На главную Мероприятия психолога в школе Недели психологии в школе Диагностическая работа на днях психологии
Диагностическая работа на днях психологии
Мероприятия психолога в школе - Недели психологии в школе

Диагностика «Познай себя»

На днях психологии представлена диагностическая работа, которая является одним из основных направлений деятельности психологической службы БГУ. Различные опросники, тесты, проективные методики — все это направлено на то, чтобы способствовать развитию навыков самопознания и побуждать студентов к личностному росту. Элементы диагностики используются в консультативной, развивающей (тренинги) и просветительской работе.
Психодиагностика направлена на измерение определенного качества, выявление проблемных моментов на этой основе, нахождение места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.

Психологическая диагностика организовывается либо как индивидуальная, либо как групповая, однако в рамках данного мероприятия наиболее оптимальной является именно индивидуальная. Ее цели:
• изучение запросов студентов (какие методики предпочтительнее для определенного факультета);
• предоставление студентам возможности поучаствовать в диагностических процедурах.
Данное мероприятие могут проводить педагоги-психологи, имеющие соответствующую подготовку.
Принципы организации диагностических процедур:
• простота в проведении;
• различная тематика диагностических методик;
• легкость в интерпретации;
• подробные и интересные результаты, которые бы заинтересовали студентов.
Продолжительность мероприятия — от 20 мин до 1 ч, в зависимости от поставленных целей.
Диагностическая деятельность подразделяется на следующие этапы:
1. Подготовка диагностического инструментария. На данном этапе следует обратить особое внимание на следующие моменты:
• специфика факультета — так, например, на естественных факультетах неизменный интерес вызывают тесты на определение уровня интеллекта, памяти и т. д.;
• методики не должны быть большими и занимать слишком много времени в обработке;
• разнообразная тематика (методики на определение интеллекта, достижений, личностные тесты и т. д.).
2. Проведение диагностического сеанса:
• лучше всего, если это будет одна или две большие аудитории;
• предпочтительно, чтобы каждый педагог-психолог работал с одной методикой и находился на достаточно большом расстоянии, чтобы не мешать друг другу;
• подготовка необходимых материалов (бумага, ручки, карандаши и др.).
3. Обработка и интерпретация данных (так как методики подбираются довольно простые, не должно возникать сложностей на этом этапе). Каждый педагог-психолог дает интерпретацию своей методики, после чего может предложить другую методику либо по результатам тестирования предложить поучаствовать в тренинговых занятиях или в других формах психологической работы.
Используемые методики:
Цветовой тест. Данная методика направлена на изучение наиболее устойчивых черт личности и функциональных состояний.
Хорошо известно, что воздействие цвета может оказывать на человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство особенно учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или безразличием, или отказом от него, то оно учитывается и в психодиагностике.
Цветовой тест основан на предположении о том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Испытуемым предлагалось выбрать наиболее и наименее привлекательные цвета, на основе чего давалась интерпретация.
Например:
• влечение к зеленому цвету говорит об уравновешенном характере и порядочности. Человек отзывчив и охотно помогает тем, кто в этом нуждается, однако чувствует себя одиноким;
• негативное отношение к зеленому цвету указывает на недостаток силы воли и на отсутствие способности справиться со сложными обстоятельствами. Однако тестируемым не стоит расстраиваться по пустякам. Надо быть уверенным, что рано или поздно дела наладятся и опять водворится душевный покой.
Материалы: цветные карточки с интерпретацией на обратной стороне.
Цвет в цифовом изображении «Социотип» (В. Мегель, А. Овчаров). Данная методика направлена на определение типа личности (по Юнгу).
Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление, а также специфики предпочтений экстраверсии или интро-версии. В основе выделения психосоциотипов лежит типология личности, разработанная известным психологом К. Г. Юнгом.
В данной методике испытуемым предлагалось четыре пары утверждений, из каждой пары им необходимо было выбрать одно и на основе данной комбинации давалась подробная интерпретация.
Материалы: опросник, материалы для интерпретации.
Объем механического запоминания. Данная методика направлена на определение объема механического запоминания.
Испытуемому предлагается в течение 25 с запомнить как можно больше изображенных человечков, а затем отыскать их из предложенных. Чем больше человечков опознано правильно, тем выше объем механического запоминания.
Материалы: стимульный материал, секундомер.
Психометрическая типология. Данная методика направлена на определение психологической характеристики личности.
Краткая психологическая характеристика основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур.
Испытуемым предлагалось выбрать наиболее предпочитаемую фигуру из пяти заданных (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, зигзаг), и на основе этого выбора давалась краткая психологическая характеристика личности.
Материалы: стимульный материал и подробная интерпретация.
Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Данная методика выявляет индивидуально-типологические различия.
Предлагается нарисовать человека на основании десяти геометрических фигур (треугольник, круг, прямоугольник и др.). В зависимости от количественного использования тех или иных фигур выявляются индивидуально-типологические различия.
Материалы: листочки, карандаши, материал для интерпретации.
Графическая методика «Кактус». Данная методика позволяет определить эмоциональное состояние.
Благодаря этой методике можно отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность, экстравертированность или интровертированность.
На листе предлагается нарисовать кактус, на основе изображения этого рисунка дается интерпретация всего вышеперечисленного. Данная методика, несмотря на сложности в обработке (является проективной), вызывает интерес со стороны испытуемых.
Материалы: листы формата А4, цветные карандаши.
Диагностическая деятельность является важной составляющей в работе психолога, так как после прохождения диагностических методик у многих студентов появляется заинтересованность в познании и изменении себя. Именно в этот момент будет актуально рассказать и показать основные направления работы педагога-психолога. Поэтому целесообразно после диагностики проводить презентацию психологической службы, а затем пригласить на тренинговые занятия, мини-тренинги, семинары, семинары-практикумы и на другие формы психологических занятий, где студенты могут продолжить работу над собой.

Конкурсы

В рамках дней психологии весьма эффективными являются всевозможные конкурсы. Это обусловливается самим содержательным смыслом конкурса и его организационными основами, которые достаточно хорошо подходят для предоставления дополнительных образовательных услуг. Такая форма мероприятия стимулирует саморазвитие, так как через оценку (а это основа конкурса) своих навыков, опыта студент формирует мотивацию для дальнейшего расширения кругозора, получения знаний, работы по программам психологической практики. В свою очередь, такая взаимосвязь позволяет создавать эффективное образовательное пространство, когда предоставляемые знания дополняются самостоятельной работой студента, его самообразованием.
Конкурс (от лат. concursus — букв. стечение, столкновение, встреча) — соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников. Это служит хорошим стимулом для студентов, чтобы проявить себя, проверить знания, навыки и умения в условиях конкуренции. Сама суть конкурса является привлекательным объектом, решая при этом задачи информирования, повышения активности, привлечения внимания и многие другие. Это также соискательство на награду, место, звание, т. е. в конкурсе всегда присутствует конкретный результат, которого можно достичь, что делает такую форму завершенной и самодостаточной.
Конкурс имеет и другие отличительные черты. Выделенная форма работы всегда проходит в особой атмосфере позитивного накала, глубоких личностных переживаний, эмоционального всплеска. При этом эмоциональная нагрузка на участников является безопасной, не вызывает негатива. Посредством конкурса или ряда конкурсов можно создать эту особую позитивную атмосферу на протяжении всех мероприятий дней психологии. Включение конкурса в программу мероприятий дает возможность дополнительного привлечения внимания именно к содержательной части.
Конкурс позволяет активно вовлекать участников в процесс, стимулировать их деятельность. Здесь важен принцип добровольности, когда участник сам определяет для себя потребность в мероприятии и личном вкладе. Важным моментом является также наличие конкуренции среди участников, что способствует стремлению реализовать потенциал, достичь максимального результата, выгодно представить себя, выказать высокую мобилизованность.
Важной составляющей конкурса является его воспитательная функция. Он дисциплинирует участников, организует их. Правила конкурса всегда принимаются как значимые, что позволяет адаптировать индивида к работе по правилам и нормам, четко исполнять инструкцию. В некотором роде конкурс воспитывает внутреннюю дисциплину человека как специалиста, прививает культуру труда и его организации.
Кроме того, конкурс носит диагностический характер. Он помогает определять уровень знаний, кругозор, выраженность интереса к выделенной области знаний. Он также затрагивает потреб-ностную сферу, т. е., как правило, в конкурсе принимают участие те студенты, которые ощущают потребность в реализации своих навыков и выказывании уровня знаний.
Как любой вид деятельности, конкурс основывается на принципах его организации, среди которых можно выделить следующие:
• Открытость. Все основания конкурса носят открытый характер, они являются очевидными и понятными для участников.
• Равноправие участников. Условия конкурса распространяются в одинаковой мере на всех, соревнующиеся находятся в одинаковых условиях, изменения в правилах или условиях касаются всех. Если тот или иной участник пользуется определенными льготами, это должно в обязательном порядке оговариваться в условиях до начала конкурса.
• Наличие правил. Правила подготавливаются заранее, и желательно, чтобы они были неизменными во время конкурса, не вызывали двойственного понимания их участниками. Необходимо тщательно продумывать, в каком виде и где будут размещены правила. Они должны быть доступны в любое время для изучения и уточнения. Хорошо, если есть ответственный человек, который может разъяснить правила, так как они не всегда могут быть лаконичными и однозначными.
• Результат. Должна быть четкая схема формирования результата или итога, а также ознакомления как с ним, так и с процедурой его получения, обоснования, оценки.
Понятно, что такая форма работы как конкурс активно используется в рамках дней психологии. Среди них следует отметить конкурс эссе, на самого активного участника, на лучшее определение понятия «психология». Они стали уже традиционными и одними из основных мероприятий в общей программе. Более того, они использовались и на других мероприятиях, таких как школа актива, выездные семинары, молодежные форумы.
Цель конкурса эссе — раскрытие творческого потенциала студентов, предоставление возможности высказывать свое отношение к психологии и ее практическим направлениям, обозначать психологические проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди.
Организация конкурса не отличается сложностью — необходимо предусмотреть подходящее для этого мероприятия помещение (например, учебную аудиторию с хорошей звукоизоляцией) и обеспечение письменными принадлежностями (ручки, бумага). Чтобы условия были равными, можно приготовить стандартные листы и оговорить, что эссе должно быть объемом одностороннего листа. Сама форма эссе не предусматривает других условий, таких как жанр, специальная тематика, описательные стандарты. Это свободный стиль изложения, позволяющий более широко проявить творческую составляющую конкурса. Более того, можно предложить участникам написать эссе дома, а затем сдать его в назначенное время.
Также конкурс эссе не требует специального подбора участников, проведения отборочных туров. Участие в нем может принять любой желающий. Такой конкурс удобно организовывать, если между мероприятиями возникает пауза, перерыв, который необходимо заполнить или, например, во время олимпиады можно предусмотреть данный конкурс для тех, кто быстро справился с основным заданием. В приложении представлены эссе, написанные студентами гуманитарного, исторического и юридического факультетов БГУ.
Конкурс на самого активного участника дней психологии призван стимулировать работу участников по программе. Он позволяет привлечь студентов не только к отдельным мероприятиям, но к целому их ряду. Это формирует процесс взаимодействия между организаторами (педагогами-психологами, кураторами, администрацией) и участниками как непрерывный и носящий комплексный характер. Тем более, что у участника появляется возможность разнообразить направленность работы, например, по диагностическим, просветительским, практико-направленным и другим формам.
В то же время у руководителя отдельного занятия появляется возможность более продуктивно взаимодействовать с участниками, осуществляя поддержку идеи активности. Он формирует структуру занятия и его реализацию на привлечение участников к активному участию в обсуждениях, рефлексии, анализу темы. А взаимосвязь с конкурсом делает такую составляющую занятия логичной и обоснованной, не требует дополнительного ресурса для организации и разъяснения правил поведения и деятельности.
Конкурс также создает общую атмосферу активности во время дней психологии. Формируется особая небольшая группа, которая оказывает позитивное влияние на других. Наиболее активные студенты проявляют ответственность, способствуют привлечению широкого круга участников мероприятий, заинтересовывают, решают часть организационных вопросов. Это придает дням психологии особую значимость. Дни психологии на каждом из факультетов носят оригинальный, неповторимый характер, становятся неотъемлемой частью общей учебной и воспитательной работы.
Интересным и полезным является конкурс на лучшее определение понятия «психология». Он прост в организации и позволяет получить результаты для дальнейшего анализа и обсуждения представлений студентов о психологии и ее разделах. Вначале следует подготовить плакат с условиями конкурса и приглашение для участия в конкурсе. При этом не требуется специально назначать человека, который будет отвечать за процедуру, а желающие принять участие могут в свободном стиле (вне зависимости от времени, особой организации) выполнить задание. Отличительной чертой этого конкурса является четкость и доступность. Происходит некоторый обмен мнениями, суждениями, участие студентов в подведении итогов, в выставлении рейтинговых очков каждому из определений.
Конкурсы, однако, не охватывают всю тематику подобных форм работы. В рамках дней психологии возможно проведение конкурсов плакатов на психологическую тематику, молодежных проектов на организацию социально-психологической деятельности, информационных бюллетеней и др. В последнее время стали популярными организация и проведение студентами различных ролевых игр. Это также позволяет создать конкурсную программу по их тематике. Например, на историческом факультете можно провести конкурс ролевых игр на основе исторических событий (рыцарский турнир, дебаты политиков и т. д.).
Немаловажным при организации и проведении конкурса является вопрос поощрения участников, содержание призов, их направленность, согласованность с условиями конкурса. В рамках дней психологии весьма приемлемыми являются книги по популярной психологии. Такие призы отвечают общей тематике, а также позволяют расширить возможности просвещения. Книгу может прочесть не только сам победитель, но и его товарищи, сокурсники. Она является связующим элементом между сотрудниками психологической службы и студентом, который уже ощущает причастность к психологической практике, т. е. приз выполняет функции поддержки идеи дней психологии в целом и конкурса в частности.
Такая форма деятельности как конкурс весьма обширна и имеет значительный просветительский, формирующий и развивающий потенциал, что делает ее оправданной в условиях предоставления дополнительных образовательных услуг, в частности, в программе дней психологии. Это подтверждают полученные результаты и опыт организации и проведения конкурсов на различных факультетах БГУ.

Олимпиада

Наряду с другими мероприятиями, проходящими в рамках дней психологии, значительное место занимает олимпиада. Она обладает своими специфическими особенностями. Если большинство олимпиад нацелены на то, чтобы оценить уровень знаний в той области, в которой участник специализируется (например, олимпиада по информатике для тех, кто увлекается программированием), то олимпиада по психологии в рамках дней психологии рассчитана не только на будущих психологов. Участие в ней может принять и студент-математик, историк, юрист, физик и т. д. Соответственно данное условие влияет на организацию и проведение олимпиады в программе дней психологии.
Олимпиада по психологии носит комплексный характер, так как позволяет решать одновременно несколько задач:
Просвещение. При помощи заданий можно представить информацию, например, о различных теориях и направлениях, конкретных исследованиях. Это способствует более эффективному запоминанию материала, глубокому пониманию, формированию устойчивого знания.
Оценка знаний. Почти на всех факультетах читается краткий курс по психологии, т. е. каждый студент потенциально обладает определенными знаниями в области психологии. Использование олимпиады позволяет еще раз привлечь внимание к данному курсу, «освежить» знания.
Ориентация. Даже имея некоторый багаж знаний по психологии, интересуясь какой-либо областью психологии, студент не всегда формирует устойчивые знания, так как не знает истории психологии, взаимосвязей между психологическими направлениями, не владеет методологией научного познания в области психологии. Посредством олимпиады можно сформировать целостное представление, показать взаимосвязи, т. е. сориентировать студентов в многообразии психологических знаний.
Привлечение внимания. Использование специальных заданий может направить внимание участника к новым достижениям психологии, современным направлениям психологической практики.
Заинтересованность. Специально организованные задания могут сформировать интерес к тому или иному направлению психологии, помочь выразить интерес более конкретно.
Олимпиада по психологии организуется как ряд блоков предъявляемых заданий, по которым надо дать ответы. Каждый из блоков является самостоятельным. В нем изначально указываются условия, инструкция и количество баллов, которые можно набрать, правильно выполнив все задания. Ограничений по времени для каждого из блоков нет, но в зависимости от их количества и сложности определяется время выполнения всей олимпиады. Как правило, время на выполнение заданий олимпиады составляет от сорока минут до одного часа.
Каждый блок имеет свою направленность и принципы организации. Один из них связан с определением знания специальной терминологии, принятой в психологии. Это задание прежде всего призвано показать участнику значимость разделов психологии через специальные термины, что вызывает стремление узнать больше сведений из различных областей психологии, ее теорий. Например, одно из заданий выглядит следующим образом:
В психологии, как и в любой другой науке, существует своя терминология. Насколько вы осведомлены в психологической терминологии? Проверьте это, выбрав из трех вариантов один верный (каждое правильно выполненное задание оценивается в 3 балла).
Когнитивный диссонанс — это:
A. Состояние конфликта между людьми.
Б. Ощущение противоречия между собственными убеждениями и поступками.
B. Неэффективная коммуникация.
Студенты могут знать слова «когнитивный» и «диссонанс» из других областей, но если их объединить по смыслу, то можно прийти к верному ответу. Такое сопоставление формирует устойчивое представление об этой отрасли психологических знаний. Даже при неправильном ответе студент не теряет интерес, стремится скорректировать свои знания. Это дает хороший эффект и способствует самообразованию студентов.
Другой блок содержит задания на сопоставление. Это формирует взаимосвязь теории с практикой, когда вопросы теоретического плана опираются на ответы из практической сферы приме-84
нения психологии. Как пример можно привести следующее задание:
Из предложенных вариантов выберите и отметьте один верный (каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла). Чрезмерная плотность населения усиливает у людей:
A. Чувство одиночества.
Б. Чувство анонимности.
B. Уход в себя.
Г. Эмоциональный дискомфорт.
Такие задания студент может выполнить, сопоставив предложенные ответы с информацией из других источников — телевидения, социологии, мнений других людей. Но в то же время он погружается в область знаний психологии масс. Такой эффект можно усилить, уделив внимание психологии масс, например, во время презентации различных направлений психологии.
Еще один блок представляет собой просвещение в некоторой области психологии и закрепление этого материала посредством выполнения задания. Здесь возможности обширны. Например, можно закрепить знание типов темперамента через выполнение следующего задания:
Перед вами краткое описание основных типов темперамента:
1. Холерик. Это вспыльчивый, безудержный человек. Он подвижен, инициативен, но, в отличие от уверенного в себе сангвиника, самоуверен. Поэтому его идеи, подчас интересные, не додуманы до конца. Нетерпелив, и, если увлечется, его трудно остановить.
2. Сангвиник. Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в собственных силах. Часто предлагает какие-то идеи и добивается их осуществления. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувства юмора.
3. Флегматик. Спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. Говорит в основном по делу, не любит пустословия. Ему не чужда предприимчивость, однако, предлагать новую идею он склонен только после тщательного взвешивания всех «за» и «против». Никакая неудача не способна вывести его из себя. Для него это вполне рядовые жизненные неприятности. Способен работать равномерно и долго, даже в неблагоприятных условиях. Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах и о том, как их преодолеть.
4. Меланхолик. Это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудности в принятии решений. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Меланхолик пассивен, обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну.
Определите тип темперамента каждого из приведенных ниже персонажей. Поставьте соответствующий номер. (При правильном решении можно набрать до 20 баллов).
Снежная королева Карабас-Барабас
Винни-Пух Черепаха Тортилла
Незнайка Мудрый Каа
Может быть и такое задание: сформировать знания об известных психологах и направлениях психологической науки, которые они представляют.
Распределите высказывания в три группы, относящиеся к теории: 1 — З. Фрейда, 2 — К. Роджерса, 3 — Б. Ф. Скиннера (при правильном решении можно набрать до 15 баллов):
З. Фрейд — основатель психоаналитической теории личности и психопатологии, в основе которой лежит представление об уровневой структуре психики (сознание, предсознательное и бессознательное), а также о закономерностях развития либидо (сексуальной или жизненной энергии).
К. Роджерс — один из основателей гуманистической психологии, основными постулатами которой являются следующие утверждения: человек от природы добр, ему свойственна естественная тенденция развития в направлении реализации врожденных способностей, креативности, независимости и социальной ответственности при условии позитивного к нему отношения.
Б. Ф. Скиннер — один из основоположников бихевиоризма (поведенческой психологии). По его мнению, поведение людей подчинено внешним факторам, зависит от прошлого опыта и может быть изменено в любой момент в любом направлении.
Полноценно функционирующий человек — свободный от давления социальных норм, креативный, открытый и доверяющий собственным переживаниям
Человек от природы агрессивен
Для здорового развития ребенка необходимо безусловное позитивное внимание к нему взрослых
Подобного рода задания в значительной степени способствуют просветительским задачам. В достаточно простой форме можно привлечь интерес студентов к информации и обеспечить запоминание ее посредством оперативной работы с ней по заданию.
Следующий блок заданий заключается в определении эрудированности участников. Общая эрудиция охватывает многие области знаний, в том числе психологию. Используя эту область знаний, можно создавать конкурсную программу, которая среди примерно равных по силе участников выделяет лучших. При выполнении таких заданий очень важны собранность и концентрация, что соответствует духу соревновательности, свойственному такому мероприятию, как олимпиада. В качестве примера можно привести следующее задание:
Задание на общую эрудицию. Из предложенных вариантов выберите и отметьте один верный (каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла).
Объем кратковременной памяти равен:
A. 7+2 несвязанных друг с другом элементов.
Б. 6+2 несвязанных друг с другом элементов.
B. 9+2 несвязанных друг с другом элементов.
В данном задании содержится достаточно известная формула 7+2, которая применяется при определении количественного состава оптимальной малой группы восприятия объектов. Достаточно хорошо известен эксперимент с запоминанием малознакомых предметов при наблюдении за ними недолгое время. Это помогает найти правильный ответ. Более того, подобный эксперимент можно повторить на одном из занятий, проходящих в рамках дней психологии.
Важным является блок, рассчитанный на образность мышления. Представив определенный образ, например эмоциональный, можно дать правильный ответ. К такого рода заданиям относится следующее:
Все знают, какую важную роль играет общение в отношениях между людьми. Обычно принято считать, что общение — это обмен информацией с помощью слов. На самом деле кроме речевых высказываний люди выражают свое эмоциональное отношение к собеседнику, причем часто сами не замечают этого. Делают они это с помощью жестов, мимики, позы тела, интонации голоса и т. п.
Вам предлагается по описанию таких невербальных «высказываний» отгадать, какое эмоциональное состояние они выражают, и выбрать из трех предложенных ответов один правильный. (Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла).
Голова наклонена вниз, рука прижата к щеке, спина сутулая, между бровей складка.
A. Обида.
Б. Горе.
B. Злость.
Данную эмоцию можно представить или даже попробовать воспроизвести, и это позволит выделить верный ответ. Такие задания вызывают интерес и создают положительный эмоциональный фон.
Еще один блок основывается на логическом мышлении, когда по предъявленному образцу можно выстроить логическую цепочку, приводящую к правильному ответу.
Человек — существо биосоциальное. Как биологический организм, он подчиняется основным законам природы, как социальный индивид — законам жизни в обществе. Из нижеперечисленных качеств отметьте присущие исключительно человеку. (Максимально при правильном решении можно набрать 12 баллов).
Прямохождение, передвижение на задних конечностях
Забота о потомстве
Членораздельная речь
Строительство и обустройство жилища
Способность и потребность планировать и осуществлять какую-либо деятельность Выработка условных рефлексов Наличие извилин в коре головного мозга Сознание
Умение приспосабливаться к изменениям окружающего мира Оседлый образ жизни Мышление
Активное восприятие Смех
Логика при выполнении данного задания может быть различной. Одни стремятся исключить варианты, когда выделенное свойство присуще не только человеку. При этом достаточно обнаружить хотя бы еще один вид. Так, прямохождение также свойственно некоторым приматам. Либо можно наоборот выделить только те свойства, которые выделяют человека из общей массы живых существ. Понятно, что именно членораздельная речь является отличительной чертой человека.
Также интересен блок, рассчитанный на аналитичность мышления. При таком задании студент должен проанализировать предложенный процесс и прийти к правильному ответу.
Из предложенных вариантов выберите и отметьте один верный. (Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла).
Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или переживании обеспечивает:
A. Восприятие.
Б. Внимание.
B. Рефлексию.
Г. Усидчивость.
Д. Все ответы верны.
Задание содержит достаточно знакомые термины, а также их обобщение в варианте «Все ответы верны». Проанализировав процесс сосредоточения сознания, можно найти верный ответ. Тактик анализа здесь также много — от обоснования предположения верного варианта до размышления над каждым из вариантов. Такой подход создает условия для комплексного и достаточно глубокого образовательного процесса, создает предпосылки для дальнейшего изучения материала.
Не менее интересным является блок, построенный на ассоциативном мышлении. У любого студента на предъявленный образ всегда есть целый ряд ассоциаций. Этот эффект можно усилить и представить в виде специального задания. Для этого либо приводится пример взаимосвязи и предлагается по той же схеме из ассоциативного ряда выделить верный ответ, либо варианты ответов содержат один, который основывается на очевидной ассоциации, либо ассоциативный ряд определенным образом связывается с заданием (например, «Все предложенные понятия характеризуют …, что из них более соответствует ему?»). Приведем пример ассоциации, построенной на взаимосвязи:
Из приведенных вариантов выберите правильный ответ и отметьте его. (Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла).
Понятия «индивид» и «личность» находятся в таком же отношении, как «задатки» и:
A. Умения.
Б. Знания.
B. Способности.
Г. Индивидуальность.
Д. Навыки.
Таким образом, все предложенные варианты ассоциативно связаны с понятием «задатки». Установив признаки взаимосвязи понятий «индивид» и «личность» (характеристики персонификации на разных уровнях), можно те же уровни определить как «задатки —> способности». Такие задания систематизируют знания, делают их основательными, формируя взаимосвязи понятий, явлений.
Несомненно, значительным является творческое задание. Оно может представлять собой условие дать определение понятию «психология». Причем, оценивается не достоверность и правильность определения, а смысл, который в нем передается. Неизменный интерес вызывает задание описать какой-либо неодушевленный объект с точки зрения психологии, придав ему черты живого существа. Это может быть дерево, здание, явление природы и т. д. Еще одно задание содержится в написании психологического портрета какого-нибудь литературного героя. Вообще видов таких творческих заданий очень много и включение их в олимпиаду придает ей особый колорит.
Можно также использовать задания на осведомленность, оформляя их в виде ребусов или кроссвордов, один из вариантов которого представлен в приложении. Такие формы хорошо известны студентам и вызывают интерес при выполнении. В качестве примеров можно привести следующие ребусы, в которых загаданы слова «личность» и «настроение»:
Разгадать не так сложно, и если их использовать вначале программы олимпиады, то студенты быстрее адаптируются к условиям ее проведения, снимается первичное волнение, появляется уверенность.
Возможна организация и других блоков. В этом плане олимпиада многообразна и использует различные возможности. Но немаловажными являются следующие обстоятельства:
Контингент участников. Это должны быть студенты одного уровня подготовки по психологии и прошедшие обучение по программе курса «Психология». Мы стремимся привлекать к олимпиаде студентов 1—2 курсов, у которых уровень знаний по психологии примерно равен. Тем более, что данная группа обеспечивает эффект просвещения на весь срок обучения, то есть на 3—4 года вперед. Но это не значит, что студенты 3—5 курсов не имеют права участвовать в олимпиаде — они должны составить отдельную группу или участвовать вне конкурса.
Ограничение временем. Данное условие дисциплинирует участников, устанавливает лимит не только временной, но и ресурсный (использование электронных носителей информации, специальной литературы и т. д.), создавая равные условия. Вполне логично рассчитывать все время, необходимое на олимпиаду, на привычный академический час. Тогда первые 10 мин отводятся на инструктаж участников, раздачу бланков и другую подготовительную работу; еще 10 мин на сбор данных, готовых заданий, уточнение информации об апелляции, получении результата и т. д., а для непосредственного выполнения задания остается около одного часа.
Представление заданий. Здесь можно учитывать специфику факультета. Чаще всего мы использовали бланковый вариант, на котором участники проставляли ответы. Но еще возможны различные тестовые формы, опросы, викторины или свободная форма, предлагающая участнику выбор.
Результат. Подведение итогов должно быть очевидной и понятной процедурой. Вопросы, вызывающие неоднозначные решения, необходимо подтверждать фактами, ссылками на теории, информационные источники и т. д. Участники должны знать, кто обрабатывает бланки, их компетенцию, авторитетность. Также следует продумать систему ознакомления с результатом (доска объявлений, информационное сообщение). Часто информация о результатах и сведения о победителях размещаются на сайте факультета.
Победители. Здесь важно определиться с количественным составом победителей. Традиционно отмечают трех участников, набравших больше всего очков, но если плотность результатов достаточно велика, то можно расширить список до десяти победителей. Кроме этого, особого поощрения заслуживают участники, проявившие высокую активность, выполнившие сложные или творческие задания на высоком уровне, но не вошедшие в число победителей по общему итогу.
Олимпиада — очень эффективная форма работы со студентами, многообразная и полезная в сфере дополнительного образования студентов, их просвещения. Она вызывает у участников положительные эмоции, заинтересованность, уважение и значимость. Включение олимпиады в программу дней психологии обосновано и оправдано.

Брифинг

Важной составляющей программы мероприятий, проводимых в рамках дней психологии на факультете, является брифинг. Это особая форма встречи сотрудников психологической службы со студентами. Цель брифинга — дать студентам возможность получить ответы психологов на волнующие их вопросы. В качестве специалистов, кроме сотрудников психологической службы, могут принимать участие кураторы групп, а также врачи, психотерапевты, приглашенные на брифинг. Эффективным является и обмен мнениями между студентами.
Как и любое мероприятие, брифинг должен быть хорошо спланирован и организован. Для этого студентам необходимо предоставить информацию о дате и месте проведения брифинга. Подготовка и проведение состоит из трех этапов, рассмотрим более подробно каждый из них.
Подготовительный этап является ключом успеха. За четы-ре-пять дней до начала намеченного мероприятия, сотрудник психологической службы, курирующий факультет, на котором будут проходить дни психологии, связывается с кураторами групп 1—2 курсов. Он договаривается с кураторами о том, чтобы в группах было сделано объявление о предстоящем брифинге и о том, что студенты могут заранее анонимно, в виде записок, задать любой интересующий их вопрос психологам. Кроме этого, по всем имеющимся в психологической службе электронным адресам студентов, принимающих активное участие в текущих мероприятиях психологической службы, делается рассылка о планируемом брифинге с предложением заранее задавать вопросы. Накануне дней психологии, когда готовятся информационные листы о проводимых мероприятиях, также готовится яркий красочный плакат с предложением принять участие в брифинге и с условиями его проведения. В эти же дни возле стенда, на котором дается информация о предстоящих днях психологии, ставится урна для сбора вопросов от студентов. Урна оформляется ярко и красочно, чтобы была заметна, привлекала внимание. Вопросы принимаются на протяжении всего времени работы дней психологии вплоть до заключительного дня. В силу этого психологи, проводящие свои мероприятия, также оповещают студентов, пришедших на их занятия, о возможности задать любой волнующий их вопрос заранее, анонимно и во время брифинга получить на него исчерпывающий ответ.
Почему именно таким образом готовится брифинг? Заблаго-временность и анонимность подачи вопросов повышают ощущение безопасности у задающего вопрос студента. Это дает психологам возможность опосредованно узнать о существующих у студентов проблемах в личностной сфере, проанализировать полученные вопросы для того, чтобы лаконично сформулировать свои ответы, сделать их доступными по форме и глубокими, конструктивными по своей сути.
Положительным моментом является то, что расширяется аудитория заинтересованных в ответе студентов, хотя они и не решались задать вопрос, а с учетом того, что проблемы в молодежной среде подобны, студенты могут получить ответ на не заданный лично вопрос.
К ответам на вопросы надо относиться очень серьезно, от этого зависит, захочет ли человек, задавший вопрос, прийти к психологу и продолжить работу по выяснению своей ситуации. Надо быть готовым к тому, что будут задаваться провокационные вопросы. Ответ в этой ситуации весьма важен. Здесь действует правило: никогда не принимайте вызов и не воспринимайте критику в свой адрес, даже если автор провокации рассчитывает именно на это. Эмоциональный ответ не будет разумным и конструктивным. Вместо этого следует высказать свою заинтересованность, продемонстрировать, что вы выше уколов исподтишка. Также возможно, что кто-то захочет демонстрировать свои знания в области психологии и таким образом утвердить свой интеллект. В данном случае, если вопрос неточно отражает факты, необходимо указать, что в нем верно, и тонко скорректировать ответ.
Бывает и так, что задают вопрос не для того, чтобы получить информацию, а оценить знания и опыт психолога, проверить его компетентность, узнать, как он оперирует фактами. Учитывая подобную ситуацию, специалисту следует всесторонне подготовиться к брифингу. Кроме того, если психолог достаточно уверен в себе, а смутивший его заданный вопрос выходит далеко за рамки базовых сведений, то ему лучше искренне сознаться, что психолог не может знать «всего на свете». Если же вы подтасуете ответ и это обнаружится, сомнению подвергнется все, что вы сказали до этого.
Однако, такие ситуации встречаются очень редко. Обычно задают вопросы о том, что реально волнует: межличностные отношения; взаимоотношения с родителями и педагогами; адаптация в группе; возможность личностного роста; приобретения навыка саморегуляции и др.
Желательно отвечать на все вопросы, поступившие до начала брифинга. Ведь человек, задавший вопрос, обязательно будет присутствовать на брифинге, чтобы получить ответ. Если его вопрос остался без ответа, это подрывает авторитетность всего мероприятия, вызывает недоверие к форме сбора вопросов, а также к компетенции психологов. В распространении «нелестной» информации срабатывает такой быстрый способ, как «испорченный телефон», особенно среди студентов. После того как будет дана негативная оценка мероприятию, организация дней психологии на другом факультете получит дополнительные трудности.
Одновременно нельзя забывать о том, что для проведения брифинга немаловажную роль играет помещение. Главным критерием должна быть хорошая слышимость, поэтому лучше заранее позаботиться о микрофоне. Если же аудитория слишком большая, у присутствующих может возникнуть ощущение, что пришло мало участников.
Устраивая брифинг, всегда есть опасность, что студенты не придут либо не будут задавать вопросы. Чтобы этого не произошло, надо очень внимательно отнестись к подготовительному этапу проведения брифинга. Если заранее предусмотреть все тонкости, то основной этап проходит насыщенно и интересно.
Основной этап. На вопросы отвечает тот психолог, чья область интересов затрагивается. В проведении брифинга есть этический момент: каждый из психологов, принимающий участие в работе должен внимательно слушать, как дают ответы его коллеги. Внимание важно не только для выступающего, но и для его аудитории.
Заключительный этап. Когда время подачи вопросов подошло к концу, наступает заключительный этап брифинга и всего мероприятия — дней психологии на факультете. Именно он обеспечивает проведение рефлексии, дающей возможность студентам определить роль осуществленных мероприятий в личностном росте. Начинать заключительный этап следует с обзора мероприятий, проведенных за время дней психологии на факультете. Студенты вспоминают, сколько они узнали новой информации вообще и о себе в частности. Следует обязательно поблагодарить всех собравшихся за внимание к психологии и к конкретной работе, проделанной ими совместно с психологами. Необходимо выразить свое отношение к их участию в мероприятиях и высказать надежду на дальнейшее сотрудничество. Только после этого можно переходить к обратной связи и узнать их мнение о проделанной работе.
Задавать вопросы по обратной связи надо не всем присутствующим в аудитории, а конкретным лицам. Это может быть студент, активно участвующий в мероприятиях дней психологии, которого запомнил психолог, либо победитель психологической олимпиады, либо студент, выигравший аукцион психологических знаний, либо просто студент, идущий на визуальный контакт с психологом, проводящим обратную связь. Это нужно для того, чтобы задать тон разговору, устранить стеснительность и за-крепощенность у присутствующих в аудитории студентов. Вопросы обратной связи должны иметь позитивную направленность, например: «Какие мероприятия дней психологии были наиболее полезными для вас?», «Как, по вашему мнению, вы будете использовать приобретенные навыки?» и т. д.
Брифинг — это завершающее мероприятие дней психологии, общее впечатление о них, которое участники будут передавать другим людям. Чем лучше это впечатление, тем лучше и результат проделанной работы. Позитивная направленность нужна для того, чтобы студенты ушли мотивированными к дальнейшему сотрудничеству с психологической службой и с интересом к психологии в целом. Ведь вся деятельность психологов во время дней психологии на факультете носит просветительский и профилактический характер.

Аукцион психологических услуг

Одним из мероприятий, проводимых психологической службой БГУ на днях психологии, является аукцион психологических услуг, который представляет собой универсальное средство информирования, просвещения и диагностики (мониторинг) участников. Достаточно простым способом и своей особой организацией аукцион реализует значительный блок задач. Особенное значение приобретает возможность проведения мониторинга востребованности тех или иных психологических услуг на различных категориях респондентов (естественные и гуманитарные факультеты, различные курсы и специальности, студенты актива и др.).
Цель аукциона — выявление потребности факультета в тех или иных психологических услугах, коррекция взаимодействия со студентами и преподавателями в сторону повышения эффективности психолого-педагогической работы. Данное мероприятие позволяет организовать взаимодействие с факультетом на новом уровне, так как подготавливает потенциальных клиентов, указывает пути взаимодействия, создает определенную атмосферу сотрудничества. Таким образом, аукцион выступает универсальным средством психологического просвещения.
Среди основных задач аукциона психологических услуг важнейшими являются следующие:
• Информирование студентов об организации деятельности психологической службы БГУ. Это весьма важный элемент, так как он позволяет наладить взаимодействие между студентами и специалистами психологической службы.
• Просвещение студентов об услугах, оказываемых психологической службой БГУ.
• Привлечение внимания к работе педагога-психолога, т. е. ориентирование студентов в формах и методах деятельности психолога, принципах его работы.
• Изучение спроса на психологические услуги и своеобразный мониторинг потребностей студентов данного факультета в психологической помощи и услугах, а также определение их направленности. Это позволяет сделать дальнейшую работу с факультетом более специализированной, и позволяет избежать тех видов деятельности, которые мало эффективны или не востребованы.
Аукцион организовывается как работа с информационными карточками (лотереями) по особой технологии. Это две основные составляющие — сама карточка и технология работы с ней.
Особые требования предъявляются к разработке информационной части карточки, которая в обязательном порядке должна содержать следующие элементы: информация об организаторах (психологической службе), условия проведения (например, инструкция), купоны, перечень, по которому осуществляется выбор. Информация должна быть хорошо продумана и четко сформулирована, так как ею может воспользоваться не только владелец карточки, но и те лица, которым он ее покажет. Например, это могут быть друзья владельца карточки, одногруппники, родители и т. д. Это значительно расширяет информационное пространство, на котором работает карточка.
Лотерея, кроме функции конкретно информационной, выполняет функцию визитной карточки, так как она остается у студентов и после мероприятий, поэтому особое внимание стоит уделить ее дизайну. Карточка должна быть ярко оформленной, привлекать внимание, тем самым создавая определенное настроение участника, передавая позитив возможного взаимодействия, настоящего и будущего сотрудничества. Красивое оформление вызывает желание сохранить карточку на более длительный срок, а также наделяет ее дополнительными возможностями информирования более широкого круга лиц.
В рамках дней психологии в БГУ была разработана двухсторонняя лотерея, отражающая суть аукциона. На одной стороне представлены реклама психологической службы, формы работы, адреса, инструкции, а также два купона, которые необходимо заполнить.
Реклама включает в себя указание на организаторов — «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА БГУ», девиз деятельности службы — «ПРОФЕССИОНАЛЬНО, АНОНИМНО, БЕСПЛАТНО», лозунг дней психологии — «Давайте сотрудничать!». Услуги, оказываемые педагогами-психологами для студентов БГУ, не оплачиваются, а клиенты, обратившиеся за помощью, могут рассчитывать на анонимность своего визита.
Также были выделены следующие формы работы: психологическое консультирование, психологическая диагностика, тренинги, психологические гостиные, студенческий психологический клуб. Адрес содержит информацию о месте нахождении и возможных средствах связи:
Адрес: ул. Октябрьская, 4-105.
Тел: 3-28-60-37.
Филиал — ул. Курчатова, 8-1
E-mail: psyservice@bsu.by
Купоны представляют собой две таблицы на десять граф. Основной купон является неотъемлемой, неделимой частью лотереи, а второй — отрывной талон, который участвует в розыгрыше.
Карточка снабжается инструкцией, которая оговаривает условия. Так, на карточке аукциона дней психологии была представлена следующая инструкция: «На обороте билета Вы найдете перечень услуг, которые можно получить в психологической службе БГУ. Выберите среди них десятку таких, которые по-вашему наиболее востребованы и популярны среди студентов. Их порядковые номера впишите в клетки основного талона и продублируйте те же номера в отрывном талоне. Оторвите его и опустите в ящик для билетов. Остальную часть оставьте себе, и Вы сможете принять участие в аукционе психологических услуг, который состоится… П о б е д и т е л е й ж д у т п р и з ы ! ! !».
С другой стороны информационной карточки помещен перечень услуг, оказываемых психологической службой БГУ, который выглядит следующим образом:

1. Определение типа темперамента.
2. Тренинг личностного роста.
3. Консультации по межличностным проблемам.
4. Определение свойств характера.
5. Тренинг общения.
6. Помощь в ситуациях отчаяния, суицидальных намерениях.
7. Развитие навыков публичного выступления.
8. Определение теристик.
9. Тренинг развития творческих способностей.
10. Деловые игры по разрешению конфликтов.
11. Помощь в борьбе с эмоциональными зависимостями (игра, Интернет, межличностные отношения).
12. Диагностика эмоциональных состояний (стресса, тревожности).
13. Тренинг управления эмоциями.
14. Коррекция застенчивости.
15. Навыки защиты в психически напряженных ситуациях.
16. Диагностика свойств внимания, памяти, мышления и др.
17. Тренинг самопрезентации.
18. Консультирование по личностным проблемам.
19. Анализ поведения людей.
20. Помощь в составлении резюме при устройстве на работу.
21. Диагностика интеллекта.
22. Сплачивание группы.
23. Тренинг самопознания.
24. Помощь пострадавшим в результате катастроф.
25. Психологический анализ продуктов творчества.
26. Тренинг профессионального самоопределения и роста.
27. Семейное консультирование.
28. Консультирование в ситуации кризиса.
29. Тренинг умения сказать «нет».
30. Помощь пострадавшим от насилия.
31. Развитие навыков ведения переговоров.
32. Помощь в борьбе с зависимостями: табаком, алкоголем, наркотиками.
33. Развитие навыков эффективного взаимодействия.
34. Коррекция агрессивного поведения.
35. Профилактика сессионного стресса.
36. Психологическая профилактика вредных привычек.
37. Адаптация к новым условиям проживания и учебы.
38. Работа по формированию личного имиджа.
39. Популярная психологическая информация (на стендах).
40. Навыки саморегуляции и расслабления.
41. Тренинг уверенности в себе.
42. Помощь потерявшим близких.
43. Развитие навыков скорочтения.
44. Тренинг противостояния манипуляции.
45. Навыки распределения времени.
46. Снятие психического напряжения.
47. Занятия по арттерапии.
48. Работа со стереотипами.
49. Определение типов межличностных отношений.
50. Работа с желаниями и устремлениями, поиск смысла жизни.

На каждой лотерее имеется свой индивидуальный номер, который дублируется на основном и отрывном талонах (купонах), впоследствии по этим номерам определяется победитель.
Важным элементом организации аукциона является его структура. Она определяет этапы работы, их взаимосвязанность, а также включенность аукциона в целостную программу дней психологии. Очень важно обратить внимание на соблюдение последовательности в структуре мероприятия и заранее продумать все возможные сложности, которые могут возникнуть в ходе ее проведения (где и как лучше принимать студентов, время обработки материалов и др.)
Подготовка и реализация аукциона проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный этап включает в себя разработку лотереи и рекламу самого мероприятия, которая вывешивается на стендах факультета за несколько дней до проводимого мероприятия.
2. Основной этап представляет собой приглашение студентов к заполнению лотерей.
3. Этап обработки, подсчет наиболее популярных услуг.
4. Заключительный этап — награждение победителей.
Аукцион проводился несколько раз на разных факультетах
Белгосуниверситета. Обобщенный результат показал, что наиболее востребованными и популярными являются следующие услуги:
Тренинг общения. Юношество — это возраст расширения межличностного круга общения, так называемый пик общения. Дружеские связи, установленные в юности, не всегда сохраняются в последующей жизни. Однако способность к таким связям формируется именно в этот период. Общение является одной из основных форм деятельности на данном этапе.
Тренинг уверенности в себе. Уверенность в себе — одна из составляющих эффективного общения и успехов в учебе.
Работа с желаниями и устремлениями, поиск смысла жизни. Юность — этап жизненного цикла, который завершается переходом к взрослости, когда человек принимает ряд важных решений. Они касаются выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентаций в соотношении с новым статусом возраста и новыми жизненными планами.
Таким образом, наиболее актуальными услугами являются те, которые направлены на личностное развитие и совершенствование тех или иных навыков.
Результаты, полученные на разных факультетах, показывают как общие тенденции, так и специфику каждого из них. На гуманитарном факультете в десятку самых актуальных вошли следующие услуги:
Помощь в ситуациях отчаяния, суицидальных намерениях. Как известно, пик суицидов приходится на 16—19 лет.
Тренинг профессионального самоопределения и роста. Важнейшей особенностью молодого возраста является осуществление профессионального самоопределения. Этап выбора профессии начинается не с поступления в то или иное учебное заведение, а с принятия молодым человеком решения работать по той или иной специальности. При этом выбранная профессия не всегда соответствует полученному образованию.
Студенты, обучающиеся на гуманитарном факультете, считают, что помощь в кризисных ситуациях и в профессиональном самоопределении и росте чаще всего побуждают их обращаться за профессиональной поддержкой психолога.
Следующие услуги были характерны для гуманитарного факультета и факультета прикладной математики и информатики.
Работа с нервно-психическими расстройствами (депрессия, повышенная тревожность и возбудимость и пр.). Актуальность данной услуги объясняется тем, что для студенческого возраста характерны переживания, депрессия, которая может быть двух видов:
1. Как ощущение, что детство уже закончилось, а взрослым молодой человек пока еще себя не чувствует.
2. Как результат некоторых жизненных поражений (юноша старается решить поставленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих собственных возможностей).
Консультирование по личностным проблемам. В юности нужно научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения, но на пути к этому нужно приобрести опыт, и каждый «сам должен делать свои глупости», если только готов учиться на них. Если человек не ставил перед собой традиционных вопросов юности или не нашел на них ответов, то он подвергается опасности навсегда остаться в подростковом возрасте, и его самооценка будет основываться на мнении общества или противостоянии всему миру.
Студенты гуманитарного факультета и факультета прикладной математики и информатики большое значение уделяют личностным проблемам и негативным личностным состояниям.
На технических факультетах, таких как факультеты радиофизики и электроники и прикладной математики и информатики, актуальными являются следующие услуги:
Развитие навыков публичного выступления. Выбор этой услуги можно объяснить спецификой факультетов. Учение является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе, однако для успехов в учебе недостаточно только знаний, необходимо уметь себя презентовать, в связи с этим следует развивать навыки публичного выступления.
Тренинг умения сказать «нет». Наряду с коммуникативными навыками и уверенностью в себе умение тактичного отказа является важной составляющей эффективной коммуникации.
Представители математических дисциплин подчеркивают важность развития определенных поведенческих навыков, которые могут способствовать повышению успехов в учебной деятельности и гармонизации межличностных отношений.
На факультете радиофизики и электроники лидирующими стали следующие услуги:
Тренинг управления эмоциями. Юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмоциональной сферы человека. Можно сказать, что это критический возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станут фундаментом его эмоциональности в зрелые годы.
Анализ поведения людей. Так как для студентов-математиков характерно преобладание логического мышления, они стремятся логически объяснить и проанализировать поведение других людей.
Развитие навыков ведения переговоров. Умение вести переговоры необходимо как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.
Развитие навыков скорочтения. В настоящее время в условиях огромного количества информации развитие навыков скорочтения приобрело большую популярность среди людей, привыкших рационально использовать свое время.
Развитие навыков распределения времени. От умения правильно распределить время зависит успешность в учебе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Представители радиофизического факультета подчеркивают значимость развития таких навыков, которые бы способствовали налаживанию благоприятных отношений между людьми и позволяли более успешно справляться с поставленными учебными задачами.
Распределение по значимости психологических услуг на факультете прикладной математики и информатики было следующим:
Коррекция застенчивости. Как говорилось выше, общение является одним из ведущих видов деятельности на данном возрастном этапе, а застенчивость не способствует построению эффективной коммуникации.
Диагностика интеллекта. Выбор данной услуги можно объяснить спецификой данного факультета.
Профилактика сессионного стресса. Это понятие всегда связывается со студенчеством.
Как показывают результаты аукциона, наиболее актуальными среди всех услуг являются: тренинг общения, тренинг уверенности в себе, работа с желаниями и устремлениями, поиск смысла жизни. Следует отметить и тот факт, что представители технических специальностей предпочитают коррекционно-развивающее направление всех форм работы педагога-психолога.
Таким образом, аукцион психологических услуг позволяет информировать студентов о мероприятиях, проводимых психологической службой; заинтересовывать и изучать спрос студентов на оказываемые услуги; а в дальнейшем способствует организации оптимального взаимодействия между студентом и педагогом-психологом и выступает универсальным средством психологического просвещения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоторых людей попросили с закрытыми повязкой глазами распознать слона. Однако, не видя животное целиком, они не смогли этого сделать. Один человек, нащупав ногу слона, сказал: «Это — дерево». Другой протянул руки и, прикоснувшись к бокам слона, заявил: «Это, наверное, стена». Когда слон взмахнул ушами и чуть задел одним из них лицо третьего человека, тот решил, что это ветряная мельница. Четвертый же, дотронувшись до хобота, возразил: «Нет, это, скорее всего, змея». Таким образом, никто из них так и не смог распознать слона, поскольку наталкивался на различные части его тела.
Такая ассоциация в данном контексте возникает не случайно. Множество мероприятий объединены единой целью — саморазвитие личности, выявление ее внутренних, неосознаваемых ресурсов, сильных сторон и в то же время выявление ограничений, предубеждений, стереотипов, проблем — и образуют вместе одно целое. Предлагаемое пособие — не справочник, а источник идей, которые могут быть положены в основу практической психологической работы как в вузах, так и на предприятиях, в организациях, коммерческих структурах. Те, кто пожелает воспользоваться нашим опытом, могут позаимствовать описанные в пособии методы, а также добавить свои, которые будут соответствовать общей идее дней психологии.
Проводимые на факультетах БГУ дни психологии — это серия мероприятий, находящихся в русле последних тенденций в области высшего образования. Формирование чувства идентичности, интегрированного представления о себе, своих жизненных перспективах, целях, ценностях, включение в систему сложных социальных отношений является прочной основой для мотивированного и осознанного обучения, являющегося одной из ступеней профессионального становления студентов.
Дни психологии базируются на теоретических и практических посылках. С одной стороны, в своей деятельности психологи руководствуются теоретическими представлениями о характеристиках, особенностях и основных задачах студенческого возраста с точки зрения психологии развития. С другой стороны, запросы студентов и кураторов, проблемные точки, выявляемые в ходе консультативной и тренинговой работы психологической службы, составляют основу для формирования спектра услуг и помощи. Согласованность в теоретических и практических позициях позволяет мероприятиям в рамках дней психологии быть адресными и востребованными.
Дни психологии проводятся в БГУ уже более года. Они прошли на факультете прикладной математики и информатики, факультете радиофизики и электроники, на гуманитарном, юридическом и историческом факультетах, в юридическом колледже. И каждый раз организаторы ищут оптимальные формы проведения мероприятий, стараясь учитывать специфику факультетов.
Помимо этого постоянно идет поиск новых форм и методов работы, которые бы лучше позволяли решать задачи, стоящие перед психологической службой по предоставлению этой новой образовательной услуги. На перспективу намечены такие возможные мероприятия, как экспресс-консультирование на факультете, информационное обеспечение студентов и преподавательского состава, выставка психологической литературы, общение со студентами и ответы на вопросы на студенческом форуме.
Очень интересен, на наш взгляд, метод интерактивного театра. Его основная идея в том, чтобы научить участников дней психологии видеть происходящие с ними события разнопланово, всесторонне. На импровизированной сцене студенты разыгрывают различные жизненные ситуации. Затем присутствующим задается вопрос: «Кто может предложить иной сценарий развития событий?», и тогда зритель становится режиссером и постановщиком этой жизненной сцены, но уже со своей позиции. Одна и та же жизненная ситуация проигрывается столько раз, сколько найдется режиссеров, желающих сыграть ее по-своему. Таким образом, участники дней психологии обнаруживают, что в жизни нет безвыходных ситуаций, что жизнь многогранна и не надо считать свое состояние безнадежным, но стоит изменить свои чувства и поведение, привычные способы реагирования на происходящие события.
Экспресс-консультирование представляет собой беседу психолога со студентом. Она при определенной организации может органично войти в программу дней психологии. Например, после представления консультативной деятельности в рамках презентации можно предложить студентам пообщаться с психологом-консультантом. Ведь нередко молодые люди не обращаются за помощью из-за банальных причин: отсутствие информации — куда и к кому обратиться, наличие стереотипов в представлениях о работе психолога. А после знакомства с психологами на мероприятиях дней психологии барьеры в общении частично снимаются и создают возможность для налаживания контакта и создания рабочего альянса.
Во время брифинга нередко поступает множество вопросов, часть из которых остается без ответа в связи с дефицитом времени и глубиной предъявляемых проблем. А вот общение со студентами на форуме в последующем позволяет специалистам рассмотреть все вопросы, а студентам — остаться анонимными. Таким образом, можно продолжить конструктивное общение между специалистами и студентами. У психологической службы БГУ имеется опыт создания в одной из общественных студенческих газет рубрики «Тет-а-тет», где психолог комментировал ситуации, описанные студентами в письмах в редакцию.
Полезной формой работы является информационное обеспечение и, в частности, выставка психологической литературы, находящейся в фонде Фундаментальной библиотеки университета, в распоряжении психологической службы БГУ. Студенты имеют возможность получить краткую аннотацию книг, сориентироваться в многообразии психологической литературы, узнать, какие литературные герои испытывали и переживали проблемы, свойственные для молодежи, а также взять заинтересовавшую их литературу во временное пользование.
И подобных форм еще много, что доказывает перспективность дней психологии, эффективность проводимых мероприятий. Это благодатный путь творчества, развития деятельности, профессионального совершенствования, личностного роста.
Если вас заинтересовала наша информация или у вас есть собственные идеи, соответствующие назначению дней психологии, то приглашаем к сотрудничеству.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Список предметов (Деловая игра «Катастрофа в пустыне»)
1. Охотничий нож.
2. Карманный фонарь.
3. Летная карта окрестностей.
4. Полиэтиленовый плащ.
5. Магнитный компас.
6. Переносная газовая плита с баллоном.
7. Охотничье ружье с боеприпасами.
8. Парашют красно-белого цвета.
9. Пачка соли.
10. Полтора литра воды на каждого.
11. Определитель съедобных животных и растений.
12. Солнечные очки на каждого.
13. Литр водки на всех.
14. Легкое полупальто на каждого.
15. Карманное зеркало.
Ролевая игра «Встреча цивилизаций»
(таблица регистрации)

Земляне LGM Земляне LGM
открыть огонь открыть огонь -3 -3
открыть огонь выйти наружу +5 -5
выйти наружу открыть огонь -5 +5
выйти наружу выйти наружу +3 +3

LGM Цивилизация Сириуса LGM Цивилизация Сириуса
открыть огонь открыть огонь -3 -3
открыть огонь выйти наружу +5 -5
выйти наружу открыть огонь -5 +5
выйти наружу выйти наружу +3 +3

Цивилизация Сириуса Земляне Цивилизация Сириуса Земляне
открыть огонь открыть огонь -3 -3
открыть огонь выйти наружу +5 -5
выйти наружу открыть огонь -5 +5
выйти наружу выйти наружу +3 +3
Новые образовательные услуги : дни психологии : учеб.-Н72 метод. пособие / В. К. Абрамович [и др.]; под общ. ред. Р. П. Попка. — Минск : БГУ, 2008. — 111 с. — (Психологический спектр познания)
Начало Основные положения по организации и проведению дней психологии
Практические занятия на днях психологии

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.