Аннотация: в статье представлен опыт использования элементов сказкотерапии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Отмечается, что применение элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста является эффективным и приводит к положительным результатам.
Ключевые слова: нетрадиционные методы, сказкотерапия, метод сказкотерапии, элементы сказкотерапии.
С каждым годом в детский сад приходит все большее число детей, имеющих различные нарушения развития. Эти нарушения часто несут комплексный характер. У детей одновременно нарушены разные психические функции, речь, общая и мелкая моторика, пространственные представления и ориентация, эмоционально-волевая сфера. Дети быстро утомляются, у них повышена возбудимость, раздражительность и двигательная расторможенность. В связи с этим современным коррекционным педагогам приходится искать новые формы и методы работы со своими воспитанниками, зачастую применяя нетрадиционные, адаптируя их под свои потребности. Одним из наиболее эффективных нетрадиционных методов в работе логопеда является сказкотерапия. Сказкотерапия - это относительно новое направление психотерапии. Оно использует сказки для решения различных проблем ребенка, развивает речь, творческие способности, помогает познать окружающий мир и себя. Очень часто элементы сказкотерапии используют в своей работе коррекционные педагоги. Родителям также рекомендуется использовать сказкотерапию в повседневной жизни. Этот метод является очень универсальным и решает одновременно множество задач. В жизни ребенка сказка играет огромную роль. Именно со сказок начинается первое знакомство ребенка с удивительным миром литературы. Применение сказки вызывает большую заинтересованность у детей и мотивирует на выполнение различных заданий. С помощью сказки им легче познать окружающий мир. Для логопеда элементы сказкотерапии являются очень эффективными в работе над развитием всех компонентов речи. Сказки всегда вызывают у детей речевой интерес и побуждают к речевой активности. Работая со сказкой, педагог одновременно может развивать артикуляцию, заниматься постановкой, автоматизировать и дифференцровать звуки, развивать фонематическое восприятие, совершенствовать слоговую структуру слова, строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, развиваются просодические стороны речи, темп и ритм, речевое дыхание, голос и интонация, развивается умение передавать образ через мимику, жест и движение. Так же с помощью сказкотерапии развиваются познавательные процессы (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии). Конечно же, с помощью сказкотерапии решаются и многие воспитательные задачи: духовность, гуманность, доброта, экологичность, ответственность и даже патриотизм. Элементы сказкотерапии могут использоваться в работе над всеми компонентами речевой системы и на разных этапах работы. Используются различные формы работы: анализ сказок, рассказывание сказок, постановка сказок сочинение сказок, рисование по мотивам сказки. Очень важно, чтобы сюжет сказки был интересным и вызывал только положительный эмоциональный отклик у ребенка. Хочется привести пример очень полезного упражнения с использованием элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками по развитию связной речи. «Новые сказки» - рассматриваем сказку, вспоминаем последовательность событий в ней, уточняем вместе с ребенком что произошло в сказке, какие герои в ней участвуют, и предполагаем, что в сказке что-то изменилось. Например, в сказке «Колобок» главный герой встретит злого волшебника или наоборот добрую волшебницу. Как тогда будут развиваться события? Это упражнение отлично развивает связную речь фантазию и креативное мышление. Начинать нужно с более легких и хорошо знакомых сказок. Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что применение элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста является эффективным и приводит к положительным результатам. С помощью сказкотерапии улучшается не только речь, но и психологическое состояние ребенка, что является немаловажным в работе коррекционных педагогов.
Список литературы 1. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2018. - 320 с. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб., 2006. 4. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: Сфера, 2006.
Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с. |