Дети школьного возраста
Работа с родителями - Рекомендации родителям

саморегуляция для ребенка

Это время жизни детей делится на этапы:


1) 7 лет — третий кризис возраста.

Ребенок начинает совсем новую жизнь! С новой ответственностью, новыми нагрузками, новыми обязанностями, новыми приоритетами и авторитетами. Для этого нужны новые навыки, которые активно и иногда небеспроблемно нарабатываются.
Ответственность? Значит, более эмоциональные дети дают эмоциональные реакции: крик, плач «Не могу, не буду!» Более ранимые и послушные дети проявляют повышенную тревожность, иногда вплоть до невротических реакций или психо-соматических заболеваний (грызение ногтей, усиленное моргание, частые болезни). Более возбудимые дети переутомляются и вечером становятся неуправляемыми, постоянно двигаются, раскачиваются на стуле, ссорятся с братьями\сестрами.


Новые нагрузки требуют уже хорошо сформированных учебных навыков. Это в Советское время учили «с нуля» и очень постепенно. Сейчас уже в 1 классе проверяют технику чтения на скорость и качество. Успевают не все... И дело не в интеллектуальных способностях, а в индивидуальных темпах созревания. Вывод: родители максимально помогают детям в 1 классе: «Всё вместе!» — и относятся очень «лояльно» к неудачам, постоянно подбадривая «первоклашку», делая небольшие перерывы на отдых (хорошо вспомнить малыша, который учится ходить, а взрослые его ТОЛЬКО поддерживают!).

Приоритетом становится учебная деятельность и её успешность. Дети к сверстникам относятся соответственно их оценкам в школе. Поиграть еще хочется, но не вместо уроков! Если это не так, то учебную мотивацию надо подтягивать.
А главным авторитетом, извините, родители, становится учитель. Нельзя перечить требованиям учителя и школы! Если есть противоречия, то желательно их разрешать с учителем мирно, согласовывать свои действия: «Можно цифру 8 мы будем писать не из верхней точки, а из середины, чтобы не запутаться?»


2) 7,5-10-11 лет — младший школьный возраст (1-4 классы, начальная школа).

Это, с одной стороны, активная учебная деятельность, а с другой — активный поиск своего места в детском коллективе. Именно сейчас часто идет выбор «роли», которая будет у ребенка, потом у взрослого: отличница, умница и красавица, скромная подружка, клоун, хулиган, спортсмен и т.п.
Начальная школа — это период становления и закрепления навыков самостоятельной учебной деятельности. Ребенок не может и не должен все делать хорошо и сам! (за очень редкими исключениями). Этот навык развивается во времени от совместной работы в 1 классе до полной (желательной) самостоятельности в 7\8 классе (с ненавязчивым контролем за успеваемостью родителей). Во 2 классе некоторые задания ребенок выполняет самостоятельно, а взрослый проверяет. В 3-4 классе процент самостоятельного выполнения увеличивается за счет «легких» заданий.


3) 11-12-13 лет — средний школьный возраст «тинейджерства».

Школьная учебная деятельность постепенно отходит на второй план (если формирование было хорошее, то без проблем), на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками и собственные увлечения детей. Кто-то начинает подолгу общаться в соцсетях, кто-то занимает большую часть времени спортом, студиями или другими дополнительными занятиями. Задача взрослых: помочь в развитии, не упустив главного (учебы).


4) 12-14 (15) лет — первый период подросткового кризиса: негативистический.

Задача подростка — сепарироваться от родных, чтобы потом приобрести полную самостоятельность, определить «внешние границы дозволенного». Делает он это тоже с «некоторым» перебором, как в свое время в 3 года, отрицая почти все, что было наработано в семье, провоцируя на эмоциональный ответ, пробуя запрещенные вещи. Это сложно пережить, но при всех ссорах и «разборках» важно помнить (или потом напоминать себе и ребенку) о любви, которая ЕСТЬ. И все равно устанавливая и поддерживая «рамки дозволенного».


5) 14-16 (17,18) лет — второй период подросткового кризиса: позитивный.

Здесь подросток определяет для себя «внутренние границы», кого и насколько близко можно пустить к себе. Период влюбленностей и расставаний с одной стороны, период активного самопредъявления (школе, дома, на сцене, в соцсетях) — с другой. От родителей ребенок может принять сочувствие, неназойливые советы, но твердое неприятие асоциальных форм самопозиционирования (чрезмерные! тату, пирсинг, фото «ню» и т.д.— новая эстетика тут ни при чем, дело в количестве и качестве, на которые взрослые выделяют или не выделяют деньги...) будет давать подростку чувство уверенности в любви и внимании несмотря на возможное активное внешнее сопротивление.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.