Чтобы развить эмоционально-волевую сферу ребенка с расстройством аутистического спектра, включите в занятия элементы арт-терапии. В статье – описание четырех арт-терапевтических техник. Их можно проводить на коррекционно-развивающих занятиях, уроках ручного труда, рисования, музыки и ритмики. Наталья Лахина, учитель ресурсного класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 92, г. Воронеж Чтобы обеспечить активное участие в коллективе ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), используйте арт-терапию. Вы можете использовать приемы: игровая терапия, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия. Предложите педагогам организовать кружки, на которых ребенок с РАС сможет заниматься вместе с обычными учениками. На совместных занятиях аутичный ребенок через других детей легче воспримет учебную информацию и выполнит требования взрослого.
Техника 1. Игровая терапия
В игре научите ребенка с РАС эмоционально взаимодействовать с другими людьми и сопереживать. Помогите осмыслить сенсорный и эмоциональный опыт, развивайте положительные эмоциональные отклики на социальные контакты. Поддержите ребенка, когда он удовлетворен игрой, радуется нежным словам взрослого и физическому взаимодействию, например, поглаживаниям или прикосновениям.
Комментируйте эмоции. Чтобы помочь ребенку осмыслить происходящее с ним, давайте эмоционально-смысловые комментарии. Обозначайте словами приятные ощущения и впечатления ученика. Скажите ему о своих чувствах, дайте эмоциональную оценку происходящему. Родителям расскажите, как давать эмоционально-смысловые комментарии дома. Пример комментария педагога-психолога: Егор к нам пришел – как мы давно не виделись! Привет, очень рады, заходи скорее! Будешь прыгать на батуте? Молодец! Как высоко прыгнул! Вот умница, здорово у тебя получается! Как ты прыгаешь высоко, как же ты рад! Я тоже рада, давай вместе радоваться! Егор скачет, как зайчишка!
Совет Чтобы помочь ребенку с РАС осмыслить происходящее с ним, давайте эмоционально-смысловые комментарии
|
Когда говорите с ребенком, передавайте эмоциональное состояние интонацией, мимикой и жестами. Включайте в речь междометия, поощрительные, ласковые, ободряющие слова, чтобы придать комментарию положительный, активирующий оттенок. Обозначьте смысл всего, что происходит с ребенком. Так вы установите с ним контакт, не принуждая к взаимодействию. Например, если ребенок на перемене подошел к окну и «застыл», обратитесь к нему: «Ну, что там за окном? Там ветер сильный, дождь льет, у-у-х какой! Смотри, собака бежит, наверное, замерзла, спешит домой».
Совет Развивайте речь ребенка с РАС через подражание в игре
|
Развивайте способность к подражанию. Предложите ребенку с РАС имитировать поведение других людей в игре. Подражая, он усвоит новые формы социального поведения, научится понимать житейские правила, освоит социальные роли. Неречевых детей сначала попросите подражать разным звукам и шумам, вызванным движениями рук и губ взрослого. Научите имитировать забавные звуки, например, «буль-буль» и «хлоп-хлоп». Далее попросите произносить гласные звуки: «a-a-а». Например, спросите ребенка: «Как плачет малыш? – А-а-а» или «Как воет волк? – У-у-у». Через подражание в игре развивайте речь. Например, предложите поиграть в лото. Подготовьте карточки с изображением знакомых детям предметов. Покажите и назовите картинку: «У кого заяц?». Если у ребенка есть такая же карточка, он должен ответить: «У меня». Детям с РАС сложно соотнести вашу карточку со своей и ответить фразой, поэтому подсказывайте детям, чтобы они поняли правила игры и научились отвечать самостоятельно. Пример. Ребенок с РАС любит играть в догонялки. На перемене педагог-психолог дал ему моделирующую подсказку: «Хочу играть». Педагог начал догонять ребенка со словами: «Как весело бегает Илья, какой он молодец! Как интересно играть в догонялки! Сейчас я его поймаю!». Далее он прекратил игру и дал ребенку пару секунд, чтобы тот сам попросил поиграть. Ребенок не запомнил с первого раза, как просить. Педагог-психолог снова дал ему подсказку и начал игру. После второго раза ребенок запомнил и сам попросил педагога поиграть с ним в догонялки.
В чем особенности аутичного ребенка
Аутичность (от греческого - «сам») - нарушение контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. У аутичных детей искажена эмоционально-волевая сфера. Ребенок эмоционально незрел, не умеет различать эмоциональные состояния окружающих по мимике, жестам и движениям. Дети с РАС пассивно игнорируют или активно отвергают общение, не откликаются на свое имя. С другими людьми они взаимодействуют избирательно. Ребенок погружен во внутренние переживания и отгораживается от внешнего мира, что затрудняет развитие его личности. Он не умеет сопереживать и заражаться настроением, не усваивает адекватные нравственные ориентиры и понятия «хорошо» и «плохо».
Техника 2. Изотерапия
Справка Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства, например, рисованием или лепкой
|
Когда ребенок рисует, задействуются многие психические функции и развивается чувственно-двигательная координация. В процессе рисования активизируются конкретно-образное мышление, которое связано с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Сформируйте чувственный опыт. Реальная действительность – источник впечатлений, представлений и знаний для детей-аутистов. Предложите им нарисовать то, что они видели, например: «Нарисуем красивую травку и цветы», «Ярко светит солнышко», «Набежала синяя тучка», «Пошел сильный дождь». Начните с простого. Рисуйте разные линии: прямые – столбы, косой дождик, лесенка или окошки; дугообразные – дым или волны; замкнутые круговые – клубок ниток или цепочка. Усложните тему, например, «разноцветные большие и маленькие мячики катятся по дорожке» или «разноцветные воздушные шарики на ниточках». Чтобы развить эмоционально-волевую сферу, предложите природные темы. Перед рисованием покажите презентацию с картинками, чтобы заинтересовать детей и помочь понять тему. Например, если дети будут выполнять аппликацию бабочки, покажите презентацию о том, какого окраса бывают бабочки. Используйте гуашь. Дети смогут перекрыть неудачное место, нанести цветовые пятна, которые не будут просвечивать. Одновременно с детьми рисуйте на доске. Прокомментируйте свой рисунок, похвалите детей за старание, выразите восхищение их работами. Обсудите тему: цвет, форму, названия предметов, сюжет. В качестве учителей рисования пригласите нейро-типичных школьников постарше. Ученикам интересно попробовать роль педагогов, а дети-аутисты быстрее усвоят навыки, наблюдая за ними.
Справка Мелкая моторика влияет на развитие речи, внимания, мышления, координации в пространстве, наблюдательности, памяти, концентрации и воображения
|
Помогите снять напряжение. Работайте с соленым тестом. Когда ребенок лепит, он вкладывает волевые усилия, испытывает мышечное и психологическое напряжение, а в конце успокаивается. Используйте лепку с детьми, у которых отсутствует речь, чтобы помочь им выразить свои чувства. Развивайте мелкую моторику. Когда дети лепят, они учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт: чувство пластики, формы, веса и цвета. Предложите детям, например, изготовить из теста подсолнухи, яблоки или рыб. Работы оформите в коллективные панно и украсьте класс. В состав соленого теста входят только пищевые продукты: мука, соль, вода и растительное масло. Оно безопасно, если аутичные дети пробуют его на зубок. Соль успокаивает, снимает усталость и повышает настроение, поэтому помогает снять психоэмоциональное напряжение.
Техника 3. Музыкотерапия
Музыка меняет настроение, снижает тревогу и напряжение. Она может повысить психический тонус, снизить раздражительность и агрессивность, помогает избавиться от депрессии. Создайте музыкальную среду. Помогите детям с РАС получить музыкальные впечатления. Включайте для них разную музыку: фольклорную, классическую и современную. Помогите почувствовать настроение и характер. Научите различать спокойную и быструю, громкую и тихую музыку. Когда дети слушают мелодию, покажите таблички с характеристиками музыки, чтобы они запомнили слова. Предложите дирижировать рукой. Используйте движения. Танцевальные движения помогают выразить весь спектр эмоций. Музыкальные занятия заинтересуют детей, будут познавательными и дадут положительный эмоциональный заряд. Вместо утренней зарядки или разминки перед занятиями предложите детям танцевать. Показывайте движения и попросите имитировать их. Проводите музыкальные физкультминутки, используйте динамичные игры под музыку на занятиях. Привлеките детей к подготовке праздников.
Техника 4. Сказкотерапия
В сказках помогите детям открыть знания, которые окажут психотерапевтическое действие. Совместите работу со сказками с имаготерапией: предложите детям поучаствовать в небольших театральных постановках на основе сказок. Научите работать в группе. Предложите послушать сказку, чтобы дети научились работать на уроках. Сначала попросите удобно сесть на любом месте в классе. Не просите оставаться за партами. Прочитайте сказку, чтобы дети привыкли слушать учителя. Если сказка знакома детям, задайте вопросы. Попросите показать героев сказки на картинках. Одну сказку повторяйте несколько дней подряд. Занятия будут предсказуемы для детей, они привыкнут к структуре учебного дня и почувствуют себя комфортно в школе. Используйте драматизацию. Чтобы развить эмоции, предложите детям инсценировать знакомую сказку. Детям с РАС сложно передать характер героя, самим говорить слова и соблюдать порядок: кто следует за кем. Приучите детей к маскам, которые они должны надеть на голову. Дети не смогут сразу вытерпеть до конца постановки, поэтому увеличивайте время постепенно. Используйте музыкальное оформление, просите детей слушать музыку и танцевать. Важно Музыкальные занятия заинтересуют детей с РАС, будут познавательными и дадут положительный эмоциональный заряд Источник: Справочник педагога-психолога в школе, №12, 2017г |