Готовая программа Анна Белобородова, педагог-психолог, ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», г. Самара В статье - готовая программа с тематическим планом. Используйте игры и упражнения, чтобы развить внимание школьника. Проведите занятия для школьников по готовому плану, в котором есть 12 тем. До занятия проведите диагностику для выявления уровня развития внимания.
Как подготовиться к занятиям
Для исследования уровня внимания используйте следующие методики: - Таблицы Шульте. Для исследования психического темпа, скорости и объема внимания к зрительным раздражителям. - Корректурная проба. Для определения объема внимания и его концентрации. - Тест Тулуз-Пьерона. Для изучения свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа.
Как провести занятие
Для занятий по программе включите детей, имеющих низкий уровень развития свойств внимания. Занятие проводите один раз в неделю по 40 минут. Программа построена таким образом, что ее можно корректировать и подстраивать под ребенка в зависимости от усвоения материала. Каждое занятие содержит в себе графические задания, которые направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве. Условия проведения занятий. Важно соблюдать следующие условия для получения положительной динамики: - принимать ребенка таким, какой он есть; - нельзя торопить или замедлять игровой процесс; - начало и конец занятий должны проводиться постоянно, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
Предполагаемые результаты программы
Проведите повторную диагностику после проведения последнего занятия. Проанализируйте изменения у школьников: - внимание должно стать произвольным, устойчивым; - объем и концентрация внимания близкими к возрастной норме; - способность к распределению и переключению внимания; - умение делать умозаключения и видеть взаимосвязи; - уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
Структура занятия
1. Ритуал приветствия - 1-2 мин. Занятие начинайте с круга общения, чтобы сплотить группу и создать атмосферу доверия. 2. Разминка - 5 мин. Настройте учеников на продуктивную групповую деятельность и на снятие эмоционального напряжения. 3. Коррекционно-развивающий этап - 15-20 мин. Подготовьте игры, упражнения и задания для развития внимания. 4. Графические задания - 5 мин. Примените графические диктанты, рисование по клеточкам для развития произвольности внимания. 5. Подведение итогов - 2-3 мин. Сформулируйте выводы о проведенном занятии. Отметьте позитивные успехи и качества ребенка. 6. Ритуал прощания - 1-2 мин. Обсудите с участниками в кругу, с каким эмоциональным состоянием они покидают занятие.
Тематический план занятий
Тема
|
Цель
|
Содержание
|
Кол- во часов
|
Мое внимание
|
Сформировать умение сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме
|
Упражнение «Не собьюсь». Упражнение «Запрещенная буква». Задание «Найди два одинаковых предмета»
|
1
|
Концен трация внимания
|
Сформировать концентрацию внимания
|
Упражнение «Посчитай все...» Игра «Что изменилось?» Упражнение «Птица - не птица»
|
1
|
Развивать умение долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его
|
Упражнение «Где чей домик?» Упражнение «Хлопни, когда услышишь название птицы». Упражнение «Зачеркни букву»
|
1
|
Внимание избира тельно!
|
Развивать избирательность внимания
|
Упражнение «Красно-черные таблицы». Упражнение «Найди спрятавшиеся слова». Упражнение «Корректурная проба»
|
1
|
Закрепить умение концентрироваться именно на той части материала,которая необходима для решения поставленной задачи
|
Упражнение «Перепиши без ошибок» Упражнение «Нарисуй узор по образцу» Упражнение «Что изменилось?»
|
1
|
Удер живаем внимание
|
Закрепить умение концентрировать и удерживать внимание
|
Игра «Заметь все». Упражнение «Четвертый лишний». Упражнение «Угадай, по какому предмету я стучу»
|
1
|
Закрепить умение концентрировать внимание
|
Упражнение «Найди слова». Игра «Я - фотоаппарат». Игра «Заметь все»
|
1
|
Наблюда тельность
|
Развитие наблюдательности
|
Упражнение «Найди слова». Упражнение «Шпионы». Упражнение «Закончи фразу»
|
1
|
Распре деляем внимание
|
Тренировать умения распределять и избирательность внимания
|
Упражнение «Найди слова». Игра «Я - фотоаппарат». Игра «Съедобное - несъедобное»
|
1
|
Развивать умение концентрироваться и распределять внимание
|
Игра «Пастух». Игра «Собери бусы». Игра «Какого цвета не стало?»
|
1
|
Я учусь сосредотачивать- ся
|
Развивать умение сосредотачиваться на необходимом материале
|
Игра «Индейцы». Упражнение «Муха». Упражнение «Счет до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3»
|
1
|
Развивать произвольное внимание, переключение и распределение, объем внимания
|
Упражнение «Найди пять отличий». Упражнение «Выкладывание узора из мозаики». Упражнение «Смешанный лес»
|
1
|
Всего часов
|
12
|
Задание «Найди два одинаковых предмета»
Цель: сформировать умение сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Задание: предложите ребенку найти тень белочки (или снеговика) и объяснить свой выбор.
Упражнение «Посчитай все...»
Цель: развитие концентрации внимания. Задание: предложите ребенку посчитать все домики или цветочки, грибочки, звездочки, мячики, флажки, елочки, ведерки. Также можно предложить ребенку подчеркнуть все звездочки, а мячики зачеркнуть
.
Упражнение «Нарисуй узор по образцу»
Цель: тренировка концентрации внимания. Задание: каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, так как нужно выполнить несколько последовательных действий: - анализ каждого элемента узора; - правильное воспроизведение каждого элемента; - удержание последовательности в течение продолжительного времени. Попросите ребенка в точности перерисовать узор. Задание можно дополнить, если предложить ребенку проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа , №11, 2018г |