На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Танцевально-двигательная терапия - Подходы и методы в танцевальной арт-терапии
Танцевально-двигательная терапия - Подходы и методы в танцевальной арт-терапии
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия
Индекс материала
Танцевально-двигательная терапия
Подходы и методы в танцевальной арт-терапии
Трансовые техники движения
Все страницы

 


ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
На сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Она вобрала в себя множество разных подходов и методов, что отражается в многообразии ее вариантов. Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии выделены Т. А. Шкурко:
- использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Лефко, 1960);
- использование кругового группового танца, где он выполняет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак, 1992);
- аутентичное движение, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант, 2001);
- целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К. Стантон, 1992);
- ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз);
- кинестетическая эмпатия, т.е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Рудестам, 1990);
- экспериментирование с движением и прикосновением, что позволяет осознать причины собственной ригидности и ограниченности (Р. Лабан, 1947; 1960), а также изучить потребность в контакте, поддержке, любви (Д. Мак- Нили, 1999);
- техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз, 1986);
- использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы (М. Стейнер, 1992);
- целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т.д.;
- организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами, «подстрочного комментария» к движениям (X. Пейн, 1992).
Танцевально-игровой тренинг Л. Раздрокиной предназначен в основном для здоровых людей в целях профилактики плохого настроения и психических расстройств. Его основная задача помочь участникам забыть о своих проблемах, изменив ход их мыслей, создать позитивные установки. Поскольку мысль всегда влечет за собой чувство, то от характера мыслей зависят эмоции, а следовательно, и настроение.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: разминочный блок - ритмическая гимнастика и упражнения на перестроения в пространстве.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: тематическая игра - комплекс танцевальных игр и упражнений, объединенных общим сюжетом.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: релаксация.
Разработка программы танцевально-игрового тренинга (ТИТ) - процесс творческий и ответственный. Выбор темы, тщательно продуманное разнообразие игр их логическая последовательность, а также удачно подобранное музыкальное сопровождение - залог эффективности проведения занятия и разносторонности воздействия на участников тренинга.
Необходимо помнить: программа танцевально-игрового тренинга не должна представлять собой строгий сценарий, это план, включающий набор танцевальных игр и упражнений, объединенных определенными связками согласно выбранной теме. Это не показательное мероприятие, а психотерапевтический процесс. Поэтому программа ТИТ должна носить вариативный характер, в ходе проведения занятия в зависимости от обстоятельств возможно:
- отступление от плана;
- сокращение или продление отдельных фрагментов;
- изменение условий отдельной игры или упражнения.
Танцевально-игровой тренинг - это своего рода импровизация на заданную тему. Но чтобы эффективно импровизировать, нужно иметь что-то, от чего можно оттолкнуться, а для этого необходима тщательная предварительная подготовка. Логическая структура формы и последовательность тематического содержания позволяет говорить о танцевальноигровом тренинге как о технологии, которая применяет и распространяет успешный опыт танцевальной и других видов арт-терапии.
Технология конструирования программы танцевальноигрового тренинга:
- выбор темы с учётом возраста, пола, возможностей участников тренинга;
- разработка темы (создание сюжета);
- конструирование танцевальных игр и упражнений;
- определение логической последовательности проведения танцевальных игр и упражнений в зависимости от нагрузки и поставленных задач тренинга;
- подбор музыки к танцевальным играм и упражнениям;
- запись фонограммы;
- самоподготовка к проведению тренинга;
- организация танцевально-терапевтического пространства.
При проведении танцевальной игры используются разные виды общения:
- вербальное (словесное) - объяснение условий проведения игры; речевые указания (начало и окончание движения, направление, повторение и т.д.; комментарий (поощрение);
- невербальное (визуальное) - «язык движений»; специфические жесты (направление движения, аплодисменты); мимика (улыбка, кивок).
Релаксация необходима после активной ритмичной основной части танцевально-игрового тренинга, чтобы не допустить возможности перевозбуждения.
Релаксация - это произвольное расслабление мышц. Она основана на способности человека мысленно производить отключение мышц от двигательных центров головного мозга. Релаксация может быть:
1) статической - лежа на спине, сидя на стуле в удобной позе;
2) динамической - упражнения на напряжение-расслабление, свободное спокойное движение в пространстве.
Релаксация обычно проводится под спокойную музыку, способствующую уравновешенному психическому состоянию.
ДЫХАНИЕ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Использование танцевально-двигательных упражнений в комплексе с дыхательными позволяет получить максимальный оздоровительный эффект не только в физическом, но и психико-эмоциональном плане. Бландин Кале-Жермен в своей книге «Все о правильном ДЫХАНИИ и дыхательных техниках» детально и информативно описала процессы, связанные с дыханием, и методики оздоровления с помощью дыхательных упражнений.
Дыхательное движение - это то движение, которое мы совершаем при дыхании. И хотя этот процесс очевиден, но движение, сопровождающее его, настолько неявно и так тесно связано с нашим существованием, что зачастую мы его просто не замечаем. Особенно если это движение соединяется с другим - с тем, которое мы совершаем, когда идем, говорим, принимаем пищу и т. д.
Разного рода естественные процессы проходят в нашем организме и чаще всего без нашего ведома: пищеварение, бодрствование и сон, кровообращение и циркуляция лимфы... Дыхание им сродни. В то же время, в отличие, например, от сердцебиения, процесс дыхания проходит во внутренних органах, но также при нем задействуются мышцы, некоторые отделы скелета, суставы. Дыхание от них неотделимо. И таким образом дыхательное движение существует как связующее звено между двумя областями: той, которая относится к внутренним органам, и собственно двигательной областью. К тому же оно может управляться теми же отделами нервной системы, что и обе эти области, даже если для этого есть ограничения.
Дыхательное движение обеспечивает также взаимодействие двух систем. С одной стороны, дыхание является процессом, который происходит чаще всего неосознанно, самопроизвольно. Оно влияет на наши действия, на наши эмоции, равно как и они, в свою очередь, оказывают влияние на дыхание. Но в то же время это процесс, на который можно активно воздействовать, влиять на него сознательно и по собственному желанию, варьируя его по-разному, последствия чего могут отражаться на многих уровнях.
Все виды дыхательных упражнений по принципу их выполнения можно разделить на четыре [29]:
1) упражнения, характеризующиеся углубленным вдохом и выдохом: достигается это путем рационального сочетания грудного и брюшного дыхания;
2) упражнения, характеризующиеся определенным ритмом: стабильным (например, «ритмичное дыхание»), замедленным («дыхание с паузами»), ускоренным (например, с частотой до 100-150 дыхательных циклов в минуту);
3) упражнения, отличающиеся повышенной интенсивностью вдоха, выдох совершается толчком;
4) упражнения, основанные на изменении просвета воздухоносных путей, например «дыхание через одну ноздрю».
Люди, профессия которых связана с движением, смогут добиться лучшей согласованности между дыхательным движением и движением тела, что сможет значительно расширить наши возможности относительно активного образа жизни. Люди, занимающиеся по любым методикам, близким к релаксации, смогут использовать дыхание в разном темпе и в пределах разных объемов для того, чтобы изменять тонус тела, а это, в свою очередь, будет способствовать более глубокому познанию своего тела. Люди, работающие в области методик, изучающих взаимосвязи психического и физического состояния, смогут, опираясь на конкретные знания, адаптировать взаимосвязь между эмоциями и дыханием.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Необходимость в отслеживании результативности приемов и методов, использованных в танцевально-игровом тренинге, в том, чтобы проследить процесс изменения эмоционального состояния участников и регуляции взаимоотношений в группе.
Диагностика может проводиться в форме ненавязчивого опроса:
- Понравилось ли вам занятие?
- Что запомнилось больше всего?
- Какая игра показалась наиболее интересной?
- В какой момент вы чувствовали себя наиболее комфортно?
- Улучшилось ли ваше настроение?
- Что бы вам хотелось изменить на занятии?
- Какая атмосфера сложилась в группе?
- Хотели бы вы еще раз посетить такое занятие?
В качестве диагностики могут быть применены приемы и методы художественной терапии. Изобразительную деятельность можно рассматривать как своеобразный аналог графической речи [10], которая обладает огромным психодиагностическим потенциалом. Участники тренинга обычно с большим удовольствием участвуют в рисуночных тестах. «Приоритетные формальные составляющие - линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества» [30]. Следует помнить при этом, что результаты такой диагностики имеют неоднозначность. Но интерпретация рисунков не должна быть самоцелью. Само по себе рисование уже несет терапевтическую функцию, затрагивая сферы сознательного и бессознательного, помогает переработать внутренние чувства и ощущения и перевести их в образы, которые легче понять и проанализировать.
«Изобразительный продукт в диагностическом процессе - это отражение индивидуально-психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки» [22]. Для выявления особенностей отношения человека к группе и восприятия им своего места в этой группе может быть использован рисуночный тест «Я и группа» [36]. Участникам дается задание нарисовать на листе бумаги рисунок на тему «Я и группа». При этом мастерство исполнения не имеет значения, можно рисовать все, что придет в голову. Необходимо указать в рисунке себя и остальных членов группы. Для определения эмоционального состояния участников по окончании тренинга можно попросить закрыть глаза и ответить на вопрос: «Какого цвета ваше настроение?» Можно предложить участникам нарисовать свое настроение на листе бумаги цветными карандашами или красками. Готовые рисунки вывешиваются на стене, чтобы все могли видеть, что получилось. Любой участник по желанию может описать свою картину, придумать ей название, поделиться впечатлениями, которые возникли в процессе изобразительной деятельности. По окончании рассказа группа аплодирует художнику. Тест завершается взаимными подарками рисунков с пожеланиями на память (если тренинг проходил в стационарном арт- терапевтическом кабинете, то «выставке картин» можно продлить жизнь, оставляя работы прикрепленными к стене еще на некоторое время). Можно предложить группе создать общий рисунок на большом листе. Предложенные методы диагностики побуждают тестируемых к самопознанию и самоисследованию. Выявление причин внутренних переживаний, понимание и осознание собственных проблем - важный шаг на пути к душевному здоровью.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.