Не всем детям легко дается овладение речью. Некоторые из них испытывают трудности при попытке из звуков составить слово. Они повторяют или растягивают первый звук во многих словах. Повторения и растягивания звуков, слогов и слов называются нарушением плавности и слитности речи. Нарушение плавности и слитности речи может сопровождаться скованностью мышц, изменением высоты и громкости голоса, испуганным выражением лица.
Часто появляющееся нарушение плавности речи, сопровождающееся судорожной готовностью, называется заиканием. В основе этого явления лежит, прежде всего, врождённая склонность ребёнка к проявлению каких-либо невротических реакций. В данном случае эта склонность проявилась в виде запинок в речи, а могла быть в виде других навязчивостей: тиков, «дурных» привычек.
Почему заикание усиливается?
Появлению запинок часто способствуют разные негативные невротизирующие факторы (испуг, стресс, нагрузка). И если этот фактор сохраняется и/или усиливается, то практически неизбежно усиление заикания. Некоторые специалисты считают, что заикание усиливается еще вследствие того, что дети избегают произносить звуки, которые ранее были раскритикованы слушателями. То есть: любое привлечение внимания ребёнка к проблеме и критика со стороны могут усиливать степень и частоту запинок. Считается также, что заикание развивается, если ребенка заставляют говорить быстрее, отвечать быстрее, говорить более правильно. При этом не обязательно давление должно исходить от слушателя. Некоторые дети очень чувствительны и накладывают ограничения сами на себя. Такие дети говорят, захлебываясь, несмотря на самое доброжелательное окружение. Также у некоторых детей могут быть незрелые речевые и артикуляционные механизмы. Возможно, что заикание усиливается вследствие комбинации причин, исходящих от ситуации, от слушателя и от самого заикающегося.
Как именно родители могут уменьшить давление на ребенка?
Стремится ли ваш ребенок говорить в таком же быстром темпе, что и вы? Как быстро вы мыслите и говорите? Возможно, вашему ребенку трудно угнаться за вами. Из страха не успеть ребенок спешит поучаствовать в беседе. Вы можете помочь заикающемуся ребенку более расслабленно относиться к речи. Хорошо, если родители сами начинают разговаривать медленно и непринужденно. Постепенно, подражая взрослым, ребенок усваивает образец плавной речи.
Помощь заикающемуся ребенку
• После того, как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку. Сделайте также небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если он захочет сказать что-то еще, то может сделать это без спешки. • Не перебивайте ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за ребенка, если вдруг он начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать. • Заведите новые правила ведения беседы в семье: говорить по очереди. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга. • Выделите время, которое вы посвятите исключительно ребенку. Во время этого взаимодействия наедине нужно разговаривать с ним более медленно и певуче. Надо помнить: ребенку очень важно получать неразделенное родительское внимание! • Родители могут планировать беседу с ребенком с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Также многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего. • Не критикуйте ребенка! Фразы: «Прекрати. Подожди. Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать»,- не только не помогают, а, наоборот, только усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение только способствует развитию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, только ухудшают ситуацию. • Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов или просят что-то рассказать: «Расскажи папе, что мы сегодня делали». • Есть некоторые приёмы сказать сложное слово или фразу: повторить, сказать хором или пропеть. Пользуйтесь ими в соответствии с ситуацией, с вашими предпочтениями и потребностями ребёнка. • Можно во время беседы задавать определённый ритм беседе, размеренно в такт вашей певучей речи поглаживая ребёнка по руке, голове, спине и т.п. • Хорошо похвалить ребёнка, когда он старался подстроиться под более медленный ритм речи и говорил плавно. Подчёркиваем само старание и результат: «Вижу, ты старался говорить плавно. Эту фразу сказал очень хорошо!»
Как уменьшить риск появления заикания
Есть ли риск возникновения заикания у ребёнка?
Если ребенок колеблется, повторяет или запинается перед произношением слова или фразы, есть все основания волноваться: есть ли риск возникновения заикания. Неплавная речь в возрасте от двух до семи лет является вариантом нормы. Овладение пониманием и использованием речи — процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Неуверенность и повторения являются физиологическими особенностями развития речи раннего и дошкольного возраста. Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением, судорогами или избегающим поведением, то могут указывать на начинающееся заикание. Риск запинок велик, если у кровных родственников были случаи заикания или других видов неврозов.
Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания. • Часто встречающиеся повторы слов. • Удлинённые звуки. • Избегание ситуации общения, фраза: «Я не могу этого сказать». • Расстроенный вид. • Напряженный вид мышц лица и шеи. • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.
Профилактика возникновения речевых запинок:
Изменения, которые можно использовать для этого, касаются манеры говорить взрослых, режима дня и создания обстановки, позитивно влияющей на ребенка. 1. Говорить медленно и плавно. Хорошо разговаривать таким образом, чтобы способствовать более плавной речи у ребенка. Лучше не просить его говорить медленнее, а самим задавать медленный темп беседы, расслабленный и легкий. Речь должна течь плавно, равномерно и ритмично, как у психотерапевта на сеансе. 2. Делать паузы в своей речи, особенно в тот момент, когда ребенок уже сказал фразу, а взрослый еще нет. Это дает возможность ребенку сказать что-то еще, а взрослому — время обдумать, что именно хочет ска- зать ребенок. Не стоит чувствовать себя обязанным что-либо говорить только потому, что стоит тишина. Надо, чтобы ребенок понял, что он может говорить столько времени, сколько это необходимо. НО: в такие моменты должен быть обязательный зрительный или телесный контакт с ребенком! 3. Задавать меньше вопросов, использовать меньше команд. Вопросы и команды оказывают давление на ребенка, он чувствует ограничение во времени для ответа.
Комментарии и описание того, что вы сейчас делаете или будете делать вместе с ребенком, может значительно уменьшить такое давление нехваткой времени. К тому же некоторые директивы и команды могут быть осуждающими или содержать критические замечания. Лучше фразы и комментарии начинать со слов: «Давай... «, «Как насчет...», «Что ты думаешь?» Можно даже повторить то, что сейчас сказал ребенок, чтобы дать ему понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель — уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать в своей речи более позитивную принимающую форму комментариев и утверждений. Можно многое сделать, чтобы речь ребенка стала плавной в беседе: Внимательно выслушайте и дайте ребенку почувствовать: то, что он говорит — самая важная вещь в данный момент. Не перебивайте. Позволяйте ребенку начинать беседу и выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме, которую затронул ребенок. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно. Установите хороший контакт глазами. Если отводить взгляд в то время, как ребенок начал заикаться, то ему будет идти сигнал, что собеседник испытывает дискомфорт. Позвольте ребенку закончить фразу, даже если для этого придется довольно долго ждать. Если спрашиваете, помните, что на конкретные вопросы отвечать намного легче, чем на общие вопросы. Используйте эту особенность в беседе с ребенком для того, чтобы немного помочь с высказываем. Признавайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести какое-либо слово, что он может закричать: «Я не могу этого сказать! Никак не получается!». Можно продемонстрировать принимающее отношение к ребенку следующими фразами: «Это было трудно произнести. Это сложное слово». Произносите такие фразы, только когда ребенок сильно расстроен, напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется. Если сейчас взрослый не может уделить время и внимание исключительно ребенку, то лучше сказать ему, что вы выполните определенную работу, а затем сможете уделить ему все внимание полностью. Обещание надо обязательно выполнить! Отведите специальное время для беседы. Специально отведенное время для игр, общения и беседы с ребенком значительно способствует увеличению плавности речи. Используйте это время для того, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Договоритесь с ребенком, чем и когда заняться и поговорить. Время, уделенное лично ребенку, значительно повысит его самооценку, что поможет снизить темп его речи.
Эти рекомендации помогают родителям правильно воспринимать ситуацию с заиканием у ребенка, выработать у себя эффективные навыки общения, снижающие эмоциональную и двигательную напряженность.
Так как заикание является разновидностью невроза, важно предупреждать родителей, когда это может усилиться или вернуться, если удалось купировать процесс.
Увеличение вероятности невротизации происходит в критические периоды психического развития детей, т.е. в 3 года, в 7 лет, в подростковом возрасте (12-13-16 лет). Также на эту вероятность влияют тяжелые соматические заболевания и состояния (грипп, мононуклеоз, переломы и т.п.). Родители должны постоянно держать руку на пульсе. При первых же признаках логоневроза обращаться к неврологу. Хорошо еще тем людям, кто уже сталкивался с проблемой заикания и невроза, заранее наработать с неврологом профилактические меры (препараты), которые будут помогать ребенку прожить кризис возраста или восстановиться после тяжелой болезни.
Как уменьшить риск появления заикания у детей
Логопед или психолог при обследовании ребенка отмечает особенности речи, в том числе ее ритм и плавность. Если есть физиологические итеррации и нарушения темпо-ритмической стороны речи, следует предупредить родителей, выдать им эти рекомендации и взять ребенка на динамическое наблюдение (повторный прием через 1 мес.)
Источник: Жихарева Ю.Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю.Б. Жихарева. — М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. — 103 с.
Некоторые способы, которые могут помочь уменьшить риск появления заикания у детей:
1. Регулярный контакт с ребенком. Уделяйте достаточно времени для игр и других активностей, которые могут помочь укрепить уверенность и самооценку.
2. Привлекайте ребенка к чтению и разговорной речи. Чтение книг с выраженным голосом и проведение разговоров на различные темы могут помочь укрепить устную речь и понимание языка.
3. Старайтесь говорить медленно и четко, чтобы ребенок мог дистанцироваться от вашей речи и процесса понимания слов.
4. Будьте терпеливы, когда ребенок говорит. Не перебивайте, не передумывайте за него. Ребенок должен иметь возможность закончить свои мысли и предложения.
5. Не спешите переходить к новой теме, давайте ребенку время выразить свои мысли до конца.
6. Старайтесь избегать стрессовых ситуаций, в которых ребенок может ощущать дискомфорт, например, общение в группе или появление общественных выступлений.
7. Убедитесь, что ребенок хорошо отдыхает и имеет здоровый образ жизни, что также способствует укреплению нервной системы.
8. Если замечаете признаки заикания, не стесняйтесь обратиться к специалисту. В случае заикания, психолог или логопед смогут помочь ребенку развивать свои языковые навыки и предотвратить появление дальнейших проблем.
|
|