Задачи:
- формировать у детей представления о том, что существуют рядом права человека и его обязанности;
- познакомить детей с правом на жизнь;
- учить пользоваться своими правами и цивилизованно их защищать.
Материалы: Иллюстрации: сова, лесные жители, сказка «Волк и семеро козлят», иллюстрации к сказке, книга «Всеобщая декларация прав человека» (Мн., 1998 г.)
Ход занятия 1 этап. Рассказ учителя о том, что с давних времен люди живут вместе, работают, отдыхают. И чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила: как играть, отдыхать, говорить, работать. Система правил и норм поведения человека оформляется в виде права. У каждого человека есть права и обязанности. Это то, что нужно делать обязательно:
- прилежно учиться;
- помогать родителям;
- быть вежливым;
- бережно относиться к вещам;
- бережно относиться к природе;
- соблюдать правила дорожного движения.
(Обязанности записаны на лепестках цветика-семицветика, дети отрывают лепестки и вместе читают). - Для вас, малышей, - говорит учитель, - в Республике Беларусь взрослые создали Закон «О правах ребенка». В нем перечисляется много прав, которые говорят о том, что государство заботится о детях. 2 этап. Игра в «Лесную школу». - Согласны ли вы быть учениками «Лесной школы?» Сова хочет что-то вам рассказать. (Дети надевают маски зверей и птиц). - Здравствуйте, дети. Послушайте, что я вам расскажу:
- Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые права. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры. Каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.
- Каждый ребенок имеет право на образование. Вы ходите в школу, бесплатно учитесь.
- Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.
- Никто не имеет права никого обижать, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а не размахивая кулаками.
- Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет права его за это наказывать.
- Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом. Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.
- Никто не имеет права вмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т.д.
- Каждый имеет право на отдых. Детям в школе даются каникулы, а взрослым на работе – отпуск. У детей и взрослых есть выходные дни.
Учитель спрашивает у детей, понравился ли им рассказ Совы. Почему? Все благодарят Сову за мудрый и интересный рассказ. 3 этап. Учитель читает сказку «Волк и семеро козлят», дети рассматривают иллюстрации. 4 этап. «Умей постоять за себя». Детям дается задание после прослушивания ответить на вопросы:
- Почему волк поступил плохо?
- За что вы осуждаете волка?
После ответов продолжение беседы.
- Волк лишил жизни козлят. Как вы думаете, им хотелось жить? Кто нарушил их право на жизнь?
Все люди, в том числе и дети, должны сами стремиться защищать себя и свою жизнь. Прежде всего никого чужого не впускать в дом, не вступать в доверительные разговоры с незнакомыми людьми, соблюдать правила дорожного движения, правильно пользоваться режущими и колющими предметами, не играть с огнем и т.д. Каждый ребенок имеет право на жизнь. И никто не имеет права лишать его жизни. Но не следует забывать о том, что есть плохие люди. И конечно, самим не надо быть плохим. Наше право на жизнь защищает милиция. Охраняет нас от бандитов и хулиганов. Помните: если вам грозит опасность, нужно звонить по телефону 0-2. 5 этап. «Набирайся силы». Дети слушают отрывок из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр». Но сначала выясняется суть слова «мой-до-дыр» Одеяло убежало, Улетела простыня. И подушка, как лягушка, Ускакала от меня… Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал, как от огня Что такое? Что случилось? Отчего же все кругом Завертелось, закружилось И помчалось колесом? - Почему от мальчика убежали все вещи? – спрашивает учитель. Дети делают вывод: «Чистота – залог здоровья». Важно, чтобы у человека были чистая кожа, чистые руки. Тогда инфекции трудно будет проникнуть в организм. Как правило, не болеют люди сильные, закаленные, которые занимаются спортом. Учитель проводит с детьми спортивные игры, эстафеты. Учитель предлагает ребятам послушать, почему потом подружился с мальчиком – грязнулей Мойдодыр. Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я, Наконец-то ты, грязнуля, Мойдорыру угодил. Надо, надо умываться По утрам и вечерам! А нечистым трубочистым – Стыд и срам! Стыд и срам! Если уж случится, что ребенок заболеет, то за его жизнь борются врачи. Надо только позвонить по телефону 0-3, вызвать участкового врача или пойти к нему на прием. Лечение в нашей стране бесплатное. Врачи защищают нас от болезней и от смерти.
6 этап. – С какими правами человека мы сегодня познакомились? (Дети отвечают). Игра «Как часто мы имеем право на …?» На доске записаны слова: а) иногда; б) чаще всего; в) всегда. Учитель называет права, дети хором отвечают. - Как сам человек, прежде всего, должен заботиться о своей жизни? Дети отвечают и делают выводы: 1) соблюдать правила безопасности, 2) предупреждать болезни, 3) соблюдать правила дорожного движения. - Что грозит людям, которые покушаются на жизнь другого человека, мешают жить другим? (От них отворачиваются, называют плохими; плохих людей наказывают, иногда изолируют от общества – сажают в тюрьму).
Материал разработан коллективом Слободской базовой школы Чашникского района |