Профориентация
Начало лета для многих – горячее время. И дело здесь не только в климатических показателях: грядет пора экзаменов, сессий, защиты дипломов. Но больше всего хлопот и переживаний в это время выпадает, безусловно, на долю одиннадцатиклассников: надо сдать ЕГЭ, выбрать наряд для выпускного бала, а большинству из них еще предстоит поступление в вуз… Вот с этим труднее всего. И проблема не только в высоких конкурсах и огромном стрессе, но и в самом вопросе выбора. Как правильно выбрать вуз, факультет, будущую специальность? Что будет считаться престижным через 5 лет и где можно работать с полученным диплом? Эти и многие другие вопросы волнуют абитуриентов. Или, по крайней мере, должны волновать. А на деле, увы, выбор профессии часто осуществляется по совсем иным критериям: удаленности от дома, стоимости обучения, конкурсе…
Все это, конечно, важно, но имеет ли принципиальное значение при условии, что от этого шага зависит вся жизнь? Кстати, по статистике, только 34% россиян работают по специальности. Разумеется, можно потом пройти переподготовку или получить второе высшее, но все это – дополнительные траты денег и времени. Поэтому одной из наиболее серьезных задач, которая стоит перед психологом, работающим с подростками, является формирование осознанного профессионального выбора. Именно на решение данной задачи и направлен профориентационный тренинг «Я и моя профессия».
Профориентационный тренинг «Я и моя профессия»
Цель: формирование профессионального самоопределения старшеклассников Целевая группа: старшеклассники; общее число участников – 15-20 человек. Продолжительность тренинга: 3 часа
Программа тренинга Составление правил тренинга (закон 00:00; правило поднятой руки; правило «STOP!»; правило «Здесь и Сейчас» и др.)
Упражнение 1. Знакомство. Каждый участник называет свое имя и говорит, кем он хотел стать в детстве и кем хочет стать сейчас. Групповая дискуссия: что дает человеку профессия? Почему меняются со временем наши профессиональные ориентации? Каковы основные мотивы профессионального выбора?
Упражнение 2. Лучший мотив. Тренер: «Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше» Список мотивов включает 16 фраз: 1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции. 3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. 5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. 9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми. 11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. 13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Тренер зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д. Обратная связь: действительно ли оставшийся мотив самый лучший? От чего могут меняться мотивы выбора той или иной профессии? Работа с раздаточным материалом: карта профессиональных мотивов. Необходимые материалы: распечатанные листы с картами профессиональных мотивов (из расчета: 2-3 карты на каждого участника), ручки красного и синего цвета. Тренер: «Мы с вами рассмотрели те мотивы, которые могут влиять на выбор профессии, но очень часто на наш выбор влияют и другие люди, одобряя его или наоборот, критикуя, они, тем самым, подталкивают нас к принятию того или иного решения. А теперь давайте каждый заполнит карту профессиональных мотивов относительно той профессии, которую он хочет выбрать. Если вы еще не определились с выбором, и сомневаетесь между двумя-тремя профессиями, можете заполнить карту на каждую из них и сравнить результаты. Заполняется карта следующим образом: в центральном кругу вы пишите ту профессию, которую собираетесь выбрать. Остальные круги – это люди или группы людей, которые либо положительно повлияли на данный выбор, либо отрицательно. Например, вы выбираете профессию психолога. Допустим, доктор Лайтман из известного сериала «Обмани меня» благоприятно повлиял на ваш выбор, вам захотелось работать, как он. В таком случае, вы его записываете в круг «Герои фильмов и книг». А вот ваши учителя, к примеру, вас тщательно отговаривают становиться психологом, и это, допустим, тоже является аргументом в пользу данной профессии. Тогда в круг «Учителя» вы пишите слово «отговаривают». После того, как все круги, которые вы можете заполнить, заполнены, следует установить степень влияния каждого из указанных факторов. Если это влияние положительное, оно вас поддерживает в выборе данной профессии, то соединяйте данный круг с центральным кругом синей линией. Если этот фактор, напротив, способствует тому, чтобы вы отказались от данной профессии, то рисуйте красную линию. И, наконец, толщиной линии постарайтесь отразить иерархию данных факторов: то есть самый сильный, имеющий самое значительное влияние круг будет соединен с центральным кругом самой жирной линией, а самый незначительный – самой тонкой. На выполнение этого задания у вас 15 минут». После заполнения карт участники по кругу представляют получившийся у них результат. Групповая дискуссия: кого и когда стоит слушать при выборе профессии?
Упражнение 3. Один день из жизни профессионала. Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Тренер определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Хорошо, если это будет какая-нибудь популярная профессия, но сущность которой мало известна школьникам: например, психолог, дизайнер, маркетолог и др. Например, группа захотела рассмотреть профессию «дизайнер». Тренер: «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне дизайнера. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение». Обратная связь: получился ли рассказ? В чем была основная сложность? Если бы была выбрана другая профессия, улучшился бы или ухудшился рассказ? Практические рекомендации: на что ориентироваться при выборе профессии? 1. Не стоит выбирать профессию, о которой Вы имеете смутное представление: даже если это очень престижный вуз с высоким конкурсом и котируемым дипломом, прежде, чем принимать окончательное решение ознакомьтесь с тем, чему Вас будут учить в рамках данной специальности. Особенно это касается тех профессий, которые сравнительно недавно появились в нашей стране: психолог, конфликтолог, дизайнер, имиджмейкер и др. Помните, что, увиденное Вами в художественных фильмах, зачастую не совпадает с реалиями профессии и высокий конкурс совсем не гарантирует, что данная профессия будет пользоваться таким же большим спросом у потенциальных работодателей! Ознакомьтесь с учебным планом, поговорите с нынешними студентами и выпускниками о перспективах трудоустройства, посмотрите информацию в Интернете, газетах на предмет имеющихся вакансий - это поможет Вам, по крайней мере, составить представление о том, насколько легко удастся найти работу по окончанию вуза. 2. Определитесь, если Вам еще это не известно, со своими психологическими и психофизиологическими характеристиками: особенностями памяти и внимания, склонностью к монотонии, силой-слабостью и уравновешенностью нервной системы, типом темперамента. Эти характеристики очень сильно влияют на успешность специалиста, так как каждая профессия предъявляет свои требования к психическим свойствам человека, и отсутствие тех или иных характеристик зачастую не возможно компенсировать усердием или желанием работать. Согласно статистическим данным до 80% причин неэффективной профессиональной деятельности является несоответствие предъявляемым психофизиологическим требованиям. 3. Не стоит забывать об экономической рентабельности Вашего выбора: попытайтесь соотнести величину Ваших затрат на образование (куда войдет не только непосредственная плата за обучение, но и учебники, программы, которые Вам необходимо будет приобретать, возможные стажировки) и тот доход, на который Вы можете рассчитывать в соответствии с полученной специальностью. Упражнение 4. Деловая игра «Лучшая из профессий» Необходимые материалы: листы ватмана, маркеры, карандаши, ручки, ножницы, клей, глянцевые журналы. Тренер: «С раннего детства благодаря стихотворению С.В. Михалкова «А что у вас?» мы с вами знаем, что все профессии в мире одинаково важны. Однако я думаю, всем вам приходилось сталкиваться со случаями, когда учитель говорил, что его предмет самый важный, бухгалтер утверждал, что на нем держится все предприятие, а врач убеждал, что именно его профессия самая сложная и ответственная. И главное, что каждый верил в то, что он говорил. Безусловно, мы с вами понимаем, что не корректно выделять какую-то одну профессию и принижать остальные, но только в том случае, если человек по-настоящему любит и уважает свою профессию, его трудовая жизнь будет приносить ему удовольствие и способствовать дальнейшему росту. Итак, вашему вниманию предлагается деловая игра «Лучшая из профессий». Преамбула простая: некий мировой фонд N решил выделить грант группе специалистов, которые смогут доказать, что их профессиональная область самая важная и представят программу мероприятий на ближайшие 5 лет, которая способна существенно улучшить качество жизни людей. Направления следующие: правосудие, медицина, образование, психология, экономика, экология, нано-технологии, искусство, политика. Каждая рабочая группа должна включать минимум - 2, максимум – 4 человека. Как только группа образуется, прошу поднять руку вверх, я запишу направление, по которому вы будете работать. По каждому направлению может работать только одна группа». После того, как группы определились с направлением работы, им даются канцелярские принадлежности для подготовки. Время групповой работы – 20 минут. Далее происходит защита избранных направлений и презентация программы действий. Каждой группе дается 7 минут на презентацию своей работы. Обратная связь: легко ли было выбрать направление работы? На основании чего был сделан выбор? Защита, какой группы показалась наиболее убедительной? Почему?
Завершение тренинга Все участники высказываются по кругу относительно проведенного тренинга, своих эмоций и ощущений. В завершение тренер говорит о том, что все нам порой для принятия важного решения не хватает чуть-чуть уверенности и поддержки окружающих. Последнее упражнение профориентационного тренинга немного восполнит этот пробел. Все участники становятся в две шеренги, лицом друг к другу, образуя своеобразный коридор. Это - «коридор славы». В нем человек получает поддержку самых смелых идей и надежд. Когда он проходит по нему, то произносит то, о чем мечтает, и «коридор» поддерживает его восклицаниями «Да, у тебя это получится! Все исполнится!» и неутихающими аплодисментами. Все участники тренинга проходят по очереди по «коридору славы» и получают положительный эмоциональный заряд в отношении своих стремлений и планов.
Источник: Левшина А.А. Тренинг под ключ: психологические тренинги для подростков и молодежи. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 125 с. |