположная крайность.
Одним из первых шагов работы с вашим ребёнком будет требование в составлении и выполнении режима дня. Следует иметь в виду, что для его реализации (особенно это касается детей, его не соблюдавших) требуется затрата значительных усилий и продолжительного времени (как правило, не менее месяца).
Просьба к вам, дорогие родители: всячески поддерживайте и проконтролируйте непрерывное выполнение ребёнком режима дня. Непрерывность выполнения необходима для вырабатывания навыка. Контроль (даже телефонный) и поддержка (даже совместное соблюдение элементов режимов дня, например выполнение утренней зарядки) необходим для преодоления трудностей, связанных с привыканием к режиму. Ребенку проще будет справляться с ними, если он будет видеть вашу заинтересованность.
Одновременно с этим, а это касается и детей, соблюдающих режим дня, всем учащимся будет предложено составить план мероприятий или заданий, впрямую не касающихся учебной деятельности. Кроме того, в зависимости от уровня развития ответственности, детям будут предлагаться серии заданий, разработанных психологом.

ИСХОДНАЯ АНКЕТА (В.П. Прядеин)

Уважаемые ___________________________________________________________________
(ФИО родителей)
В нашей школе, решением директора и педагогического совета, проводится эксперимент по выработке, развитию и совершенствованию ведущих черт характера и отдельных сторон личности учеников в 6 классе. По желанию учащиеся других классов, не задействованных в эксперименте, могут принять в нём участие.
В эксперименте задействован весь педагогических коллектив школы и бригада психологов, возглавляемая
____________________________________________________  .
Мы очень надеемся, что вы примете посильное участие в нашей работе.
Для выявления исходного уровня развития тех или иных качеств обследуемых детей, нам необходимы ваши искренние ответы на предложенные вопросы и утверждения, которые помогут в создании индивидуальной программы развития конкретно для вашего ребёнка.
Инструкция
Вам предлагается последовательно ответить на ряд утверждений, касающихся развития некоторых сторон характера вашего ребёнка. При ответах важна ваша первая реакция. В ответе нет хороших и плохих утверждений. Каждое из них имеет право на существование. За одну минуту вы должны дать не менее пяти – шести ответов. Свои ответы заносите в протокол в виде цифрового выражения.

Ответ «безусловно, нет» – оценивается в 1 балл.
Ответ «нет» – оценивается в 2 балла.
Ответ «чаще нет, чем да» – оценивается в 3 балла.
Ответ «когда как» – оценивается в 4 балла.
Ответ «чаще да, чем нет» – оценивается в 5 баллов.
Ответ «да» – оценивается в 6 баллов.
Ответ «безусловно, да» – оценивается в 7 баллов.
Приступая к ответам, помните о том, что на всю работу отпускается 2–3 минуты. Следите за тем, чтобы каждому порядковому номеру утверждения строго соответствовал ответ в его цифровом выражении. Постарайтесь как можно реже прибегать к нейтральному ответу «когда как», оцениваемому в 4 балла. Отвечайте на предложенные утверждения самостоятельно, без консультации с вашим ребёнком. В данном случае нам необходимо только ваше мнение. Заранее вас благодарим за искренние ответы и четкую работу.

Утверждения

  • Он тщательно взвешивает свои возможности, прежде чем принять то или иное решение.
  • Считаете, что за все свои действия и поступки он должен отвечать сам.
  • При выполнении коллективных поручений он предпочитает быть простым исполнителем.
  • После совершения неблаговидного поступка его долго мучает совесть.
  • Данные им обещания он всегда выполняет.
  • Он предпочитает не браться за слишком серьёзные дела.
  • Среди многих его товарищей он отличается более ответственным отношением к делу.
  • Ему подходят те профессии, которые требуют большой ответственности и самостоятельности принимаемых решений.
  • Считает, что важные дела и ответственные поручения лучше выполнять вместе с другими.
  • Он очень серьёзно относится к общественным поручениям.
  • Он прилагает все свои усилия, чтобы закончить начатое дело.
  • Бывало, что за его поступки отвечали другие.
  • Имеет ли ваш ребёнок постоянные поручения, обязанности по дому?
  • Есть ли у вас наказания за невыполнения ребёнком своих обязанностей.
  • Ответственный ли ваш ребёнок.

ПРОТОКОЛ ОТВЕТОВ

ФИО отвечавшего
Возраст_____________ Дата_______________

ФИО ребенка_________________________________________________________________
Возраст_____________ Класс______________

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

ВНИМАНИЕ! Сразу же, после прочтения начала нижеследующих предложений, напишите их окончание.

 

  • Считаю своего ребёнка достаточно ответственным, чтобы…
  • Мой ребёнок мог бы быть более ответственным, если бы…
  • Считаю своего ребёнка не достаточно взрослым, чтобы…

Ответьте, пожалуйста, письменно ещё на ряд вопросов: 1. Какие постоянные поручения на дому выполняет ваш ребёнок?

  • Какие временные поручения по дому выполняет ваш ребёнок?
  • Какие меры воздействия (наказания) вы допускаете в случае невыполнения ребёнком своих обещаний?

4. Какие вопросы вы бы хотели задать психологам?

____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Для осуществления оперативной связи укажите удобное для вас время и телефоны:


Р. Д. С.

Рекомендации для родителей
I. Внутреннее «Я» человека рассматривается и развивается, когда он или она окружены людьми, высоко ценящими это «Я» и получающими удовольствие от наблюдений за тем, как оно действует.

  • Если вы убеждены, что ваш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать решения и самостоятельно руководить своей жизнью, то вы без особых усилий будете и воздействовать на ребенка именно в этом направлении. Если же вы верите, что ваш ребенок (или вы сами) плох, беспомощен, вы, совершенно не осознавая этого, будете и вести себя так, чтобы сделать вашего ребенка (или самого себя) именно такими. Следовательно, верьте в себя и своего ребенка.
  • II. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют большее внимание их следствиям в будущем. Следовательно, часты конфликты.
  • Научите подростка видеть и учитывать все последствия принятого решения.
  • Не пытайтесь запрещать, не навязывайте своего решения. Вера в правильность выбора ребенком стимулирует его.

III. Вырабатывайте у себя доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать
решения во многих случаях, и дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

  • Замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее.
  • Научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
  • Измените некоторые из ваших мыслей и убеждений относительно вашего ребенка.

С 23.09 по 30.09 я планирую

  • Получить ___________________________________________________________________
  • Исправить _________________________________________________________________
  • Прочитать __________________________________________________________________
  • Подготовить _______________________________________________________________
  • Посетить ___________________________________________________________________

План                         Выполнение

План                         Выполнение

23.09

27.09

 

 

 

 

24.09

28.09

 

 

 

 

25.09

29.09

 

 

 

 

26.09

30.09

 

 

 

 

  • Составить план на октябрь.
  • Составить план на неделю.

Выводы:

  • Чего я добился за неделю.
  • Что у меня не получилось и почему. Мы просим вас так изменить способ вашего мышления, чтобы все, что вы делаете,

было направлено на поддержание и предоставление благоприятных возможностей выражения способностей вашего ребенка самостоятельно принимать решения. Три шага, которые вы можете предпринять в этом направлении:

  • Замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее.
  • Научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
  • Измените некоторые из ваших мыслей и убеждений относительно вашего ребенка.

Внутреннее «Я» человека рассматривается и развивается, когда он или она окружены людьми, высоко ценящими это «Я» и получающими удовольствие от наблюдений за тем, как оно действует.
Научите подростка видеть и учитывать все последствия принятого решения. Учась доверять ребенку, позволяйте ему принимать собственные решения. Ваша вера в способности ребенка принимать правильные решения оказывает на эту его способность стимулирующее влияние.

 



 
Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.