Страница 2 из 4
3.2. Стили лидерства
Под стилем лидерства (руководства) следует понимать характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления людьми. Существует три основные теории руководства: 1. Подход с позиций личных качеств (личностная теория, «теория великих людей»). 2. Поведенческий подход. Эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными. 3. Ситуационный подход. При объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом. Согласно теории подхода с позиций личных качеств, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для руководителей личных качеств. Некоторые из этих качеств: ► уровень интеллекта и знаний; ► впечатляющая внешность; ► честность; ► здравый смысл; ► инициативность; ► социальное или экономическое образование; ► высокая степень уверенности в себе.
Владение этими качествами означает, что перед нами – руководитель. При использовании поведенческого подхода эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными. Существует несколько теорий или моделей в рамках поведенческого подхода. 1. Автократичное и демократичное руководство Авторитарный стиль. Для руководителя, который придерживается данного стиля, характерны следующие черты поведения и отношения к подчиненным: ► Важен только результат. ► Мотивация подчиненных основана на беспрекословном подчинении. ► Подчиненные не привлекаются к управлению. ► Жесткая требовательность. Демократический стиль: ► Важны и результаты, и способы достижения. ► Мотивация основана на удовлетворении как материальных, так и нематериальных потребностей. ► Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению. ► Требовательность в сочетании с доверием. Либеральный (попустительский) стиль: ► Результаты не важны. ► Мотивация практически отсутствует. ► Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении. ► Низкая требовательность. 2. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке (Рэнсис Лайкерт, Мичиганский университет). Руководитель, сосредоточенный на работе (ориентированный на задачу) думает только о достижении поставленных целей и производительности труда и практически не думает о людях. Руководитель, ориентированный на человека. Повышение производительности труда должно достигаться путем совершенствования человеческих отношений. В рамках поведенческой теории разработана управленческая решетка или координатная сетка лидерства. Ее разработали Р. Блэйк, Дж. Моутон из Техасского университета. Она основана на двух координатах: степень учета интересов сотрудников (внимание к людям) и степень учета интересов производства (внимание к производству). Каждая координата шкалирована девятью баллами (рис. 3.1). Обедненное управление (1,1) – минимальные усилия по выполнению рабочих заданий, направленные на сохранение принадлежности к организации.
Управление загородным клубом (1,9) – повышенное внимание к потребностям сотрудников, направленное на установление хороших взаимоотношений, дружественной атмосферы и ускорения сроков выполнения работ.
Рис. 3.1. Координатная сетка Блэйка–Моутона
Управление командой (9,9) – исполнение рабочих заданий достигается за счет высокого вовлечения сотрудников: взаимозависимость за счет общей работы в интересах организации ведет к взаимоотношениям доверия и уважения Организационное управление (5,5) – нормальная работа организации обеспечивается равновесием между необходимостью выполнения рабочих заданий и поддержанием здорового морального духа коллектива. Управление «власть–полномочия» (9,1) – эффективность результатов достигается за счет создания таких условий труда, когда роль человеческого фактора минимальна. Ситуационный подход заключается в том, что при объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом. В рамках ситуационного подхода разработаны четыре модели лидерства. 1. Ситуационная модель руководства Фреда Фидлера. Эта теория объединяет стили руководства и организационные ситуации. В конкретную ситуацию надо помещать руководителя, индивидуальный стиль которого соответствует характеру ситуации. Производится диагностика как стиля руководства, так и организационной ситуации. Основные стили руководства по этой теории: руководитель, ориентированный на задачу; руководитель, ориентированный на взаимоотношения. Ситуация характеризуется взаимоотношениями между руководителем и подчиненными (хорошие – плохие), структурой задачи (структурирована – не структурирована), должностной властью руководителя (большая – ограниченная) (табл. 3.3).
Таблица 3.3 Характеристики ситуации
Параметр ситуации
|
Значение параметра ситуации
|
Взаимодействие «руководитель – подчиненные»
|
Хорошие
|
Плохие
|
Структура задачи
|
Структурированная
|
Не структурированная
|
Должностная власть руководителя
|
Большая
|
Ограниченная
|
Варианты ситуаций могут быть следующие: 1. Хорошие – структурированная – большая. 2. Хорошие – структурированная – ограниченная. 3. Хорошие – не структурированная – большая. 4. Хорошие – не структурированная – ограниченная. 5. Плохие – структурированная – большая. 6. Плохие – структурированная – ограниченная. 7. Плохие – не структурированная – большая. 8. Плохие – не структурированная – ограниченная. Варианты 1-2 характеризуют ситуацию как очень благоприятную, варианты 3-6 – как среднюю и варианты 7-8 – как очень неблагоприятную. В очень благоприятной и очень неблагоприятной ситуации наиболее эффективным будет руководитель, ориентированный на задачу. В средней ситуации наиболее эффективен руководитель, ориентированный на взаимоотношения.
2. Подход Теренса Митчелла и Роберта Хауса «путь–цель». Согласно этой теории, существуют четыре стиля руководства: стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий участие (партисипативный), и стиль, ориентированный на достижение. В табл. 3.4 приводятся характеристики перечисленных стилей. Ситуационными факторами в этом подходе являются: ► Личные качества подчиненных. ► Требования и воздействия со стороны внешней среды. Таблица 3.4
Стили
|
Характеристики
|
Поддержки
|
Руководитель старается сделать труд подчиненных более приятным, общается как с равными и демонстрирует дружелюбие
|
Инструментальный
|
Руководитель сообщает подчиненным, что он от них хочет, дает конкретные указания, что и как надо сделать. Роль руководителя понятна всем
|
Партисипативный (поощряющий участие)
|
Руководитель делится информацией, использует идеи подчиненных для принятия решений группой
|
Ориентированный на достижение
|
Руководитель ставит довольно напряженную цель, ожидая, что подчиненные будут работать в полную меру своих возможностей. При этом он вселяет в подчиненных уверенность, что они способны работать высокоэффективно
|
Ориентированный на достижение Руководитель ставит довольно напряженную цель, ожидая, что подчиненные будут работать в полную меру своих возможностей. При этом он вселяет в подчиненных уверенность, что они способны работать высокоэффективно
3. Теория жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланшара. Согласно этой теории, самые эффективные стили руководства связаны с достигнутым подчиненными уровнем «зрелости» (табл. 3.5). Зрелость подчиненных определяется способностью нести ответственность, желанием достичь поставленной цели, образованием и опытом в решении задачи. Таблица 3.5 Характеристики стилей руководства и ситуационные факторы в рамках подхода Херси–Бланшара
Стиль руко- водства
|
Характеристика стиля
|
Уровень зрелости подчиненных (ситуационный фактор)
|
Давать указания
|
Сочетание большой степени ориентированности на задачу и малой – на человеческие отношения
|
Низкий. Подчиненные не хотят и не могут отвечать за поставленную задачу
|
Продавать
|
В равной степени высокая ориентация и на задачу, и на отношения
|
Средний. Хотят принять ответственность, но не могут
|
Участвовать
|
Высокая степень ориентации на человеческие отношения и низкая – на задачу
|
Умеренно высокий. Могут, но не хотят отвечать за выполнение поставленной задачи
|
Делегировать
|
Низкая степень ориентации и на задачу, и на отношения
|
Высокий. Могут и хотят нести ответственность за выполнение поставленной задачи. Подчиненным не надо ничего объяснять, они сами знают, что им делать
|
Окончание табл. 3.5 Стиль руководства Характеристика стиля Уровень зрелости подчиненных (ситуационный фактор) Продавать В равной степени высокая ориентация и на задачу, и на отношения Средний. Хотят принять ответственность, но не могут Участвовать Высокая степень ориентации на человеческие отношения и низкая – на задачу Умеренно высокий. Могут, но не хотят отвечать за выполнение поставленной задачи Делегировать Низкая степень ориентации и на задачу, и на отношения Высокий. Могут и хотят нести ответственность за выполнение поставленной задачи. Подчиненным не надо ничего объяснять, они сами знают, что им делать
4. Модель принятия решений руководителем Врума–Йеттона. Предполагает пять стилей: от автократического до полного участия (табл. 3.6). При выборе стиля внимание концентрируется на процессе принятия решений, т.е. что должен требовать руководитель и как вести себя с подчиненными при принятии решения. Таблица 3.6 Характеристики стилей руководства в рамках модели Врума–Йеттона
Стиль руководства
|
|
Характеристика стиля
|
Автократический
|
А1
|
Руководитель сам решает проблему, используя собственную информацию
|
Автократический
|
А2
|
Руководитель, принимая решение, запрашивает информацию у подчиненных, не ставя их в известность o принятом решении
|
Консультативный
|
К1
|
Руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается. Принимает решение по своему усмотрению
|
Консультативный
|
К2
|
Руководитель излагает проблему группе подчиненных, весь коллектив выслушивает все возможные решения. Решение принимает самостоятельно
|
Полное участие
|
У2
|
Руководитель излагает проблему группе подчиненных, вместе с ними ищет решения, пытается достичь консенсуса. Решение принимает группа
|
Для оценки ситуации руководитель должен ответить на следующие вопросы: ► Имеются ли требования к качеству решения, позволяющие определить предпочтительность одного решения перед другим? ► Имеется ли достаточная информация для принятия качественного решения? ► Структурирована ли проблема? ► Существенно ли для эффективного выполнения решения согласие с ним подчиненных? ► Есть ли уверенность, что подчиненные поддержат решение, принятое руководителем самостоятельно? ► Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решая данную проблему? ► Не влечет ли принятое решение конфликт между подчиненными? Субституты лидерства В рассмотренных ситуационных подходах к осуществлению руководства главное внимание уделяется стилю лидера, особенностям подчиненных и характеристикам ситуации. В данном подходе предполагается, что ситуационные переменные оказываются настолько сильными, что фактически заменяют или нейтрализуют потребность в руководстве. Сторонники этого подхода стараются описать условия, в которых стиль руководства частично или полностью теряет свое значение. Субституты – это такие ситуационные условия, в которых руководство становится ненужным или стиль руководства не имеет значения. Например, если сотрудники обладают более высоким, чем руководитель уровнем квалификации и в достаточной степени ориентированы на достижение цели, то они не нуждаются в руководителе, который разъяснял бы им задачу и указывал, что и как им делать. К числу субститутов руководства следует отнести и сплоченность коллектива. Высокоструктурированная задача делает ненужным руководство, ориентированное на задачу. Нейтрализаторы – это такие ситуационные условия, которые мешают руководителю продемонстрировать определенные модели поведения. Примером нейтрализатора является физическая удаленность руководителя от подчиненных или ограниченность должностных полномочий руководителя. В табл. 3.7 приведены ситуационные переменные, которые заменяют или нейтрализуют характеристики лидерства.
Таблица 3.7 Субституты и нейтрализаторы лидерства
Переменная
|
Лидерство, ориентирован- ное на задачу
|
Лидерство, ориентированное на сотрудников
|
Организационные переменные
|
Сплоченность коллектива
|
Заменяет
|
Заменяет
|
Формализация
|
Заменяет
|
Не влияет
|
Жесткость
|
Нейтрализует
|
Не влияет
|
Ограниченная должностная власть
|
Нейтрализует
|
Нейтрализует
|
Физическая удаленность
|
Нейтрализует
|
Нейтрализует
|
Характеристики рабочих задач
|
Высокоструктури- рованная задача
|
Заменяет
|
Не влияет
|
Автоматическая обратная связь
|
Заменяет
|
Не влияет
|
Внутреннее удовлетворение
|
Не влияет
|
Заменяет
|
Характеристики коллектива
|
Профессионализм
|
Заменяет
|
Заменяет
|
Обучение/опыт
|
Заменяет
|
Не влияет
|
|