Страница 6 из 8
Приложение 4 Дидактический материал
«Хорошо и плохо» Инструкция: Определите: 1) автора;
- название произведения (первоисточник);
- назвать какие правонарушения описываются в стихотворении.
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо? Папа кодекс показал и ответил строго: Папа: Кто его не уважал, тому дали много. Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе Надо делать хорошо и не надо плохо. По дороге мальчуган побежал не глядя Ясно всем он хулиган И, на горе пап и мам, уж не станет дядей. Помни каждый гражданин, знай любой ребенок: Красный свет необходим для регулировок. Кто зеленый свет любил, посмотри, сынуля, Лет до ста дожил. Молодец, дедуля! В подворотне за углом молодежь толпится Рюмок звон и дым столбом – кто ж так веселится? Кто-то в лужицу прилег отдохнуть с подружкой Стал, как свинтус, паренек, а подружка хрюшка. Плохо, если на досуг взгляды однобоки, Для хороших для подруг наливайте соки! Вот какой-то паренек шустрый, не высокий Утащил ваш кошелек – это очень плохо! Если ты зарплату хочешь получить отличную, То использовать ты можешь занятость вторичную. Вышел мальчик на балкон (подышать он вышел) Нецензурный лексикон сразу он услышал. Мальчик кодекс изучал, наклонился кроха, Грозно пальчик показал и ответил: «Плохо»! Должен каждый говорить языком приличным И тогда мы будем жить в обществе отличном! Ответ:
- поэт Владимир Маяковский;
- стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- а) нарушение правил дорожного движения;
б) распитие спиртных напитков и нахождение в нетрезвом состоянии в общественном месте (административное нарушение); в) нецензурная брань в общественном месте (административное нарушение).
"Кроссворд"
По горизонтали:
- Половой акт с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния жертвы (изнасилование).
- Ссора, сопровождаемая взаимными побоями (драка).
- Поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, к
достоинству человека, крайнее бесчинство (хулиганство).
- Похищение автомобильного средства (угон).
По вертикали:
- Требование передачи имущества или прав на него под угрозой насилия
над лицом, во владении которого находится это имущество (вымогательство).
- Открытое похищение имущества (грабеж).
- Тайное хищение личного имущества граждан (кража).
- Умышленное или неосторожное лишение жизни человека (убийство).
- Вооруженное нападение с целью ограбления, убийства (разбой).
«Кроссворд»
По вертикали:
- Какой документ в Республике Беларусь имеет высшую юридическую силу? (Конституция)
По горизонтали: 2) Произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и …». (Наказание) 3) Неправомерное завладение транспортным средством. (Угон) 4) Уголовный или административный …(Кодекс) 5) Один из видов взысканий, который является денежным. (Штраф) 6) Всеобщая … прав человека. (Декларация)
«Ребусы» Разгадать ребусы на тему "Твои права". Каждый ребенок имеет право на … Ответы: жизнь, имя.
"Вопрос-ответ"
Инструкция: Зачитываются вопросы и предлагаемые варианты ответов, каждому участнику предлагается выбрать ответ и поднять соответствующую букву. 1. Общеобязательное правило, то, что признается обязательным: а) теорема; б) закон; в) норма. 2. Международный договор; важнейший международный акт в области прав человека: а) статья; б) конвенция; в) соглашение. 3. Основной закон государства, государственного устройства: а) декрет; б) указ; в) конституция.
- Определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения:
а) обязанность; б) право в) ответственность. 5. Вид действия, противоречащий правовым нормам: а) спор; б) разногласие; в) правонарушение.
- 6. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление:
а) наказание: б) поощрение: в) осуждение.
«Согласны ли вы …» Инструкция: Зачитываются утверждения, на которые участники должныдать положительный или отрицательный ответ, показав табличку «да», «нет». Обсуждение. Утверждения:
- Каждый человек должен отвечать за свои действия.
- Отстаивать свои права необходимо любым способом, даже если он (она) противоречит правилам и нормам, принятым в обществе.
- Только взрослые могут защитить права детей.
- Мужчины сильнее женщин, так как у них больше прав.
- Родители должны нести ответственность за воспитание своих детей.
- Ребенок до 18 лет не может обратиться в суд с целью защиты своих прав и интересов.
"Анализ ситуаций" Инструкция: Зачитываются ситуации. Обсуждение.
- Возвращаясь домой из школы, вы видите, что возле вашего подъезда старшие ребята толкают вашего соседа – мальчика младшего возраста. Ваши действия.
- Открыв кошелек, мама обнаруживает недостачу денег и в пропаже обвиняет вас. Вы точно знаете, что вы не виноваты. Что будете делать?
- Поругавшись дома с родителями, вы одеваетесь и буквально "вылетаете" из дома. Через некоторое время понимаете, что были не правы. Как вы будете действовать дальше?
- Входя в автобус, вы нечаянно задеваете женщину — пассажира автобуса, в результате чего она негативно высказывается в ваш адрес на весь автобус. Что вы будете делать?
- Дома вы часто подвергаетесь физическому насилию. Но вам это уже порядком надоело. Больше вы терпеть не можете. Ваши действия.
- Ваша мама заболела. Дав денег, она попросила купить в аптеке лекарства. По дороге в аптеку, вы встречаете друга, который приехал к родственникам в ваш город на два дня и завтра уезжает. Он предлагает зайти в компьютерный салон, поиграть, пообщаться. Как вы поступите?
«Коллаж" Участники делятся на группы. Изобразить на бумаге право: на лечение, на образование т.д., и подготовить защиту: придумать рассказ, спеть песню, рассказать стихотворение т.д.10 минут. Обсуждение (взаимосвязь с обязанностями).
"Аббревиатура"
Представьте себе, что слово "право" является аббревиатурой. Для того чтобы ее расшифровать, необходимо к каждой букве слова подобрать как можно больше слов, характеризующих это понятие. В результате может получиться следующее. Порядочность (во взаимодействии с окружающими, чтобы не нарушить прав других); Равенство (все люди равны); Активность (в защите и отстаивании собственных прав и интересов); Всегда, везде (соблюдать права); Ответственность (за свои действия и поступки), Обязанность.
"Составь стихотворение" Группам за 5—10 минут предлагается придумать стихотворение, используя конечные слова каждой строчки. .............................. права. .............................. слова. ............................ . закон. ............................... ..угон. ............................... отстоять. ............................... защитить. ............................... помогать. …………………….. и жить.
«Знай и соблюдай закон!» Чтобы поступков противоправных не совершать, Каждый должен непременно знать: За мелкое хулиганство: Нецензурную брань, приставание к людям, А также за пьянство Ваши родители заплатят штраф, И на учет непременно поставят вас. За клевету, оскорбление, Умышленное телесное повреждение Тот, кто содеял сие без причин, Штраф понесет до трех базовых величин. Родителям не устанем напоминать: Подросткам спиртное закон запрещает употреблять. Если к выпивке вы детей поощряете, Деньги свои вы зазря потеряете: Штраф в 10 базовых величин... Не забавно? За совершение действий противоправных? Если спиртные напитки (в том числе пиво) В компании ты распиваешь, Ну, а потом по улице с вызывающим видом гуляешь, Тоже родителям деньги придется платить, Чтобы успешнее сына иль дочку От вредных привычек отучить. Закон выполнять нужно всюду и всем. Это избавит от многих проблем. В законопослушном мире и жить приятно. Вроде все просто и понятно.
|