Прежде всего нужно оговориться, что речь идет не только о физической боли, но и о боли эмоциональной. Сюда относятся любые ситуации, в которых мы можем быть наказанными, отвергнутыми, непринятыми, порицаемыми, испытать разочарование, грусть, тоску, вину, стыд и тому подобное.
Речь идёт о таких страхах, как:
• страх отказа (мне откажут – будет больно, поэтому лучше я даже пытаться не буду);
• страх проиграть и навязчивое стремление всегда выигрывать (если я проиграю, мне будет больно, поэтому лучше я даже не буду начинать); • страх наказания; • страх быть виноватым; • страх стыда; • страх успеха (мне будут завидовать, станут ненавидеть, насмехаться); • страх проявляться (не понравлюсь, пристыдят, посмеются); • страх выражать искренние чувства (не поймут, унизят, выставят на смех); • страх менять что-то в своей жизни (не примут, накажут, посмеются); • страх перед ответственностью (накажут); • страх ошибки (будет больно) и другие.
Если человек найдёт в себе силы признать страх боли, ему придётся сказать себе довольно неприятную фразу вроде: – Что бы я ни делал в этой жизни, периодически я буду встречаться с болью.
Например: – Когда я вступаю в отношения, есть риск, что они закончатся разрывом и это будет болезненно для меня. – Пока я иду к своей мечте, у меня далеко не всё будет получаться с первого раза. – Что бы я ни делал, меня могут упрекнуть, пристыдить, кому-то могут не понравиться мои поступки. – Иногда люди будут мне отказывать.
Нередко люди настолько боятся боли, что готовы пожертвовать своей мечтой ради иллюзии, что стратегия быть «тише воды ниже травы» может спасти их. И тогда, чтобы избежать отказа, мы не подходим к человеку, который нам нравится, теряя шанс познакомиться. Чтобы застраховаться от проигрыша, играем только со слабым противником, теряя шанс развиваться. Чтобы избежать вины или стыда, не замечаем свои ошибки, теряя шанс исправить положение. А ещё боимся проявляться и брать на себя ответственность, теряя шанс заявить о себе, заработать деньги и построить карьеру. Короче говоря, мы даже не делаем попытку прожить свою жизнь во всей её полноте. А без этого жизнь полностью теряет свой смысл. Поэтому страх боли – это вторая грань страха жизни. Эта иллюзия также влечёт за собой два отрицательных последствия. 1. Страх перед болью на самом деле не исчезает, а лишь уходит в бессознательное и формирует симптомы. 2. Иллюзия разрушается, когда избегание боли не избавляет от боли, а увеличивает её. Когда мы избегаем жить по-своему, мы неминуемо попадаем в депрессию, а это болезненно. Развеять иллюзию и вернуться в реальность помогает все тот же самый приём «даже если»: – Даже если я не подхожу к понравившимся мне людям, это не спасает меня от боли, потому что в результате я теряю свой шанс и чувствую разочарование и тоску. – Даже если я не замечаю и не признаю свои ошибки, это не спасает меня от боли, потому что в итоге я делаю те же ошибки снова и снова до тех пор, пока не увижу и не приму их. – Даже если я не беру на себя ответственность, это не спасает меня от боли, потому что блокирует моё развитие и, в конечном счёте, я стою на месте, пока остальные растут. Но когда мы произносим это, мы снова испытываем страх боли.
Как же его преодолеть?
Снова начну с примера. Представим себе молодого человека, который, боясь отказа, не подходит к девушке и не знакомится (не приглашает на танец, свидание и т. п.) Если он скажет трёхчастное высказывание о своём страхе отказа, оно будет звучать примерно так: – Я боюсь, что она мне откажет, потому что для меня это будет означать, что со мной что-то не так (я плохой, неправильный, недостойный, неудачник и т. п.). Из этой фразы видно, что проблема не в том, что кто-то причинит ему боль отказом, а в том, что после отказа он сам начинает причинять себе боль, считая себя плохим (неправильным, недостойным, неудачником и т. п.) Представьте, что он говорит себе что-то другое, например: – Даже если она мне откажет, я по-прежнему останусь хорошим (правильным, достойным и т. п.) сам для себя. Что станет тогда с его тревогой? Она немедленно исчезнет. Боли больше нет, он ничем не рискует и ему нечего бояться. Итак, мы боимся боли, когда причиняем её сами себе, когда не получаем необходимой поддержки ни от самих себя, ни извне. Напротив, когда достаточная поддержка имеется, то страх боли проходит, а нередко выясняется, что бояться-то и нечего. В начале книги уже говорилось о том, что любой страх становится переносимым, если мы понимаем, в чём заключается опасность, и способны принять меры, чтобы себя защитить. Применительно к страху боли «принять меры», как правило, означает дать себе столько поддержки, сколько нужно. Это очень похоже на ситуацию, в которой мы обращаемся с собой, как идеальные родители. Или на ситуацию с ребёнком, который боится зубного врача, а мама даёт ему поддержку. Так закладывается умение (или неумение) поддерживать себя и справляться со страхом боли. Хотя об этом и не говорится напрямую, во всех примерах, которые я приводил в этом параграфе, есть указание на смысл, ради которого мы идём на риск испытать боль. Это могут быть новые важные знакомства, развитие, построение семьи или любая другая мечта. Этот смысл является мощной движущей силой, которая помогает справляться со страхом боли. Тревога живёт в зазоре между реальностью, которая не даёт гарантий, и иллюзией, что, поступая определённым образом, мы можем избежать боли и разочарований. Реальная жизнь приносит разные эмоции. И если мы согласны действовать, только когда нам гарантированы положительные, то скорее всего с нами вообще ничего интересного не случится. Мои клиенты часто приобретают свои симптомы, убегая от страха боли вместо того, чтобы встретиться с ним и поддержать себя. Для человека, который привык себя ругать (упрекать, унижать), избегание становится, к сожалению, единственным способом облегчить своё состояние. Психолог может подсказать человеку, как перестать себя обвинять и начать поддерживать, – и тревога проходит. К сожалению, этому трудно научиться самостоятельно, потому что у клиента просто нет опыта самоподдержки и нужен рядом кто-то, кто такой опыт передал бы. К тому же часто случается так, что даже если в окружении человека и есть люди, на которых можно опереться, какие-то внутренние блоки заставляют его отвергать их помощь. Психолог нередко оказывается в окружении клиента единственным, кто способен дать такую поддержку, которую он готов принять. Из книги Александра Евгеньевича Мусихина "Бояться разрешается"
|