(9-10 классы) (Составлено и разработано Г.А. Ечмаевой, Е.Н. Малышевой)
Дискуссия - организационно сложная форма работы. Она требует определенной подготовленности ее участников - умения вести обсуждение (аргументировать положения, быстро находить необходимые примеры и доказательства, четко формулировать выдвигаемые предложения, мысли), достаточного кругозора, запаса знаний и представлений. Её продуктивность зависит от степени активности обучающихся, которую нужно умело «развязывать» и ненавязчиво направлять.
Целевое назначение дискуссии состоит в том, чтобы обогащать обучающихся новыми знаниями, убеждать их в истинности информации, способствовать формированию взглядов и убеждений. Предметом дискуссии могут быть не только содержательные проблемы, но и нравственные, а также межличностные отношения самих участников группы. Результаты таких дискуссий (особенно когда создаются конкретные ситуации морального выбора) гораздо сильнее модифицируют поведение человека, чем простое усвоение некоторых моральных норм на уровне знания. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые имеются у обучающихся. Особая роль в проведении дискуссии принадлежит педагогу. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого обучающегося. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться в ходе дискуссии; подбирает основную и дополнительную литературу; распределяет функции и формы участия обучающихся в коллективной работе; руководит всей работой; подводит итоги состоявшейся дискуссии. Во время дискуссии педагог задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения, фиксирует противоречия в рассуждениях. Во время проведения дискуссии необходим доверительный тон общения с обучающимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу обучающихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества. Достаточно широко используется дискуссия и при организации профориентационной работы [12]. Приведем примерный сценарий профориентационной дискуссии.
План
1. Актуальные компетенции для развития общества (творчество, проектирование, дизайн, командообразование, цифровые технологии). 2. Изобретения, достижения и даты (российские) - широта талантов. 3. Любое изобретение можно использовать во зло или благо (примеры с их + и -). 4. Таланты, направленные на развитие себя, а также увеличение благосостояния и комфорта: Общество потребления - путь в никуда (потребление продуктов чужого творчества, потребление талантов узкой части людей, увеличение капитала за счет большей части людей-потребителей). 5. Развитие человеческих качеств, духовности, души, как условие здоровой жизни и развития общества, - первый и важнейший талант. 6. Учитель - талант по созданию, сотворению качественно иного продукта - человека. Важность и актуальность профессии учителя. 7. Современный учитель - универсальный специалист. Не каждый будет работать в школе, но каждый на любом месте будет способен не только сам быть человеком с большой буквы, но и нести это окружающим. Учитель - это не профессия, это особое миропонимание, мироощущение и просто состояние души, когда неосознанно всегда стремишься сделать мир лучше. 8. Призыв: самых ответственных, умных, талантливых, добрых и преданных истинным человеческим ценностям ждут наши школы.
Сценарий
(Содержание слайдов к сценарию представлено в Приложении 2)
|
(Содержание слайдов к сценарию представлено в Приложении 2)
|
Слайд*
|
Речь
|
1 титул
|
Ребята, сегодня мы хотим поговорить с вами о том, что такое таланты и какие таланты важнее всего для общества, в котором вам скоро предстоит определять свое место.
|
2
|
Все слышали о понятии «актуальные компетенции»? Кто знает, что такое «компетенции»? (диалог)
|
3
|
(диалог) Знания? Умения? - Нет!
|
4
|
Это способность решить поставленную задачу в конкретных реальных условиях. Конечно же, без знаний и умений этого не сделать. Но только их недостаточно.
|
5
|
А вот если человек блестяще справляется с любой стоящей перед ним задачей, то говорят, что он успешен, и он просто талант! Соответственно, «актуальные» - это те компетенции, которые необходимы человеку, чтобы быть успешным сейчас, сегодня, в наше время.
|
6
|
На ваш взгляд, какие компетенции актуальные сегодня? (диалог) Выделим основные: В области цифровых технологий - создавать, применять и обеспечивать сервис современных программных и электронных продуктов, которые основаны на работе с большими данными, робототехнике, мехатронных системах, беспроводных коммуникациях и т. д. Проектное мышление - способность мыслить продуктивно, отсекая все неважное, достигать планируемого результата с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Результат тут - это продукт для конкретных практических целей. Командообразование - способность мобильно создать или просто работать в команде, где каждый отвечает за свою часть работы и не может подвести всю команду. Команда - это могут быль совершенно незнакомые люди. И здесь важно уметь налаживать коммуникации. Ну и, конечно же, - творческий подход и художественный вкус - это способность создать, придумать что-то свое, уникальное, соединить функциональность и дизайн. Наполнить любой продукт красотой и гармонией.
|
7
|
Как показывает история, широка и богата же наша Родина на таланты!
|
8
|
Все знают, чем знаменит день 12 апреля? Всемирный день авиации и космонавтики. 12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля.
|
9
|
А про 15 апреля кто-то знает? День специалиста по радиоэлектронной борьбе. Впервые радиоэлектронная борьба была применена силами ВМФ России в ходе Русско -японской войны. 15 апреля 1904 года во время артиллерийского обстрела, который японская эскадра вела по внутреннему рейду Порт-Артура, радиостанции российского броненосца «Победа» и берегового поста «Золотая гора» путём создания преднамеренных помех серьезно затруднили передачу телеграмм вражеских кораблей-корректировщиков.
|
10
|
А какой день отмечают 18 апреля? Это Всемирный день радиолюбителя. 18 апреля, в 1925 году, в Париже энтузиастами радиодела был создан «Международный радиолюбительский союз» призванный объединить всех людей, занимающихся радиолюбительской связью, которая в то время считалась чем-то фантастическим.
|
Слайд*
|
Речь
|
11
|
Какое множество талантов! Лазарь Сербин - установил в 1404 г. первые башенные часы в Москве, украшенные механической фигурой человека, отбивающим каждый час в колокол. Это был первый в мире робот-андроид! Леонард Эйлер - ввёл матанализ в механику машин. Иван Ползунов - создатель первой в мире двухцилиндровой паровой машины; изобрёл поплавковый регулятор уровня воды в котле (начало автоматизации котельных установок). Михаил Ломоносов - основал приборостроение в России, изобрёл десятки конструкций станков и приборов, создал первый прототип вертолёта (с двумя соосными винтами), механизировал свою стекольную фабрику и первую в России химическую лабораторию. Козьма Фролов - строитель крупнейших в мире гидравлических сооружений XVIII века Пафнутий Чебышёв - великий математик и механик; изобрёл первый в мире шагающий механизм («стопоход»), а также первый русский арифмометр и другие механизмы. Владимир Дикушин - внедрил станки с ЧПУ, построил первый автоматизированный завод поршней Александр Кемурджиан - создатель первых в мире планетоходов («Луноход-1» и марсоход ПРоП-М), разработчик специальных роботов-ликвидаторов аварии на ЧАЭС Инженеры, математики, архитекторы, философы-мыслители - их не перечислить!
|
12
|
Ребята, а чем, на ваш взгляд, измеряется талант? Как мы понимаем, что человек талантлив в какой-то области? (диалог)
|
13
|
Сделал много (предметов, изобретений, произведений....)? Или сделал много для людей? Почему некоторые люди всю жизнь что-то создают, а никому не известны, никто не говорит об их таланте? Наверное, все-таки талант измеряется тем воздействием, которое человек своей деятельностью оказывает на окружающих людей.
|
14
|
И вот тут мы хотим обратить ваше внимание на одну маленькую, но очень важную деталь: должен ли талантливый человек задумываться, как повлияет его творчество на окружающих? Лежит ли на нем ответственность за последствия? (диалог)
|
15
|
Действительно, есть открытия, которые затем могут быть использованы как для созидания, так и для разрушения. Это, как правило, открытия в фундаментальных науках - физике, химии и т. д. Это прерогатива лишь малой части отдельных людей.
|
16
|
Но есть огромное множество изобретений и произведений, которые заведомо несут определенное воздействие на окружающих. И чем талантливее человек, тем большее влияние он оказывает, и только его ответственность определяет, разрушает ли он чьи-то жизни или помогает им.
|
17
|
Почему вопрос ответственности за то, в чем все мы талантливы, так важен?
|
|
Если не мы сами, то ответственность за использование продуктов нашего творчества возьмут другие. И не факт, что это будут люди с высокими моральными качествами. Именно на таких принципах стоит общество, в котором главное - что-то сделать и заработать за это деньги, а дальше - хоть трава не расти. Это называется общество потребителей: делайте, что хотите, главное, не трогайте мое комфортное существование.
|
Слайд*
|
Речь
|
18
|
История, которая развертывается на наших глазах на Западе прямо сейчас, показывает нам довольно яркие примеры, к чему идет общество комфортного потребления. Это приводит к тому, что не отдельные люди, а целые страны теряют свою самостоятельность, потому что привыкли свой комфорт получать в обмен на право принимать ответственные решения. Общество потребления - это потребление продуктов чужого творчества, потребление чужих талантов, когда узкий круг людей принимает решения за счет большей части людей-потребителей; это таланты, направленные на развитие только себя, на увеличение благосостояния и комфорта только для себя. Общество потребления - путь в никуда. Быть ответственным - это всегда труднее. Но без этого нам грозит превратиться в общество потребителей, этаких розовых поросят, которых холят и лелеют с одной нехорошей целью.
|
19
|
А теперь посмотрите друг на друга, посмотрите на себя - ведь мы все обладаем талантами! Кто-то очевидными, прямо бросающимися в глаза: рисовать, петь, играть на гитаре, конструировать роботов, решать задачи по математике.
|
20
|
А у кого-то талант не так заметен, но есть он у каждого. Кто-то здорово пишет блоги, другой - может договориться с кем угодно о чем угодно, третий - обладает прямо железным терпением и т. д. У каждого есть талант. С его помощью каждый из нас может не просто сделать жизнь лучше, а сделать лучше наше общество.
|
21
|
Чем мы должны руководствоваться, чтобы наши таланты «работали» на развитие нашего общества, а не наоборот? (диалог) Если все обобщить, то можно сказать, что главное - это учитывать такие ценности, которые делают наше общество сильнее и устойчивее ко всем негативным влияниям: искренность, справедливость, доброта, сочувствие, сопереживание. Это то, что вносит человечность, даже духовность в любое изобретение или произведение.
|
22
|
Важный вывод, который мы должны четко усвоить, - развитие общества невозможно без развития духовности. Талант по созданию, сотворению качественно иного продукта - человека - это первейший и важнейший из талантов, который, впрочем, доступен каждому.
|
23
|
А теперь скажите, как вы думаете, кто главные творцы человеческих душ? (диалог) Это учителя! Учитель всегда рядом, как само собой разумеющееся, даже обыденное явление. И мы, практически, перестаем замечать, какое огромное значение он имеет в развитии не просто каждого из нас, но и в становлении всего общества в целом. Первый талант учителя - не передать информацию, он не инструмент и не машина, а помочь каждому из вас стать замечательным человеком, отличным другом, достойным членом общества. Наличие всех других талантов сделает жизнь общества более легкой, но в контексте истории, - недолгой. Поэтому Учитель - это, наверное, самая важная профессия на свете.
|
24
|
Кто такой: современный учитель?
|
|
Это универсальный специалист. Он знает свой предмет, может организовать любое мероприятие, может сам придумать и выполнить любой проект.
|
Слайд*
|
Речь
|
25 26
|
Мы вам покажем, кто такой современный учитель на примере студентов Тобольского пединститута - будущих учителей математики, физики и информатики (машина Голдберга 2022, 2023)
|
27-32
|
Фото
|
33
|
Учитель - это самая творческая профессия! Постоянно выдумывать что-то новое, интересное и при этом еще и нести доброе, светлое, человечное - вы не представляете, насколько интенсивно используют свой интеллект ваши учителя! Но при этом ни одна другая профессия не приносит столько удовлетворения! Самых ответственных, умных, талантливых, добрых и преданных настоящим человеческим ценностям ждут наши школы!
|
34
|
А мы ждем, чтобы дать вам эти универсальные компетенции. Не каждый выпускник пединститута будет работать в школе, но каждый на любом месте будет способен не только сам быть человеком с большой буквы, но и нести это окружающим. Учитель - это не профессия, это особое миропонимание, мироощущение и просто состояние души, когда неосознанно всегда стремишься сделать мир лучше. Спасибо, ребята, за внимание!
|
Подобные дискуссии могут быть проведены на основе информации о достижениях студентов других вузов, разных профилей подготовки направления «Педагогическое образование».
Источник: Как помочь в выборе профессии на разных возрастных этапах [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / коллектив авторов-составителей: Е.С. Васильева, Ю.М. Гибадуллина, Г.А. Ечмаева, Т.Н. Жданова, Е.В. Клименко, Э.П. Кожевникова, Е.Н. Малышева, Г.В. Никитина, Н.В. Першина, Л.Х. Фаизова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова / под ред. Э.П. Кожевниковой, Т.А. Ярковой. - Электрон. текст. дан. (6,3 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. - 223 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 6,3 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана. |