Если и есть секрет моего успеха, то он заключается в умении понять взгляды другого человека, и научиться смотреть на вещи как с его, так и со своей точек зрения. Г. Форд
Авторы-составители: Кутянова И. П., Зинкевич А. Г.
Программа «Путь к успеху» была разработана с целью организации развивающих тренинговых занятий для детей и подростков в период проведения летних оздоровительных лагерей. Программа прошла апробацию в 2019 г. и положительно себя зарекомендовала в период проведения летней смены на базе социальных организаций г. Москвы: ГБУ Центр помощи семье и детям «Красносельский» и ГБУ Центр помощи семье и детям «Печатники».
Программа состоит из 4 занятий, направленных на улучшение коммуникативных навыков и личной эффективности подростков.
В тренинг включены следующие темы занятий: «Коммуникации. Развитие навыков межличностного общения»; «Конфликт. Способы разрешения конфликта»; «Самооценка»; «Успешная самопрезентация».
Цель: формирование у обучающихся полезных жизненных навыков, связанных с коммуникациями, повышение самооценки. Задачи: • Развитие навыков эффективного общения; • Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях; • Повышение уровня самооценки и самопринятия; • Формирование навыков самопрезентации. Место проведения и оснащение: просторное помещение для групповых занятий с подростками, стулья по количеству участников, флипчарт. Продолжительность мероприятия: 1-1,5 часа.
Занятие 1. Тема: «Коммуникации. Развитие навыков межличностного общения» Упражнение «Знакомство на языках мира» Цель: дать участникам возможность почувствовать, что доброжелательное общение дает ощущение радости и счастья. Насколько успешно будет построено такое общение, зависит прежде всего от желания человека. Главное — стремиться к общению, и тогда все преграды станут преодолимыми. Необходимые материалы: карточки с приветствиями на разных языках по числу участников группы:
Италия
|
Швеция
|
Bon giorno
|
Gruezi
|
США
|
Англия
|
Hi
|
Hello
|
Германия
|
Испания
|
Guten Tag
|
Buenos Dias
|
Гавайи
|
Франция
|
Aloha
|
Bonjour, Salut
|
Малайзия
|
Россия
|
Selamat dating
|
Здравствуй
|
Чехия
|
Польша
|
Dobry den
|
Dzien
|
Израиль
|
Египет
|
Shalom
|
Asalamu Aleikum
|
Чероки(США)
|
Финляндия
|
Schijou
|
Hyva paivaa
|
Дания
|
Турция
|
Goddag
|
Marhaba
|
Описание: каждый участник получает карточку, на которой написано приветствие на одном из языков мира. По команде ведущего участники начинают здороваться друг с другом, употребляя приветствие на предложенном языке. Можно подкреплять словесное приветствие пожатием рук.
Упражнение «Счастливая лесенка» Цель: обращение к актуальному опыту переживания счастья-несчастья. Необходимые материалы: мел или малярный скотч, маркеры. Описание: на полу с помощью мела или скотча изображается отрезок, один из концов которого обозначает «Я — очень счастливый человек», другой — «Я — очень несчастный человек». Между этими полярными состояниями десять градаций. Каждому участнику предлагается найти на «Счастливой лесенке» свое место. Когда все заняли подходящие, по их мнению, места, каждому предлагается обосновать свой выбор (например, «Я счастлив на "четверку", потому что...»). Первыми высказываются те, кто находится ближе всего к точке «Я — очень несчастный человек».
Упражнение «Бинго-формуляр» Цель: демонстрация способа поиска друзей. Необходимые материалы: «Бинго-формуляры» (карточки) для каждого участника группы. Утверждения, представленные в таблице, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило, по крайней мере, к одному из участников.
Играет
|
Регулярно
|
Терпеливо переносит
|
Имеет домашнее
|
Имеет
|
на музыкальном инструменте
|
занимается спортом
|
дождливый день
|
животное
|
прозвище
|
Говорит больше, чем на одном языке
|
Регулярно ходит в театр
|
Посмотрел фильм в последние выходные
|
Любит беллетристику
|
Ведет дневник
|
Может приготовить котлеты «по-киевски»
|
Единственный ребенок в семье
|
Левша
|
Имеет больше трех братьев и сестер
|
Никогда не лежал в больнице
|
Обладает холерическим темпераментом
|
Имеет родимое пятно
|
Является членом какого-либо клуба (кружка, союза и т. д.)
|
Любит говорить
|
Может свистеть с помощью пальцев
|
В последний год менял место жительства
|
Спит по воскресеньям до десяти утра или еще дольше
|
Умеет играть в преферанс или покер
|
Обладает хорошим музыкальным слухом
|
Участвовал в демонстрации
|
Описание: Раздать каждому участнику копию «Бинго-формуляра». Отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно перемещаться по комнате. Каждый играющий находит участника, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить подпись в нужной клетке. Тот, кто соберет пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен поднять руку и крикнуть: «Бинго!». Условие: участники не должны ставить свои подписи на одном и том же формуляре более одного раза.
Упражнение «Броуновское движение» Цель: создание рабочего настроя, введение в тему занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Участники свободно передвигаются по помещению. Ведущий время от времени хлопает в ладоши и называет числа от двух до семи. По хлопку ведущего играющие должны объединиться в группы с названным числом участников. Общее число играющих не должно быть кратным числам, называемым ведущим: тех, кто оказался «лишним», какая-то из групп должна спрятать внутри себя. Заканчивая упражнение, ведущий вместе с хлопком называет число «один». Обсуждаются чувства участников в позиции «один»
Упражнение «Надписи на спине» Цель: опыт получения позитивной обратной связи. Необходимые материалы: листки бумаги, булавки или малярный скотч, фломастеры. Описание: На спину каждому участнику прикрепляется листок бумаги. Все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Упражнение выполняется молча. Оно дает опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе. Задачу можно усложнить — например, писать то, что хотелось бы изменить в этом человеке. Последнее возможно при достаточном уровне безопасности в группе. Количество участников — любое.
Занятие 2 Тема: «Конфликт. Способы разрешения конфликта»
Упражнение «Я сегодня вот такой» Ведущий: Скажите, что вы знаете о конфликте? — ответы участников. Что вы не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Что вы ожидаете на сегодняшнем занятии? Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а также рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. Для этого предлагаю Вам выполнить следующие упражнения. Тест Томаса: Стили поведения в конфликте, Приложение 13. Упражнение «Встреча на узком мостике» Цель: выявить стили поведения в конфликте. Необходимые материалы: ножницы, цветной скотч. Описание: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за его пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3-х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»: 1 пара — договориться, как пройти мост; 2 пара — бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику; 3 пара — один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому. Участники наблюдают за поведением тех, кто выполняет упражнения по следующей схеме: • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации? • Было ли решение ситуации эффективным? • Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации? Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации. Как вы думаете, можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? Почему? Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому? Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному. Предлагаю Вам рассмотреть стратегии поведения в конфликте при помощи графика, представленного на слайде. Информационный блок — описание стилей поведения в конфликте. Работа с графиком
|
Рис Стили поведения в конфликте
Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправдана, когда решается действительно что-то важное и значительное, и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека. Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома. Компромисс: компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т. д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие. Избегание: для этой стратегии характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Человек делает вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок. Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений. Практическая работа Теперь предлагаю вам определить, какая из стратегий наиболее подходит к вашему поведению в конфликте. Ребятам предлагается предугадать свои стратегии поведения в конфликте при помощи самооценивания, заполнив таблицу (максимальное количество баллов 12):
Стили поведения в конфликте
|
Самооценивание
|
Результаты тестирования
|
Сотрудничество
|
|
|
Соперничество
|
|
|
Компромисс
|
|
|
Избегание
|
|
|
Приспособление
|
|
|
Упражнение «Конфликт» Цель: Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь встретиться с друзьями Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности Ситуация 3. Родители считают, что ты много времени проводишь с друзьями, и из-за этого ты стал плохо учиться, поэтому они запретили тебе с ними видеться. Тебя это не устраивает. Ситуация 4. Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия: • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации? • Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным? • Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации? 6. Подведение итогов занятия, рефлексия Я не ищу конфликтов, но я не боюсь конфликтов, я нахожу позитивный выход из любой ситуации. Что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что вы хотели узнать на следующих занятиях? Домашнее задание: Заполнить таблицу до конца. Прощание.
Занятие 3. Тема: «Самооценка» Упражнение «Поиск окончаний» Цель: создание рабочей атмосферы, введение в тему занятия. Необходимые материалы: мяч или маленькая игрушка круглой формы. Описание: организуется круг. Участник, у которого в руках мячик или игрушка (водящий), кидает ее любому другому участнику, произнося начало задуманного слова. Участнику, получившему мячик необходимо быстро (до счета «три») придумать окончание слова и назвать его. После этого он становится водящим, в противном случае — выбывает и становится зрителем. В обсуждении затрагивается вопрос о том, что все имеет свое окончание, даже наша жизнь. Упражнение «Добрый поступок» Цель: повышение самооценки, расширение спектра представлений о возможностях проявлять доброту, формирование/поддержание мотивации совершать добрые поступки. Необходимые материалы: не требуются. Описание: в этом упражнении каждому необходимо вспомнить и рассказать группе об одном своем добром поступке. Серьезный тон может задать ведущий, первым рассказав о совершенном им добром деле. В обсуждении затрагиваются следующие вопросы: — Какие чувства вы испытывали, когда рассказывали о своем поступке и когда слушали других? — Как вы думаете, с чем связано появление именно этих чувств? — Какие добрые поступки упоминались чаще других? — Что в рассказах вас удивило, показалось неожиданным?
Упражнение «Ладошка» Цель: формирование опыта получения и выражения позитивной обратной связи; предоставление возможности выражения положительных эмоций по отношению друг к другу. Необходимые материалы: бумага, карандаши. Описание: каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце — то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение тридцати секунд пишет на листе (снаружи ладони), что ему нравится в человеке — хозяине ладони. Так листочки обходят весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде. Упражнение направлено на получение участниками позитивной обратной связи, на возможность выражения положительных эмоций.
Упражнение «Клеенка» Цель: формулирование личностных итогов занятий, поиск ресурсов для их воплощения в жизнь. Необходимые материалы: цветная клеенка длиной один-полтора метра. Описание: каждому участнику предлагается сформулировать три задачи, которые он может поставить перед собой по результатам тренинга. Их записывают на листочках, листочки наклеивают на цветную сторону клеенки. Но достигать поставленных целей непросто — лень, некогда и так далее. Клеенка переворачивается цветной стороной вниз. Задача группы — стоя на клеенке, перевернуть ее обратно (размер клеенки рассчитан на группу в десять — двенадцать человек, в случае работы с большой группой последняя делится на подгруппы). Если кто-то наступил на пол — задание начинается сначала. Важно, чтобы задание в итоге было выполнено. По окончании упражнения обсуждаются впечатления (в свободном режиме).
Упражнение «Поиск общего» Цель: упражнение направлено на сплочение, внимание к личности другого человека и осознание проявлений своей личности. Необходимые материалы: не требуются. Описание: группа делится на «двойки», и два человека находят друг у друга определенное количество общих признаков, затем «двойки» с той же целью объединяются в «четверки» и так далее. Упражнение направлено на сплочение, внимание к личности другого человека и осознание проявлений своей личности. Ведущий может остановить выполнение упражнения по своему усмотрению.
Упражнение «Кто родился в мае...» Цель: упражнение направлено на поиск общего. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Ведущий произносит фразу и дает инструкцию, например: S тот, у кого есть брат, пусть щелкнет пальцами; S у кого голубые глаза — трижды подмигните; S чей рост превышает 1 м 75 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг- Конг»; S тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу; S кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного из членов группы и с ним станцует; S кто любит собак, должен трижды пролаять; S любящие кошек пусть скажут «МЯУ»; S те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы такой прически как у него; S у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу справа что, у него все ОК; S кто пьет кофе с сахаром и молоком, пусть заглянет под свой стул; S у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу; S пусть единственный ребенок своих родителей встанет; S тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»; S кто рад, что попал в эту группу, громко скажите: «А...»; S кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с теми, кто думает так же; S кто изредка мечтал стать невидимым, пусть спрячется за одного из участников; S тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается; S регулярно занимающиеся йогой пусть продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас; S кто не переносит табачного дыма, пусть громко крикнет: «Курить — здоровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья»; S те, у кого с собой есть: шоколадка, жвачка или конфета, пусть трижды громко причмокнут; S кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сидению, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!»
Упражнение «Машина с характером» Цель: упражнение направлено на сплочение, внимание к личности другого человека и осознание проявлений своей личности. Необходимые материалы: не требуются. Описание: Вся группа должна построить воображаемую машину. Детали машины — только слаженные и разнообразные движения и возгласы участников. При этом каждому участнику нужно внимательно следить за действиями других членов команды, а разговаривать нельзя. Доброволец выходит в середину круга и начинает попеременно выполнять разнообразные движения (вытягивать руки вперед, вверх, поглаживать живот правой рукой, прыгать на одной ноге — годится любое действие). Можно по желанию сопровождать движения возгласами. Когда первый участник определится со своими действиями — он становится первой деталью машины. Следующий доброволец, дополняя действия первого, становится второй деталью. Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним присоединяется третий участник. Каждый должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Когда задействованы все участники, можно позволить фантастической машине работать в выбранном группой темпе. Затем скорость несколько увеличивается, затем замедляется.
Вопросы для обсуждения: S Смогла ли группа создать интересную машину? S Функционировала ли машина некоторое время без перебоев? S В какой момент ты стал деталью машины? S Как ты придумал свои действия? S Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы? S Что происходило, когда темп работы ускорялся или замедлялся? S Трудно ли было разобрать машину? S Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?
Занятие 4. Тема «Успешная самопрезентация»
Самопрезентация тренера Цель: снять отчуждение между группой и тренером. Введение правил взаимодействия в группе, обсуждение формы обращения друг к другу Цель: определить правила для эффективной работы в группе. Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на тренинге. Групповая работа Цель: сплотить на совместную работу, выявить ожидания от тренинга. Необходимые материалы: не требуются. Описание: участники отвечают на вопросы: • Что такое самопрезентация? Зачем используем самопрезентацию? • Когда используем самопрезентацию? • Зачем мне нужны навыки самопрезентации?
Мини-лекция «О самопрезентации и ее месте в жизни»
Цель: обобщение всей информации, подготовка группы к следующему этапу работы. Самопрезентация — инструмент, используя который каждый человек сможет добиться значительных успехов. Самопрезентация иногда рассматривается как процесс управления образами другого человека, процесс управления его восприятием через привлечение внимания, а также как правила делового общения. Это умение показать себя в лучшем свете и знание основных стандартов внешнего вида и стилей поведения в той или иной среде. Освоение навыков самопрезентации — это путь к саморазвитию. Свой стиль самопрезентации — это тот ключ, который позволит получить человеческое признание. Совершенствуя свой стиль общения, установления контакта, проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, внешнем виде, который, что немаловажно, должен быть опрятным, человек создаст свой уникальный имидж. А он позволит каждому добиваться поставленных целей.
Упражнение «Взаимные презентации» Цель: знакомство участников, разогревающее упражнение для задания динамики тренинга. Необходимые материалы: не требуются. Инструкция: Сейчас мы разобьёмся на пары. Даётся 10 минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее — ведь вам предстоит представлять своего партнёра группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своём партнёре, для того чтобы потом вы смогли рассказать об этом человеке остальным. Описание: после этого организуется работа в парах — участникам предоставляется возможность самим выбрать себе партнёра. Вопросы для обсуждения после завершения: Удалось ли твоему партнёру верно изложить сведения о тебе? Какие чувства и мысли возникали в момент презентации? Оцени успешность твоей презентации и успешность того, как тебя презентовал партнёр.
Упражнение «Рукопожатие» Цель: знакомство участников, разогревающее упражнение для задания динамики тренинга. Необходимые материалы: не требуются. Описание: участникам предлагается в течение 2 минут пожать как можно большему количеству человек руки.
Вопросы для обсуждения после завершения: Как чувствовали себя участники, когда им пожимали руку? Насколько успешен был контакт? Что помогало, что мешало при установлении контакта таким образом?
Упражнение «Карусель» Цель: освоение умений адекватной коммуникации, отработка эффективных средств общения. Необходимые материалы: не требуются. Описание: группа делится пополам, образуя два круга: внешний и внутренний. Участники внешнего круга движутся по часовой стрелке, а внутреннего — против часовой стрелки. По сигналу руководителя участники останавливаются и поворачиваются лицом к соответствующему партнеру в другом круге. Во внутреннем круге участники стараются сказать друг другу по очереди как можно больше комплиментов. Далее движение продолжается. Через три минуты участники прекращают игру и делятся впечатлениями. Вопросы для обсуждения после завершения: Какие чувства испытывали участники, когда говорили комплименты и когда слушали? После проведения упражнения объявляется перерыв. Групповая работа: Обсуждение, какие собственные ресурсы могут помочь быть успешными в самопрезентации. Цель: поднять уровень энергии в группе, обсудить дальнейшие шаги по изменению моделей поведения.
Упражнение «Вспомнить первое впечатление» Цель: вспомнить первое впечатление об участниках группы Необходимые материалы: не требуются. Описание: участникам предлагается вспомнить тот момент, когда они впервые увидели своего соседа слева, вспомнить первое впечатление, которое возникло в момент первого контакта. Затем участники высказывают свои первые впечатления. Вопросы для обсуждения после завершения: изменилось ли первое впечатление в ходе тренинга? Если изменилось, то как? Групповая работа: Обсуждение результатов тренинга.
Участникам предлагается ответить на вопросы: • Что бы вы хотели пожелать друг другу? • Что запомнилось больше всего? • Что изменилось в вас во время тренинга? • Что ещё хотели бы изменить? Источник: Кутянова, И. П. Социализация подростков групп риска / И. П. Кутянова. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 163 с.
Статьи по теме:
Занятие с подростками "Путь к успеху"
Программа "Шаги к успеху" 9-11 классы
В помощь педагогу-психологу - Программа спецкурса для учащихся 9–11 классов "Путь к успеху" |