Тренинг развития сенсорики
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги
Индекс материала
Тренинг развития сенсорики
Занятия №5-№8
Все страницы

Авторский тренинг, разработка Антоновский С. и Канардов И.

Тренинг развития сенсорики

(приводится с сокращениями)

1 ЗАНЯТИЕ

В начале рабочего дня участников разбивают на команды по 6-8 человек в случайном порядке. (Для процедуры деления можно воспользоваться колодой игральных карт).


Примечание: осуществляются переходы участников из одной команды в другую, но только в исключительных случаях!

Упражнение "Приветствие".
Цель:

  1. знакомство участников микрогрупп друг с другом;
  2. развитие навыков командного взаимодействия;
  3. создание своеобразного имиджа рабочей группы, поддерживаемого каждым ее участником.

Оборудование: листы белой бумаги, ножницы, булавки, кисти, краски, фломастеры, маркеры.
Содержание:
Участникам предлагается после получения инструкций разойтись по рабочим комнатам, где они должны:
А) выбрать капитана, представителя и выразителя интересов своей команды;
Б) разработать уникальную символику команды, придумать ей название и оформить визитки (бэйджи) со своими именами, по возможности в едином стиле (вполне допустимо использование игровых имен);
В) подготовить микроспектакль – приветствие, сценку, объясняющую символику и название команды.
После подготовительного этапа предполагается исполнение сценических номеров по очереди всеми командами.

ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Данный блок включает в себя упражнения, предназначенные для знакомства участников тренинга с осязанием.

Упражнение "Здравствуй!".
Цель:

  1. продолжение знакомства;
  2. создание непринужденной, располагающей обстановки, разогрев участников.

Содержание:
Инструкция: "Сейчас вы попробуете лучше узнать друг друга, а с кем-то, быть может, и познакомиться! Для начала, не произнося ни звука, по возможности закрыв глаза, поздоровайтесь с найденным вами человеком, а затем постарайтесь при помощи любых частей тела пообщаться со встретившимися вам людьми. Почему бы вам, например, не узнать о настроении другого потеревшись о его плечо своим. Единственная просьба - соблюдайте уважение друг к другу и обходитесь без применения силы!"
По ходу выполнения упражнения участникам предлагают заняться поисками нового "собеседника", обменяться приветствиями и "новостями" (исключительно при помощи рук, спин, ног и т.д.)
По завершении упражнения участники обмениваются впечатлениями о проделанном.

Упражнение "Касание".
Цель:

  1. знакомство участников с иллюзиями осязания и навыками эксперимента;
  2. дополнительно отрабатываются навыки взаимодействия в команде.

Оборудование: листы бумаги для записей, авторучки, несколько остро отточенных карандашей.
Содержание:
Участники работают по командам.
Разделившись на пары, ребята проводят опыт с поочередным касанием руки одним или двумя близкорасположенными карандашными остриями. Испытуемый должен закрыть глаза и пытается понять, сколько карандашей использовалось в каждом конкретном случае.
Для этого упражнения предлагается осуществить 10-15 касаний, на которые "испытуемый" реагирует реплики: "Один!" или "Два!". Ответ должен фиксироваться "экспериментатором" с параллельным указанием верного. После проведения опыта участники меняются местами.
Результаты работы подводятся совместно (групповые показатели).
В кругу данные по группам сообщаются участниками и обсуждаются.

Упражнение "Алфавит".
Цель:

  1. выяснение сенсорных способностей участников;
  2. эмоциональная разрядка.

Содержание:
Разделившимся на пары по принципу наименьшего знакомства участникам предлагается наладить контакт…со спины.
Один из участников, сев спиной к другому, пытается прочитать сообщение, которое "собеседник" пишет на его спине, и произносит написанное вслух. После работы в течение установленного времени происходит смена ролей.
Собравшись в кругу, участники подводят итоги работы, делятся впечатлениями о проделанном. Можно определить также "самые чувствительные натуры" и попросить их рассказать остальным, как им это удается.
Примечание: в начале упражнения, для калибровки, предложите участникам написать несколько букв, идущих в алфавитном порядке.

Упражнение "Что это?".
Цель:

  1. развитие осязания;
  2. сплочение команды.

Оборудование: несколько непрозрачных мешочков (по числу команд) с одинаковым набором небольших предметов.
Для проведения этого упражнения тренеру потребуются ассистенты, по числу участвующих команд.
Содержание:
Участникам предлагается определить, какая команда самая чувствительная. Для этого все члены команды поочередно подбегают к своему мешочку и, при помощи ощупывания одной(!) рукой пойманного предмета, пытаются понять, что это. Говоря тренеру название предмета, участник достает его из мешка и передает тренеру. Случай угадывания помечается баллом, которые по окончании игры подсчитываются, выявляя команду-победительницу. Игра прекращается в том случае, когда одна из команд вытащит все предметы из своего мешка. Занявших первое место можно наградить титулом "Супер-ручка" и вручить, например контурное изображение ладони из картона или обыкновенные авторучки только необычной окраски.
Примечание: участник, выбравший предмет, в случае невозможности определить его может попытаться угадать другой.

Упражнение "Горячий стул".
Цель:

  1. эмоциональная разрядка.

Оборудование: устойчивые стулья, листы не очень плотной бумаги.
Содержание:
Для проведения упражнения выбирается три добровольца, лучше мальчики. В течение минуты они должны, сев на стул и подложив под себя сложенный вдвое лист бумаги, совершать энергичные движения, стараясь как можно сильнее измять лист бумаги. Руками пользоваться запрещено. Независимые эксперты, выбранные из числа ребят, определяют, кому из участников лучше всего удалось справиться с заданием.
Модификация: Массу положительных эмоций вызывает, предложение мальчикам, которое дается в начале упражнения, выбрать себе помощницу из лиц прекрасного пола, после чего сообщают условия задания… Недоумевающим парам поясняется после специально выдержанной паузы, что девушке на колени садиться не надо. Ее задача состоит в том, чтобы морально поддерживать своего партнера, ну а физически, само собой, листок бумаги, готовый соскользнуть со стула, по необходимости возвращая его на место.

Упражнение "Мир моей руки".
Цель:

  1. отреагирование посредством рисования своего эмоционального отношения к поднятой на занятии проблематике в целом и самому тренингу в частности;
  2. сплочение всех участников тренинга, посредством выполнения общего задания;
  3. выход на позитив.

Оборудование: большой ватман, краски и кисти, маркеры, фломастеры.
Содержание:
Участникам предлагается отразить видение мира с точки зрения руки, как основного осязательного инструмента человека.

Рука изображается тренером в центре листа путем обведения по контуру его собственной. Далее все предоставлено фантазии участников. Необходимо, чтобы в работе принимали участие все без исключения.
После того как картина готова к показу, ребятам предлагается устроить совместную презентацию. Тренер может запустить ее, задавая вопросы по содержанию картины.
ВНИМАНИЕ! Организаторам тренинга следует все творческие работы участников помещать на стены помещения, в котором проводятся занятия.

Упражнение "Дождик".
Цель:
- церемония прощания.
Содержание:
Участники тренинга, сев в круг, получают следующие указания к выполнению: "Пришло время прощания.… Давайте немножко помечтаем, представив себя капельками дождя. Прислушаемся… Я начну "дождик", а вы поочередно подхватывайте мое движение (потирание ладошки о ладошку). Начинаем налево, по кругу. (После того как круг пройден, тренер задет новое движение: щелчки пальцами). Дождик усиливается. Подхватываем, друг за дружкой, остальные продолжают с ладошками. (Далее упражнение идет в такой последовательности: хлопки по коленям – колени + топанье ногами ("Настоящий ливень!") – хлопки по коленям – щелчки пальцами ("Дождик становится тише") – ладошки).
"До свидания, друзья! Увидимся в следующий раз!"

2 ЗАНЯТИЕ

СЛУХОВОЙ БЛОК.

Данный блок включает в себя упражнения, предназначенные для знакомства участников тренинга со слуховым анализатором.
Для некоторых упражнений этого цикла потребуются повязки на глаза.

Упражнение "Дождик".
Цель:
- приветствие (своеобразная "эстафетная палочка", передаваемая с прошлого занятия для настройки на рабочую волну).
Содержание:
См. выше. (Участникам предлагается закрыть глаза).
По окончании упражнения участникам сообщается, что занятие посвящено слуховым ощущениям и именно поэтому "Дождик" стал первым заданием дня.

Упражнение "Слуховой круг".
Цель:

  1. развитие слуховой чувствительности.

Содержание:
Закрыв глаза, участники должны постараться превратиться в слух, настроиться на восприятие окружающего мира. Далее следует несколько минут полной тишины. За это время ребята стараются уловить как можно больше звуков.
По окончании упражнения участники по кругу сбрасывают свои находки ("Я слышал, как подъехала машина", "В доме напротив слушают "Машину времени"" и т.д.) Ведущий благодарит группу за их внимательность и чуткий слух.

Упражнение " Музыкальная картина ".
Цель:

  1. развитие воображения и эмоциональности;
  2. соотнесение звуковой и зрительной модальностей;
  3. развитие индивидуальности в рамках группы.

Оборудование: белые листы (А4), кисти и краски, маркеры и фломастеры, магнитофон, звуковые фрагменты.
Содержание:
Участникам тренинга предлагается "нарисовать музыку", отразить вызываемое ей настроение в цвете.
Последовательно предъявляются три звуковых фрагмента, контрастных по своему содержанию. Это может быть отрывок из классического произведения, хардкор или агрессивная техно-музыка, психоделическая композиция.
Новый отрывок предъявляется через 2-3 минуты или по мере готовности работ команд.
По окончании работы демонстрируются и участников просят сделать выводы о том, как влияет музыка на характер картины, а, следовательно, и на эмоциональное состояние человека.

Упражнение "Звуковая загадка".
Цель:

  1. развитие слуховой чувствительности.

Оборудование: подручные средства, при помощи которых можно издать звук.
Содержание:
Тренер с помощниками, при помощи подготовленных предметов, издает звуки (это может быть щелчок выключателя, звук льющейся воды, характерное дребезжание линейки и т.п.), которые представители от своей рабочей группы, стараются угадать, сидя с завязанными глазами. "Слухачи" поднимают руку и сообщают свою версию, которая, если оказывается верной, фиксируется.
Остальным членам команды также предлагается закрыть глаза и постараться угадать звук, а затем проверить себя, открыв глаза. Участников просят не подсказывать своим представителям названия используемых предметов. По итогам работы определяются победители.

Упражнение "Что такое звук?".
Цель:

  1. получение обратной связи;
  2. динамичное возвращение участников в круг.

Содержание:
Участникам предлагается высказать по кругу свои соображения о том, что такое звук и сопроводить их напоследок каким-нибудь звуком, передав тем самым сигнал другому человеку. Если участник затрудняется с определением, ему просто предлагается издать звук и очередь переходит к его соседу. Тренер также дает свое определение понятию звук и благодарит участников.

Упражнение " Телефонные номера ".
Цель:

  1. развитие слуховой памяти.

Оборудование: дисковый телефонный аппарат, небольшие листочки бумаги, ручки.
Содержание:
Участникам предлагается проверить свою слуховую память.
Тренер набирает при помощи телефонного диска определенный номер, а участники пробуют записать его на бумаге. После нескольких проб и небольшой калибровки (набор на диске 1-2-3-4-5-6-7-8-9-0), участникам предлагается определить десять телефонных номеров.
После завершения работы осуществляется проверка и выявляется лучший(-ие) "определитель", которому присваивается почетный титул "Любитель болтать по телефону".

Упражнение "Звуковая история".
Цель:

  1. развитие командного взаимодействия;
  2. раскрытие творческого потенциала участников.

Оборудование: источники звука, которые потребуются участникам для создания звуковой истории.
Содержание:
Для подготовки звуковых историй участникам предлагают выйти на улицу (или осмотреть помещение) и найти разнообразные источники звука, предупредив ребят, что некоторые вещи, если они берутся с чьего-то разрешения, необходимо затем вернуть на место.
После окончания поисков участников просят собраться в своих комнатах для проработки историй. При этом в истории должны быть задействованы только найденные источники звука. Сами ребята говорить во время представления не могут.
Истории демонстрируются аудитории, которая сидит спинами к исполнителям и старается понять, какой сюжет обыгрывают участники. По окончании выступления слушатели угадывают сюжет и сравнивают свои предположения с оригиналом, при этом отмечаются самые интересные находки исполнителей, повторяются эффектные эпизоды и т.д. После завершения всех выступлений независимое жюри (по одному представителю от каждой команды) отмечают наиболее понравившиеся работы. Тренер благодарит всех участников и напоминает о необходимости соблюдать чистоту и предлагает убрать "реквизит" в мешки для мусора.

Упражнение: "Звуковая газета ".
Цель:

  1. подведение итогов рабочего дня;
  2. объединение участников.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры.
Содержание:
Участникам предлагается отразить в общей газете свои представления о мире звука по окончании занятия. Сообщается, что на бумаге могут найти отражения и эмоциональные переживания, отношение участников к происходящему. Приветствуются все самые оригинальные идеи и начинания. Неплохо, если тренер и его помощники также примут участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения.

Упражнение: "Эхо".
Цель:

  1. церемония прощания;
  2. коллективный настрой на позитив.

Содержание:
Сев в круг, участники поочередно говорят свою прощальную фразу, которую подхватывают остальные участники и передают по кругу. Можно произносить фразу по угасающей, постепенно снижая громкость, для придания наибольшего эффекта эха.
По окончании упражнения тренер благодарит участников за работу и прощается с ними.

3 ЗАНЯТИЕ

Данное занятие посвящено сразу двум модальностям – обонянию и вкусовым ощущениям.
Упражнения будут посвящены развитию соответствующих модальностей.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ БЛОК


Упражнение: " Чукотское приветствие ".
Цель:

  1. эмоциональная разрядка;
  2. церемония приветствия.

Содержание:
"Дорогие друзья! Сегодня мы приступаем к изучению двух чувств идущих рука об руку, а именно – обонянию и вкусу. Наше занятие начнется довольно необычным способом, по - чукотски. Дело в том, что представители этого прекрасного народа испокон веков здороваются … носами. Ваша первая на сегодняшний день задача состоит в том, чтобы поздороваться носами со всеми участника тренинга. Приступаем!"
Результаты упражнения можно обсудить.

Упражнение: "Угадай-ка запах".
Цель:

  1. развитие обоняния;
  2. развитие командного взаимодействия.

Оборудование: образцы разнообразных запахов (цветочные, пряные, технические и т.д. количеством 10-15 образцов), повязки на глаза участникам, листы бумаги для записей.
Для ускорения процесса предъявления тренеру потребуется помощь ассистентов.
Содержание:
Разделившись на команды, участники тренинга, сидящие с завязанными глазами, получают для анализа различные образцы запахов и фиксируют названия на бумаге индивидуально. (После написания очередного названия листочек бумаги можно загибать, чтобы надписи не наезжали друг на друга. Если бумага закончилась, по требованию предоставляют еще лист.)
После того как все участники завершили определение, командам предоставляется время для подведения итогов работы и составления сводного списка запахов. Проводится учет верно названных образцов и выявляется команда - победительница конкурса.
Можно провести символическое награждение команды, вручив всему составу бельевые прищепки со словами: "Поскольку у вас самые чувствительные носы в нашей группе, этот подарок вам очень пригодиться!" Вручение сопровождается бурными аплодисментами.

Упражнение: "Охотники за феромоном".
Цель:

  1. развитие обоняния;
  2. отработка командного взаимодействия.

Оборудование: несколько чистых стаканчиков; различные образцы запахов, которые собираются участниками.
Содержание:
Собравшимся в кругу участникам предлагается следующее сообщение:
"Современные ученые установили, что люди нередко выбирают друг друга по … запаху. Дело в том, что обонятельная зона находится в древней коре головного мозга человека, поэтому можно с некоторой долей уверенности утверждать, что выбор одного партнера из множества других предопределен тем, как он пахнет, какой он излучает феромон. Таким образом, создав универсальный аромат, который бы понравился большинству людей, можно оказать реальное воздействие на их выбор, на оказание предпочтения именно вам, его создателю".
Участникам предстоит поработать в качестве создателей супер – феромона. Работа осуществляется по командам в отдельных комнатах. "Творцы" не ограничены в поиске "сырья" для "исследовательской работы", могут покидать пределы помещения. Единственным пожеланием тренера является приличное поведение ребят за пределами помещения для тренинга.
После создания опытных образцов участники собираются для презентации своих "супер-феромонов". Работы оцениваются независимым жюри, формируемым из представителей всех команд. Члены жюри с завязанными глазами определяют лучший ферромон дня.
Тренер благодарит всех участников за работу и обсуждает трудности, возникшие при выполнении данного упражнения.

Упражнение: "Мой любимый запах".
Цель:

  1. подведение итогов изучения обоняния;
  2. объединение участников в рамках совместной творческой деятельности.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры.
Содержание:
Участникам предлагается изобразить в общей газете свой любимый запах в виде художественного образа. Приветствуются все самые оригинальные и искренние идеи. Неплохо, если тренер и его помощники также примут участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения.
По окончании работы тренер предлагает участникам перейти к следующей модальности – вкусовым ощущениям.

ВКУСОВОЙ БЛОК

Упражнение: "Исследование вкусовых зон языка ".
Цель:

  1. выявление локализации зон вкусовых ощущений;
  2. выработка навыков коллективной исследовательской работы.

Оборудование: листы бумаги с изображением контура языка, фломастеры для выделения соответствующих вкусовых зон, образцы кислого, горького, сладкого и соленого.
Содержание:
Командам дается указание выявить локализацию вкусовых ощущений, используя образцы кислого (лимонный сок или лимонная кислота), горького (хина), сладкого (сироп или сахарная пудра), соленого (пищевая соль). Результаты фиксируются посредством раскрашивания фломастером соответствующей зоны. По окончании работы исследования участников обобщаются и сравниваются с классическим учением о расположении вкусовых зон.
В качестве дополнительного задания участников можно попросить составить собственную классификацию вкусов.

Упражнение: "Угадай вкус".
Цель:

  1. развитие вкусовых ощущений.

Оборудование: наборы образцов пищевых продуктов (для каждой команды они различны; в набор входят: кусочки фруктов, овощей, напиток, образцы карамели с разнообразной начинкой, различные виды хлебобулочных изделий и т.д. знакомые всем участника тренинга); игровые жетоны разного цвета; повязка на глаза.
Содержание:
Поле разделения участников на команды осуществляется поочередное приглашение представителей соседней команды для угадывания образцов пищевых продуктов. "Гостю" завязывают глаза и дают попробовать образец. В случае верного ответа участнику вручается жетон, с которым он возвращается к своей команде.
По окончании работы подсчитывается число набранных жетонов. Команда победителей награждается аплодисментами.

Упражнение: "Вкус и цвет".
Цель:

  1. закрепление и отреагирование в художественном творчестве материала тренинга;
  2. своеобразная настройка участников на занятие, посвященное зрительным ощущениям.

Оборудование: листы ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры.
Содержание:
Участникам задается тема итоговой газеты "Вкус и цвет":
"Постарайтесь отразить в вашей командной(!) работе, как можно представить себе различные вкусы в виде определенного образа и цвета".
По окончании работы участники готовят презентацию своей работы, отвечают на вопросы, задаваемые представителями других команд.

Упражнение: " Вкусное прощание".
Цель:

  1. настройка на позитив;
  2. эмоциональная разрядка и повышение общего настроя группы.

Оборудование: торт, предварительно разрезанный на части.
Содержание:
"Пришло время прощаться, и, чтобы его вкус запомнился вам, предлагаем накормить представителя другой команды тортом, а он, в свою очередь, покормит вас. Приступаем!"
Участников тренинга просят взять приготовленные кусочки торта и начать процесс кормления.
"Всем спасибо!"

4 ЗАНЯТИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ БЛОК - 1

Этот блок включает в себя упражнения, предназначенные для знакомства участников тренинга со зрительным анализатором.
Для некоторых упражнений данного цикла потребуются повязки на глаза.

Упражнение " Внимательный взгляд ".
Цель:

  1. мотивация группы на работу;
  2. сплочение участников тренинга, улучшение групповой атмосферы

Содержание:
Все участники сидят по кругу.
"Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем".
Тренер принимает участие в приветствии. Когда все участники группы поздороваются, он предлагает сесть по кругу.
"Сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос: "Что нового вы увидели в облике, отношениях кого-либо из нас?". Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной участник может внести коррективы (впечатление, чувство) в услышанное им о себе".
При проведении упражнения ведущий дает возможность участникам дополнить выказывания друг друга.

Упражнение "Какая разница!".
Цель:

  1. развитие внимания;
  2. эмоциональная разрядка.

Содержание:
Все участники садятся по кругу.
"Сейчас один из нас (немного позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на части".

Упражнение "Замечательный сосед".
Цель:

  1. развитие зрительной памяти;
  2. создание соответствующего эмоционального настроя участников.

Оборудование: ручки, рабочие тетради (листы писчей бумаги).
Содержание:
Упражнение выполняется в парах.
Инструкция: "Это упражнение включает в себя несколько заданий.
Задание 1. В течение нескольких минут молча смотрим друг на друга.
Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите бумагу и ручки. Сейчас прозвучат вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо дать письменные ответы.
Какого цвета глаза у вашего партнера?
Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся.
Какого цвета у него брови?
Есть ли у него на лице ямочки?
А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.
Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и бумагу. Ответьте на вопросы.
Какого цвета обувь на вашем партнере?
Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения?
На какой руке у него часы?
Какой формы пуговицы на его одежде?
Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

Упражнение "Наш цвет".
Цель:

  1. развитие цветовосприятия (соотнесение двигательной модальности и зрительных образов);
  2. развитие коммуникативных способностей, командного и межгруппового взаимодействия.

Содержание:
Участники делятся на рабочие группы.
"Вашей команде предстоит выбрать определенный цвет и подготовиться показать его каким-либо движением. Один из участников команды демонстрирует ваш цвет "отгадывающим" командам, которые, посовещавшись, дают свою версию о том, какой цвет был продемонстрирован. Если цвет не удалось определить "тестеры" обращаются к следующему участнику команды и т.д. до тех пор, пока цвет не будет назван правильно.
Давайте, изображая цвет, не будем использовать движения, имеющие непосредственную смысловую связь с цветом, или изображать предметы, имеющие определенную окраску. Нельзя скажем, изображая голубой цвет показывать на небо или имитировать переливание воды".
Команда, сумевшая угадать наибольшее количество цветов, награждается аплодисментами.

Упражнение "Цвета".
Цель:

  1. выявление влияния цвета на психику человека;
  2. развитие навыков групповой исследовательской работы;
  3. развитие навыков группового исследования.

Оборудование: листы бумаги (А3), краски и кисти, фломастеры, наборы цветной бумаги или цветные карточки по упрощенному радужному спектру плюс черный, белый и коричневый.
Содержание:
"Цвета играют огромную роль в жизни человека. И каждый, как вы уже могли убедиться по предыдущему упражнению, имеет свой "характер", свое "лицо".
Предпочтение того или иного цвета в одежде позволяет с некоторой долей вероятности предсказать характер ее обладателей. Исключительно важны знания композиции и умение подобрать соответствующие цвета и оттенки дизайнерам, модельерам, флористам. Установлено влияние окраски стен помещения на работоспособность и утомляемость, находящихся в нем (помещении) людей"
"Вам предстоит выяснить в ходе совместной работы, какое влияние оказывает определенный цвет на психику человека. При проведении исследования рекомендуется учитывать мнение каждого члена группы".

Участники делятся по своим командам и расходятся по рабочим комнатам с образцами исследуемых цветов (как более легкий вариант можно просто сообщить какие цвета предлагается изучить, но лучше подготовить наглядные образцы).

Результаты работы предлагается оформить на листах бумаги, а также подготовить небольшую презентацию по итогам цветовых изысканий.
Результаты работы после завершения показа обобщаются в кругу, организуется своеобразная научная дискуссия, во время которой ребятам предстоит отстаивать свои позиции по вопросам воздействия различных цветов на психическое состояние человека, поскольку результаты команд будут отличаться друг от друга.
Тренер может подтолкнуть обсуждение, задавая соответствующие вопросы:

  1. Почему тоску называют "зеленой"?
  2. Какой из цветов следует признать самым агрессивным? умиротворяющим?
  3. Согласны ли вы, что черный цвет – исключительно траурный?
  4. Что может рассказать цвет машины о характере автовладельца?

Упражнение "Спина к спине".
Цель:

  1. развитие восприятия, отреагирования состояния своего собеседника;
  2. развитие саморегуляции.

Содержание:
Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу.
"Постарайтесь прочувствовать состояние сидящего к вам спиной человека и, повернувшись одновременно с ним посмотрите друг на друга".
По окончании упражнения участники обмениваются своими впечатлениями друг с другом.

Упражнение " Внимательный взгляд ".
Цель:

  1. групповая рефлексия;
  2. сплочение участников тренинга, создание соответствующего эмоционального настроя.

Содержание:
Все участники сидят по кругу.
"Подошло время прощания. Давайте напоследок еще раз встретимся глазами друг с другом. При этом постараемся максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас, ничего не упустив. Давайте встанем и бесшумно попрощаемся друг с другом, а затем вновь сядем в круг".
Тренер принимает участие в прощании.
"Сохраните свои впечатления об увиденном, оцените те изменения, которые произошли с вами и окружающими вас людьми.
Постарайтесь осознать насколько важно умение не просто смотреть, но ВИДЕТЬ!
Спасибо за работу!
До свидания, друзья!"

 


5 ЗАНЯТИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ БЛОК - 2

Упражнение "Таинственный сосед".
Цель:

  • развитие зрительной памяти;
  • сопоставление тактильных и зрительных ощущений;
  • создание эмоционального настроя участников.

Оборудование: повязки для всех участников.
Содержание:
А) Участники сидят в кругу.
"Посмотрите на сидящего напротив вас человека и, закрыв глаза, поменяйтесь с ним местами!"
Нашедшие место помогают остальным, стуча по стульям.
По окончании упражнения выясняется, кто открыл глаза и кто сел последним и почему.
Б) Промежуточное упражнение, направленное на упорядоченное "ослепление" участников.
Тренеру потребуется помощь ассистентов, чтобы оперативно завязать глаза участникам.

  • "Поменяйтесь местами те, кому нравиться красный цвет и его оттенки!" (Любителям красного завязывают глаза, и они продолжают игру вслепую).

Тренер отмечает, что соседние стулья занимать нельзя, а нашедшим место участникам следует помочь товарищам найти свободный стул, ударяя по нему рукой.

  • "Поменяйтесь местами те, кому сегодня ночью снился сон!" (Поменявшимся завязывают глаза).
  • "Поменяйтесь местами те, кто не знает, что будет дальше!" (После этого завязывают глаза оставшимся участникам).

В) Сидящих в кругу просят соблюдать полную тишину и осуществляют объединение по парам, сцепляя руки сидящих рядом людей. Далее участникам предлагается, не нарушая тишины, изучить своего соседа, попытавшись понять, что за человек сидит рядом.
Г) По окончании изучения звучит команда: "Поменяйтесь местами те, кто хотя бы раз дотронулся до своего соседа!" (Участники занимают места в случайном порядке).
Д) "Снимаем повязки, открываем глаза и пытаемся найти, кто был нашим замечательным соседом! Найдите свою пару, встаньте и поприветствуйте ее!"
Примечание: если многие участники не узнали своих соседей можно попробовать провести упражнение еще раз, но при этом участникам предлагается использовать определенные опознавательные знаки, которые делаются во время знакомства с соседями (развязанный шнурок на ботинки, закатанный рукав рубашки и т.п.).
Е) Подводятся итоги работы. Отмечаются наиболее запомнившиеся моменты упражнения.

Упражнение "Слепой - поводырь".
Цель:

  • знакомство со зрительной депривацией;
  • развитие чувствительности, восприимчивости к партнеру.

Оборудование: повязки на глаза.
Содержание:
Участники упражнения разбиваются на пары. Партнер ищется с закрытыми глазами.
Задание включает в себя две части.
А) Участники, нашедшие друг друга, определяются со своими ролями. Один из них становится "слепым" (надевается повязка на глаза), а второй – "поводырем".
Внимание! "Поводырей" следует проинструктировать по вопросам безопасности и правилах ведения "слепого".
Между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку.
"Слепой" знакомится с различными объектами, находящимися в комнате, знакомится с пространством помещения, изучает встретившихся ему людей, ощупывает стены и поверхности различных предметов, получает возможность выйти в коридор.
Б) Происходит обмен ролями. "Слепой" становиться "поводырем", и наоборот.
Первоначально между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку, который, через некоторое время, заменяется исключительно аудиальным.
Участники не ограничиваются в перемещениях, получают возможность изучения тренингового помещения. При этом "слепому" дается установка на поиск новых, особенных ощущений.
По окончании упражнения участники делятся своими ощущениями.
"Кому приходилось сложнее, "слепому" или "поводырю"?"
"С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения упражнения?"

Упражнение "Мир слепого".
Цель:

  • знакомство с долговременной зрительной депривацией;
  • развитие чувствительности, восприимчивости к партнеру.

Оборудование: повязки на глаза.
Содержание:
Участники в течение долгого времени поочередно или одновременно изучают помещение вслепую. Возможны варианты, характеризующиеся максимальным невмешательством в процесс перемещений слепого в пространстве(отсутствие какого-либо контакта при наличии максимальной страховки (!!!) со стороны "поводыря" или ведущих).Если существует возможность, следует вывести "слепого"на улицу, обеспечить его перемещение по этажам здания, в котором проводиться тренинг.
По истечении установленного срока участники меняются ролями.
По окончании упражнения предполагается проведение рефлексии на тему "Мир слепого".

Упражнение "Цветной мир".
Цель:

  • подведение итогов рабочего дня;
  • выход на позитивное отражение действительности;
  • объединение участников в рамках совместной творческой деятельности.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры.
Содержание:
"Побывав словно бы в другом измерении, вы могли оценить, насколько важно для человека зрение. Постарайтесь осознать, насколько прекрасен этот мир. Это солнце, это небо – этот огромный цветной мир. Именно так будет называться ваша совместная работа: "Цветной мир".
Участникам предлагается отразить в общей газете свои представления о мире цвета по окончании занятия. Сообщается, что на бумаге могут найти отражения и эмоциональные переживания, отношение участников к происходящему. Приветствуются все самые оригинальные идеи и начинания. Тренер и его помощники также принимают участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения.

Упражнение " Взгляд ".
Цель:

  • церемония прощания;
  • создание благоприятного эмоционального настроя;
  • развитие визуального общения.

Содержание:
Участникам предлагается внимательно посмотреть друг на друга, сосредоточится на своих ощущениях, а затем постараться понять чувства другого человека и улыбнуться ему на прощание.
Тренер благодарит всех за работу и прощается с группой.

6 ЗАНЯТИЕ

БЛОК СЕНСОМОТОРИКИ И КИНЕСТЕТИКИ

Эта серия упражнений посвящена развитию сенсомоторных и двигательных анализаторов.

Упражнение "Шаг навстречу".
Цель:

  • вводное упражнение;
  • создание благоприятной для работы атмосферы в группе;
  • взаимное приветствие участников тренинга.

Содержание:
Каждый участник по кругу делает шаг в центр круга, одновременно приветствуя остальных каким-либо характерным жестом. Участник остается стоять и, таким образом, к нему последовательно присоединяются остальные. Тренер приветствует собравшихся и переходит к основным упражнениям.
Упражнение " Коридор ".
Цель:

  • развитие сенсомоторики, чувства пространства;
  • отреагирование собственных ощущений;
  • повышение доверия к другим участникам тренинга.

Содержание:
Участники делятся на две группы и, выстроившись в две линии, друг напротив друга, и образуют своего рода коридор. Участники выставляют вперед руки.
Внимание: необходимо предупредить ребят, чтобы они сняли с рук часы, браслеты и т.д.!
Далее, по очереди, осуществляется вбегание в коридор по одному человеку. Бегущему предлагается закрыть глаза и постараться сосредоточиться на своих ощущениях, а руки участников постепенно замедляют его бег.
Некоторые из участников бояться промахнуться мимо коридора, сбавляют скорость, снижая тем самым остроту ощущений, о чем следует предупредить и предложить пробежать еще раз.
После проведения упражнения предполагается рефлексия. Участники делятся своими впечатлениями, удачами и неудачами.

Упражнение "Шторм".
Цель:

  • работа с эмоциональным состоянием человека, находящегося в нестандартной ситуации движения;
  • знакомство с новым кинестетическим опытом.

Оборудование: прочный стул со спинкой, повязка на глаза.
Тренеру потребуется помощь нескольких ассистентов, в т.ч. для страховки.
Содержание:
Восприимчивого участника (лучше девушку) просят занять место на стуле. Ей завязываются глаза и через некоторое время она, без предупреждения, резко поднимается на стуле вверх.
Внимание! Тренеру необходимо обеспечить максимальную страховку на случай возможного падения.
Далее участнице предлагается сосредоточиться на своих ощущениях, пока ее будут раскачивать из стороны в сторону. После не слишком продолжительного "шторма" участницу опускают на пол и предлагают поделиться своими впечатлениями с остальными.

Упражнение "Супер - шторм".
Цель:

  • получение опыта новых кинестетических ощущений.

Оборудование: прочный стул.
Потребуется помощь четырех сильных молодых людей (по одному на число ножек стула), а также следует задействовать несколько человек для страховки.
Содержание:
Всем желающим предлагается испытать на себе более сильный вариант предыдущего упражнения. При этом амплитуда и вариации колебаний "кресла испытателя" резко возрастают.
Внимание! Необходима тщательная организация страховки.
Сидящему на стуле предлагают попробовать во время проведения упражнения оставаться с закрытыми глазами, а затем их открыть и постараться уловить разницу в восприятии ситуации.
Данное упражнение можно провести со всеми желающими. По окончании предполагается обмен впечатлениями по кругу. Не участвовавшим в "шторме" задаются вопросы о причине отказа.

Упражнение "Свечка".
Цель:

  • повышение доверия к партнерам;
  • развитие сенсомоторики и координации движений в пространстве.

Содержание:
Формируются несколько групп участников (можно по числу команд). Встав вплотную друг к другу, выставив вперед руки, "стенки круга" не дают упасть находящемуся в центре добровольцу ("свечка").
Внимание! Тренер должен обеспечить серьезное отношение участвующих к данному упражнению, осуществлять страховку находящегося в центре круга человека, равномерно распределить силы "круга" отражающие "свечку", запретить резкие толчки "свечки".
Центральный участник ("свеча") должен максимально выпрямиться, закрыть глаза, не перемещаться со своей исходной точки в центре и вытянуть руки вдоль туловища.
По возможности каждый из присутствующих должен попробовать себя в роли "свечи". Результаты упражнения можно обсудить в кругу.

Упражнение "Горная тропа".
Цель:

  • развитие доверия / чувства ответственности;
  • развитие координации движений и получение нового кинестетического опыта.

Оборудование: несколько устойчивых столов и прочных стульев, повязки на глаза участникам.
Содержание:
Участникам упражнения предстоит выбрать себе проводника, который поможет пройти вслепую по "горной тропе". ("Тропа" представляет собой несколько столов, неплотно придвинутых друг к другу, стульев, поставленных в провалы между столами и т.д.)
Устанавливаются начало и конец маршрута.
Внимание! Одновременно на маршруте могут находиться не более двух человек, прохождение которых контролируют кроме проводника несколько страхующих.
По окончании упражнения участники обмениваются впечатлениями.

Упражнение "Падение".
Цель:

  • преодоление внутренних установок, снятие защитных блоков;
  • развитие установки на доверие;
  • осознание чувства сплоченности и надежности команды.

Оборудование: стол, прочный стул или тумба.
Содержание:
ВНИМАНИЕ! Для проведения упражнения необходимо обеспечить собранность участников, организовать страховку.
Первоначально добровольцу, а затем и всем желающим, предлагается испытать себя и узнать, доверяете ли вы другим.
Участнику предлагается подняться на стул, стоящий на столе, и совершить падение с высоты на руки товарищей, образующих своеобразный коридор. При этом падающий должен (!!!) выпрямиться и обязательно сцепить руки замком, чтобы в момент падения не расставить их в стороны, т.к. можно серьезно ударить ловящих.
Неплохо, если каждый из участников пройдет это упражнение. В случае отказа следует, через некоторое время, повторить предложение, но настаивать на непременном участии в "падении" нельзя.
После проведения собравшихся в круг участников просят поделиться впечатлениями о проделанном упражнении.

Упражнение "Живой лес".
Цель:

  • развитие ориентации в пространстве;
  • развитие координации движений.

Содержание:
Все участники тренинга разделяются на две группы. Первая половина ребят, с повязками на глазах, пробирается через "живой лес", образованный другой половиной. При этом следует установить определенный интервал между отправлением очередного участника, который соблюдается тренером.
Инструкция: "Постарайтесь пройти через зачарованный лес, по возможности не задевая "деревьев". Сосредоточьтесь на своих ощущениях, стараясь сориентироваться в пространстве, и пройти по маршруту быстро и одновременно осторожно".
После того как все участники пройдут сквозь "лес", "деревья" меняются местами с "путешественниками".

Упражнение "Моль".
Цель:
- эмоциональная разрядка.
Содержание:
Участникам тренинга предлагается "убить друг на друге несколько молей", при этом каждый должен "уничтожить" не менее 10 "вредоносных насекомых".
При этом следует предупредить участников, что "бабочек" не нужно "убивать насмерть", а достаточно всего лишь "оглушить". То есть применение физической силы не приветствуется.

Упражнение: "Шаг навстречу - 2".
Цель:

  • заключительное упражнение;
  • позитивный настрой участников тренинга;
  • эмоциональное отреагирование занятия;
  • направленность на сплочение группы.

Содержание:
Каждый участник по кругу делает шаг в центр круга, одновременно приветствуя остальных каким-либо характерным жестом, отражающим его эмоциональное состояние. Участник остается стоять и, таким образом, к нему последовательно присоединяются остальные. Затем участники берутся за руки, хором произносится "Спа-си-бо!", звучат аплодисменты.

7 ЗАНЯТИЕ

БЛОК СЕНСИТИВНОСТИ

Упражнение " Мой цвет ".
Цель:
- развитие способности осознавать и вербализировать свое состояние.
Содержание:
Участники группы сидят по кругу.
"Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав, скажет какого он (она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния".
Каждый из участников говорит остальным, какого он цвета.
"Попробуйте описать, как изменялось ваше состояние с момента просыпания и до того как вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения. Почему вы выбрали для описания своего состояния именно тот цвет, который вы назвали".
Вновь осуществляется опрос по кругу.
Тренер приветствует участников и переходит к основным упражнениям дня.

Упражнение "Эмоция ".
Цель:
- выявление характерных средств мимики, пантомимики, жестикуляции, которые являются сигнально значимыми для понимания других людей.
Содержание:
Участники разбиваются по командам.
"Каждой команде предстоит выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и придумать, как его можно изобразить. Это может быть либо скульптурное изображение, либо невербальное действие. При этом в упражнении должны принимать участие все члены группы. После подготовки группы поочередно представляют свое чувство (эмоцию), а остальные внимательно наблюдают, стараясь понять, что изображено".
Участники готовятся в разных помещениях. После презентации своего чувства другим командам дается время, чтобы определить, что показали выступавшие. Затем группа, которая демонстрировала чувство или состояние, говорит правильный ответ.
Ошибки наблюдателей или замеченные несоответствия в демонстрации могут послужить предметом обсуждения после завершения упражнения.

Упражнение "Зеркало и обезьяна".
Цель:
- развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.
Содержание:
Участники группы разбиваются на пары.
"Один из участников пары будет "зеркалом", а второй – "обезьяной". "Обезьяна", оказавшись перед "зеркалом", ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. "Зеркало" повторяет как можно точнее все движения "Обезьяны".
Через некоторое время тренер предлагает партнерам поменяться ролями.
После завершения можно обсудить трудности, возникшие во время выполнения этого упражнения.

Упражнение "Моя улыбка".
Цель:

  • тренировка наблюдательности;
  • развитие умения дифференцировать различные проявления эмоций.

Оборудование: мячик или небольшая мягкая игрушка.
Содержание:
Участники группы сидят по кругу.
"Бросая друг другу мяч, будем каждый раз говорить, какой может быть улыбка. Я начну: беззаботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников)".
Модификация: Неплохо, если "бросающий" будет демонстрировать названный образец улыбки, а "ловящий" попытается скопировать выражение его лица. Это позволит внести дополнительное оживление в упражнение.

Упражнение "Телефон".
Цель:

  • отражение эмоционального состояния партнеров по команде;
  • развитие способностей к эффективному восприятию невербальных (в основном мимика) проявлений при общении с людьми.

Содержание:
Упражнение проводится в малых группах по 4-5 человек.
"Сейчас мы немного поговорим по телефону. Сделаем это так: каждый по очереди "поговорит" по воображаемому телефону. С кем конкретно и о чем решите сами. В ходе разговора не надо будет ничего произносить вслух, сохранив только беззвучную артикуляцию и все остальные невербальные проявления. При этом можно стоять или сидеть, ходить или оставаться на месте. Задача остальных – понять, с кем и о чем говорит ваш коллега".
"По окончании упражнения вам предстоит выделить признаки, по которым делалось заключение о теме разговора и собеседнике, отметить особенности, выявленные во время выполнения задания".

Упражнение "Ты - мне, я - тебе".
Цель:

  • обучение дифференциации отражения в сознании себя и партнера по общению;
  • формирование позитивного отношения к собеседнику.

Содержание:
Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.
Упражнение состоит из двух этапов.
На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: "Ты такой (такая) же, как я, у тебя…". Участники обмениваются фразами по очереди. При этом следует смотреть друг другу в глаза, стараясь говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию.
На втором этапе упражнения. Примерно через пять-семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: "Я очень отличаюсь от тебя, я…".
После завершения работы участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер может задать ряд вопросов относительно чувств, возникших у общающихся по ходу выполнения упражнения, а также спросить, чем чувства на первом этапе работы отличались от чувств второго.

Упражнение "Рисунок дня".
Цель:

  • тренировка сенситивности;
  • рефлексия содержания работы за день, помощь в структурировании полученного опыта.

Оборудование: листы белой бумаги, карандаши, ручки, фломастеры. (В целях экономии времени и снятия возможного ажиотажа рисунки можно попросить выполнить ручками или карандашами).
Содержание:
Все участники сидят по кругу.
"В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Постарайтесь рисовать так. Чтобы никто не видел, что вы рисуете. Завершенные рисунки отдайте мне. (После того как все рисунки окажутся у тренера, он раздает их участникам, стараясь, чтобы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его".
Участникам предлагается поочередно назвать имя предполагаемого автора рисунка, пояснив, почему сделано такое заключение. Остальные участники, в том числе и автор молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: "Есть ли другие версии?" и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки.

Упражнение "Мяч с памятью".
Цель:

  • церемония прощания;
  • настройка на позитив, путем отражения вклада участников в работу тренинга.

Оборудование: мяч или мягкая игрушка небольшого размера.
Содержание:
Все участники сидят в кругу.
"Сейчас мы по очереди будем бросать друг другу мяч, называя при этом имя человека, которому он адресован, и фразу, которую он произносил здесь, в нашем кругу. Получивший мяч бросает его следующему участнику, называя его имя и фразу. Будем внимательны и постараемся, чтобы мяч побывал у всех".
При возникновении затруднений с фразой, тренер не торопит участников, чтобы была возможность вспомнить, или рекомендует бросить мяч тому, чью фразу он может назвать.
По окончании упражнения тренер прощается с группой и благодарит ребят за работу.

8 ЗАНЯТИЕ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Занятие предполагается в виде своеобразного экскурса по рассмотренным за время тренинга областям человеческой психики.
Включает в себя итоговую рефлексию.

Упражнение "Привет!".
Цель:

  • приветствие участников тренинга;
  • настройка на работу.

Содержание:
Участники сидят в кругу.
"Здравствуйте, друзья! Сегодня церемония приветствия будет особенная! Особенной вы ее сделаете сами. Постарайтесь, не покидая пределов круга поздороваться с участниками тренинга. Сделайте все возможное и невозможное, чтобы ваше обращение было оригинальным, не похожим на другие. Кто начнет!?"
Участники обмениваются приветствиями друг с другом.

Упражнение "Ладонь".
Цель:
- развитие тактильной чувствительности, способности опознавать другого человека.
Содержание:
Участники разбиваются по командам и рассаживаются по комнате, образуя маленькие кружки.
"Одному из участников группы следует закрыть глаза и положить руки на колени ладонями вверх. Остальные в произвольном порядке будут класть ему свои руки на ладони. Задача – угадать, чьи это руки. Каждый должен побывать в ситуации отгадывания семь раз. Обратная связь дается после каждого "отгадывания"".
Обсуждение результатов по группам.
Общий вопрос к командам: "Как вы решали поставленную задачу?"

Упражнение "Представляем звуки".
Цель:

  • дифференциация звуков по отчетливости их представления;
  • соотнесение звуковых и зрительных образов.

Содержание:
Участники группы сидят по кругу.
"Займите удобную позу. Закройте глаза. Сейчас я буду называть те или иные звуки, постарайтесь представить их себе как можно более явственно. Одновременно осознавайте, какие чувства, состояния они у вас вызывают. Начнем:

  • Резко тормозит машина.
  • Звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта.
  • Шум морских волн, набегающих на берег;
  • Упала и разбилась чашка;
  • Орудийные залпы во время праздничного салюта и т.д.".

После обозначения каждого звука следует делать паузу (примерно 7-10 секунд).
После проведения упражнения выясняется, какие звуки представить легче, какие – сложнее, что за чувства возникали у участников.

Упражнение "Я вижу".
Цель:

  • разведение понятий "видеть" и "представлять, интерпретировать";
  • развитие безоценочного принятия собеседника, а также самоконтроля.

Содержание:
Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.
"Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов "Я вижу…", содержание которой касается исключительно внешнего облика партнера. Например: "Я вижу, что твои руки лежат на коленях" или "Я вижу, что ты наклонила голову вправо" и т.д. Во время выполнения упражнения воздерживайтесь от использования оценочных понятий".
По окончании задается вопрос: "Какие сложности встретились во время выполнения задания?" Обсуждение в кругу.

Упражнение "Ну рассмеши!".
Цель:

  • развитие способностей управлять эмоциями собеседника;
  • эмоциональная разрядка участников.

Содержание:
Участники заново объединяются по парам.
"Ваша задача – рассмешить человека, с которым вы оказались в одной паре пользуясь какими угодно средствами, ну или хотя бы заставить его улыбнуться.
Тот человек, которого вы пытаетесь рассмешить должен сохранять полную серьезность и стараться не поддаваться вашему очарованию.
Через установленное время вы должны поменяться ролями. Приступаем!"
По окончании упражнения обсуждаются результаты и выясняются трудности, возникшие в процессе работы.

Упражнение "Пять минут".
Цель:

  • развитие сенситивности;
  • тренировка в различении и описании разнообразных сенсорно воспринимаемых сигналах.

Содержание:
Участники сидят в кругу.
"Постарайтесь в течении пяти минут сосредоточится на своих ощущениях. Попробуйте зафиксировать все, что вы ощущаете в данный момент. Для этого у нас есть пять минут". По истечении указанного времени тренер продолжает инструкцию. "Пусть кто-нибудь из вас расскажет о своих ощущениях. Все мы будем внимательно слушать. Постарайтесь передать свои ощущения как можно подробнее. Следующие участники, сообщая о своих ощущениях, не должны повторять то, о чем было уже рассказано. Например, если предыдущий скажет о том, что слышал звук подъезжающей машины, то об этом говорить не надо".
По окончании работы тренер просит обратить внимание участников на то, какой модальности было посвящено больше времени, какие ощущения описывались чаще. Делаются соответствующие выводы.

Упражнение "БОЛЬШАЯ КАРТИНА".
Цель:

  • подведение итогов тренинга;
  • объединение участников в рамках совместной творческой деятельности.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры.
Содержание:
Участником тренинга предлагается нарисовать картину, на которой бы нашли отражение все модальности упоминавшиеся за время тренинга,
На бумаге могут найти отражения и эмоциональные переживания, отношение участников к происходящему. Приветствуются все самые оригинальные идеи и начинания. Тренер и его помощники также принимают участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения.

Итоговое упражнение.
Содержание:

Участники, сев в круг, оценивают свое эмоциональное (и физическое) состояние, после прохождения тренинга, высказываясь поочередно по кругу. После завершения рефлексии, участники направляются в центр, вытянув вперед правую руку. Когда все руки собраны в центре, дружным хором произносится финальное: "До свидания!", и раздаются оглушительные аплодисменты.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.