На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Тренинг развития сенсорики - Занятия №5-№8
Тренинг развития сенсорики - Занятия №5-№8
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги
Индекс материала
Тренинг развития сенсорики
Занятия №5-№8
Все страницы

5 ЗАНЯТИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ БЛОК - 2

Упражнение "Таинственный сосед".
Цель:

  • развитие зрительной памяти;
  • сопоставление тактильных и зрительных ощущений;
  • создание эмоционального настроя участников.

Оборудование: повязки для всех участников.
Содержание:
А) Участники сидят в кругу.
"Посмотрите на сидящего напротив вас человека и, закрыв глаза, поменяйтесь с ним местами!"
Нашедшие место помогают остальным, стуча по стульям.
По окончании упражнения выясняется, кто открыл глаза и кто сел последним и почему.
Б) Промежуточное упражнение, направленное на упорядоченное "ослепление" участников.
Тренеру потребуется помощь ассистентов, чтобы оперативно завязать глаза участникам.

  • "Поменяйтесь местами те, кому нравиться красный цвет и его оттенки!" (Любителям красного завязывают глаза, и они продолжают игру вслепую).

Тренер отмечает, что соседние стулья занимать нельзя, а нашедшим место участникам следует помочь товарищам найти свободный стул, ударяя по нему рукой.

  • "Поменяйтесь местами те, кому сегодня ночью снился сон!" (Поменявшимся завязывают глаза).
  • "Поменяйтесь местами те, кто не знает, что будет дальше!" (После этого завязывают глаза оставшимся участникам).

В) Сидящих в кругу просят соблюдать полную тишину и осуществляют объединение по парам, сцепляя руки сидящих рядом людей. Далее участникам предлагается, не нарушая тишины, изучить своего соседа, попытавшись понять, что за человек сидит рядом.
Г) По окончании изучения звучит команда: "Поменяйтесь местами те, кто хотя бы раз дотронулся до своего соседа!" (Участники занимают места в случайном порядке).
Д) "Снимаем повязки, открываем глаза и пытаемся найти, кто был нашим замечательным соседом! Найдите свою пару, встаньте и поприветствуйте ее!"
Примечание: если многие участники не узнали своих соседей можно попробовать провести упражнение еще раз, но при этом участникам предлагается использовать определенные опознавательные знаки, которые делаются во время знакомства с соседями (развязанный шнурок на ботинки, закатанный рукав рубашки и т.п.).
Е) Подводятся итоги работы. Отмечаются наиболее запомнившиеся моменты упражнения.

Упражнение "Слепой - поводырь".
Цель:

  • знакомство со зрительной депривацией;
  • развитие чувствительности, восприимчивости к партнеру.

Оборудование: повязки на глаза.
Содержание:
Участники упражнения разбиваются на пары. Партнер ищется с закрытыми глазами.
Задание включает в себя две части.
А) Участники, нашедшие друг друга, определяются со своими ролями. Один из них становится "слепым" (надевается повязка на глаза), а второй – "поводырем".
Внимание! "Поводырей" следует проинструктировать по вопросам безопасности и правилах ведения "слепого".
Между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку.
"Слепой" знакомится с различными объектами, находящимися в комнате, знакомится с пространством помещения, изучает встретившихся ему людей, ощупывает стены и поверхности различных предметов, получает возможность выйти в коридор.
Б) Происходит обмен ролями. "Слепой" становиться "поводырем", и наоборот.
Первоначально между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку, который, через некоторое время, заменяется исключительно аудиальным.
Участники не ограничиваются в перемещениях, получают возможность изучения тренингового помещения. При этом "слепому" дается установка на поиск новых, особенных ощущений.
По окончании упражнения участники делятся своими ощущениями.
"Кому приходилось сложнее, "слепому" или "поводырю"?"
"С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения упражнения?"

Упражнение "Мир слепого".
Цель:

  • знакомство с долговременной зрительной депривацией;
  • развитие чувствительности, восприимчивости к партнеру.

Оборудование: повязки на глаза.
Содержание:
Участники в течение долгого времени поочередно или одновременно изучают помещение вслепую. Возможны варианты, характеризующиеся максимальным невмешательством в процесс перемещений слепого в пространстве(отсутствие какого-либо контакта при наличии максимальной страховки (!!!) со стороны "поводыря" или ведущих).Если существует возможность, следует вывести "слепого"на улицу, обеспечить его перемещение по этажам здания, в котором проводиться тренинг.
По истечении установленного срока участники меняются ролями.
По окончании упражнения предполагается проведение рефлексии на тему "Мир слепого".

Упражнение "Цветной мир".
Цель:

  • подведение итогов рабочего дня;
  • выход на позитивное отражение действительности;
  • объединение участников в рамках совместной творческой деятельности.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры.
Содержание:
"Побывав словно бы в другом измерении, вы могли оценить, насколько важно для человека зрение. Постарайтесь осознать, насколько прекрасен этот мир. Это солнце, это небо – этот огромный цветной мир. Именно так будет называться ваша совместная работа: "Цветной мир".
Участникам предлагается отразить в общей газете свои представления о мире цвета по окончании занятия. Сообщается, что на бумаге могут найти отражения и эмоциональные переживания, отношение участников к происходящему. Приветствуются все самые оригинальные идеи и начинания. Тренер и его помощники также принимают участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения.

Упражнение " Взгляд ".
Цель:

  • церемония прощания;
  • создание благоприятного эмоционального настроя;
  • развитие визуального общения.

Содержание:
Участникам предлагается внимательно посмотреть друг на друга, сосредоточится на своих ощущениях, а затем постараться понять чувства другого человека и улыбнуться ему на прощание.
Тренер благодарит всех за работу и прощается с группой.

6 ЗАНЯТИЕ

БЛОК СЕНСОМОТОРИКИ И КИНЕСТЕТИКИ

Эта серия упражнений посвящена развитию сенсомоторных и двигательных анализаторов.

Упражнение "Шаг навстречу".
Цель:

  • вводное упражнение;
  • создание благоприятной для работы атмосферы в группе;
  • взаимное приветствие участников тренинга.

Содержание:
Каждый участник по кругу делает шаг в центр круга, одновременно приветствуя остальных каким-либо характерным жестом. Участник остается стоять и, таким образом, к нему последовательно присоединяются остальные. Тренер приветствует собравшихся и переходит к основным упражнениям.
Упражнение " Коридор ".
Цель:

  • развитие сенсомоторики, чувства пространства;
  • отреагирование собственных ощущений;
  • повышение доверия к другим участникам тренинга.

Содержание:
Участники делятся на две группы и, выстроившись в две линии, друг напротив друга, и образуют своего рода коридор. Участники выставляют вперед руки.
Внимание: необходимо предупредить ребят, чтобы они сняли с рук часы, браслеты и т.д.!
Далее, по очереди, осуществляется вбегание в коридор по одному человеку. Бегущему предлагается закрыть глаза и постараться сосредоточиться на своих ощущениях, а руки участников постепенно замедляют его бег.
Некоторые из участников бояться промахнуться мимо коридора, сбавляют скорость, снижая тем самым остроту ощущений, о чем следует предупредить и предложить пробежать еще раз.
После проведения упражнения предполагается рефлексия. Участники делятся своими впечатлениями, удачами и неудачами.

Упражнение "Шторм".
Цель:

  • работа с эмоциональным состоянием человека, находящегося в нестандартной ситуации движения;
  • знакомство с новым кинестетическим опытом.

Оборудование: прочный стул со спинкой, повязка на глаза.
Тренеру потребуется помощь нескольких ассистентов, в т.ч. для страховки.
Содержание:
Восприимчивого участника (лучше девушку) просят занять место на стуле. Ей завязываются глаза и через некоторое время она, без предупреждения, резко поднимается на стуле вверх.
Внимание! Тренеру необходимо обеспечить максимальную страховку на случай возможного падения.
Далее участнице предлагается сосредоточиться на своих ощущениях, пока ее будут раскачивать из стороны в сторону. После не слишком продолжительного "шторма" участницу опускают на пол и предлагают поделиться своими впечатлениями с остальными.

Упражнение "Супер - шторм".
Цель:

  • получение опыта новых кинестетических ощущений.

Оборудование: прочный стул.
Потребуется помощь четырех сильных молодых людей (по одному на число ножек стула), а также следует задействовать несколько человек для страховки.
Содержание:
Всем желающим предлагается испытать на себе более сильный вариант предыдущего упражнения. При этом амплитуда и вариации колебаний "кресла испытателя" резко возрастают.
Внимание! Необходима тщательная организация страховки.
Сидящему на стуле предлагают попробовать во время проведения упражнения оставаться с закрытыми глазами, а затем их открыть и постараться уловить разницу в восприятии ситуации.
Данное упражнение можно провести со всеми желающими. По окончании предполагается обмен впечатлениями по кругу. Не участвовавшим в "шторме" задаются вопросы о причине отказа.

Упражнение "Свечка".
Цель:

  • повышение доверия к партнерам;
  • развитие сенсомоторики и координации движений в пространстве.

Содержание:
Формируются несколько групп участников (можно по числу команд). Встав вплотную друг к другу, выставив вперед руки, "стенки круга" не дают упасть находящемуся в центре добровольцу ("свечка").
Внимание! Тренер должен обеспечить серьезное отношение участвующих к данному упражнению, осуществлять страховку находящегося в центре круга человека, равномерно распределить силы "круга" отражающие "свечку", запретить резкие толчки "свечки".
Центральный участник ("свеча") должен максимально выпрямиться, закрыть глаза, не перемещаться со своей исходной точки в центре и вытянуть руки вдоль туловища.
По возможности каждый из присутствующих должен попробовать себя в роли "свечи". Результаты упражнения можно обсудить в кругу.

Упражнение "Горная тропа".
Цель:

  • развитие доверия / чувства ответственности;
  • развитие координации движений и получение нового кинестетического опыта.

Оборудование: несколько устойчивых столов и прочных стульев, повязки на глаза участникам.
Содержание:
Участникам упражнения предстоит выбрать себе проводника, который поможет пройти вслепую по "горной тропе". ("Тропа" представляет собой несколько столов, неплотно придвинутых друг к другу, стульев, поставленных в провалы между столами и т.д.)
Устанавливаются начало и конец маршрута.
Внимание! Одновременно на маршруте могут находиться не более двух человек, прохождение которых контролируют кроме проводника несколько страхующих.
По окончании упражнения участники обмениваются впечатлениями.

Упражнение "Падение".
Цель:

  • преодоление внутренних установок, снятие защитных блоков;
  • развитие установки на доверие;
  • осознание чувства сплоченности и надежности команды.

Оборудование: стол, прочный стул или тумба.
Содержание:
ВНИМАНИЕ! Для проведения упражнения необходимо обеспечить собранность участников, организовать страховку.
Первоначально добровольцу, а затем и всем желающим, предлагается испытать себя и узнать, доверяете ли вы другим.
Участнику предлагается подняться на стул, стоящий на столе, и совершить падение с высоты на руки товарищей, образующих своеобразный коридор. При этом падающий должен (!!!) выпрямиться и обязательно сцепить руки замком, чтобы в момент падения не расставить их в стороны, т.к. можно серьезно ударить ловящих.
Неплохо, если каждый из участников пройдет это упражнение. В случае отказа следует, через некоторое время, повторить предложение, но настаивать на непременном участии в "падении" нельзя.
После проведения собравшихся в круг участников просят поделиться впечатлениями о проделанном упражнении.

Упражнение "Живой лес".
Цель:

  • развитие ориентации в пространстве;
  • развитие координации движений.

Содержание:
Все участники тренинга разделяются на две группы. Первая половина ребят, с повязками на глазах, пробирается через "живой лес", образованный другой половиной. При этом следует установить определенный интервал между отправлением очередного участника, который соблюдается тренером.
Инструкция: "Постарайтесь пройти через зачарованный лес, по возможности не задевая "деревьев". Сосредоточьтесь на своих ощущениях, стараясь сориентироваться в пространстве, и пройти по маршруту быстро и одновременно осторожно".
После того как все участники пройдут сквозь "лес", "деревья" меняются местами с "путешественниками".

Упражнение "Моль".
Цель:
- эмоциональная разрядка.
Содержание:
Участникам тренинга предлагается "убить друг на друге несколько молей", при этом каждый должен "уничтожить" не менее 10 "вредоносных насекомых".
При этом следует предупредить участников, что "бабочек" не нужно "убивать насмерть", а достаточно всего лишь "оглушить". То есть применение физической силы не приветствуется.

Упражнение: "Шаг навстречу - 2".
Цель:

  • заключительное упражнение;
  • позитивный настрой участников тренинга;
  • эмоциональное отреагирование занятия;
  • направленность на сплочение группы.

Содержание:
Каждый участник по кругу делает шаг в центр круга, одновременно приветствуя остальных каким-либо характерным жестом, отражающим его эмоциональное состояние. Участник остается стоять и, таким образом, к нему последовательно присоединяются остальные. Затем участники берутся за руки, хором произносится "Спа-си-бо!", звучат аплодисменты.

7 ЗАНЯТИЕ

БЛОК СЕНСИТИВНОСТИ

Упражнение " Мой цвет ".
Цель:
- развитие способности осознавать и вербализировать свое состояние.
Содержание:
Участники группы сидят по кругу.
"Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав, скажет какого он (она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния".
Каждый из участников говорит остальным, какого он цвета.
"Попробуйте описать, как изменялось ваше состояние с момента просыпания и до того как вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения. Почему вы выбрали для описания своего состояния именно тот цвет, который вы назвали".
Вновь осуществляется опрос по кругу.
Тренер приветствует участников и переходит к основным упражнениям дня.

Упражнение "Эмоция ".
Цель:
- выявление характерных средств мимики, пантомимики, жестикуляции, которые являются сигнально значимыми для понимания других людей.
Содержание:
Участники разбиваются по командам.
"Каждой команде предстоит выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и придумать, как его можно изобразить. Это может быть либо скульптурное изображение, либо невербальное действие. При этом в упражнении должны принимать участие все члены группы. После подготовки группы поочередно представляют свое чувство (эмоцию), а остальные внимательно наблюдают, стараясь понять, что изображено".
Участники готовятся в разных помещениях. После презентации своего чувства другим командам дается время, чтобы определить, что показали выступавшие. Затем группа, которая демонстрировала чувство или состояние, говорит правильный ответ.
Ошибки наблюдателей или замеченные несоответствия в демонстрации могут послужить предметом обсуждения после завершения упражнения.

Упражнение "Зеркало и обезьяна".
Цель:
- развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.
Содержание:
Участники группы разбиваются на пары.
"Один из участников пары будет "зеркалом", а второй – "обезьяной". "Обезьяна", оказавшись перед "зеркалом", ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. "Зеркало" повторяет как можно точнее все движения "Обезьяны".
Через некоторое время тренер предлагает партнерам поменяться ролями.
После завершения можно обсудить трудности, возникшие во время выполнения этого упражнения.

Упражнение "Моя улыбка".
Цель:

  • тренировка наблюдательности;
  • развитие умения дифференцировать различные проявления эмоций.

Оборудование: мячик или небольшая мягкая игрушка.
Содержание:
Участники группы сидят по кругу.
"Бросая друг другу мяч, будем каждый раз говорить, какой может быть улыбка. Я начну: беззаботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников)".
Модификация: Неплохо, если "бросающий" будет демонстрировать названный образец улыбки, а "ловящий" попытается скопировать выражение его лица. Это позволит внести дополнительное оживление в упражнение.

Упражнение "Телефон".
Цель:

  • отражение эмоционального состояния партнеров по команде;
  • развитие способностей к эффективному восприятию невербальных (в основном мимика) проявлений при общении с людьми.

Содержание:
Упражнение проводится в малых группах по 4-5 человек.
"Сейчас мы немного поговорим по телефону. Сделаем это так: каждый по очереди "поговорит" по воображаемому телефону. С кем конкретно и о чем решите сами. В ходе разговора не надо будет ничего произносить вслух, сохранив только беззвучную артикуляцию и все остальные невербальные проявления. При этом можно стоять или сидеть, ходить или оставаться на месте. Задача остальных – понять, с кем и о чем говорит ваш коллега".
"По окончании упражнения вам предстоит выделить признаки, по которым делалось заключение о теме разговора и собеседнике, отметить особенности, выявленные во время выполнения задания".

Упражнение "Ты - мне, я - тебе".
Цель:

  • обучение дифференциации отражения в сознании себя и партнера по общению;
  • формирование позитивного отношения к собеседнику.

Содержание:
Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.
Упражнение состоит из двух этапов.
На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: "Ты такой (такая) же, как я, у тебя…". Участники обмениваются фразами по очереди. При этом следует смотреть друг другу в глаза, стараясь говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию.
На втором этапе упражнения. Примерно через пять-семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: "Я очень отличаюсь от тебя, я…".
После завершения работы участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер может задать ряд вопросов относительно чувств, возникших у общающихся по ходу выполнения упражнения, а также спросить, чем чувства на первом этапе работы отличались от чувств второго.

Упражнение "Рисунок дня".
Цель:

  • тренировка сенситивности;
  • рефлексия содержания работы за день, помощь в структурировании полученного опыта.

Оборудование: листы белой бумаги, карандаши, ручки, фломастеры. (В целях экономии времени и снятия возможного ажиотажа рисунки можно попросить выполнить ручками или карандашами).
Содержание:
Все участники сидят по кругу.
"В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Постарайтесь рисовать так. Чтобы никто не видел, что вы рисуете. Завершенные рисунки отдайте мне. (После того как все рисунки окажутся у тренера, он раздает их участникам, стараясь, чтобы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его".
Участникам предлагается поочередно назвать имя предполагаемого автора рисунка, пояснив, почему сделано такое заключение. Остальные участники, в том числе и автор молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: "Есть ли другие версии?" и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки.

Упражнение "Мяч с памятью".
Цель:

  • церемония прощания;
  • настройка на позитив, путем отражения вклада участников в работу тренинга.

Оборудование: мяч или мягкая игрушка небольшого размера.
Содержание:
Все участники сидят в кругу.
"Сейчас мы по очереди будем бросать друг другу мяч, называя при этом имя человека, которому он адресован, и фразу, которую он произносил здесь, в нашем кругу. Получивший мяч бросает его следующему участнику, называя его имя и фразу. Будем внимательны и постараемся, чтобы мяч побывал у всех".
При возникновении затруднений с фразой, тренер не торопит участников, чтобы была возможность вспомнить, или рекомендует бросить мяч тому, чью фразу он может назвать.
По окончании упражнения тренер прощается с группой и благодарит ребят за работу.

8 ЗАНЯТИЕ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Занятие предполагается в виде своеобразного экскурса по рассмотренным за время тренинга областям человеческой психики.
Включает в себя итоговую рефлексию.

Упражнение "Привет!".
Цель:

  • приветствие участников тренинга;
  • настройка на работу.

Содержание:
Участники сидят в кругу.
"Здравствуйте, друзья! Сегодня церемония приветствия будет особенная! Особенной вы ее сделаете сами. Постарайтесь, не покидая пределов круга поздороваться с участниками тренинга. Сделайте все возможное и невозможное, чтобы ваше обращение было оригинальным, не похожим на другие. Кто начнет!?"
Участники обмениваются приветствиями друг с другом.

Упражнение "Ладонь".
Цель:
- развитие тактильной чувствительности, способности опознавать другого человека.
Содержание:
Участники разбиваются по командам и рассаживаются по комнате, образуя маленькие кружки.
"Одному из участников группы следует закрыть глаза и положить руки на колени ладонями вверх. Остальные в произвольном порядке будут класть ему свои руки на ладони. Задача – угадать, чьи это руки. Каждый должен побывать в ситуации отгадывания семь раз. Обратная связь дается после каждого "отгадывания"".
Обсуждение результатов по группам.
Общий вопрос к командам: "Как вы решали поставленную задачу?"

Упражнение "Представляем звуки".
Цель:

  • дифференциация звуков по отчетливости их представления;
  • соотнесение звуковых и зрительных образов.

Содержание:
Участники группы сидят по кругу.
"Займите удобную позу. Закройте глаза. Сейчас я буду называть те или иные звуки, постарайтесь представить их себе как можно более явственно. Одновременно осознавайте, какие чувства, состояния они у вас вызывают. Начнем:

  • Резко тормозит машина.
  • Звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта.
  • Шум морских волн, набегающих на берег;
  • Упала и разбилась чашка;
  • Орудийные залпы во время праздничного салюта и т.д.".

После обозначения каждого звука следует делать паузу (примерно 7-10 секунд).
После проведения упражнения выясняется, какие звуки представить легче, какие – сложнее, что за чувства возникали у участников.

Упражнение "Я вижу".
Цель:

  • разведение понятий "видеть" и "представлять, интерпретировать";
  • развитие безоценочного принятия собеседника, а также самоконтроля.

Содержание:
Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.
"Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов "Я вижу…", содержание которой касается исключительно внешнего облика партнера. Например: "Я вижу, что твои руки лежат на коленях" или "Я вижу, что ты наклонила голову вправо" и т.д. Во время выполнения упражнения воздерживайтесь от использования оценочных понятий".
По окончании задается вопрос: "Какие сложности встретились во время выполнения задания?" Обсуждение в кругу.

Упражнение "Ну рассмеши!".
Цель:

  • развитие способностей управлять эмоциями собеседника;
  • эмоциональная разрядка участников.

Содержание:
Участники заново объединяются по парам.
"Ваша задача – рассмешить человека, с которым вы оказались в одной паре пользуясь какими угодно средствами, ну или хотя бы заставить его улыбнуться.
Тот человек, которого вы пытаетесь рассмешить должен сохранять полную серьезность и стараться не поддаваться вашему очарованию.
Через установленное время вы должны поменяться ролями. Приступаем!"
По окончании упражнения обсуждаются результаты и выясняются трудности, возникшие в процессе работы.

Упражнение "Пять минут".
Цель:

  • развитие сенситивности;
  • тренировка в различении и описании разнообразных сенсорно воспринимаемых сигналах.

Содержание:
Участники сидят в кругу.
"Постарайтесь в течении пяти минут сосредоточится на своих ощущениях. Попробуйте зафиксировать все, что вы ощущаете в данный момент. Для этого у нас есть пять минут". По истечении указанного времени тренер продолжает инструкцию. "Пусть кто-нибудь из вас расскажет о своих ощущениях. Все мы будем внимательно слушать. Постарайтесь передать свои ощущения как можно подробнее. Следующие участники, сообщая о своих ощущениях, не должны повторять то, о чем было уже рассказано. Например, если предыдущий скажет о том, что слышал звук подъезжающей машины, то об этом говорить не надо".
По окончании работы тренер просит обратить внимание участников на то, какой модальности было посвящено больше времени, какие ощущения описывались чаще. Делаются соответствующие выводы.

Упражнение "БОЛЬШАЯ КАРТИНА".
Цель:

  • подведение итогов тренинга;
  • объединение участников в рамках совместной творческой деятельности.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры.
Содержание:
Участником тренинга предлагается нарисовать картину, на которой бы нашли отражение все модальности упоминавшиеся за время тренинга,
На бумаге могут найти отражения и эмоциональные переживания, отношение участников к происходящему. Приветствуются все самые оригинальные идеи и начинания. Тренер и его помощники также принимают участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения.

Итоговое упражнение.
Содержание:

Участники, сев в круг, оценивают свое эмоциональное (и физическое) состояние, после прохождения тренинга, высказываясь поочередно по кругу. После завершения рефлексии, участники направляются в центр, вытянув вперед правую руку. Когда все руки собраны в центре, дружным хором произносится финальное: "До свидания!", и раздаются оглушительные аплодисменты.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.