На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Игры и упражнения для развития внимания школьников
Игры и упражнения для развития внимания школьников
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Готовая программа
Анна Белобородова, педагог-психолог, ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», г. Самара
В статье - готовая программа с тематическим планом. Используйте игры и упражнения, чтобы развить внимание школьника.
Проведите занятия для школьников по готовому плану, в котором есть 12 тем. До занятия проведите диагностику для выявления уровня развития внимания.

Как подготовиться к занятиям

Для исследования уровня внимания используйте следующие методики:
- Таблицы Шульте. Для исследования психического темпа, скорости и объема внимания к зрительным раздражителям.
- Корректурная проба. Для определения объема внимания и его концентрации.
- Тест Тулуз-Пьерона. Для изучения свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа.

Как провести занятие

Для занятий по программе включите детей, имеющих низкий уровень развития свойств внимания. Занятие проводите один раз в неделю по 40 минут. Программа построена таким образом, что ее можно корректировать и подстраивать под ребенка в зависимости от усвоения материала. Каждое занятие содержит в себе графические задания, которые направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве.

Условия проведения занятий.
Важно соблюдать следующие условия для получения положительной динамики:
- принимать ребенка таким, какой он есть;
- нельзя торопить или замедлять игровой процесс;
- начало и конец занятий должны проводиться постоянно, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Предполагаемые результаты программы

Проведите повторную диагностику после проведения последнего занятия. Проанализируйте изменения у школьников:
- внимание должно стать произвольным, устойчивым;
- объем и концентрация внимания близкими к возрастной норме;
- способность к распределению и переключению внимания;
- умение делать умозаключения и видеть взаимосвязи;
- уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

Структура занятия

1. Ритуал приветствия - 1-2 мин.
Занятие начинайте с круга общения, чтобы сплотить группу и создать атмосферу доверия.
2. Разминка - 5 мин.
Настройте учеников на продуктивную групповую деятельность и на снятие эмоционального напряжения.
3. Коррекционно-развивающий этап - 15-20 мин.
Подготовьте игры, упражнения и задания для развития внимания.
4. Графические задания - 5 мин.
Примените графические диктанты, рисование по клеточкам для развития произвольности внимания.
5. Подведение итогов - 2-3 мин.
Сформулируйте выводы о проведенном занятии. Отметьте позитивные успехи и качества ребенка.
6. Ритуал прощания - 1-2 мин.
Обсудите с участниками в кругу, с каким эмоциональным состоянием они покидают занятие.

Тематический план занятий

Тема

Цель

Содержание

Кол- во часов

Мое
внимание

Сформировать умение сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме

Упражнение «Не собьюсь». Упражнение «Запрещенная буква». Задание «Найди два одинаковых предмета»

1

Концен
трация
внимания

Сформировать концентрацию внимания

Упражнение «Посчитай все...» Игра «Что изменилось?» Упражнение «Птица - не птица»

1

Развивать умение долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его

Упражнение «Где чей домик?» Упражнение «Хлопни, когда услышишь название птицы». Упражнение «Зачеркни букву»

1

Внимание
избира
тельно!

Развивать избирательность внимания

Упражнение «Красно-черные таблицы». Упражнение «Найди спрятавшиеся слова».
Упражнение «Корректурная проба»

1

Закрепить умение концентрироваться именно на той части материала,которая необходима для решения поставленной задачи

Упражнение «Перепиши без ошибок»
Упражнение «Нарисуй узор по образцу»
Упражнение «Что изменилось?»

1

Удер
живаем
внимание

Закрепить умение концентрировать и удерживать внимание

Игра «Заметь все».
Упражнение «Четвертый лишний». Упражнение «Угадай, по какому предмету я стучу»

1

Закрепить умение концентрировать внимание

Упражнение «Найди слова». Игра «Я - фотоаппарат». Игра «Заметь все»

1

Наблюда
тельность

Развитие наблюдательности

Упражнение «Найди слова». Упражнение «Шпионы». Упражнение «Закончи фразу»

1

Распре
деляем
внимание

Тренировать умения распределять и избирательность внимания

Упражнение «Найди слова».
Игра «Я - фотоаппарат».
Игра «Съедобное - несъедобное»

1

Развивать умение концентрироваться и распределять внимание

Игра «Пастух».
Игра «Собери бусы».
Игра «Какого цвета не стало?»

1

Я учусь сосредотачивать- ся

Развивать умение сосредотачиваться на необходимом материале

Игра «Индейцы».
Упражнение «Муха».
Упражнение «Счет до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3»

1

Развивать произвольное внимание, переключение и распределение, объем внимания

Упражнение «Найди пять отличий». Упражнение «Выкладывание узора из мозаики».
Упражнение «Смешанный лес»

1

Всего часов

12

 

Задание «Найди два одинаковых предмета»

Цель: сформировать умение сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Задание: предложите ребенку найти тень белочки (или снеговика) и объяснить свой выбор.

игры на внимание

Упражнение «Посчитай все...»

Цель: развитие концентрации внимания. Задание: предложите ребенку посчитать все домики или цветочки, грибочки, звездочки, мячики, флажки, елочки, ведерки. Также можно предложить ребенку подчеркнуть все звездочки, а мячики зачеркнуть

.

посчитай все

Упражнение «Нарисуй узор по образцу»


Цель: тренировка концентрации внимания.
Задание: каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, так как нужно выполнить несколько последовательных действий:
- анализ каждого элемента узора;
- правильное воспроизведение каждого элемента;
- удержание последовательности в течение продолжительного времени. Попросите ребенка в точности перерисовать узор. Задание можно дополнить, если предложить ребенку проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.

узор по образцу

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа , №11, 2018г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.