Практические занятия на днях психологии
Мероприятия психолога в школе - Недели психологии в школе
Индекс материала
Практические занятия на днях психологии
Семинар
Деловая игра
Все страницы

Важными мероприятиями дней психологии являются практические занятия. Их значимость обусловлена тем, что они позволяют организовать наиболее эффективное взаимодействие с участниками, вызвать высокую заинтересованность, проработать наиболее востребованные темы. Этому отвечает и принцип направленной работы со студентами, отвечающей их естественному запросу. Тем более, что возможности практических занятий по формированию конкретного навыка, просвещению по конкретному вопросу, ориентации по конкретной проблеме (с выработкой путей ее решения — рекомендации, анализ и т. д.) очень велики.

Однако помимо представленных, можно сказать классических форм групповой работы, наиболее востребованными являются сочетания, синтез их в различных вариациях. Это позволяет дополнять и расширять возможности практических занятий, задействовать широкий спектр методов, разнообразить работу с группой.
Практические занятия в условиях дней психологии, проводимых на факультетах университета, представляют собой особую форму работы. Во-первых, они являются отдельными, не включенными в общий курс занятиями. Во-вторых, у ведущего обычно в распоряжении всего 90 мин, группа из неизвестного заранее количества человек, которые не имеют никакой информации для самостоятельной подготовки к занятию, а также порой не мотивированы на работу. Эти особенности учитываются организаторами при разработке и проведении всех форм практических занятий.
Широко известна такая практическая работа с группой, как тренинг. Видов тренинга, как и областей его применения, очень много — управление, менеджмент, работа с персоналом, групповая терапия, развивающая деятельность, реабилитация и др. На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширенному толкованию метода и обозначению этим термином самых различных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике. Некоторые авторы называют тренингом любую форму работы психолога с группой. Эту позицию едва ли можно принять, поскольку в этом случае не всегда понятно, что именно тренируется, какие навыки являются целью групповой работы и какое состояние будет считаться хорошим результатом. Успех во многом зависит от того, насколько четко тренер представляет для кого, с какой целью и по какой программе необходимо проводить тренинг.
Цели и задачи всегда формируются для конкретной программы тренинга и определяются общей системой работы в группе. Представляется также важным понимание участниками тренинга целей и задач, которые могут быть решены в ходе занятия. При этом всегда надо помнить начальную цель любого тренинга — передачу знаний, познание через переживание. Весьма важным является пропаганда тренинга как самой формы работы, ознакомление с эффективными методами, применяемыми в ходе мероприятий, достижение результата работы по программе. Просто информированием этого не всегда удается добиться, так как сложно передать атмосферу, эмоции, позитивную обстановку взаимодействия на тренинге, активность участников. У информирования нет возможности погрузить потенциального участника тренинга в рабочее пространство занятия, поскольку включение в группу и выход из нее подчинены определенным правилам. Можно использовать мини-тренинг, который является некой сублимацией тренинга, пропагандой его как формы групповой работы. Более того, он экономичен по временным затратам и может быть организован как полуторачасовое занятие, что как раз отвечает требованиям организации практической работы в рамках дней психологии. В связи с этим тренер, независимо от того, предпочитает ли он жесткий структурированный или гибкий ситуативный подход к моделированию тренинга, четко должен осознавать временные ограничения проведения мини-тренинга, а также ограничения в материальных ресурсах.
Основная цель мини-тренинга — показать разнообразие форм взаимодействия в тренинговой группе, а также методов работы по программе, передать атмосферу мероприятия, его эмоциональную составляющую. Отсюда и основные компоненты организации мини-тренинга (рис. 3):
• Элементы тренинга (1). Специальный подбор различных методов, характерных для тренинга: упражнения, демонстрация, релаксационные комплексы, диагностика, рефлексия, визуализация, квадранты, контент и др.
• Техники тренинга (2). В презентации тренинга очень важно показать особенности процесса обучения, организацию и реализацию различных техник.
• Навык (3). Естественно, что в тренинге очень важен конечный итог, причем, осознаваемый участниками. Повторно разъясняется программа мини-тренинга.

 

дни психологии1

Рис. 3. Условная схема мини-тренинга
Также важно использование тренингового занятия. Данная форма заключается в представлении части тренинговой программы. Это способствует формированию устойчивой мотивации у студентов, чтобы работать по целостной программе тренинга, понимая эффективность такого подхода, осознавая ответственность, делая работу в группе более значимой.
Участникам сразу разъясняется взаимосвязь с предыдущей частью тренинга (если представляемое занятие не является первым в программе) и последующей (если это не заключительное занятие в программе). Наиболее целесообразным является выбор средней части программы, так как это позволяет наиболее полно погрузить участника в атмосферу, коммуникативное пространство, во взаимодействие и взаимосвязи не только данного конкретного занятия, но и программы в целом, цикла занятий.
Основная цель тренингового занятия — показать принципы работы тренинговой группы. Структуру занятия условно можно представить следующим образом (рис. 4):

дни психологии2

Рис. 4. Условная схема тренингового занятия.

• Тренинговая программа (1). Происходит информирование участника тренингового занятия обо всей программе тренинга, взаимосвязи текущей работы с другими возможностями, которые предполагает весь тренинг.
• Тренинговый блок (2). Это программа данного, отдельного занятия, которая является за конченной и самодостаточной. Однако можно периодически в течение занятия указывать на взаимосвязь с другими элемен тами всего тренинга.
• Навык (3). Здесь имеется в виду конкретный навык, формируемый на данном занятии

«Осязаемый» результат как нельзя лучше убеждает участника в приемлемости такой формы работы над собой как тренинг, а также приобретенных в процессе его личностных и социальных качеств.
Эффективной формой работы с группой является семинар. Его отличие от других практических занятий в создании и активном использовании информационного пространства. В информационное поле включается большое число участников, создаются условия для их активности и эффективного взаимодействия.
Семинарские занятия традиционно являются одной из форм организации учебно-воспитательного процесса в вузе, они ведут свою историю от древнеримских и древнегреческих школ. Таким образом, семинар в рамках дней психологии может быть связующим звеном между классическим учебным процессом и дополнительными образовательными услугами.
На семинаре участникам удается более тщательно проработать тему, получить от специалистов подробную информацию, обсудить волнующие вопросы. Кроме этого, он создает предпосылки для дальнейшей работы, мотивирует участников на использование информации и применение ее на других занятиях и на практике.
Организация семинара не представляет особых трудностей, так как не требует специального оборудования, особых характеристик помещения. Для его проведения подходит учебная аудитория, снабженная минимальными средствами работы с информацией: доской, мульти-медиа, флип-чатами, рабочими местами и др. Семинар как форма практической работы вполне приемлем для дней психологии.
Семинар всегда насыщен информацией, которая может представляться визуально, вербально, интерактивно. Участники активно включаются в процесс, выражают готовность к активной работе, используют различные коммуникативные техники: доклад, обсуждение, дискуссию, брифинг, дебаты и др.
Существенной составляющей семинара, итогом его работы является вывод, подведение итогов занятия. Он может быть в виде заключения по тому или иному вопросу, выработанных рекомендаций, резюме.
Цель семинара — проработка информации по заданной теме, создание и организация работы в информационном пространстве темы. Отсюда условная схема занятия (рис. 5):
• Информационное пространство (1). Может быть создано при помощи двух составляющих — информационного содержания и принципов работы с информацией. Первая формируется докладом, демонстрацией (например, отрывок из фильма), презентацией и т. д.
Вторая — организацией дискуссии, проблемного поля, обменом мнениями, впечатлениями и другими способами.
• Коммуникативные техники (2). Обеспечивают включение аудитории в работу с информацией, перевод ее в некий конечный продукт. Для примера можно привести одну из самых распространенных техник — «мозговой штурм».
• Вывод (3). Формулируется по отдельным частям обсуждаемой информации, а также по занятию вообще (резолюция, заключение и другие формы).
Разновидностью семинара является семинар-тренинг. Само название говорит о том, что это практическое занятие включает в себя элементы семинара и тренинга. Такое сочетание дает возможность более глубокой проработки информации, сопоставления теоретических представлений с практикой, с реальными ситуациями. Информация во время данного занятия подкрепляется и эмоционально переживается благодаря психологическим упражнениям, диагностическим методам, релаксационным комплексам и т. д.
Схема данного занятия заключается в следующем (рис. 6):
• Информационное пространство (1). Данный этап схож с классическим началом.
• Тренинговые техники (2). На данном этапе в занятие включаются элементы тренинга во взаимосвязи с тем или иным компонентом информационного пространства и проблемного поля.
• Вывод (3). Специфика данного этапа заключается в том, что он сочетает в себе, во-первых, резюме по информационной составляющей занятия, во-вторых, указание на практический навык, формируемый у участников в ходе занятия.

дни психологии5

Рис. 5. Условная схема Рис. 6. Условная схема
семинара семинара-тренинга
Еще одна форма — практикум. Такая организация практического занятия позволяет сформировать конкретный навык и освоить предложенные технологии. Это, как правило, очень технологичное занятие, на котором особое внимание уделяется организации
процесса обучения, а также самих участников. С другой стороны, практикум проходит по четким законам и правилам, т. е. не требует лишних затрат на подготовку аудитории и участников, экономит время на выработке и принятии норм взаимодействия, поведения во время занятия. При этом конечный результат всегда очевиден, понятен для участников, отличается завершенностью в своем представлении и способах его использования в дальнейшей практике.
Важной в проведении занятия представляется роль ведущего. От него требуется умение контролировать коммуникативные связи, налаживать контакт между участниками, удерживать аудиторию в проблемном поле, проводить эффективную рефлексию. Причем имеется существенное различие в функциях ведущего практикума и ведущего других видов практических занятий. Оно заключается в том, что вышеуказанные требования являются включенными в основной процесс работы с информацией, что не позволяет ведущему организовывать их как отдельные элементы занятия. Такая включенность составляет дополнительную сложность в подготовке как занятия, так и самого ведущего. Хорошо, если специалист, ведущий практикум, уже имеет подобный опыт, владеет основами риторики, коммуникативной организации. Вести практикум может также педагог-психолог, обладающий практическим опытом работы по заявленной тематике.
Схема практикума может быть представлена следующим образом (рис. 7):

дни психологии7

Рис. 7. Условная схема практикума
• Начальные условия (1). Это набор данных, теоретические знания, исходная информация, которыми владеют участники практикума. Это та база, теоретическая основа, исходя из которой строится практическая работа. В данном виде занятия начальные условия не прорабатываются отдельно, поскольку структура занятия строится исходя из того, что все участники уже имеют представление о предмете практикума. Знания могут быть получены в ходе предыдущих занятий, посещения иных мероприятий психологической службы, а также могут отражать бытовые знания психологии, житейский опыт, и ведущему важно это учитывать в ходе проведения занятия.
• Практика (2). Практический блок представляется в идее на бора конкретных техник, упражнений, целью которых является создание условий для формирования и закрепления какого-либо навыка. В ходе практикума могут быть использованы следующие методы и приемы работы:
— специальные упражнения и задания, направленные на моделирование конкретной ситуации, в которой применяется данный навык;
— деловые и ролевые игры;
— групповые обсуждения, направленные на уточнение практического материала;
— анализ конкретных ситуаций.
• Результат (3). Как правило, это хорошо осознаваемый участниками вывод, резюме по заявленной тематике практикума. Он может быть также представлен неким продуктом деятельности, например, плакатом, информационным бюллетенем, памяткой и т. д. Особую значимость имеет итоговая рефлексия занятия, направленная на выработку каждым участником своей индивидуальной стратегии применения полученного навыка, осознание индивидуальных особенностей в рассматриваемом на занятии виде деятельности.
Семинар-практикум — это особая форма групповых занятий по какой-либо теме при активном участии слушателей с целью овладения практическими навыками, необходимыми в повседневной жизни для успешного решения возникающих проблем.
Поскольку программа семинара-практикума органично объединяет теоретические основы и реальные ситуации, планирование занятия целесообразно проводить по следующей схеме (рис. 8):
• Информационное пространство (1).
Это набор данных, теоретические знания, исходная информация, которыми овладевают участники в ходе семинара-практикума. Исходя именно из этой теоретической основы строится практическая работа. В данном виде занятия исходная информация прорабатывается отдельно, поскольку у всех участников может быть сформировано определенное представление о предмете практической части.

дни психологии8

Рис 8. Условная схема семинара-практикума
• Практический блок (2). Представляется в идее набора конкретных техник, упражнений, целью которых является создание условий для формирования и закрепления какого-либо навыка.
В ходе практикума могут быть использованы следующие методы
и приемы работы:
— специальные упражнения и задания, направленные на моделирование конкретной ситуации применительно к рассматриваемым в теоретическом блоке знаниям;
— деловые и ролевые игры на отработку полученных знаний о моделях и тактиках поведения в определенных ситуациях;
— анализ конкретных ситуаций (представленных в виде практических задач, специальных видеосюжетов).
• Вывод (3). Это резюме по заявленной тематике семинара-
практикума. Он может быть также представлен неким продуктом деятельности, обобщающим полученную теоретическую и практическую информацию (например, плакат, информационный бюллетень, памятка и т. д.). Здесь также особую значимость имеет итоговая рефлексия занятия, направленная на выработку каж
дым участником своей индивидуальной стратегии применения полученных знаний, умений, навыков.
Группа всегда хорошо воспринимает игровые методы работы. Формы взаимодействия, отношений в игре принимаются участниками безусловно, что экономит организационный ресурс, не требует начальной подготовки группы, мотивации на работу. Можно выделить две формы организации практического занятия: деловая и ролевая игры.
В деловой игре участники свободны в выборе стратегии поведения и подчинены достижению строго поставленной цели по условию задания. Два выделенных компонента — условия и конечный результат, определяют схему занятия (рис. 9):
1. Начальные условия (1). Позволяют участнику определиться с тактикой и стратегией поведения.
2. Деловое пространство (2). Дает участнику возможность проявить себя, проверить правильность, эффективность выбранной тактики и стратегии поведения.
3. Конечная цель (3). Условно определяет окончание игры, результат.

дни психологии9


Рис. 9. Условная схема деловой игры
Рис. 10. Условная схема ролевой игры
Ролевая игра — это вид драматического действия, которое выполняют участники в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Развитие событий зависит именно от действий игроков. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведет себя так, как хочет, играя роль своего персонажа.
Соответственно практическое занятие в виде ролевой игры может быть организовано по следующей схеме (рис. 10):
1. Роли (1). Это описательный конструкт, который предписывает участникам схему действий, форму поведения. Значительной составляющей является передача эмоциональных состояний.
2. Игровая ситуация (2). Создание информационного поля в условиях совместной игры.
3. Результат (3) или процесс переноса игровых элементов в реальную жизнь.
Далее будут более подробно описаны выделенные формы практических занятий, их структура, содержание и основные принципы организации и реализации. Для того, чтобы на примере показать принципиальные различия представленных форм, дадим характеристику практических занятий, прошедших на днях психологии.

Мини-тренинг

Мини-тренинг предполагает более высокую ответственность за его проведение, чем тренинг вообще, и высокую квалификацию тренера, ведь второго занятия не будет, как и не будет возможности исправить допущенную ошибку или испорченное впечатление о проделанной работе.
Тренер должен осознавать, что он ограничен во времени, а также в материальных ресурсах. Проведение занятий напрямую зависит от свободных площадей, которыми располагает в данный момент факультет. Может оказаться, что выделенное помещение не соответствует требованиям проведения тренинга, является учебной аудиторией, где нет возможности расположить участников по кругу. Тренер должен уметь организовать работу в любых условиях.
На этапе комплектования группы используются информационные листы с тематикой и рекламой проводимых мини-тренингов. Также по результатам первичной экспресс-диагностики личностной сферы студентам, не определившимся на какое занятие они намерены пойти, психолог рекомендует посещение мини-тренинга по определенной теме.
Как принято, тренинги проходят по одному и тому же плану. Вначале — знакомство, затем принимаются правила, по которым будет работать группа. Можно сделать наоборот — сначала правила, потом знакомство. Это не существенно. Мини-тренинг имеет тот же план, но со своими особенностями. Рассмотрим их:
• Этап знакомства. Правило именной карточки соблюдается, но само знакомство лучше совместить с разминкой. Это значит, что следует взять такое разминочное упражнение, чтобы оно позволило участникам представить себя и свои особенности. Кроме того, упражнение должно предусматривать и смену посадочных мест участников. Это надо для того, чтобы исключить вероятность появления мини-групп, что снижает эффективность работы. Учитывается, что члены рабочей группы — студенты одного факультета, и вероятность их знакомства между собой достаточно велика.
• На этапе принятия правил работы в группе, лучше использовать директивный метод. Это значит, что тренер просто зачитывает правила, не предлагая участникам их обсуждение. Принятие правил — момент довольно сложный как для группы, так и для тренера. Участникам кажется, что на них «давят», вынуждая соглашаться с тем, что они еще плохо себе представляют. Тем не менее тренер должен быть последовательным, давая понять участникам группы, что тренер — не носитель правил, что они существуют сами по себе, и, приняв их, каждый участник несет ответственность за свое поведение. Эти особенности ведения мини-тренинга позволяют сэкономить время, не снижая эффективности программы.
• В основной части мини-тренинга проводятся упражнения, развивающие те качества, которым посвящено занятие. Особенность заключается в том, что необходимо подобрать упражнения так, чтобы показать разнообразие форм взаимодействия в группе и методов работы по программе, создать благоприятную атмосферу.
• Необходимо с максимальной эффективностью использовать элементы тренинга, а именно: упражнения в диадах (тройках), демонстрации, релаксационные комплексы, диагностику, визуализацию, рефлексию и др. На этом этапе четко отслеживаются временные рамки. Следовательно, упражнения должны подбираться так, чтобы при своей простоте они эффективно работали на конечную цель, передавая процесс обучения.
• Не следует превращать мини-тренинг в калейдоскоп сменяющих друг друга упражнений. Тренер должен постоянно отслеживать настроение группы и стимулировать ее к обсуждению того, что происходит во время выполнения заданий. Упражнения подбираются яркие, эффективные, несущие большую смысловую нагрузку по нужной тематике и в то же время простые в применении и краткие по времени проведения. Можно подбирать упражнения, совмещающие в себе несколько методов, например, взять для диагностики проективный тест и провести его, используя визуализацию и релаксацию.
• Необходимо создать единое представление о занятии, следовательно, все упражнения должны иметь определенную последовательность и взаимосвязь. Кроме того, эти упражнения должны способствовать развитию процесса групповой динамики.
Групповая динамика — это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой (С. Кратохвил, чешский психолог, 1978). Наиболее важный и требующий внимания процесс в тренинговой группе — сплоченность группы, под которой, как правило, понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Как на практике работать с групповой динамикой? Как только тренер появляется в группе (обычно это происходит еще до начала тренинга), он должен произвести на группу хорошее впечатление. Важно вести себя естественно, не суетиться, не хмуриться, больше улыбаться, быть приятным. Можно положительно повлиять на состояние группы, доверительно задав вопрос по поводу ожиданий и опасений насчет тренинга. Или, например, спросить у участников, был ли у них опыт участия в тренинге и чего они ждут от этого тренинга. Зачем это нужно? Очень часто бывает, что ожидания абсолютно неадекватны целям и задачам данного мини-тренинга. Тогда вы можете сразу прокомментировать ситуацию, пояснив цели и задачи занятия. Если вы увидите, что участники ничего не отвечают, слишком зажаты, нужно просто сказать о целях мини-тренинга.
Существует много описаний этапов работы тренинговой группы. Строго разделить групповой процесс на определенные этапы невозможно, в группе параллельно протекает несколько процессов. По мнению Кратохвила, группа не всегда проходит все фазы развития. Можно исключить ненужные стадии, в частности, стадию агрессии.
• Важная особенность основного этапа мини-тренинга состоит в том, что процесс групповой динамики прослеживается очень четко, благодаря интенсивности работы. Кроме того, группа в своем развитии проходит стадию ориентации и стадию сплоченности. Тренер должен уметь удержать группу от конфронтации, пропустив стадию развития групповой динамики — стадию конфликта. Это очень важно, иначе процессы, начавшиеся в группе, не будут завершены, просто для их полного протекания нужно значительно больше времени, чем отпускается на проведение мини-тренинга. Для того, чтобы успешно выйти на завершающий этап мини-тренинга, тренер должен сохранить позитивную эмоциональную составляющую группы. Стадия ориентации характеризуется высоким уровнем напряжения. Первоначально взаимодействие между членами группы носит дистантный, поверхностный характер. Каждый член группы предстает перед другими в одной из своих «масок», поведение определяется их «публичным Я». В процессе работы происходит «ломка фасадов», здесь тренер должен быть очень внимателен и удержать группу от возможных конфликтов. Если кто-либо из участников очень взволнован, тренер может предложить ему рассказать о своих чувствах, выразить чувства вербально. Сплоченность группы — стабилизирующий фактор. Мастерство тренера заключается в том, чтобы за полтора часа работы вывести группу на определенную сплоченность. Это ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, к снижению психического напряжения, установлению доверительных отношений между участниками.
• Заканчивается мини-тренинг, как и любой другой тренинг, подведением итогов, что позволяет закрепить результат работы, еще раз напомнить участникам об их достижениях, обменяться впечатлениями. Это очень важная процедура, именно по итогам участники и будут судить о прошедшем занятии. То, что они скажут подведя итоги, — и будет их представление о мини-тренинге.
Одна из поставленных целей мини-тренинга — пропаганда самой формы работы. У мини-тренинга нет первого и последнего дней занятий, это дни эмоционального пика для обычного тренинга. Первое впечатление оказывается последним, и очень важно, чтобы эмоциональный пик был позитивным. В этом и особенность заключительного этапа проведения мини-тренинга для студенческой аудитории.
Студенческой аудитории свойственен конформизм. Если первый говорящий скажет, что, например, «тренинг так себе и много чегоо можно было сделать лучше», то это не обязательно означая недовольство, а вполне возможно, что он просто решил: вот удобный момент показать, какой я умный и т. п. Но после такого выступления вся группа может высказаться в том же ключе, и прекрасно проведенный мини-тренинг превращается в объект критики и, разумеется, ни о какой пропаганде тренинговой работы не может быть и речи. Поэтому тренеру имеет смысл задать вопрос так, чтобы оценки были хорошие. Например, спросить: «Что вам больше всего понравилось сегодня?» или «Заметили ли вы, что все в группе стали более открытыми, стали ближе друг другу?». Если в группе есть человек, который решил заработать себе авторитет в споре с тренером и для него наступил удобный момент выделиться, то лучше дать слово кому-то из членов группы очень довольных работой, и сделать так, чтобы по кругу до «спорщика» высказалась большая часть участников мини-тренинга. Тогда он будет вынужден присоединиться к мнению большинства членов группы. А если он все-таки скажет что-то несоответственное, то на фоне всех остальных высказываний это не произведет впечатления. Как определить того, кто очень доволен? Обычно такого участника очень хорошо видно: он часто улыбается тренеру, кивает, всячески демонстрирует свое расположение.
Таким образом, мини-тренинг как форма работы интересен сам по себе, но при этом успешно пропагандирует тренинговую работу в целом. Привлекая студентов к участию в тренингах, мы расширяем представление о типичных трудностях студентов, получаем информацию об особенностях их отношения к себе, миру, своим проблемам. При помощи тренинговой работы формируем у них некоторые жизненно важные навыки, а также можем оказать реальную психологическую поддержку.

Приведем пример сценарного плана мини-тренинга «Пути самопознания».
Вступительная часть:
• приветствие, представление тренера (2 мин);
• перечень правил работы группы, цели и задачи тренинга (2 мин);
• инструкция по оформлению именной карточки (бейджа) (1 мин);
• оформление именной карточки (3 мин);
• знакомство-разминка (10 мин). Инструкция: «Вы сейчас представите себя. Сделайте это таким образом: называя свое тре-нинговое имя, скажите свою отличительную черту. Затем поменяйтесь местами с человеком, который, как вам кажется, похож на вас либо абсолютно не похож на вас, прокомментируйте это, например: "Я меняюсь местами с Петей потому, что…"».
Это упражнение не только знакомит членов группы, но и подготавливает участников к теме тренинга, несет нагрузку внутреннего анализа, а также сравнительного анализа себя с другими.
Основная часть:
• теоретическая часть (2 мин): наблюдение за собой в различных жизненных ситуациях, осмысление собственного поведения; наблюдение за окружающими, сравнение себя с ними; получение информации о себе от других людей; «приложение» к себе знаний об устройстве человеческой психики, получаемых из книг, телепередач и других источников информации;
• упражнение «Первое впечатление» (10 мин). Цель — получение информации о себе от других людей, анализ полученной информации. Используется метод активного группового общения с использованием письменного анонимного высказывания личного мнения;
• упражнение «Кто Я?» (15 мин). Цель — актуализация представлений о себе, выделение среди них того, что участники хотят знать о себе и что прячут от себя. Используются методы самоанализа и диагностики;
• упражнение «Мой образ» (5 мин). Цель — расширение представления о себе. Используется метод визуализации и метод осознания своего потенциала;
• упражнение «Образ "Я"» (5 мин). Цель — более глубокое осознание личного существования. Используется метод сочетания вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции;
• упражнение «Мое физическое "Я"» (5 мин). Цель — сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начала. Используется телесно-ориентированный метод;
• упражнение «Автопортрет» (15 мин). Цель — посредством наблюдения за партнером и сравнительного анализа его с собой на основе сходства и различия, создать свой словесный автопортрет. Используется метод работы в парах;
• упражнение-тест «Познай себя» (10 мин). Цель — получение знаний о себе при помощи вспомогательных средств. Используется проективный метод диагностики, метод визуализации, метод релаксации.
Заключительная часть:
• упражнение «Нарисуй свое самосостояние» (10 мин). Цель — осознать свое самосостояние здесь и сейчас, вынести на внешний уровень осознание самосостояния посредством рисунка. Используется артметод;
• обратная связь (10 мин);
• прощание (2 мин).
Тренинговое занятие
Данная форма практического занятия заключается в представлении части тренинговой программы. Это специальное мотивирующее занятие, на котором тренер рассказывает о программе тренинга и старается пробудить к нему интерес. Такой подход способствует формированию у студентов устойчивой мотивации работать по целостной программе тренинга. Рассказ участникам тренингового занятия о программе всего тренинга позитивно влияет на атмосферу в группе. Для многих участников тренинговое занятие является фрустрирующим фактором, и рассказ о том, чему посвящен тренинг, помимо решения основных задач, может их некоторым образом успокоить. Если программа тренинга реалистична, она становится еще одним мотивирующим фактором для членов группы.
Посещение человеком тренингового занятия, к сожалению, еще не гарантия того, что он готов принять участие в самом тренинге. Чтобы это произошло, участник тренингового занятия должен быть убежден в том, что ему выгодно приобретение знаний и навыков, которые предлагает программа тренинга. Задача тренера — продемонстрировать необходимость приобретения этих знаний и навыков. Тренер ответственен за то, чтобы участие в тренинговом занятии показало возможности программы тренинга в целом и вызвало потребность в обучении. Это должно быть выполнено так, чтобы каждый участник тренингового занятия получил от него какую-либо пользу. Очень важно соблюсти два момента:
во-первых, чтобы не было скучно, во-вторых, чтобы группа узнала нечто новое и полезное, чтобы возникло желание обязательно пройти всю программу тренинга.
Надо отметить, что успех тренингового занятия зависит во многом от уровня понимания участников, тренер должен принимать в расчет возможную разницу в знаниях и опыте, которыми уже обладают участники.
Учитывая специфику организационных моментов дней психологии на факультете, велика вероятность того, что будут присутствовать студенты, которые никогда не интересовались тренинго-вой работой и психологией в целом. С ними работать тяжело, но и «жертвовать» ими не целесообразно. Те студенты, которые интересуются психологией и имеют определенный опыт (позитивный) участия в тренингах самостоятельно возьмут ту информацию, которую дает тренер, а новичкам следует оказать помощь. Важной особенностью тренингового занятия является то, что его должен проводить тренер, имеющий свою разработанную программу тренинга. Он должен четко представлять и знать не только цели и задачи всего тренинга в целом, но хорошо ориентироваться во всем материале, предлагаемом студентам.
Для достижения положительного эффекта занятия важно уметь распределить время в соответствии с задачами и не переоценивать того, что можно сделать за данный период. Тренер должен избегать явного контроля времени по наручным часам, так как это, вероятнее всего, смоделирует соответствующее поведение членов группы. Следовательно, надо иметь очень четкий план тренингового занятия, он должен быть жестко регламентирован.
Перед началом занятия стоит проверить комплект принадлежностей, который понадобится для работы, чтобы потом не отвлекаться и не тратить время на поиски нужного предмета или его замены. При подготовке к занятию лучше всего составить список нужных материалов и затем просто отследить, чтобы ничего не было забыто. Как правило, такой список включает в себя бейджи, чистую бумагу, набор маркеров различных цветов, шариковые ручки, карандаши с ластиками, скрепки, скотч, ножницы.
В качестве примера приведем тренинговое занятие «Поиск и устройство на работу» тренинга «Общение с работодателем и людьми разного статуса», которое проходило на днях психологии на факультете прикладной математики и информатики (ноябрь 2006 года) и на факультете радиофизики и электроники (апрель 2007 года).
Знакомство участников — представление себя со сменой посадочных мест и ответом на вопрос «Зачем Я здесь?». В целом вводная часть заняла примерно 15 мин. Правило именной карточки сохранилось.
Происходит информирование участников тренингового занятия обо всей программе тренинга, объясняется взаимосвязь текущей работы с другими возможностями, которые предполагает весь тренинг. Объясняются причины проведения данного занятия и преимущества, которые они получат от посещения тренинга в целом. Тренер должен пробудить интерес (люди учатся охотнее, когда они заинтересованы), дать участникам почувствовать, что на их долю выпала счастливая возможность посетить этот тренинг и что они должны не упустить шанс воспользоваться ею.
Если есть участники, которые были направлены на занятие в принудительном порядке, их может раздражать то, что они находятся здесь не по своей воле. Поэтому во время знакомства тренер дает возможность членам группы высказать свои опасения, отвечая на вопрос: «Почему Я здесь?», и показывает, что понимает их. В большинстве случаев этого будет достаточно, чтобы завоевать симпатию группы.
Основная часть включает в себя тренинговый блок. Это программа данного, отдельного занятия, которая является законченной и самостоятельной. Однако можно периодически в течение занятия указывать на взаимосвязь с другими элементами тренинга. Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала, но в отличие от мини-тренинга в тренинговом занятии нет необходимости демонстрировать эти способы и методы. Надо выбрать метод (или несколько методов), при помощи которого возможно максимально полно раскрыть нужную тему и донести ее до участников группы. Выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи занятия и программы в целом, а также в течение какого периода времени эффект тренингового занятия будет сохраняться после его завершения.
Для примера вернемся к нашему тренинговому занятию. Цели занятия «Поиск и устройство на работу»:
• где и как искать работу;
• как правильно написать резюме;
• как пройти собеседование.
В соответствии с этим тренинговый блок включал в себя следующие методы (они занимают основную часть времени — до часа).
Упражнение-контент «Поиск работы». Инструкция: «По кругу выскажите свое мнение, где и как искать работу. Если был опыт поиска работы, поделитесь им». Контент: дать информацию о современных методах поиска работы.
Упражнение-контент «Резюме». Инструкция: «Возьмите бумагу и ручки, письменно обозначьте пункты, которые считаете необходимым отразить в своем резюме». Контент: в виде вспомогательных материалов раздать перечень пунктов, которые необходимо отразить в резюме «Заповеди составления резюме». Обсудить возникшие вопросы.
Упражнение-практикум «Собеседование». Инструкция: «Разбейтесь по три человека, решите, кто из вас будет работодателем, кто соискателем работы и кто наблюдателем. Я раздам работодателям вопросы, которые встречаются в каждом интервью. Работодатель будет задавать их соискателю работы, наблюдатель оценивать, как прошло собеседование и справился ли соискатель с поставленной задачей. К сожалению, играть будем без смены позиций. Если вы подробнее захотите узнать, как вести себя во время интервью, приходите на тренинг. На одном из занятий тренинга мы проведем ролевую игру "Отдел кадров", название игры уже объясняет ее смысл, а также деловую игру "Сделано в Японии" — на приобретение навыка ведения переговоров, умения отстаивать свою позицию».
Стоит отметить, что существует негласное правило, по которому тренеру не следует ограничиваться лишь одним методом на протяжении всего тренинга, следовательно, если тренинговое занятие предусматривает использование только одного метода, то следует оговорить, что в основной программе тренинга используются другие не менее интересные методы работы.
Например, можно использовать информационный блок следующего содержания: «Если вы захотите разобраться, какая работа вам нужна и с какой заработной платой, научиться избегать ловушек, устраиваемых работодателями для соискателей рабочего места, приобрести навыки телефонных переговоров, изучить индивидуальные различия в стиле ведения переговоров, исследовать пути разрешения конфликтов, поупражняться в способности убеждать, как в навыке, необходимом для соискателей, то вы продолжите работу в этом направлении вместе со мной, придя на тренинг». Это актуализирует содержание тренингового занятия и устанавливает связь с другими частями тренинга.
Одним из существенных компонентов успеха тренингового занятия является способность тренера развивать раппорт (взаимопонимание) с участниками занятия. Особенность позиции тренера в том, что он слишком легко может поддаться искушению и вести себя как эксперт. В тот момент увеличивается ваша дистанция от остальной группы. Есть простые способы избежать этого, например, когда вы получаете ответ на какой-либо вопрос, назовите имя того, кто отвечает и поблагодарите его. Это повышает чувство собственной ценности отвечающего участника и поощряет других, побуждая их к сотрудничеству. Пока участники не чувствуют, что они могут экспериментировать, не страшась неудачи, они никогда ничему не научатся.
Атмосфера занятия должна максимально способствовать обучению и не быть враждебной или смущающей. Группа будет формировать свое мнение, основываясь на множестве позитивных или негативных сигналов, которые получает от тренера. Позитивные сигналы — это улыбка, одобрительное кивание головой, хороший контакт глазами. Негативные сигналы — это скучающий вид тренера, проявление раздражения, перелистывание бумаг, взгляды на часы. Взаимопонимание редко устанавливается само по себе, но те усилия, которые вкладывает тренер, компенсируются интересом и мотивацией, которые в результате пробуждаются у членов группы.
Хотя люди могут учиться в группах, обучаются они индивидуально. Хорошего раппорта можно достигнуть посредством индивидуального подхода к участникам группы, поощрения, сопереживания группе, включения участников в работу, создания понимания. Тренер должен стараться говорить на одном языке с участниками занятия, а не свысока или пользуясь профессиональными терминами, не надо забывать, что перед вами студенты, возможно, далекие от психологии. Тем не менее нельзя застраховать себя от того, что ваша группа окажется совершенно апатичной, бессловесной и, возможно, очень скучающей. Если вы почувствуете это, выскажите группе свое мнение, предложите довериться процессу и включиться в работу. Обычно после озвучивания ситуация меняется, и следующее упражнение «вытаскивает» участников из пропасти апатии.
Надо учесть и то, что кто-нибудь из группы будет мешать проводить занятие. Это может проявляться в попытке обесценивать слова тренера, отвлекать замечаниями соседа, отказываться от выполнения упражнений. Вы имеете полное право поделиться с группой чувством досады, которое вызывает у вас этот участник и спросить, не замечают ли того же остальные. Выражение чувств способствует повышению доверия к тренеру в группе. Однако выражение своих чувств и ответную реакцию тренер должен держать под временным контролем. Чем плотнее структура занятия, тем больший контроль необходим тренеру, ведь в его распоряжении всего полтора часа времени и целый пласт нового материала.
Финальной частью плана занятия является заключение. В этом отношении тренинговое занятие мало чем отличается от мини-тренинга и тренинга в целом. Особенность финальной части состоит в том, чтобы дать возможность участникам получить индивидуальные ответы на свои вопросы по поводу тренинговой программы, прояснить возникшие сомнения, получить разъяснения и, возможно, список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения.
Финальная часть также направлена на то, чтобы подготовить позитивный выход с тренингового занятия с постановкой задач на будущее. Важно, чтобы участники группы закончили работу с высокой мотивацией к деятельности и чувством интереса к остальной программе тренинга. Узнать мнение о прошедшем занятии можно посредством обратной связи, именно она дает чувство завершенности работы. Учитывая, что это студенческая аудитория, найти желающего высказаться первым непросто. Чтобы упростить процедуру обратной связи, тренер может взять первое слово себе. Желательно поблагодарить всех за участие, высказать удовлетворение от проделанной работы. Слова тренера должны звучать искренне, иначе обратная связь будет формальной. Лучше спросить у группы впечатление не обо всем занятии, а о конкретном моменте, который им больше всего понравился. Это даст дополнительную возможность участникам «прокрутить» в голове все занятие и отреф-лексировать его, определить, что конкретно понравилось.
Прощаясь с группой, тренер должен отметить, что выполнена лишь малая часть программы тренинга, всего одно занятие, что тема предполагает рассмотрение ряда интересных вопросов, которые можно узнать и опробовать на себе. Если дата, место и время проведения тренинга уже согласованы с руководством, то следует пригласить участников занятия принять участие в тренинге. Если проведение тренинга только запланировано, то надо объяснить студентам, где они могут получить информацию о дате и месте проведения тренинга, высказать надежду на следующую интересную встречу. Объясняя и приглашая на тренинг, тренер отождествляет себя с группой, тем самым подчеркивая сплочение, которое было достигнуто в результате совместной работы. Таким образом, тренинговое занятие представляет не только отдельно взятый тренинг, но и тренинг как форму работы.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.