На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Развитие эмпатии у старших дошкольников посредством приёмов сказкотерапии
Развитие эмпатии у старших дошкольников посредством приёмов сказкотерапии
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Слузова Елена Николаевна учитель
МБОУ «Конёвская школа» с. Конево, Архангельская область

Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития эмпатии у старших дошкольников, описаны и систематизированы приёмы сказкотерапии, способствующие решению данной проблемы.


Ключевые слова: эмпатия, сказкотерапия, дошкольный возраст, группа приёмов, компоненты эмпатии.


Феномен эмпатии заключается в умении устанавливать взаимоотношения, социализироваться в обществе, распознавать чувства и поступки других людей. Уровень развития эмпатии определяет характер, судьбу человека, формирует его как личность. Развивать эмпатию очень важно именно в дошкольном возрасте. Одним из средств развития эмпатии является сказкотерапия, её применяют в своей работе многие педагоги.
Необходимость поиска условий использования её средств в процессе развития эмпатии дошкольников и определила актуальность данной темы.
В работах Л.П. Стрелковой, Е.И. Изотовой, М.А. Пономарёвой эмпатия представлена как способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, действия другого, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние [3; 6; 7]. Также учёные выделяют 3 компонента эмпатии: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста предполагается выполнением требований ФГОС ДО по достижению целевых ориентиров развития ребёнка на этапе завершения дошкольного образования - воспитанием детских чувств.
Логика развития эмпатии у детей от младенчества до старшего дошкольного возраста проходит путь от эмоционального реагирования до эмпатийного переживания [3, с. 98].
Развитию эмпатии у старших дошкольников способствует метод сказкотерапии. Анализ работ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н.М. Погосовой, В.М. Минаевой показал, что сказкотерапия - это педагогическое средство воздействия на внутренний мир детей-дошкольников, способствующее формированию у них способностей понимать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему [1; 4; 5].
Формирование эмпатии, по нашему предположению, будет эффективным при использовании приёмов при работе над сказкой: погружения в сказку; обострения эмоций, связанных с сюжетом; отражения эмоций в упражнениях.
Таким образом, для того, чтобы средствами сказкотерапии способствовать формированию эмпатии дошкольников, надо строить работу с учётом влияния на все компоненты эмпатии, подбирать соответствующие приёмы. В процессе сбора и анализа теоретического материала мы доработали описание приёмов и систематизировали их в таблице в зависимости от этапов работы над сказкой и решаемых задач. Они представлены в таблице 1.

 

Группа
приемов

Задачи

Содержание приема

Группа приёмов на погружение в сюжет сказки

1. Воздействовать на восприятие посредством сказочной атрибутики (воздействовать на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент эмпатии)

1. Приём «Ёжик». «Колючим массажёром дети делают самомассаж пальцев рук, ладоней, затылочной части головы и шеи. После «колючих» упражнений дети мягко и нежно поглаживают кисти рук, затылок, шею» [5]. Задаём вопросы

2. Способствовать развитию воображения через проблемную ситуацию (воздействовать на

1. Приём «Цветок». Создаём проблемную ситуацию: «Сказочный герой не знает, как выглядит цветок, он никогда не видел его.

 

когнитивный компонент эмпатии)

Давайте поможем и изобразим этапы жизни цветка»

3. Способствовать расслаблению, наполнению сказочной силой (воздействовать на эмоциональный компонент эмпатии)

  1. Приём «Ручеёк». «Под аудиозапись с журчанием ручья дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой». Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки в позу расслабления» [2]. Задаём вопросы.
  2. Приём «Ракушка». «Эта ракушка поднялась с морского дна специально для того, чтобы подарить вам волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку необходимо приложить к уху и тихо слушать, как ваше тело наполняется шумом моря

и сказочной силой. Как только раздастся тихий звон, ракушку следует передать другому» [2]

4. Оказать воздействие на эмоционально-волевую сферу детей (воздействует на эмоциональный компонент эмпатии)

1. Приём-ритуал «Огонёк». Зажигаем свечу, предлагаем перенестись в сказку с помощью живого огонька. Дети пристально смотрят на огонь. Задаём вопросы

5. Способствовать развитию воображения посредством превращения в сказочных героев (воздействовать на когнитивный и поведенческий компонент эмпатии)

1. Приём «Превращение». Один ребенок выходит, остальным даётся задание превратиться в какого-либо героя. После поочередных превращений и отгадываний просим детей назвать сказки с этим героем

Группа приёмов на обострение эмоций, связанных с сюжетом

1. Способствовать формированию умений и навыков накаливания одной и той же эмоции посредством визуального восприятия (воздействовать на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент эмпатии)

1. Приём «Танцы». Дети смотрят видеофрагмент. Беседуем по сюжету. Воспитанники выполняют задания по просмотренному (танцуют). Беседа об ощущениях после выполненных действий

2. Способствовать формированию умений и навыков накаливания одной и той же эмоции посредством слухового восприятия (воздействовать на

1. Приём «Музыка». Дети слушают музыку разного характера. После прослушивания задаём вопросы о чувствах, которые вызывает музыка

 

эмоциональный компонент эмпатии)

 

3. Содействовать формированию способности включения детей в театрализацию посредством распознавания и изображения эмоций (воздействовать на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент эмпатии)

  1. Приём «Рыбка». «Дети разбиваются на пары. Один в паре - «старик», другой - «рыбка». «Рыбка», обращаясь к «старику», с мольбой в голосе произносит: «Отпусти ты, старче, меня в море». «Старик» изображает глубокое удивление (широко открывает глаза, поднимает брови, приоткрывает рот, а руки разводит в стороны).

Затем пары меняются ролями. Пары работают по очереди. Пока одна пара разыгрывает сценку, остальные наблюдают за ней» [5]

  1. Приём «Старик». Детям задают вопросы: «Какое лицо у человека, когда он просит о чём- то? А голос какой?» Затем предлагают изобразить «старика».

По очереди сказать: «Смилуйся, государыня рыбка»

  1. Приём «Старуха». «Старика старуха забранила». Выяснить понимание фразы детьми. Когда человек ругается, то лицо у него какое становится? А голос какой? Детям предлагается стать «старухами» и показать, как выглядит злая старуха. По очереди кричать на «старика»: «Дурачина ты, простофиля!»

4. Способствовать формированию проявления сочувствия, оказания помощи
(воздействовать на когнитивный и поведенческий компонент)

1. Приём «Желание». «Дети представляют, что они стали золотой рыбкой. Для них нет ничего невозможного. Они могут осуществить любое желание, сотворить любое чудо. Предлагается подумать, что бы они сделали, если бы были золотой рыбкой?
Ведущий передает ребенку золотую рыбку из бумаги, и тот начинает говорить. Потом рыбка переходит к следующему ребенку, и так далее» [5]

Группа приёмов- упражнений на включение дошкольников

1. Выявить наличие знаний об эмоциях, умение их называть соответствующими словами

1. Детям предлагается по карточкам определить эмоциональное состояние человека. Задаём вопросы

в театрализованную деятельность

(воздействовать на когнитивный компонент эмпатии)

 

2. Содействовать ознакомлению детьми с изображением эмоций (воздействовать на когнитивный и эмоциональный компонент эмпатии)

2. Детям показывают карточку с изображением эмоции и называют словом. Закрепление - игра «Изобрази эмоцию по картинке»

3. Способствовать освоению умений соотношения реального изображения и пиктограммы (воздействовать на когнитивный компонент эмпатии)

3. По сюжетной картинке с изображением реальных эмоций на лицах людей дети подбирают соответствующую карточку с пиктограммой. Воспитатель называет нужное слово: «радуется», «горюет»

4. Способствовать освоению умений соотношения слова и изображения (воздействовать на когнитивный компонент эмпатии)

4. Воспитатель называет слово, отражающее эмоцию, а дети выбирают и показывают нужную картинку. Дети только показывают, не произносят

5. Способствовать выработке умений включать слова в активный словарь
(воздействовать на когнитивный компонент эмпатии)

5. Дети называют эмоцию словом, находят картинку, показывают. Остальные дети находят и показывают эту же картинку. В качестве закрепления организуется игра в парах: один показывает картинку, другой называет слово, отражающее эмоцию

6. Содействовать выработке умения распознавать эмоции (воздействовать на когнитивный компонент эмпатии)

6. «Узнай эмоцию». Показ фрагмента мультфильма, воспитатель называет героя - дети поднимают нужную карточку; затем воспитатель читает фрагменты из детских сказок, а дети распознают эмоцию и поднимают карточку

7. Содействовать формированию способности включения детей в театрализацию посредством распознавания и изображения эмоций (воздействовать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент эмпатии).

7. «Изобрази эмоцию». Каждому ребёнку отводится определённая роль (герой). Воспитатель читает сказку, а дети-герои изображают


Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2014. - 171 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. / Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2015. - 140 с.
3. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М: Академия, 2004. - 288 с.
4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. - М: Аркти, 1999. - 48 с.
5. Погосова (Огненко) Н.М. Погружение в сказку: коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью [Электронный ресурс]. 
6. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2009. - 76 с.
7. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: ав- тореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.П. Стрелкова. - М., 1987. - 24 с.

Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.