Гродненский государственный педагогический колледж
Автор: Петрова Н.А.
МЫ ЗЕМЛЯНЕ – НАШ ДОМ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
Классный час
ЗАДАЧИ:
- Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
- Воспитание нравственно-экологической позиции личности.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.
ЦЕЛИ: Учащиеся должны знать:
- основные экологические проблемы мира, республики;
- особенности и пути решения данных проблем.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать экологическую ситуацию;
- разбираться в сущности экологических проблем;
- излагать правильность решения той или иной проблемы.
Формы проведения: устный журнал; открытый микрофон. Оснащение: экологическая эмблема - земной шар в руках ребенка, под ним стихи Д. Родовича Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Высказывание: «Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания»; (Академик И. Петрянов – Соколов)
- эпидиаскоп, фотографии с изображением экологических бедствий;
- магнитофон, запись голоса Земли;
- карта «Природа Беларуси».
План устного журнала 1 страница - «Планета людей». «Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет». 2 страница - экологические проблемы. «Ничего не дается даром». «В больной природе нельзя оставаться здоровым». 3 страница – решение экологических проблем (открытый микрофон). «Взял у природы – компенсируй второе, срубил дерево – посади три». 4 страница - «Экология и дошкольник». Эпиграф «Экологическое сознание – это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека». На стене экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка», под ним стихи Р. Родовича.
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. «Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания». (Академик И. Петрянов – Соколов). Не то, что мните вы, природа Не слепок, не бездумный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Страница первая «Планета людей». Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о доброте и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее… Природа родного края отчеканивается в наших душах навечно. Не убей, посади дерево, помоги слабому - все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине. Стихи читаются на фоне музыки. Лепей за ўсе мне на свеце мясціна Тая, дзе нарадзіўся і ўзрос. Бэз пад акном, і на полі каліна, Ціхае сонца, блакітных нябес. Колькі мне маці тут песен спявала, Колькі радзілася ў сэрцы тут мар, Колькі тут ласкі жыцце даравала, Позіркам шчасця мне гледзячы ў твар!
Белыя бярозы беларускія Люба так аздобілі наш край. Мы ідзем лясной сцяжынкай вузкаю, Закаханыя ў зялены чай, А над намі ціха шэпча голейка, Вецер лашчыць, трэпле валасы. Ты свяці, свяці пяшчотна, сонейка, Сагравай бярозкі верасы.
Наш дом в опасности. Наука бьёт в набат. Планета земля медленно погибает.
Страница вторая «Экологические проблемы».
Просмотр видеозаписи «Экологические проблемы Гродненщины».
Как из бутылки вылез джин И стал сильнее всех, Так человек – природы сын – Завоевал успех. В начале слаб он был и глуп, Ему был нужен острый зуб И крепкий коготь, как у льва, Была же только голова И к ней пять пальцев на руке, Но обошелся он вполне. Сумел он так мозги развить, Чтоб льва и тигра победить, И. В лес приехав на слоне, Сказал: вы все подвластны мне! Но не учел, что важно знать, Как надо власть употреблять.
А сколько исчезло с планеты зверья, Растений, и это восполнить нельзя. И если теперь не спасти нам остатки, Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!
Очистка воздуха нам тоже Всегда обходится дороже Чем серый ядовитый дым Но ведь дышать – то нужно им. Где засыхают сосны, если, И нам не долго до постели Так что дешевле заплатить, Чем всем в больницу угодить.
Мы рубим лес, устраиваем свалки, Но кто же под защиту все возьмет? Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки. Подумайте, а что нас дальше ждет?
Но люди! Стойте, стойте! Смотрите, до чего вы довели родную Землю. Ведь она, как веточка березы Хрупка и беззащитна! Но нет, не слышат Директора заводов, И продолжают тучи ядерных отходов Валить, неважно, где – Им все равно! Хоть это лес иль поле Река иль море – Им все равно.
Пора бы человечеству понять, Богатства у Природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как мы, такая же – живая! Сейчас то сушим мы, то обводняем, А удобрений столько применяем, Что сами же боимся умереть. Так что ж Земля – обязана терпеть? А сколько выбросов мы дарим ей – Дымы заводов, грязь от теплоходов У нас прекрасная Земля Людей, Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!
Включая запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо, Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.
Я – Земля. Я – Земля. Я – Земля! Усталость моя беспредельна! О стоне моем не взыщите. Хоть кто-то услышит биенье Уставшего сердца в зените?
Пауза. Стук сердца продолжается. Земля. Люди моей планеты! Люди моей планеты! Планета в опасности! Кромсая лед, меняя рек теченье, Твердите Вы, что дел невпроворот, Что Вы еще попросите прощенья У этих рек, барханов и болот, У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька, Но Вам об этом думать неохота, Сейчас Вам не до этого пока. Аэродромы, террасы и перроны, Леса без рек и реки без воды. Все меньше – окружающей природы, Все больше – окружающей среды. Пауза. Земляне! Вы слышите меня?! Придите на помощь! (Под музыку). «По секрету всему свету вы раздайте песню эту…» Выходят 3 девушки.
Гудят заводы, всюду пыль, Бежит. Дымит, автомобиль.
А между тем деревья стонут, В грязи и пыли просто тонут.
А чтоб построить нам заводы – Рубят лес и губят воды.
Стала грязной наша вода, От растений нет следа Отнят дом у наших зверей. Птицам, рыбам плохо теперь.
Страница третья. «Разрешение экологических проблем».
Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить дом родной, охранять леса родной земли и дружить с красотой. Задача не легкая. А как это можно сделать? Что делать, как беду предотвратить? Быть может, способ есть болезнь предупредить? Давайте, мы попробуем природу излечить! Рецепт лекарства прост – Беречь среду, вопрос о ней не ставить в хвост, И вот тогда разгонишь ты беду, И в небе ты увидишь радугу-дугу. (Проводится в форме «Открытый микрофон») Вопросы охраны окружающей среды - одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь. Свидетельством этого явилась Международная конференция по устойчивому развитию, прошедшая в 1997 году, которая одобрила разработанную в республике «Национальную стратегию устойчивого развития». За последних два года в стране появились два новых закона: «Об охране и использовании животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха». Основной формой охраны генетического фонда животных является организация заповедников, биологических заказников и других, особо охраняемых природных территорий, в пределах которых полностью или частично запрещается использование тех или иных видов животных. Первый заповедник на территории Беларуси – Березинский – был организован в 1925 году. На начало 1997 года в республике уже имелось 1344 особо охраняемые природные территории и объекты, которые занимали площадь 1392 тысячи гектаров, что составляло 6,5% от общей территории. Но это еще мало. Для Беларуси оптимальной принята площадь около 3 млн. гектаров, т. е. 10% от общей территории. В течение 1997 года к Березинскому заповеднику добавились еще два: Поллесский радиационно-экологический и Купаловский мемориальный. Среди национальных парков следует назвать: Беловежскую пущу, Браславские озера, Припятский национальный парк. До 2000 года предусмотрена организация заповедника «Ельня» в Витебской области и национальных парков «Налибский « в Минской и Гродненской областях; «Нарочанский» в Минской области и «Свислочско-Березинский» в Могилевской области. До 2005 года предстоит организовать национальные парки «Суражский», «Туровщина» и «Белая Русь». Вызывает тревогу массовое усыхание ельников, сокращение площадей дубов. Исчезли из учета лесного фонда кленовые и липовые леса. Для сохранения лесов необходимо решать три крупные задачи: оздоровление природной среды (атмосферного воздуха и поверхностных вод) в целом путем улучшения очистки выбросов в атмосферу и сбора в речные экосистемы; снижение непосредственного негативного влияния человека по размерам природных комплексов, объединяющих лесные, болотные, луговые и водные экосистемы. Мы так же можем принять участие в следующих видах работ: начали проводить в городе акцию «Зеленые легкие города». Составляем карту-схему зеленых насаждений – видов и возрастной состав деревьев. Выявляем больные, старые деревья и вместе с архитектором города и земноустроительной организацией примем участие в посадке новых деревьев; изучаем состояния атмосферного воздуха на основе вида и количества лишайников. Лес - это капитал, принадлежащий всем. Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться об этом капитале и имеем моральное право использовать для себя лишь незначительную его долю – спелую часть леса. Вторую – приспевающую – смогут использовать наши дети, лес среднего возраста – нашим внукам, самый молодой лес – это лес правнуков. Только при соблюдении этого укоснительного лесохозяйственного правила леса хранит всем. Как же научить полюбить дом родной, охранять родную землю и дружить с красотой! Экологическое воспитание и образование – это воспитание и образование нашим общим Домом-Природой, и еще лучше – в Природе. Сначала Природой, ее красотой, ее целесообразностью, ее мудростью, ее законами и только потом ее проблемами, ее бедами. Природа! Восхищение ею, сострадание к ней, сохранение ее - вот концепция экологического воспитания. Экологическое воспитание начинается с дошкольного возраста. Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ноогенез из мечты станет прекрасной реальностью, а будущее человечества окажется в серьезных руках. Мы можем сколько угодно проводить классные часы и уроки, рассказывать со знанием дела, как нужно относиться к природе. Но подумайте, чего будут стоить все эти усилия, если каждый день своими собственными глазами дошкольники видят, что на самом деле происходит с его речкой, родным полем, с ближайшим лесом. Мы, раньше в свое время с восторгом, дети, распевали песенку «У дороги Чибис». Не кричи, крылатый Не тревожься зря ты, Не войдем мы в твой зеленый сад. Видишь мы – ребята, Мы друзья пернатых, Мы твоих, твоих не тронем чибисят. А сегодня детям предлагается «… а мы тебя по морде чайником и … научим танцевать». Не правда ли очень забавная песенка? Детская песенка. И главное, учит любить и беречь животных! Сначала животное чайником по морде, затем человека по голове кирпичом из-за угла, а потом уже из автомата, гранатомета можно ... Все экологически верно. «Что посеем, то и пожнем».
Страница четвертая. «Экология дошкольника» (Дети дошкольного учреждения). 1. Наша планета Земля Очень щедра и богата: 2. Горы, леса и поля – Дом наш родимый, ребята! 3. Давайте будем беречь планету - Другой такой на свете нету. 4. Развеем над нею тучи и дым, В обиду ее никому не дадим. 5. Беречь будем птиц, насекомых, зверей От этого станем мы только добрей. 6. Украсим всю Землю садами, цветами. Такая планета нужна нам с вами. Затем дети поют песню Е. Птичкина «Не дразните собак». Исполнение танца «Дикие лебеди», вручение сувениров. Ведущая: Земля – общий для всех большой дом. Живя в этом доме, человек должен Быть добрым, должен заботиться о Других живых существах. Рыбы, птицы и звери В душу людям смотрят Как будто просят нас: «Люди, не убивайте зря, Ведь море без рыб – не море, Ведь небо без птиц – не небо, Земля без зверей – не Земля, А нам без Земли – нельзя! (Н. Добронравов) Ведущая: Как красива наша Земля весной, Когда вся природа оживает. Давайте будем беречь красоту Земли. Ребенок читает стихотворение «Цветы». Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и мы и вы Если все сорвут цветы, Не останется цветов И не будет красоты. Ведущая читает стихотворение М. Дудина «Берегите землю» Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повелики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Ястреба, парящего над полем, Полумесяц над речным покосом, Ласточку, мелькающую в жите. Сладость жизни, молока и хлеба, Берегите доброту и жалость, Чтоб она за слабого держалась. Берегите будущего ради, Это слово из моей тетради. Все дарю! И все от вас приемлю. Только берегите эту Землю. Звучит песня «Спасите наши души». Музыка В. Вайтика слова М. Ясеня
Литература
- Журнал «Родная природа» 1999 г., № 5,6.
- М. Х. Левитман «Экология – предмет: интересно или нет?» Санкт-Петербург, 1998г.
- «Состояние природной среды Беларуси» экологический бюллетень, 1999 г.
- В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии» Ярославль, «Академия развития» 1998 г.
|