На главную Мероприятия психолога в школе Недели психологии в школе Практические занятия на днях психологии - Семинар
Практические занятия на днях психологии - Семинар
Мероприятия психолога в школе - Недели психологии в школе
Индекс материала
Практические занятия на днях психологии
Семинар
Деловая игра
Все страницы

 

Семинар

Семинар — одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Семинарские занятия ведут свою историю от древнеримских и древнегреческих школ, применялись они и в средневековых университетах. Однако в современном виде «ученые беседы» появились впервые в XVIII—XIX веках, а в XX веке узаконены и приняты в обучении по всем предметам.
Методические требования к семинару нередко вызывают споры в ученой среде. Каковы цели и задачи семинара? Углублять и закреплять знания или производить контроль за знаниями, развивать способности к самостоятельной поисково-творческой работе или обсуждать наиболее острые и проблемные темы? На практике организация семинара, его форма очень сильно зависят от позиции педагога: директивной или демократической, обучающей или развивающей. Если ведущий семинара способен совместить эти позиции в своей работе, то он сможет достичь следующих целей:
• обучение работе с информацией (ее синтез, анализ, критическое отношение к различным источникам знания);
• развитие рефлексивных способностей, самостоятельного мышления, умения выбирать и отстаивать собственную позицию;
• формирование навыка вести дискуссию, развитие устной речи и т. д.
Психологический семинар имеет ряд особенностей. Прежде всего он преследует цель развития личности студента, формирования навыков самопознания, саморазвития, межперсонального взаимодействия и общения, обретения знаний и умений, значимых в профессиональной сфере. Эти цели согласуются с особенностями возраста студентов. Смена школьной скамьи на студенческую не означает автоматического взросления. Экстремальность, максимализм, эмоциональная неустойчивость подросткового возраста наследуются юностью с ее главным вопросом «Кто Я? Чем я отличаюсь от окружающих и как найти с ними общий язык?». Кроме того, в студенческом возрасте закладываются основы профессиональных знаний и умений. Поэтому цели и содержание семинарских занятий по психологии направлены:
• на развитие навыков самопознания;
• развитие способности к саморазвитию и эмоциональной саморегуляции;
• формирование коммуникативных способностей, навыков общения и межперсонального взаимодействия;
• на развитие качеств и умений, необходимых для будущей
профессиональной деятельности.
Психологический семинар в условиях дней психологии, проводимых на факультетах университета, представляет собой особую форму работы. В связи с этим организатору семинара при его подготовке и проведении приходится решать следующие задачи:
1-й блок — выбор актуальной для студентов темы.
2-й блок — создание психологического пространства, что подразумевает:
• установление атмосферы доверия;
• формирование заинтересованности участников предстоящей работой.
3-й блок — работа с информацией, включающей в себя:
• установление коммуникативного процесса в группе;
• предоставление новой, актуальной информации;
• запуск процесса рефлексии, осмысления собственной позиции каждого участника в отношении обсуждаемых на занятии вопросов.
4-й блок — завершение занятия, подведение итогов:
• получение обратной связи от участников семинара;
• выработка совместно с участниками семинара рекомендаций по применению, практическому использованию полученной информации.
Что касается выбора актуальной темы, то он осуществляется в соответствии с вышеназванными особенностями студенческого возраста. Важными для студентов являются темы самопознания, взаимоотношений с окружающими людьми, любви и дружбы, а также вопросы, связанные с их учебной Что касается выбора актуальной темы, то он осуществляется в соответствии с вышеназванными особенностями студенческого возраста. Важными для студентов являются темы самопознания, взаимоотношений с окружающими людьми, любви и дружбы, а также вопросы, связанные с их учебной деятельностью: как организовать свой рабочий день, как подготовиться к сессии, как развить свои когнитивные способности и др. Правильный выбор темы помогает также решить задачу второго блока — сформировать у студентов заинтересованность предстоящей работой на семинаре.
Задачи второго и третьего блоков требуют особой подготовки ведущего семинара. Иной раз занятие является первой встречей психолога со студентами. Естественно, необходимо преодолевать отсутствие контакта с группой, незнание интересов и потребностей ее членов. Правильно подобранная тема может «зацепить» участников, но они не всегда готовы сразу включиться в обсуждение, что часто требует самораскрытия, отстаивания своей точки зрения. Умение ведущего вовремя заметить и мягко преодолеть психологическую защиту участников позволяет, во-первых, включить всех в дискуссию, во-вторых, способствует в какой-то степени преодолению неуверенности. Помимо эмпатии, умения активно слушать в арсенале у каждого специалиста есть свои методы организации психологического пространства, создания атмосферы доверия, готовности к работе.
Одним из наиболее распространенных методов создания коммуникативного пространства является дискуссия, которая представляет собой спор, столкновение позиций, преднамеренное заострение и даже преувеличение противоречий в обсуждаемом содержательном материале. Дискуссия позволяет участникам осознать собственное отношение к проблеме, познакомиться с другими существующими точками зрения, усилить мотивацию на самопознание и саморазвитие. Она способствует также развитию групповой идентичности, формированию ценностно-ориентацион-ного единства. Важным моментом при организации дискуссии является выбор обсуждаемого вопроса — он должен быть проблемным, неоднозначным, вызывать эмоциональные переживания. Для студентов — молодых людей двадцати лет — актуальным является не только получение высшего образования, но и установление межличностных отношений, т. е. любви и дружбы. Как совместить эти две сферы жизни — такому вопросу был посвящен семинар «Учеба и личная жизнь: студенческие свадьбы», проведенный в рамках дней психологии на факультете прикладной математики и информатики (ноябрь 2006 года). Основным лейтмотивом дискуссии стала попытка расставить приоритеты, объединить их с представлениями о смысле жизни, теми возможностями, которые существуют в социальной сфере жизни студента.
Организация дискуссии может быть осуществлена двумя способами:
1. Ведущий семинара предлагает как тему, так и план обсуждения.
2. Ведущий семинара определяет только проблемное поле дискуссии, а обсуждаемые вопросы формулируются совместно всеми участниками.
В первом случае экономится время, прорабатываются наиболее важные и острые, с точки зрения ведущего, вопросы по заданной теме. Однако при этом есть риск оставить незатронутыми актуальные для студентов вопросы. Второй вариант организации обсуждения учитывает этот недостаток, но требует от ведущего навыков проведения дискуссии в группе.
Нередко в практике случаются ситуации, когда несколько участников группы готовы говорить долго и на любые темы, сосредотачивая тем самым внимание группы на своих проблемах и лишая всех остальных возможности высказаться. Избежать подобной ситуации помогает метод социограммы. Все участники делятся на две подгруппы: многоговорящих и малоговорящих. В каждой подгруппе обсуждаются следующие вопросы: почему я попал в эту группу, комфортно ли мне в ней, что я решаю своим молчанием (говорением), чего я лишаюсь, что я делаю тем самым для других участников. Метод хорош для «молчунов»: они получают возможность высказаться среди «своих», обретают некоторую раскованность для дальнейшей работы в группе.
Помимо метода социограммы существуют методы «аквариума», «мозгового штурма», «бригадного обсуждения» и др. «Аквариум» создается следующим образом: участники делятся на два круга — внешний и внутренний. Во внутренний круг садятся те, кто желает активно обсуждать проблему, места во внешнем круге занимают наблюдатели. После обсуждения во внутреннем круге слово получают наблюдатели. Нередко на семинарах поднимаются вопросы, которые нелегко обсуждать с другими людьми, например, особенности отношений с противоположным полом или собственные недостатки. В этом случае метод «аквариума» оказывается наиболее подходящим.
«Мозговой штурм» предполагает решение какой-либо проблемы в три этапа. На первом этапе все участники предлагают свои идеи, любая критика при этом исключается. Для достижения этого условия необходимо, чтобы участники высказывали свои предложения не вслух, а записывали на листочках без указания авторства и сдавали ведущему. На втором этапе все варианты решения оцениваются с точки зрения их достоинств и недостатков. Суть третьего этапа состоит в выборе одного из вариантов. Метод «мозгового штурма» позволяет избежать влияния существующих в группе авторитетов на принятие решения, дает возможность высказать свою точку зрения всем участникам, повышает самооценку некоторых неуверенных в себе членов группы. Данный вариант организации обсуждения был использован на занятии «Работа с конфликтами» в ситуации поиска путей решения конкретной конфликтной ситуации одного из членов группы. Благодаря совместным усилиям, выход был найден.
«Бригадный» метод заключается в организации дискуссии в нескольких подгруппах. Такой способ проведения обсуждения хорош, когда группа состоит из большого количества участников (20 и более). Он экономит время, предоставляет возможность высказаться большинству участников, предоставляет большую вариативность идей, чем при обсуждении в одном кругу.
Каждый из перечисленных способов организации дискуссии позволяет участникам семинара:
• получить информацию;
• обнаружить множество взглядов на обсуждаемый вопрос;
• выявить достоинства и недостатки различных точек зрения;
• почувствовать общность и групповое единство, осознать «Я не один»;
• эмоционально включиться в обсуждаемые вопросы.
Появление эмоциональных переживаний, которое достигается
как правильно подобранной темой, соответствующей интересам и потребностям студентов, так и эффективно проведенной дискуссией, помогает участникам найти личностные смыслы, способствует глубокому самопознанию, стремлению к саморазвитию.
Описанные выше методы не являются жесткими, их можно видоизменять, комбинировать в зависимости от тематики и целей семинара.
Важной частью психологического семинара является его завершающий этап. Задача ведущего состоит в том, чтобы подвести итоги дискуссии, выделить наиболее значимые, прозвучавшие во время обсуждения, идеи. Необходимо также обратить внимание на эмоциональное состояние участников и при необходимости предложить индивидуальную психологическую помощь.
Несмотря на то, что психологический семинар не может решить задач самопознания, саморазвития, формирования профессиональных и личностно значимых качеств, он, тем не менее, позволяет поставить вопросы, поиск ответов на которые послужит базой для дальнейшего личностного развития. Если организатор и ведущий семинара достигает данной цели, то интерес в дальнейшем психологическом образовании студенты могут удовлетворить на социально-психологических тренингах, заседаниях Студенческого психологического клуба, гостиных и других занятиях, организуемых психологической службой БГУ.

Семинар-тренинг

Психологический семинар-тренинг как одна из форм организации обучения и развития личности является совокупностью обучающих и психокоррекционных методов, направленных на развитие навыков самопознания, саморазвития, межперсонального взаимодействия и общения, а также на обретение знаний и умений, значимых в профессиональной сфере.
Главной целью семинара-тренинга является развитие личностных и профессиональных качеств студентов, что соответствует основным задачам развития возраста поздней юности — ранней зрелости.
Семинар-тренинг может выступать составной частью тренинга — как одно из его занятий, поскольку тренинг предполагает работу с информацией (анализ, синтез, критическое осмысление), а также ее использование на практике. В условиях дней психологии, проводимых на факультетах БГУ, семинар-тренинг имеет свои особенности. Ограничение во времени (приблизительно 90 мин), локальность (невключенность в серию занятий), порой низкая мотивация студентов, не знакомых с данной формой организации обучения, требуют особой продуманности и тщательности при подготовке и проведении занятия. Тренеру, педагогу необходимо создать условия для включения студентов в работу и повышения их активности. Более конкретно задачи, решаемые организатором семинара-тренинга, представляются следующими:
1-й блок — создание психологического пространства, что подразумевает:
• установление атмосферы доверия;
• формирование заинтересованности у участников предстоящей работой.
2-й блок — работа с информацией, формирование практических навыков:
• налаживание коммуникативного процесса в группе;
• предоставление новой, актуальной информации;
• создание обучающей тренинговой ситуации для формирования у участников новых навыков, а также для возникновения у них эмоциональных переживаний;
• запуск процесса рефлексии, осмысления собственной позиции каждого участника в отношении обсуждаемых на занятии вопросов.
3-й блок — завершение занятия, подведение итогов, что включает в себя:
• получение обратной связи;
• выработку совместно с участниками семинара-тренинга рекомендаций по применению, практическому использованию полученной информации (этот пункт не является обязательным, его включение определяется видом семинара-тренинга).
Каждая из перечисленных задач решается определенными методами. Среди них — организация психологического пространства, использование ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, методы активного слушания и обратной связи и др.
Выбор темы семинара-тренинга происходит не случайно, а подчиняется особым требованиям. Во-первых, учитываются особенности студенческого возраста, о которых упоминалось выше. В соответствии с ними наиболее актуальными для студентов являются темы взаимоотношений с окружающими людьми, любви, дружбы, взаимопонимания, общения. Важными являются вопросы самопознания, саморазвития, профессионального самоопределения, формирования и совершенствования навыков обучения, развития познавательной мотивации. Во-вторых, учитываются особенности мо-тивационной и когнитивной сфер обучающихся в зависимости от их возраста, специальности. Предлагаемый студентам материал должен быть субъективно трудным и в то же время доступным для понимания, вызывать интерес и быть потенциально полезным. Учет этих требований при выборе темы позволяет сформировать внутренний мотив на овладение знаниями и навыками, на самопознание и саморазвитие. В рамках дней психологии, проведенных на факультете прикладной математики и информатики (ноябрь 2006 года), гуманитарном факультете (март 2007 года), факультете радиофизики и электроники (апрель 2007 года), студентам были предложены такие семинары-тренинги, как «Профилактика экзаменационного стресса», «Навыки публичных выступлений. Самопрезентация. Имидж», «Введение в стресс-менеджмент и саморегулирование», «Новичок в группе: навыки взаимодействия с новыми людьми», «Поиск работы и трудоустройство», «Секреты эффективного взаимодействия», «Гармония межличностных отношений». Как видно из названий, вопросы, обсуждаемые на семинарах-тренингах, касались важных и актуальных для молодых людей проблем взаимоотношений, адаптации к новой жизненной ситуации, связанной с обучением в вузе, организации своей учебной деятельности и др.
В зависимости от целей семинара-тренинга выделяются следующие его типы:
• коммуникативный;
• обучающий;
• направленный на самопознание;
• направленный на развитие саморегуляции.
Целью коммуникативного семинара-тренинга является формирование и совершенствование общей коммуникативной готовности человека, развитие навыков преодоления конфликтных ситуаций, обучение дифференциации возможных ситуаций общения и обусловленных ими особенностей поведения, выявления скрытых намерений партнера по общению, публичных выступлений. Этот вид семинара-тренинга требует обязательного использования таких методов, как ролевая игра и групповая дискуссия. Они способствуют развитию самостоятельного мышления, способности отстаивать собственную точку зрения, слушать других людей, вести дискуссию, совершенствовать устную речь. Разыгрывание различных коммуникативных ролей позволяет, во-первых, расширить собственный поведенческий репертуар, во-вторых, способствует лучшему пониманию поведения других людей. Приведем конкретный пример. Один из участников семинара-тренинга «Работа с конфликтами» предложил для обсуждения свою проблемную ситуацию, связанную с взаимоотношениями в семье. Ему было задано описать роли главных действующих лиц в конфликте и выбрать на эти роли наиболее соответствующих им участников группы. После проигрывания ситуации было обнаружено лучшее понимание мотивов и особенностей поведения всех людей, задействованных в конфликте. Кроме того, были найдены пути разрешения данного конфликта и предотвращения аналогичных проблемных ситуаций.
Обучающий семинар-тренинг направлен на формирование и совершенствование навыков, необходимых в актуальной для студентов деятельности обучения, а также в будущей профессиональной деятельности. Содержание такого семинара-тренинга может включать обучение навыкам работы с литературой, ведения конспекта, эффективной организации полученной информации, развитие мнемических способностей и др. Актуальными для студентов являются вопросы приема на работу, поэтому частыми темами обучающего семинара-тренинга являются написание резюме, особенности проведения интервью. Во время прохождения дней психологии студентам была предоставлена возможность поучаствовать в обучающих семинарах-тренингах «Сдаем экзамены», «Навыки публичных выступлений. Самопрезентация. Имидж», «Введение в стресс-менеджмент и саморегулирование», «Поиск работы и трудоустройство» и др.
Семинар-тренинг, направленный на самопознание, имеет целью развитие различных сторон личности участников занятия, например, осознание мотивов и особенностей собственного поведения, выявление неадаптивных стереотипов поведения, формирование навыков социальной перцепции, построение стратегии личностного развития. Безусловно, за полтора часа невозможно решить задачу самопознания. В связи с этим при проведении такого семинара-тренинга часто используется метод фокусирования внимания группы на какой-то определенной теме или проблеме. Дискуссия, шеринг (обмен мнениями), «мозговая атака», «аквариум», социограмма — таковы основные методы данного типа занятия.
Целью семинара-тренинга, направленного на развитие саморегуляции, является осознание и оптимизация эмоционального состояния, снижение психологического напряжения, развитие способности контроля и управления физиологическими функциями. Среди используемых методов — аутогенная тренировка по Шульцу, по Джекобсону, методы визуализации и сказкотерапии, различные упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
Психологический семинар-тренинг является новым и эффективным средством создания и реализации установок студентов на самопознание, а также на овладение профессиональными знаниями и навыками. Этот активный метод обучения и развития позволяет:
• создавать условия для принятия задачи овладения знаниями, саморазвития, способствовать развитию познавательных мотивов путем эмоциональных переживаний открытий, успеха и неудачи;
• обеспечивать соответствие форм содержанию знания;
• более рационально использовать время занятия, интенсифицируя работу когнитивной и эмоциональной сфер;
• включать в работу всех участников группы.
Как и другие формы работы в условиях дней психологии, семинар-тренинг не может в полной мере решить задачи формирования социальной зрелости студентов, развития коммуникативных способностей, навыков межперсонального взаимодействия и другие задачи, актуальные для студенческого возраста. Для этого существуют социально-психологические тренинги, заседания Студенческого психологического клуба, группы встреч, регулярно организуемые на базе психологической службы БГУ. Семинар-тренинг позволяет студентам обнаружить проблемные зоны в жизненном пространстве, открыть новые возможности для личностного развития, убедиться в том, что на их сложные вопросы могут быть найдены ответы.

Практикум

Практикум — это занятие, благодаря которому осваивается конкретная техника, отрабатывается отдельно взятый навык, формируются способности применять те или иные поведенческие формы, тактики и стратегии деятельности. Цель практикума — создание условий для формирования какого-либо практического навыка. В отличие от других форм работы, практикум в большей степени зависим от правил, норм и условий, требует большей структурированности программы. Во время практикума участники не просто воспринимают информацию, а активно включены в процесс, взаимодействуют друг с другом, осваивают практический опыт. В ходе практикума реализуются следующие задачи:
• формирование представления о действии в конкретной жизненной ситуации;
• моделирование условий, способствующих формированию и закреплению полученного навыка;
• определение стратегий поведения, способствующих дальнейшему свободному владению навыком во внеучебной ситуации, интеграции полученных знаний с реальной деятельностью;
• повышение осознанности, мотивации владения полученным навыком.
Практикумов существует достаточно много. Можно выделить следующие их виды:
• по изучению, диагностике, анализу и использованию конкретного навыка. Занятие проводится в виде подачи структурированной информации, специальных игр и упражнений;
• поэтапного нахождения оптимального решения задачи в соответствии с дополнительно получаемой на каждом этапе информацией. Участники получают возможность развить навык ориентирования в ситуациях с различными исходными условиями;
• решения практических ситуаций с возможностью выбора. В данном виде практикума дается возможность проанализировать и спрогнозировать различные возможности развития исходной ситуации;
• выполнения задания с ограничением по времени. Преимущество данного вида практикума состоит в том, что занятие проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, когда ресурс времени весьма ограничен;
• видеопрактикум. В ходе занятия рассматриваются фрагменты, содержащие иллюстрацию использования теоретической информации в реальном применении или проблемные ситуации;
• учебный видео- (мультимедийный) фильм, снятый специально для учебных целей по заранее написанному сценарию и др.
Практикум как занятие психолога со студентами состоит из следующих этапов:
Знакомство. В данном виде занятий знакомство представляет собой важный этап. Так как отработка навыка происходит путем активного взаимодействия участников учебной группы, следовательно, важной является дружелюбная рабочая атмосфера в группе, способствующая беспрепятственному самовыражению участников. В связи с этим уместно будет стандартную процедуру знакомства участников дополнить просьбой высказаться на заявленную тему практикума. Удачным вариантом является сочетание процедуры знакомства с техникой, направленной на отработку навыка по теме практикума. Например, в ходе практикума «Секреты эффективного взаимодействия», проведенного в рамках дней психологии на гуманитарном факультете (18—19 марта 2007 года), участникам предлагалось в качестве знакомства упражнение «Интервью», которое на данном занятии решало сразу две задачи: представление участников, а также отработку ими навыка активного слушания.
Уточнение исходного уровня знаний. Так как в практикуме не предполагается делать акцент на изучение каких-либо теоретических основ вопроса, то ведущему в первую очередь необходимо убедиться, что все участники занятия имеют одинаковые представления о заявленной теме. Таким образом, первым этапом практикума является установление единства мнений и представлений по теоретической составляющей темы практикума. В качестве примера можно привести практикум «Основы делового этикета», который планируется проводить на днях психологии в дальнейшем. Целью этого практикума является помощь участникам в отработке моделей поведения в формальном общении. Начальным условием на данном занятии является тот факт, что большинство людей теоретически знают правила поведения (например, в ресторане). Однако, когда речь идет о конкретных ситуациях, деловом ланче, фуршете, праздничном ужине, человек может растеряться и чувствовать себя неловко. Таким образом, ведущему изначально необходимо уточнить знания участников относительно норм и правил поведения в конкретных ситуациях, организовать обмен этими знаниями. При необходимости ведущий может указать на определенные правила, если участники затрудняются, однако на данном виде занятий это не является обязательным условием.
Основная часть. В этой части занятия проводится работа по заявленной теме, отработка конкретных техник, формирование навыков, усвоение желаемой модели поведения. На данном этапе представляются техники, практические приемы, стратегии поведения, позволяющие достичь успеха, происходит их усвоение, интериоризация путем активного участия в играх, упражнениях, смоделированных ситуациях.
В качестве примера опять можно привести занятие «Секреты эффективного взаимодействия», проводимого в рамках дней психологии на гуманитарном факультете (14—15 марта 2007 года). Первоначально все участники не задумываясь называли основные ошибки в общении (оценочные высказывания, использование установок, затрудняющих общение, упрямство, неуважение мнения оппонента и т. д.). Однако первая проводимая на занятии ролевая игра («Хрустальные люди») наглядно показала отсутствие учета этих знаний в выборе стратегий и тактик общения. После проведения анализа взаимодействий участников в игровой ситуации, появлялось понимание важности учета знаний в повседневной практике общения, происходило осознание собственного опыта межличностных отношений и особенностей коммуникаций.
Анализ результата является важным этапом в работе. Промежуточный анализ должен проводиться в течение всего занятия, однако итоговая рефлексия позволяет участникам закрепить полученные навыки, структурировать приобретенный опыт, осмыслить новые стратегии и тактики поведения. Анализ действий может проводиться в виде анкетирования, структурированной беседы, различных шкал оценки. В ходе практикума «Навыки публичных выступлений. Самопрезентация. Имидж», проводимого в рамках дней психологии в юридическом колледже (23—26 апреля 2007 года), с целью анализа результата выполнялось упражнение «Четыре угла», где участникам предлагалось занять один из углов аудитории в соответствии с ответом на вопрос по поводу рассмотрения материла, прорабатываемого в ходе практикума.
Подведение итогов. Данный этап позволяет участникам оценить меру их включенности в работу, успешность усвоения материала, определить индивидуальную стратегию развития на будущее. В подведении итогов можно использовать техники проектов, где полученные умения и навыки обобщаются и как итог реализуются в виде моделирования конкретной ситуации. Например, в рамках выше упомянутого практикума «Навыки публичных выступлений. Самопрезентация. Имидж», участникам предлагалось выступить с коротким сообщением на спонтанно выбранную тему. Такое выступление логично завершало проводимую на занятии работу и давало участникам возможность сконцентрировать полученный опыт. Также при наличии времени уместно проводить подведение итогов в виде представления творческих проектов: коллажей, презентаций, мини-выступлений и т. д. Структурированная по форме, но неограниченная по содержанию деятельность позволяет участникам сделать акцент на главных моментах, на самой важной для них информации, полученной в ходе занятия.
Прощание. В ходе практикума «Навыки публичных выступлений. Самопрезентация. Имидж», проводимого в рамках дней психологии на гуманитарном факультете (18—19 апреля 2007 года), участникам предлагалось попрощаться, называя главную особенность, отличительную черту собственной индивидуальности, которую они выделили в ходе занятия и, опираясь на которую, они в дальнейшем будут работать над своим имиджем.
Таким образом, практикум является важным методом психологической работы со студентами и может быть широко использован как форма проведения занятий психологической службы. Данный вид работы способствует приобретению нового практического опыта, осознанию студентами уже имеющихся теоретических знаний и интеграции этих знаний со стратегиями и тактиками поведения.

Семинар-практикум

Семинар-практикум — это семинар со значительным практическим блоком. В ходе данного занятия информация переводится в область практического использования, устанавливается связь теории и практики, игровых, учебных моделей и реальных жизненных ситуаций. Семинар-практикум насыщен примерами, передачей опыта, поиском параллелей между игровой и реальной ситуацией. Итогом работы в рамках семинара-практикума является практический блок, направленный на отработку полученных знаний. Семинары-практикумы — это неотъемлемая составляющая просветительских мероприятий, проводимых психологической службой. Они позволяют успешно приобщать студентов к творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Семинары-практикумы способствуют развитию творческого потенциала, навыков общения, повышают психологическую культуру участников.
Главным стержнем семинара является осмысление участниками их собственного опыта, в результате чего решается ряд задач:
• осознание и принятие существования различных взглядов на обсуждаемую проблему и на способы ее решения;
• выработка норм взаимодействия в результате совместной деятельности участников;
• осознание значимости собственной позиции, ее влияния на процесс принятия решений;
• овладение знаниями, формирование умений, навыков, необходимых для решения конкретной проблемы.
Можно выделить три основных вида семинаров-практикумов:
• Практика-вопрос. В данном виде занятий сначала проходит блок практической работы по заявленной теме. После практической части ведущему важно организовать обсуждение, дискуссию, на которых каждый может высказать свое мнение, свои соображения, дать оценку практикуму. В ходе этого обсуждения происходит обобщение полученного опыта, формулирование выводов, поиск закономерностей, обсуждение теоретических аспектов. Например, в ходе семинара-практикума «Секреты эффективного взаимодействия», проводимого в рамках дней психологии на факультете радиофизики и электроники (18—19 апреля 2007 года), сначала при помощи специально организованных игр и упражнений участники фиксировали наличие определенных невербальных проявлений у собеседника (отмечали особенности позы, мимики, жестов), затем в ходе обсуждения происходил анализ значения полученной информации.
• Вопрос-практика. В ходе данного вида семинара-практикума сначала организуется обсуждение по теоретическим основам предстоящей практической работы, затем участникам предоставляется информация, касающаяся дальнейшей работы на занятии. На основе полученной информации отрабатываются конкретные техники. Так, в ходе семинара-практикума «Работа с конфликтами», проводимого в рамках дней психологии на историческом факультете (31 октября — 1 ноября 2007 года), сначала происходило обсуждение видов стратегий поведения в конфликтах, а затем моделировались конфликтные ситуации. Участники должны были найти пути выхода из этих ситуаций с помощью полученной в первой части занятия информации.
• Единовременный. Данный вид семинара-практикума отличается проведением параллельной работы над теоретическими и практическими блоками. Вся информация разбивается на последовательные задачи, обсуждение организуется непосредственно в ходе выполнения каждой из задач, в конце проходит итоговое обсуждение. На занятии «Тайм-менеджмент, или эффективное планирование времени», проводимом в рамках дней психологии в юридическом колледже (24 ноября 2006 года), рассматривались различные техники планирования, информация делилась на блоки и работа выполнялась последовательно с каждой техникой в отдельности.
Таким образом, структура каждого конкретного занятия должна строиться ведущим, исходя из выбранной им модели совмещения теоретического и практического блоков. Однако вне зависимости от этого неизменными остаются следующие три блока:
1. Знакомство. Этот блок является неотъемлемой частью всех видов психологических занятий, поскольку представляет возможность для беспрепятственного общения участников друг с другом, создает дружелюбную рабочую атмосферу в группе, служит условием самораскрытия и самовыражения участников. Все эти моменты важны для проведения семинара-практикума, поскольку свободное выражение и обсуждение собственных мнений способствует более эффективному усвоению полученного опыта. Кроме того, процедура знакомства может также решать ряд других задач, таких как повышение мотивации участия в семинаре, уточнение исходного уровня знаний по теме занятия, отработка какого-либо практического навыка. Например, на семинаре-практикуме «Тайм-менеджмент, или эффективное планирование времени», проводимом в рамках дней психологии в юридическом колледже (24 ноября 2006 года), участники должны были назвать свое имя и продолжить предложение «Я здесь для того, чтобы…». Полученная информация позволила ведущему определить исходную мотивацию и уточнить для участников цели занятия с тем, чтобы повысить осознанность их работы на семинаре-практикуме.
2. Анализ деятельности. Важным этапом в ходе любого занятия является анализ действий. Промежуточный анализ должен проводиться в ходе всей работы, однако итоговая рефлексия позволяет участникам закрепить полученные навыки, структурировать приобретенные знания, осмыслить новые стратегии и тактики поведения. Анализ действий может проводиться в виде анкетирования, структурированной беседы, различных шкал оценки. В ходе семинара-практикума «Тайм-менеджмент, или эффективное планирование времени» с целью анализа результата проводился опрос, направленный на уточнение понимания участниками техник тайм-менеджмента и прояснения особенностей их применения.
3. Вывод. Данный этап позволяет оценить участникам меру их включенности в работу, успешность усвоения материала, определить индивидуальную стратегию развития на будущее. В подведении итогов можно использовать техники проектов, где полученные знания, умения и навыки обобщаются и как итог реализуются в виде конкретной техники, применяемой в заданной ситуации. Например, в рамках упоминавшегося семинара-практикума «Тайм-менеджмент, или эффективное планирование времени» участникам предлагалось составить идеальную модель своего дня, применяя полученную в ходе занятия информацию. Такое задание логично завершало проводимую на занятии работу и давало участникам возможность сконцентрировать полученный опыт и практически применить его. Также при наличии времени уместно проводить подведение итогов занятия в виде представления творческих проектов: коллажей, презентаций, мини-выступлений и т. д. Структурированная по форме, но неограниченная по содержанию деятельность позволяет участникам сделать акцент на главных моментах, на самой существенной для них информации, полученной в ходе занятия.
4. Прощание. Данный этап важен для завершения занятия, поскольку подчеркивает, что участие в семинаре-практикуме является работой над усвоением желаемых моделей поведения. После окончания занятия участникам нужно будет применять полученные знания на практике, поэтому нужно найти процедуру прощания, которая служила бы границей перехода от игровой ситуации к жизни. В связи с этим уместен также обмен пожеланиями на будущее среди участников. В ходе семинара-практикума «Работа с конфликтами» (дни психологии на историческом факультете 31 октября — 1 ноября 2007 года) участникам предлагалось попрощаться, называя свою обычную стратегию поведения в конфликте и ту стратегию, которую каждый выбрал для себя в ходе занятия, признав ее эффективной. Такая процедура логично завершала ход занятия, подводя итог работе и коротко обобщая практический опыт.
Поскольку семинар-практикум предполагает активное осмысление участниками уже имеющегося и полученного в ходе занятия опыта, имеет смысл дополнить практическую работу на занятии самостоятельной работой со специально подготовленной рабочей тетрадью. Рабочая тетрадь может включать в себя информацию по основным блокам семинара-практикума, дополнительную информацию, которую не планировалось рассматривать полностью в ходе занятия, а также вопросы для самоконтроля, рефлексии и самооценки.
Информация по основным блокам занятия, представленная в рабочей тетради, позволяет участникам закрепить полученные знания, умения, навыки, является опорным материалом в усвоении опыта. В тетради могут быть представлены основные пункты по теоретической части занятия, а также задачи по практическому блоку. Например, в семинаре-практикуме «Работа с конфликтами», проводимом в рамках дней психологии на историческом факультете (31 октября — 1 ноября 2007 года), рассматривались следующие методы разрешения конфликтов: картография конфликта (Д. Корнелиус, Дж. Фэйр), метод принципиальных переговоров Фишера — Юри, метод посредничества. Участники занятия получили тетради с описанием данных методов, практическими примерами их применения и задачами на использование этих методов.
Дополнительная информация, представленная в рабочей тетради, служит материалом для самостоятельной проработки, способствует расширению полученных на занятии представлений. Так, например, в ходе занятия «Гармонизация межличностных отношений», проводимого в рамках дней психологии на историческом факультете (31 октября — 1 ноября 2007 года) обсуждались индивидуальный стиль поведения в межличностном взаимодействии, анализ поведения партнера по взаимодействию, выработка эффективных стратегий взаимодействия. В рабочую тетрадь по этому занятию был включен блок «Эмоциональная саморегуляция», который не рассматривался на семинаре-практикуме, но был призван дать участникам личностную поддержку, понимание границ выбираемых ими социальных ролей.
Еще одним назначением рабочей тетради может являться проведение рефлексии занятия в расширенном формате. В отличие от тренинговых форм организации занятий, в семинаре-практикуме не делается акцент на создание особо доверительной обстановки в рабочей группе, кроме того, в качестве участников могут выступать студенты, не знакомые с психологическими формами работы, что выступает факторами, затрудняющими самораскрытие в группе. Однако подробный анализ собственных чувств и переживаний, связанных с происходящим на семинаре-практикуме, важен, поскольку позволяет более глубоко осмыслить полученный опыт, интериорезировать приобретенные знания. Самоанализ и самооценка участия в семинаре-практикуме, проведенные в любой форме, позволяют повысить эффективность закрепления опыта, однако проведение этих процессов анонимно в данном виде занятия, так как позволяет участникам быть максимально открытыми без страха внешней оценки.
Кроме того, рабочая тетрадь, оставаясь на руках участников после завершения занятия, служит своеобразной памяткой, к которой студенты могут обращаться в случае необходимости. Опорный материал, представленный в рабочей тетради, наполняет содержание семинара-практикума личностным смыслом, что способствует более глубокому осознанию и более эффективной проработке информации.
Таким образом, семинар-практикум является неотъемлемой частью практических занятий, проводимых на днях психологии. Данный вид занятия решает важную задачу установления взаимосвязи между теорией и практикой, между знаниями и навыками. Очевидно, что одно занятие не способно решить задачу полноценного развития навыка, полного осознания материала по заявленной теме, но, тем не менее, семинар-практикум дает основы для будущей деятельности, дальнейшей работы над заявленной темой.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.