Страница 1 из 8 Введение
«Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» Демокрит
Права человека! Права ребенка! Эти фразы прочно вошли в нашу жизнь и прижились в нашем обществе. Но еще звучат реплики, что мы не знаем своих прав, что они не выполняются, что не все понимают значимость этих юридических норм. Человек должен с детства расти с прочным пониманием необходимости знаний своих прав, обязанностей и прав других людей, чтобы его действия не наносили вред другим.
Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Каждое человеческое существо на земле и любая социальная общность должны обладать всей полнотой прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, без всякой дискриминации. Но этот принцип относится также и к выполнению людьми своих обязанностей перед обществом и друг перед другом. Они также являются всеобщими, универсальными ценностями. Человек обязан осуществлять свои права в корректной цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан. Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает особую актуальность в 14 – 15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов и когда познание это уже вызывается жизненной необходимостью. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридическую силу. Именно жизненность знаний является важнейшим принципом правового образования. Несмотря на комплексное осуществление воспитания школьников, на использование и совершенствование многообразных форм и средств воздействия на их сознание, к сожалению, можно констатировать и тот факт, что уровень как нравственного, так и уровень правового сознания у отдельных подростков еще невысок, несовершенна их правовая культура. Исходя из статистических данных в 2008 году в г. Витебске несовершеннолетними учащимися школ было совершено ? преступлений, ? правонарушений. Сухое чтение документов не может заинтересовать детей, помочь сформировать правовую культуру и знания. Необходимо регулярно проводить мероприятия обучающего и пропагандирующего характера с элементами игры с целью наиболее полного и продуктивного восприятия предложенной информации. Для повышения уровня правового воспитания и профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предлагаем методические материалы по проведению олимпиады правовых знаний «От прав ребёнка – к правам человека», а также материалы, которые могут быть использованы как в подготовке к олимпиаде так и для организации правового образования. На основании «Положения о городской олимпиаде правовых знаний учащихся учреждений образования г. Витебска «От прав ребёнка – к правам человека», в целях совершенствования работы по пропаганде правовых знаний, нравственно-правовому воспитанию, профилактике девиантного поведения, противоправных поступков, утверждению здорового образа жизни среди подростков, в г. Витебске в апреле состоялась олимпиада правовых знаний среди учащихся 8 классов. Олимпиада проходила в три тура:1 тур – школьный, 2 тур – районный, 3 тур – городской. Для участия в олимпиаде в учреждениях образования были созданы команды из учащихся 8 классов. Каждый класс представлял команду из 4 человек (в том числе 1 капитан команды). Обязательным условием является участие в команде подростков, состоящих на учете в ИДН, группе риска, СОП. Команда учреждения образования, занявшая 1 место в школьном туре, направляется для участия в районном туре олимпиады правовых знаний. Каждая команда для презентации готовит название, визитную карточку, эмблему. Время: до 3 минут. Капитан каждой команды готовит выступление в парламенте «Суров Закон, но он – Закон». Время: до 1 минуты. Команду сопровождают педагоги и болельщики. В городском туре олимпиады принимают участие команды, занявшие 1, 2, 3 место в районном туре. Формы проведения школьного тура олимпиады могут быть различными по усмотрению специалистов: викторина, брейн - ринг, ток-шоу, интеллектуальное соревнование и т.д., с использованием рекомендованных заданий. Районный и городской туры проводятся в форме интеллектуального соревнования, включая по 5 заданий. Задания оцениваются по 5-ти бальной системе. Победители определяются по наибольшему количеству баллов. Программа олимпиады построена с учетом индивидуальных особенностей участников. Рассматриваемые вопросы разделены на блоки и имеют определенную тематику:
- Первый блок включает представление команд и художественное творчество;
- Второй блок посвящен важным и значимым датам по защите прав человека;
- Вопросы третьего блока направлены на выявление знаний Конвенции о правах ребенка и Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»;
- Четвертый и пятый блоки отражают знания Конституции Республики Беларусь, уголовного и административного Кодекса Республики Беларусь.
Актуальность и практическая значимость методического материала олимпиады правовых знаний «От прав ребенка – к правам человека» заключается в оказании помощи по формированию общественных норм поведения и активной позиции гражданина Республики Беларусь, мотивации знаний правовых норм у подростков, склонных к противоправным действиям, а также по наполнению досуга учащихся организованными формами деятельности, усилению социально-педагогического контроля времяпрепровождения подростков. Подростки, принявшие участие в олимпиаде выразили единое мнение в том, что они не только показали свои знания но и получили информацию о законодательных документах, особенностях административной и уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений, а также инициировали ежегодное проведение и участие в олимпиаде. Данный материал адресован специалистам отделов образования, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам социальным, педагогам – организаторам, классным руководителям, а также работникам методических служб для практического использования в вопросах осуществления правового воспитания учащихся.
|