На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Инструментарий лидерства - Командообразование
Инструментарий лидерства - Командообразование
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Инструментарий лидерства
Стили лидерства
Командообразование
Саморазвитие лидера
Все страницы

 

3.3. Командообразование

Команда – группа из двух или более людей, координирующая свои действия и трудовые усилия для достижения определенной цели, к которой они стремятся и за выполнение которой считают себя ответственными друг перед другом.
Хотя команда – это группа людей, но эти два термина не являются по сути тождественными. Менеджер может собрать группу, но при этом не создать команду. В табл. 3.8 приведены различия группы и команды.

Таблица 3.8
Различия между группами и командами

Группа

Команда

Имеет назначаемого сильного лидера

Роль лидера переходит от одного члена к другому

Индивидуальная подчиненность

Индивидуальная и взаимная подчиненность (каждый подчиняется каждому)

Цель – та же, что и у организации

Специфическое    видение    или
цель

На   выходе   –   продукты   индивидуального
труда

На выходе – продукты коллективного труда

Встречи «необходимы и достаточны»

На встречах ведутся неограниченные по времени дискуссии и решаются все вопросы

Эффективность измеряется косвенным образом в виде влияния на бизнес (финансовые показатели)

Эффективность  измеряется непосредственно в виде оценки коллективной работы

Каждый   член   группы   имеет собственный
круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания

Совместные общение, принятие решений и рабочие задания

Эффективная и слаженная работа предполагает наличие у команды определенных характеристик. Особое значение имеют:
Размер команды. В крупных командах (более 10 участников) уровень приверженности целям команды у ее членов относительно невысок.
Многообразие по составу, с точки зрения функциональной принадлежности и профессиональных навыков, стилей мышления и личностных характеристик часто становится источником креативных идей.
Роли участников команды можно условно поделить на две группы:
1) ответственные за решение задач (инициативность, обмен мнениями, поиск информации, подведение итогов, энергичность) роли;
2) роли социально-эмоциональной поддержки (воодушевление, создание гармонии, снижение эмоциональной напряженности, стремление соответствовать команде, готовность к компромиссам);
Роли в команде (Р.М. Белбин). Характеристики перечисленных ниже ролей представлены в предлагаемом практическом задании.
► Реализатор.
► Координатор.
► Творец.
► Генератор идей.
► Исследователь.
► Эксперт.
► Дипломат.
► Исполнитель.
► Специалист (слабый командный игрок).
Согласно приведенной классификации, некоторым членам команды могут быть присущи «плавающие роли», например:

► Координатор – Реализатор.
► Генератор идей – Исследователь.
► Реализатор – Дипломат.
► Исследователь – Исполнитель.
► Специалист – Исследователь.
В табл. 3.9 представлены структуры ролей в команде для технических и производственных команд, а также для творческих и инновационных команд.
Таблица 3.9
Структура ролей для команд различных типов

Технические и производственные
команды

Творческие и инновационные
команды

Генератор идей

Генератор идей
Специалист

Координатор

Генератор идей (3 участника)

Творец

Генератор идей – Дипломат

Реализатор (2 участника)

Координатор (2 участника)

Исследователь

Творец

Эксперт

Исследователь (2 участника)

Дипломат

Исследователь – Творец

Исполнитель (3 участника)

Эксперт

Специалист

Исполнитель

 

Специалист

Как видно из табл. 3.9, для творческих и инновационных команд характерны «плавающие роли».
Сплоченность команды – степень преданности команде ее участников.
Детерминанты сплоченности команды:
► Командное взаимодействие (количество контактов).
► Концепция общих целей (согласие членов команды с выдвинутыми целями).
► Привлекательность команды для каждого ее члена (схожесть установок и ценностей).
► Умеренная конкуренция между командами.
► Успехи и одобрение со стороны других сотрудников организации. Командные нормы – принимаемые всеми членами группы стандарты поведения. Командные нормы определяют границы допустимого и недопустимого поведения.
Роль лидера в команде сводится к объединению участников команды вокруг общей цели и распределению власти.
Командообразование – концепция, направленная на повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование позитивных поведенческих отношений, включающих набор инструментов и механизмов по подбору членов команды, формированию и развитию навыков командной работы, созданию и укреплению командного духа.
Командообразование – сложный процесс, состоящий из:
► формирования и навыков командной работы (team skills);
► формирования командного духа (team spirit);
► формирования команды (team building).
Команды формируются при наличии и соблюдении ряда условий:
► Отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов.
► Чувство взаимной ответственности за действия каждого.
► Совпадение канонической структуры управления с неформальной структурой межличностных отношений.
► Руководитель – неформальный лидер.
В теории существует множество подходов к типологизации команд.
Рассмотрим наиболее распространенные и современные типы команд.
Формальные команды (группы) создаются как часть формальной организационной структуры, они, в свою очередь, подразделяются таким образом:
► Вертикальная команда (функциональная – отдел).
► Горизонтальная команда – состоит из работников одного уровня, но из разных подразделений (например: новый продукт, образовательная программа), по достижению целей распускается.
► Комитет – долгосрочное образование (жалобы, награды).
► Команда целевого назначения (команда проекта) – создается вне структуры.
Самоуправляемые команды функционируют без прямого участия менеджера, их основные характеристики:
► 5-10 человек, обладающих различными навыками;
► самостоятельное принятие решений;
► самокоординация;
► самоконтроль;
► доступ к ресурсам (информации);
► приспособление к изменяющимся условиям.
Наибольшую популярность в современном бизнесе приобретают виртуальные команды, члены которых рассредоточены географически и осуществляют взаимодействие по Сети. Для виртуальных команд характерны:
► использование технологий для установления отношений (онлайнсоциализация);
► психологически безопасная виртуальная культура;
► мониторинг процесса и вознаграждение членов команды.
Глобальные команды – международные команды из представителей разных стран и национальностей, члены которых встречаются лично.
Глобальные команды могут быть результатом трансформации виртуальных команд. Существенной особенностью глобальных команд является требование затрат на обучение.
Типология команд, сформированных в современных условиях, в зависимости от их предназначения может быть следующей:
► Команды, занимающиеся подготовкой рекомендаций (консалтинг).
► Команды, создающие команды.
► Производственные команды.
► Управляющие команды.
В организации могут мирно сосуществовать команды разных типов. При формировании команд (team building) менеджеры, как правило,
руководствуются определенными подходами.
Целеполагающий подход основан на умении выбора, ориентации, реализации целей.
Межличностный подход сфокусирован на улучшении межличностных отношений.
Ролевой подход основывается на предположении, что команды состоят из частично перекрывающих друг друга ареалов ролей.
Динамический подход (К. Левин) – формирование команды происходит при последовательном прохождении установленных стадий.
Команда в своем развитии проходит ряд последовательно сменяющих друг друга стадий:
1. Формирование: знакомство участников, установление дружественных отношений; высокий уровень неопределенности.
2. Бурление (притирка): проявление личностных качеств, конфликты и разногласия.
3. Нормализация: гармония, единение, эмоциональный подъем; стадия проходит быстро.
4. Выполнение работы (полноценное функционирование): активное прямое общение, концентрация на максимально высоких результатах.
5. Усталость, уход, расформирование.
Характеристики каждой стадии развития представлены в табл. 3.10.

Таблица 3.10
Стадии развития команды

Стадия

Ответственность

Причастность

Эмоциональность

Производительность

Формирование

Перекладывание на руководителя

Отсутствует

Умеренные эмоции

Небольшая

Бурление

Перекладывание друг на друга

Отсутствует, негатив

Бурные негативные эмоции

Отрицательная

Нормализация

Осознание ответственности

Осознание наличия команды

Снижение эмоционального накала, появление рациональных суждений и
решений

Небольшая

Выполнение работы

Личная ответственность

Есть

Рациональность при позитивном эмоциональном
фоне

Высокая, синергетический эффект

Усталость

Уход от личной ответственности

Снижается

Умеренно нега- тивные эмоции

Падает

Эффективность работы команды определяется:
► личным удовлетворением участников;
► количеством и качеством результатов командного труда и их соответствием заданным целям;
► способностью к адаптации и обучению.
Не все индивиды склонны к командной работе по причинам:
► отказа от собственной независимости;
► необходимости проявления терпимости к наличию «балласта» в команде;
► готовности к признанию дисфункциональности команды.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.