На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития
В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития
Занятия блока "Я"
Занятия блока "Я и другие"
Все страницы

Основные задачи программы

  • Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний и чувств.
  • Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.
  • Развитие навыков совместной деятельности, общения.

Основные правила организации и проведения занятий

  • Используется время, когда дети в хорошем настроении, не возбуждены, не утомлены, лучше всего после дневного сна.
  • Длительность занятия не должна превышать 30 минут.
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю.
  • Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенностей детей.
  • Во время занятия дети сидят в кругу на стульчиках или на полу, или за круглым столом.
  • При использовании программы для коррекции количество детей не должно превышать 6 человек. Число должно быть четным.
  • Работать по принципу здесь и сейчас, избегать вопросов, которые блокируют или уводят ребенка в опыт прошлого.

Занятия в программе разделены на два блока.
Блок "Я" состоит из 13 занятий.
Цель развитие положительного самочувствия детей.
Основные задачи:
- обучение детей свободному выражению эмоциональных состояний, чувств;
- осознание детьми собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.
Блок "Я и другие" состоит из 13 занятий.
Цель – развитие навыков эффективного взаимодействия детей друг с другом.


Занятия блока "Я"
Я – человек
Кто я?

ЦЕЛИ

  • Дать ребенку почувствовать свою значимость.
  • Помочь увидеть свое отличие от других людей.
  • Научить принимать себя таким, какой есть.

"Рисуем себя"
Детям предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом.
Обсудите рисунки, чем они различаются.
Рефлексия
Какой рисунок тебе нравится больше?
Ты часто рисуешь себя?
Сколько лет этому человеку?
А он кто, мальчик или девочка?
Методические рекомендации. Важно обратить внимание на сходство изображения с оригиналом: насколько тщательно прорисовано лицо, все ли его части изображены, как нарисованы туловище, руки, ноги. С помощью рисунка фиксируйте своеобразие половой и возрастной идентификации. После беседы дайте ребенку возможность исправить, дорисовать картинку.

"Расскажи о себе"
Использовать выражения:
- меня зовут…;
- больше всего на свете мне нравится…;
- я люблю…;
- я умею делать… .
Методические рекомендации. Обратите внимание на эмоциональную раскрепощенность или зажатость ребенка, его речевую свободу и активность при информировании о себе, отражение интересов, умений детей, а также принятие и непринятие себя с учетом уверенности – неуверенности.

"Ты мне нравишься"
Каждый участник группы по очереди произносит фразу, например " Катя, ты мне нравишься тем, что…". Начинает ведущий. Ни один ребенок не должен остаться без внимания.
Рефлексия
Какое задание тебе понравилось больше (меньше)?
Нравишься ли ты сам себе?
Как ты сейчас себя чувствуешь?
Какое у тебя настроение?

Кто я? Какой я?

ЦЕЛЬ
Научить ребёнка быть внимательным к самому себе, своим чувствам и переживаниям.
"Какой я?"

Дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопрос "Какой я?". Для описания себя используются характеристики, черты, интересы, чувства, каждое предложение начинается с местоимения "я".
Рефлексия
Каких ответов у тебя больше: положительных или отрицательных?
Ты доволен или не доволен собой?

"Психологический портрет"

На одной половине листа дети отвечают на вопрос "За что я себя люблю?", на другой – "За что я себя ругаю?".
Рефлексия
Ты себя чаще хвалишь или ругаешь?
Хочется ли тебе измениться? В чём?
Что для этого нужно сделать?
Методические рекомендации. Необходимо обратить внимание на доминирующую самооценку ребёнка (по высказываниям в 1 и 2 упражнениях): положительную или отрицательную.

"Комплименты"

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Слушающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!". Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Рефлексия
Что ты чувствовал, когда слушал приятные слова, обращённые к тебе?
Понравился ли тебе комплимент, который тебе сказали?
Чьи комплименты тебе особенно запомнились?
Легко ли тебе было сказать комплимент другому человеку?
Методические рекомендации. Быстрота придумывания и проговаривания комплимента свидетельствует об эмоциональной раскованности ребёнка, о положительном отношении к сверстнику. Медлительность может отражать особенности темперамента говорящего, а также его эмоциональную скупость. В целом информация даёт картину эмоционального статуса (принятии, непринятия) в группе.

Исследуем себя

ЦЕЛЬ
Продолжать обучать отношению к себе и принятию себя, учить чувствовать себя, развивать ощущение внутренней сосредоточенности.

* * *

Ведущий. Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами попробуем научиться слышать окружающих и самих себя. Давайте ляжем на коврики на спину, постараемся расслабиться, руки лежат свободно вдоль туловища, ноги немного раздвинуты, глаза закрыты, дышим медленно, спокойно: вдох и длинный выдох. (Фраза проговаривается 2 раза).слушайте, что происходит вокруг нас. Внимательно прислушайтесь к звукам, которые идут извне, запомните их. Откройте глаза и расскажите, кто что слышал? А теперь ещё раз закройте глаза и прислушайтесь, что происходит внутри вас: что вы слышите, ощущаете?
Методические рекомендации. По высказываниям детей необходимо четко отслеживать слуховые, кинестетические, проприоцептивные ощущения и фиксировать это в речи детей.

"Исследуем себя"
Ведущий. Сейчас мы все вместе будем рисовать человека. Я на доске, а вы на своих листах. Возьмите простой карандаш. Это будет ваш портрет в полный рост. Будем исследовать себя. Для этого сядьте на стул, закройте глаза и почувствуйте, где у вас самое горячее место. Определили? Возьмите красный карандаш и на рисунке поставьте красную точку. Теперь приготовьте синий карандаш. Закройте глаза и определите, где у вас самое холодное место, отметьте синим на рисунке. После этого мы ищем самое неприятное место (черный цвет), потом самое приятное (желтый цвет). Находим самые легкие и самые тяжелые места (штриховка, полное закрашивание).
Ведущий заполняет свой рисунок, стараясь опережать детей.
Рефлексия
Трудно или легко тебе было выполнять задание?
Что было трудно? Что легко?
Мешало ли тебе что-то? Что?
Понравилось ли тебе исследовать себя?
Было ли это приятно или нет?

"Солнечный зайчик"
Ведущий. Большинству людей хочется, чтобы все тело чувствовало себя хорошо. В этом нам поможет солнечный зайчик. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза, закройте их. Там, прикоснется, станет тепло. Почувствовали? Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: лоб, нос, рот, щечки, подбородок. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть зайчика: голову, шею, животик, руки, ноги. (Ведущий обязательно называет места, отмеченные детьми как неприятные и тяжелые.) Он забрался за шиворот, погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, подружитесь с ним.
Рефлексия
Как ты себя чувствуешь?
Какие ощущения у тебя остались?
Методические рекомендации. Нужно обратить внимание на места, отмеченные детьми как самые неприятные и тяжелые, и проанализировать их в связи с психологическим состоянием ребенка, его возможными проблемами. Важен момент выхода из обследования себя: у детей необходимо зафиксировать приятные ощущения и подъем самочувствия.

Я и мое тело

Музыкальный бал
ЦЕЛЬ
Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение, снять мышечные зажимы, развивать пластику, гибкость, легкость тела.

"Свободный танец"
Ведущий. Ребята, представьте, что мы с вами оказались на балу. Звучит музыка, и все танцуют так, как им хочется. Но есть одно условие. Чтобы каждый танцевал по-своему и не смотрел на других, на этом балу прикрывают глаза. Давайте и мы попробуем так танцевать. Прикройте глаза, сейчас зазвучит музыка, вы начнете танцевать так, как вам захочется и как подсказывает музыка.
Рефлексия
Как ты себя чувствовал во время танца?
Было ли легко тебе танцевать?
Что было для тебя трудным?
Какие части тела тебе помогали танцевать больше всего?
Покажи, как танцевали твои ножки (руки, голова).
Какие ощущения у тебя остались?
Методические рекомендации. Необходимо посмотреть, как используются части тела в танце: руки, голова, туловище, ноги.

"Море волнуется"
Ведущий. А сейчас мы с вами поиграем в игру "Море волнуется". Каждый из вас сможет придумать свой танец про того, кого я назову. Итак, начнем. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, бабочка на месте замри. Когда я включу музыку, ваши бабочки затанцуют.
Ведущий называет по очереди слова (бабочка, ветер, волны, лягушка, цветок, птичка) и включает музыку. Дети изображают танец.
Рефлексия
Что ты чувствовал, когда двигался под музыку с прикрытыми глазами?
Кого из героев тебе было легче станцевать, кого труднее?
Получилось ли изобразить их по-разному?
Как было легче: танцевать с прикрытыми глазами или с открытыми?
Методические рекомендации. Упражнение дает возможность отметить детей с недостаточным уровнем развития творчества, неуверенных в себе, зажатых, ориентированных на других, склонных к подражанию, а не к самостоятельным проявлениям.

Веселые истории
ЦЕЛЬ
Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение, снять мышечные зажимы, развивать пластику, гибкость, легкость тела.

"Надуваем шарик"
Ведущий. Сегодня мы с вами увидим и узнаем много интересных историй. Одна из них про надувной шарик.
Ведущий показывает сдутый шарик.
Когда-то он был красивым и веселым, с ним играли дети, а сейчас он сдулся. Лягте на коврик и попробуйте изобразить этот сдутый шарик.
Какое у вас сейчас настроение?
Давайте поможем себе стать опять веселыми. Я возьму "насос" и буду накачивать шарики воздухом, а шарики будут медленно наполняться: ноги, руки, живот будут распрямляться и твердеть. А потом они опять сдуются: ноги, руки, живот станут мягкими, расслабятся.
Ведущий ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит звук [c-c-c]. Потом, когда "шарики надулись", он "сдувает" их, нажав несильно на живот, воздух медленно выходит со звуком [с-с-с].
Рефлексия
Когда ты был надутым шариком, что ощущалось в руках, ногах?
Когда шарик сдулся, как изменились твои ощущения?
Что тебе было приятнее: быть надутым, напряженным или сдувшимся, расслабленным шариком?
На какой шарик ты обычно похож: напряженный или расслабленный?
В каких ситуациях ты ощущаешь себя так же, как надутый шарик?
Когда ты чувствуешь себя как сдувшийся шарик?
Методические рекомендации. Ведущему важно добиться эффекта мышечного расслабления, снятия напряжения за счет дыхательно-двигательных компонентов. Обратите внимание на время вдоха и выдоха. Анализ упражнения позволяет увидеть результативность этого, а также выделить детей, постоянно испытывающих мышечное напряжение. Скорее всего, это эмоционально неблагополучные дети (тревожные, замкнутые, неуверенные в себе). Для этой категории можно планировать специальные упражнения на релаксацию.

"Из семени в дерево"
Ведущий. Вторая история – про дерево, которое выросло из семени.
Ведущий предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек на полу, спрятать голову, закрыть ее руками.

Я буду садовником. Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их ( гладит детей по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти.
Дети поднимаются.
У него раскрываются листочки.
Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх.
Растет стебелек.
Дети вытягиваются.
Появляются веточки с бутонами.
Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты.
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются…
Дети резко разжимают кулаки.
И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам.
Рефлексия
Как ты чувствовал себя, когда был маленьким, сморщенным семечком?
Как ты чувствовал себя, когда стал сильным, красивым цветком?
Чем тебе больше понравилось быть: семечком или цветком?
Методические рекомендации. Из выбора, который делает ребенок, психолог может предположить, какая самооценка у него в данный момент.

Я и мои чувства

Настроение
ЦЕЛЬ
Проявление и осознание эмоциональных состояний.

* * *
Дети сидят в кругу и по очереди рассказывают о том, какое у них сейчас настроение.

Ведущий. По-другому эти состояния, настроения, чувства, называются эмоциями. Они бывают положительными и отрицательными. Какие отрицательные эмоции, чувства вы знаете? Какие положительные, приятные эмоции вы можете назвать?

"Рисуем настроение"
Ведущий. А сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой – хорошее.
Рефлексия
Какое настроение тебе нравится больше?
Какая из двух частей рисунка – твое настроение сейчас?
Какое настроение у тебя бывает чаще?
Можешь ли ты улучшать свое настроение?
Что для этого ты можешь сейчас сделать?
Методические рекомендации. Оцените преобладающий у ребенка эмоциональный фон. Отследите динамичность эмоциональных состояний, найдите у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дайте возможность его реализовать. Фиксируйте стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть "Плохое настроение", изменить ее на позитив.

Положительные эмоции
ЦЕЛЬ
Осознание положительного эмоционального опыта.

* * *
"Комплимент"
Ведущий. Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом занятии. Посмотрите на эти рисунки.
Если дети разделяют положительные и отрицательные эмоции, ведущий может задать вопрос: "Почему у вас на одном листе два рисунка?".
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Комплимент". Вы знаете значение этого слова?
Если дети молчат, то можно сделать комплимент любому ребенку, потом еще одному.
Сейчас я объясню правила игры. Один из вас выходит за дверь и не подслушивает. Оставшиеся дети говорят про ушедшего только добрые слова. Даже если вы знаете не очень хорошее об этом человеке, все равно нужно найти и сказать что-нибудь приятное.
Один ребенок выходит.
Ребята, что хорошего мы можем сказать о Коле? Какие черты характера, внешности, одежды, поведения вам нравятся? Может быть вы знаете какие-нибудь его добрые дела?
Дети отвечают.
При возникших затруднениях ведущий должен помочь обнаружить хорошие стороны в вышедшем ребенке: как он быстро бегает, высоко прыгает, аккуратно умывается, ест вешает одежду. Всегда здоровается, умеет играть с другими детьми, уступает игрушки. Какие у него волосы, глаза, ресницы, одежда. Все сказанное записывается на доске. При отрицательных высказываниях детей ведущий напоминает, что по правилам игры говорить нужно только хорошее.
Иногда бывает, за что хвалит один – не нравится другому. Но говорящий комплимент выделяет именно то, что ему нравится. Все люди разные, и у них могут быть разные мнения.
Входит ребенок.
Вот какие слова о тебе сказали ребята, вот какие хорошие стороны они видят в тебе.
Зачитываются комплименты.
В момент, когда ведущий читает приятные слова, он обнимает ребенка и слегка прижимает к себе, чтобы уменьшить у него ощущения неловкости и смущения. Возможно, не все дети успеют побыть в роли водящего. Обязательно нужно упражнение продолжить на следующем занятии, так как это – положительный эмоциональный опыт.
Рефлексия
Что нового ты о себе узнал?
Понравились ли тебе слова, сказанные детьми?
Какие слова ты особенно запомнил?
Какое чувство они у тебя вызвали?
Методические рекомендации. Обратите внимание на эмоциональные изменения (невербальные) у детей в ходе проговаривания комплиментов, важно зафиксировать это состояние словесно. Желательно, чтобы в первую очередь в роли водящего побывали неуверенные, застенчивые, замкнутые, тревожные дети, с неблагоприятной статусной категорией среди сверстников. Заметьте, от кого ребенок получает достаточно положительных эмоций, оценок. Постарайтесь, чтобы не было постоянного повтора одних и тех же качеств.

Радость I
ЦЕЛЬ
Адекватное выражение эмоционального состояния, закрепление у ребенка ощущения радости.

* * *
"Как ты себя сегодня чувствуешь"
Детям предлагают карточки с изображением разных оттенков настроения. Они выбирают те, которые в наибольшей степени соответствуют их настроению сейчас. Дети садятся в круг и показывают по очереди карточки, объясняя причину выбора.

"Прослушивание музыки"
Ведущий. Я включу мелодию, а вы попробуйте почувствовать ее настроение.
Дети слушают радостную музыку и обсуждают ее настроение.

"Я радуюсь, когда…"
Ведущий. Давайте поиграем в проговаривание предложений. Я начинаю, а вы заканчиваете предложение: "Я радуюсь, когда…".
Высказывания детей ведущий записывает.
Рефлексия
Как ты себя чувствуешь?
Что доставляет тебе радость?

Рисование "Радость"
Ведущий. Сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему "Радость". Возьмите листочки и карандаши, нарисуйте свою радость так, как вам хочется.
Включается музыкальное сопровождение. Затем ведущий подписывает названия рисунков, вывешивает их.
Рефлексия
Какое настроение у тебя сейчас?
Легко ли было нарисовать картинку на эту тему?
Научился ли ты сегодня создавать себе настроение радости?
Помогли ли тебе в этом товарищи? Кто именно?
Методические рекомендации. Ведущему надо обратить внимание на содержание ответов детей, а также на время, которое потребовалось для того, чтобы начать рисовать или назвать ситуацию, когда ребенок испытывает радость. Возможно, это свидетельствует о недостатке положительного эмоционального опыта у ребенка ( или об отсутствии такового). Это и является причиной затруднений при выполнении задания.

Радость II
ЦЕЛЬ
Накопление и дифференциация опыта чувства радости.

* * *
Ведущий. Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рад его видеть. Он повернется к соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует соседа.

"Ромашка радости"
Ведущий. На нашем прошлом занятии мы с вами говорили о чувстве, которое называется радость. Мы рисовали радость. Давайте посмотрим на рисунки. Как еще можно показать, изобразить радость?
Проводятся упражнения с пантомимой.
Вот такую радостную рожицу я нарисовал. Вокруг нее приклеил лепестки и получилась ромашка. На лепестках я написал то, что вы мне говорили, когда заканчивали предложение "Я радуюсь, когда…". Дарю вам эту ромашку, найдите ей место в группе и пусть она вам напоминает о наших занятиях.
"Пожелание"
Ведущий. Теперь выполним еще одно задание. Я принес коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам стать радостными.
Рефлексия
Какое настроение у тебя сейчас?
Нужна ли тебе такая коробочка? Как часто?
Методические рекомендации. На занятии у детей идет формирование положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.

Обида. Злость.

ЦЕЛИ

  • Осознание отрицательных эмоций.
  • Обучение самоконтролю эмоциональных проявлений.

* * *
"История про мальчика"
Ведущий. Сегодня я хочу рассказать историю про одного мальчика. Однажды он шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Мальчик только начал его есть, как вдруг навстречу проехал на велосипеде озорник, толкнул его. Мальчик упал в лужу и выронил мороженое. От огорчения и обиды у него даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из Лужи не вытащишь.
Рефлексия
Какие чувства испытал этот мальчик?
Случалось ли с тобой что-нибудь подобное?
Какое чувство ты испытывал?
Что ты делал, когда оказывался в похожих ситуациях?
Как можно поступить еще?

"Шарик эмоций"
Ведущий. Сейчас мы с вами поучимся, как можно по-другому выходить из таких ситуаций, когда вам обидно, вы сердитесь. Поможет нам в этом тот же мальчик. Когда он сидел в луже и глядел на свое мороженое, ему показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. И когда шарики улетали, они становились все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. "Повезет какой-нибудь собачке", - подумал мальчик и пошел дальше. Давайте попробуем сделать как этот мальчик. Вспомните, пожалуйста, когда вы чувствовали себя обиженными, расстроенными? (Дать время на воспоминание.) Эти отрицательные эмоции можно надуть как шарик и отпустить, чтобы этот шарик улетел. Почувствуйте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их: ух-ух-ух. У вас получилось? Не получилось? Давайте представим по-другому. Кому-то проще представить, что он берёт шарик и надувает его своей злостью или грустью и отпускает. Надуваем все вместе со мной. И отпускаем!
Рефлексия
Понравилось ли тебе упражнение?
Что ты узнал?
Чему ты научился?
Когда можно пользоваться таким способом?
Полезно ли долго злиться, обижаться?
Как быстрее прогнать злость?
Как ты сейчас себя чувствуешь?
Методические рекомендации. Необходимо следить за эмоциональным состоянием детей при выполнении второго упражнения, важно помочь до конца выдохнуть отрицательные эмоции (проследите за глубиной выдоха). Часть детей сделает это сразу, а часть через некоторое время. Не торопите их, главное – дать возможность выходу отрицательных эмоций, добиться состояния расслабленности.

Гордость
ЦЕЛИ

  • осознание своих достижений.
  • проживание позитивного эмоционального опыта.

* * *

"Ты – лев!"
Ведущий. ребята, сейчас мы с вами попробуем поиграть в новую игру. Для этого закройте глаза, представьте льва – царя зверей – сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен, он все умеет. Его зовут так же как вас, у него ваше имя, ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев – это вы! А теперь откройте глаза. Пусть каждый из вас попробует показать, какой вы лев.
Рефлексия
Удалось ли представить себя львом?
Что ты при этом чувствовал?
Понравилось ли тебе быть львом? Чем ты на него похож?
Всегда ли ты на него похож?
Как часто в жизни ты становишься похожим на льва?
Когда это бывает?

"Мои достижения"
Ведущий. бывают такие ситуации, когда каждый из нас испытывает гордость за свои дела и поступки. Попытайтесь вспомнить такие свои поступки и назвать их, продолжив слова: "Я горжусь собой, когда…".
Рефлексия
Тебе есть за что гордиться?
Нравится ли тебе это чувство?
Что ты стремишься сделать для этого?
Методические рекомендации. Ведущему необходимо обратить внимание на ответы детей с точки зрения самооценки и уровня притязаний.

Я и моя семья

Моя семья
ЦЕЛИ

  • Выявить своеобразие эмоционального благополучия ребенка в семье.
  • Зафиксировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств.

Рисование "Моя семья"
Ведущий. Ребята, попробуйте нарисовать свою семью.
Дети рисуют под музыку.

Рефлексия
Скажи, кто тут нарисован? Покажи себя на рисунке.
Где они находятся?
Что они делают? Всех ли своих близких ты нарисовал?
Им весело или скучно?
Кто из нарисованных людей самый счастливый?
Кто из них самый несчастный?

Беседа "Что такое семья?"
Ведущий. расскажите о своей семье: с кем вы живете, кто с вами играет, кто какой, кто вас чаще ругает, кто вас любит?
Методические рекомендации. Ведущий может сделать анализ рисунков детей по тесту "Рисунок семьи". Можно позже провести индивидуальную беседу с детьми, чтобы выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-то из домашних. Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответах.

Родители
ЦЕЛИ
Осознание чувства привязанности и взаимосвязи со своей семьей.
* * *

"Домашний фотоальбом"
Ребенок приносит из дома одну фотографию. Ведущий предлагает показать и рассказать о ней.
Рефлексия
Кто изображен на фотографии?
Как их зовут?
Чем они заняты?
С кем ты любишь играть, разговаривать?
С кем из родителей ты проводишь больше времени?
Как давно была сделана эта фотография?
Сейчас что-нибудь изменилось?
Вечером вы всей семьей находитесь дома. Расскажи, кто из вас чем занимается?

"Цветок добрых слов"
Каждый из детей получает лепестки цветка.
Ведущий. Это лепестки цветка добрых слов. Попробуйте сказать хорошие, добрые слова своим родителям. Я их напишу на этих лепестках. Потом мы соединим их вместе, и у нас получится цветок с самыми приятными словами для ваших родителей. Цветок вы можете повесить у вас в группе, ваши папы и мамы прочтут эти слова.
Рефлексия
Как ты думаешь, важно ли в семье любить дуг друга?
Какими словами ты выражаешь свою любовь к родителям?
Часто ли ты говоришь им такие слова?
Что они при этом чувствуют?
Тебе хочется добавить еще какие-либо слова своим родителям? Кому, маме или папе?
Понравилось ли тебе дарить теплые слова своим родителям?
Методические рекомендации. Ведущему важно обратить внимание на эмоциональный фон семьи: настроение ее членов, предпочтения ребенка в отношении членов семьи и их причины. Все это дает информацию о благополучии или же, наоборот, неблагополучии эмоционального статуса ребенка в семейной ситуации. Проблемы можно в дальнейшем проработать на консультации с родителями.


 

Занятия блока " Я и другие"

Занятие 1.
ЦЕЛИ
Цели одинаковы для всех занятий блока.

  • Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.
  • Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплоченности.
  • Обучение общению.

* * *

" Приветствие"
Дети в кругу сидят на полу.
Ведущий. Каждый из вас сейчас может сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе.
Ведущий начинает рассказывать первым. Потом он передает мяч ребенку, тот говорит о себе, и так далее, пока мяч не вернется к ведущему.
Если ребенок не хочет говорить, он передает мяч соседу.

"Прошепчи имя"
Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем еще раз поиграть с именами. Когда зазвучит музыка, начинайте ходить по комнате. При этом подходите к другим детям и шепчите им на ушко свое имя. Когда музыка закончится, остановитесь.
Упражнение длится 2 минуты.

"Интервью"
Ведущий. Я хочу предложить игру, вы можете сейчас побольше узнать обо мне или друг о друге. Каждый по очереди задаст какой-нибудь вопрос любому из детей или мне.
Ведущий начинает игру. Нужно, чтобы вопросы к одному ребенку не повторялись.
Рефлексия
Что ты узнал сегодня о других детях?
Как ты себя чувствовал, общаясь с детьми?

"Прощание"
Дети встают в круг, плечом к плечу, держась друг за друга, с закрытыми глазами медленно раскачиваются. Когда открывают глаза, говорят друг другу "До свидания".

 

Занятие 2.

"Приветствие"
Дети стоят в кругу, держась за руки. По очереди тихо пожимают руку соседа и говорят слова приветствия: "Здравствуй, …(называет имя), я очень рад(а) тебя видеть!"

"Кого не хватает"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то из детей?
Если в этот день в группе кого-то нет, обратите на это внимание все детей и попросите вспомнить имя отсутствующего.
Хочу предложить вам игру: один из вас будет прятаться, а остальные отгадают, кто именно спрятался. Сначала попросим всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к кому-то из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо – тихо выйти на середину, сесть на пол и накрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кто спрятался. А теперь закройте глаза.
Рефлексия
Тебе было легко отгадать?
Что затруднило тебя в игре?
Важно ли было, чтобы тебя вспомнили?
Ты был уверен, что про тебя вспомнят?
Методические рекомендации. Первыми лучше "прятать" уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя под покрывалом.

"Двое с одним мелком"
Ведущий. Выберете себе пару, сядьте за стол рядом друг с другом. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы одна команда, которая будет рисовать картинку, какую хотите. Рисовать вы должны одновременно, одним и тем же мелком, можно договариваться, что будете рисовать. Но нужно, чтобы оба постоянно держали мелок в руке, не выпуская. Будет играть музыка. Как только она закончится, завершайте свою работу.
Рефлексия
Нравится ли тебе ваш совместный рисунок? Что тебе хотелось бы изменить?
Трудно ли было рисовать одним мелком?
Что ты задумал перед рисованием?
Получилось ли это у вас?
Был ли у вас общий сюжет, тема рисунка?
Как вы распределяли, что будете рисовать? Как вы договаривались: словами или чувствовали друг друга без слов?
Кто был главным художником, а кто помогал?
Если бы снова предложили это упражнение, ты бы выбрал рисование вдвоем или по одному?
Методические рекомендации. Упражнение информирует о таких особенностях детей, как склонность к лидерству или подчинению. Важно дать понять детям, особенно тем, кто навязывает свою позицию, что для эффективного выполнения упражнения нужно уметь договариваться, согласовывать свой замысел с другим, дать возможность каждому участвовать в рисовании.

"Прощание" (см.выше).

Занятие 3

"Приветствие"(см.выше)

"Ночной паровоз"
Ведущий. Предлагаю игру с названием" Ночной паровоз". Паровоз будет везти вагоны через лес, а деревья предупредят поезд об опасности, чтобы он нигде не ударился. Паровоз и вагоны должны работать слаженно, с доверием друг к другу. Только в этом случае они пройдут свой путь, избежав столкновений. Кто из вас хотел бы стать паровозом? Остальные ребята будут вагонами (3-4 чел.) и деревьями (2-3 чел.). Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Они не должны двигаться, но могут тихо говорить "ш-ш-ш" в момент, когда какой-нибудь вагон может удариться о них. Теперь давайте составим наш поезд. Становитесь за паровозом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому вагону глаза, потому что только у паровоза есть свет, он идёт с открытыми глазами и может видеть. Он будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять вагоны, и чтобы они чувствовали себя уверенно. Паровоз сам выбирает путь, которым пойдёт через лес.
После этого ведущий отходит на другую сторону леса и даёт паровозу сигнал начинать.
Рефлексия
Как ты чувствовал себя в качестве паровоза? Чувствовал ли ты ответственность за вагоны?
Был ли уверен, что сможешь провезти вагоны через лес?
Деревья, что вы делали, когда видели, что вагоны могут удариться?
Что еще можно было сделать?
Как ты чувствовал себя в роли вагона? Тебе было не страшно столкнуться с деревьями?
Чувствовал ли ты себя надежно, идя за паровозом, и верил ли ты деревьям, когда они предупреждали тебя об опасности?
Удобно ли тебе было двигаться с завязанными глазами?
Кем бы ты хотел быть в следующий раз?
Методические рекомендации. Упражнение информирует, насколько у ребенка сформировано доверие либо недоверие к окружающему миру, группе; о личностных качествах детей: тревожности, неуверенности или уверенности в себе, самостоятельности или зависимости; о готовности ребенка брать на себя ответственность либо желании избежать ее, инфантильности.

"Неожиданные картинки"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг. Возьмите по листу бумаги и обозначьте сое имя с обратной стороны. Сейчас вы будете рисовать картинки. Перед началом задумайте, что хотите нарисовать, запомните свой замысел. Пока звучит музыка, вы рисуйте, как только музыка закончится, передавайте свой рисунок соседу справа. Возьмите тот лист, который передаст вам сосед слева, и продолжите начатую им картинку пока звучит музыка.
Дети передают листы каждые 2 минуты пока каждый не получит лист, с которого начал рисовать.
Рефлексия
Что ты задумал нарисовать?
То, что получилось, соответствует твоему замыслу?
Кто, по-твоему, лучше уловил твой замысел?
Нравится ли тебе рисунок, который ты получил, или тебе хотелось бы его изменить?
Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки? Пытался ли ты догадаться, что задумал нарисовать твой сосед?
Что легче – рисовать группой или одному?
Что ты хотел бы сказать детям, которые дорисовывали твой рисунок?
Методические рекомендации. Упражнение информирует насколько у ребенка развита эмпатия (умение чувствовать другого, его замысел), а также стимулирует ее проявление.

"Прощание" (с. 18 )

Занятие 4.

"Приветствие" (см.выше)

"Браво!"
Ведущий. Кто из вас хотел бы оказаться на сцене и заслужить аплодисменты.
Ведущий ставит стул в центре и просит окружить его со всех сторон.
Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и услышать гром аплодисментов? Остальные ребята будут громко хлопать в ладоши и кричать: "Браво!"
Рефлексия
Как ты чувствовал себя, стоя на стуле?
Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
Приятно ли тебе находиться среди тех, кто дарит тебе аплодисменты? Хочешь ли ты сейчас выразить свою признательность группе? Сделай это.
Методические рекомендации. Упражнение информирует об уровне притязаний ребенка, его общей самооценке (положительной или отрицательной), таких личностных особенностях, как уверенность или неуверенность в себе, эгоизм. Упражнение помогает детям осознать свои достижения, значимость. Важно дать почувствовать и осознать, что каждый из детей достоин похвалы и признания. Высказывания и поведение могут стать основой для консультирования родителей, педагогов. При проведении упражнения в первую очередь на стул становятся дети, испытывающие неуверенность в себе, имеющие заниженную самооценку. Упражнение проводится до тех пор, пока каждый ребенок не получит аплодисментов.

"Небоскреб"
Ведущий. Возьмите, пожалуйста, каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился? Один из вас начинает строительство, кладет в центре кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик. Сами решайте, когда вы добавите кубик, при этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как быть дальше. Я буду считать, сколько кубиков вы успели положить, прежде, чем башня упала. Даже, если упадет только один кубик, вам придется всю работу начать с начала. Я буду измерять, на какую высоту поднялся ваш небоскреб.
Ведущий комментирует действия и стратегию детей. В первую очередь поддерживается все, что направлено на сотрудничество друг с другом.
Рефлексия
Понравилась ли тебе эта игра? Чем?
Какие трудности ты испытывал при строительстве небоскреба?
Что ты делал, чтобы с ними справиться?
Удалось ли вам построить башню такой, как хотелось?
Что надо было сделать, чтобы башня не упала? Что ты мог сделать?
Что, по-твоему, было главным при строительстве небоскреба?
Удавалось ли вам понимать друг друга?
Что мешало договариваться друг с другом?
Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры? За что?
Как ты выражал свою обиду?
Удалось ли кому-нибудь справиться со своей обидой и возмущением? Поделитесь, расскажите об этом.
Методические рекомендации. Упражнение информирует, насколько развиты организаторские и коммуникативные умения детей при работе в группе. Можно отметить склонность к лидерству, конфликтность, самостоятельность, умение планировать деятельность, инициативность, уровень активности ребенка. Если дети самостоятельно не находят эффективный способ постройки (или продолжают неудачные действия), ведущий обсуждает с ними перед началом нового этапа как иначе можно выполнить задание.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 5.

"Приветствие" (см.выше)

"Сладкая проблема"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг. Я принес вам несколько печений. Но чтобы его получить, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Выбирайте себе пару и садитесь друг напротив друга. Каждой паре я положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте. А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только тогда, когда ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Вы можете начать решать, кто из вас уступит другому, но помните, что нельзя просто так, без согласия партнера, взять печенье.
Необходимо подождать, когда все дети примут решение.
Теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем в этот раз. Давайте обсудим, что у вас получилось. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым.
Рефлексия
Расскажите, как вы справились с заданием?
Кто получил печенье в первый раз? Кто отдал?
Трудно или легко тебе было отдать печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?
Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Почему ты его все-таки отдал?
Пришлось ли тебе уговаривать партнера? Какие слова тебе помогли уговорить его? Доволен ли каждый из вас собой при решении проблемы?
Методические рекомендации. Ведущий фиксирует способы взаимодействия детей (конструктивный или деструктивный), обращает внимание на средства, которые помогли добиться положительного результата, анализирует их с точки зрения позитивного решения. Если возникают особо острые моменты взаимодействия, полезно привлечь опыт пар с положительными вариантами. Важно, чтобы каждый ребёнок получил печенье, необходимо, чтобы ведущий компенсировал ему безвозмездно отданное.

"Все вместе!"

Ведущий. Вы видите перед собой на полу небольшой остров.

Остров составляется из газет или рисуется мелом.
Давайте посмотрим, сколько человек может разместиться на этом острове. На самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем всем вам. Подумайте и обсудите, как можно это сделать, а потом приступайте к выполнению упражнения, старайтесь найти такое решение, которое устраивало бы всех.
Звучит музыка.
Рефлексия
Все ли поместилось? Как вам это удалось?
Расскажи, о ком ты заботился в первую очередь – о себе или о товарищах?
Что ты сделал для того, чтобы как можно больше детей поместилось на островке?
Что ты сделал, чтобы самому поместиться на островке?
Что ещё можно было сделать?
Что тебе мешало выполнять задание?
Что можно было сделать ещё, чтобы уместились все?
Как можно было поступить иначе?
Дети пробуют разные варианты. Потом обсуждают, сравнивают варианты взаимодействия.
Методические рекомендации. Ведущий должен обратить внимание детей на необходимость планирования деятельности.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 6

"Приветствие" (см.выше)

"Отдам тебе то, что есть у меня"
Ведущий. Давайте встанем в круг. Сегодня мы будем дарить друг другу подарки. Один из вас начнет игру словами, например: "Тебе, Женя, отдам то, что есть у меня…". Произнося эти слова, надо сделать вид, будто держишь что-то в руках. Затем подойти к Жене и передать ей воображаемое. Женя как будто принимает подарок обеими руками и кладёт его рядом. После этого Женя должна решить, кому бы она хотела сделать подарок, и передать его с теми же словами. Каждый раз вы передаёте новый подарок. Нельзя дарить подарок одновременно. Нужно, чтобы подарки получили все.
Дети дарят подарки.
Рефлексия
Понравилась ли тебе игра?
Что тебе понравилось больше: дарить подарки или получать?
Ожидал ли ты, что тебе подарят столько подарков?
Знал ли ты, кто тебе подарит подарок?
Подарили ли тебе эти их дети?
Почему ты подарил эти подарки именно этим детям?
Как ты чувствовал себя, когда ты не получил ожидаемого подарка?
Какое настроение у тебя сейчас?
Кому хочется получить ещё подарков?
Кто мог бы преподнести подарок желающему?
Методические рекомендации. Упражнение может быть использовано в качестве диагностического, так как отчасти позволяет проанализировать характер взаимоотношений детей в группе, статус каждого (по количеству подарков, сделанных определённому ребёнку). Упражнение информирует, насколько адекватно ребёнок оценивает отношение к нему других детей группы, а также характеризует самодостаточность каждого.

"Сиамские близнецы"
Ведущий. Предлагаю игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Разделитесь на пары. Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги.
Ведущий обматывает платками предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дает детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.
Сейчас вы будете рисовать, но ваши руки будут привязаны друг к другу. Помните правило: рисовать можно только привязанной рукой, нельзя говорить друг с другом. Постарайтесь понять, почувствовать друг друга без слов, видеть замысел другого и создавать общую картину. Вы можете нарисовать картину с каким-нибудь понятным изображением, а можете просто несколько красивых линий и форм. Рисуйте, пока звучит музыка.
Рефлексия
Как называется ваша картина?
Как тебе работалось вдвоем, удобно или нет?
Хотелось ли тебе снять повязку или нет?
Кто из вас первым догадался уступить другому?
Удалось ли сохранить мелки или они сломались?
Догадался ли ты, что хочет нарисовать твой сосед?
Понравился ли тебе рисунок?
Испытывал ли ты трудности при рисовании? Какие?
Нравится ли тебе рисовать с кем-либо?
Как ты себя чувствовал, когда сосед не понимал тебя и рисовал не то, что ты хотел?
Что ты делал при этом?
Что ты сделал для того, чтобы он тебя понял?
Методические рекомендации. Психолог обращает внимание на то, кто первым начал выполнять упражнение и оказывал большее влияние при рисовании. Это позволять предположить наличие у ребёнка склонности либо к лидерству, либо к подчинению. При анализе рисунка нужно обратить внимание на общность сюжета, что позволяет проявить, насколько у детей развито чувство эмпатии.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 7.

"Приветствие" (см.выше)

"Ты мне нравишься"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг. Предлагаю игру. Мы все вместе составим одну большую паутину, связывающую нас. Кроме того, каждый сможет выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к детям группы.
Ведущий начинает игру. Обмотав конец шерстяной нити вокруг своей ладони, прокатывает клубок в сторону одного из детей. Желательно выбрать не самого популярного ребенка в группе.
Слова, ты мне нравишься, потому что… Ты тоже обмотай нить вокруг ладони и передай клубок со словами: "Ты нравишься мне, потому что…". Ребята, вы можете говорить либо о том, что вам нравится в товарище, либо за что вы хотите его поблагодарить. Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Тот, кто получит клубок последним, начинает игру в обратном направлении.
Рефлексия
Понравились ли тебе слова, которые тебе говорили?
Чьи слова были особенно тебе приятны?
Что ты чувствовал, когда слушал слова, обращенные к тебе?
Какие слова ты особенно запомнил?
Легко ли тебе говорить приятные слова другим людям?
Что тебе приятнее: слушать или самому говорить приятные слова?
Понравилась ли тебе игра? Чему ты научился сегодня?
Методические рекомендации. Упражнение информирует об общей самооценке ребенка (положительной или отрицательной), характере взаимоотношений с окружающими, помогает осознать свои достижения. Надо, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только самых близких своих друзей, но и каждого в группе, в каждом есть что-то достойное уважения и любви.

"Пчелы и змеи"
Ведущий. Теперь я хочу предложить вам игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого нужно разбиться на две группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, встаньте напротив. Каждая группа должна выбрать одного человека – короля. Расскажу правила игры. Оба короля выходят из группы и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые нужно разыскать: король из команды пчел должен найти мед, а из команды змей – отыскать ящерицу. Остальные должны помогать своим королям. Все пчелы будут издавать звук [ж-ж-ж] – жужжать. Чем ближе король вашей команды подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи пусть помогают шипением, издают звук [ш-ш-ш]. Чем ближе король вашей команды подходит к ящерице, тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут сесть на свои места. Старайтесь помогать своему королю. Очень интересно узнать, кто окажется первым, чья команда успешнее будет помогать своему королю.
Рефлексия
Что помогло тебе справиться с заданием?
Что было трудным для тебя в этой игре?
Чья команда лучше справилась с заданием?
Легко ли было тебе искать спрятанный предмет?
Что для тебя было самым трудным в этой роли?
Твоя группа хорошо помогала искать?
Удавалось ли тебе понять подсказки команды?
Легко было это сделать или нет?

"Прощание" (см.выше)

Занятие 8.

"Приветствие" (см.выше)

"Сердце группы"
Ведущий. знаете ли вы. что у вашей группы есть свое сердце? Хочется ли вам сделать друг другу приятное? Для этого скажите дружескую и добрую фразу в адрес того, чье имя вы вытяните по жребию, а я запишу ее на красном сердце группы.
Дети вытягивают жребий по очереди и произносят фразу, ведущий ее записывает на красном бумажном или картонном сердце.
Рефлексия
Понравились ли тебе слова, которые тебе говорили?
Какие слова ты запомнил?
Ожидал ли ты услышать эти слова о себе?
Чувствуешь ли ты себя таким, как о тебе говорили?
Легко ли тебе говорить приятные слова другому?
Что мешало тебе говорить такие слова?
Чему ты сегодня научился?
Методические рекомендации. Ведущий фиксирует характер отношений между детьми, их дифференциацию, стимулирует развитие эмпатии.

"Рукавички"
Ведущий раскидывает по помещению вырезанные из бумаги рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом. Дети выбирают себе одну из рукавичек, а потом те, у кого одинаковый орнамент, образуют пары.
Ведущий. С помощью трех фломастеров надо одинаково раскрасить рукавички. Вы можете разговаривать друг с другом, постарайтесь придти к общему решению.
Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят фломастеры, как при этом договариваются.
Рефлексия
Что помогло тебе справиться с заданием?
Какие трудности ты испытывал, выполняя задание?
Мешало ли тебе что-то выполнять задание? Что?
Получился ли орнамент одинаковым? Как это удалось сделать?
Понравилось ли тебе работать с этим партнером?
Понравились ли тебе рукавички или хочется что-то в них изменить?
Методические рекомендации. Чтобы дети быстрее разбились на пары, можно на обратной стороне рукавичек написать цифры. Возможен вариант, когда ведущий сам раздает рукавички таким образом, чтобы пару образовали дети, испытывающие трудности в общении друг с другом. Ведущий фиксирует склонность к лидерству или подчинению, инициативность или пассивность, самостоятельность или зависимость. Также можно проанализировать уровень коммуникативных умений и навыков. Обратите внимание детей на необходимость договариваться о соотнесении деталей узора.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 9.

"Приветствие" (см.выше)

"Путь доверия"
Ведущий. Разделитесь, пожалуйста по парам. Предлагаю игру, которая называется "Путь доверия". Один из вас наденет повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть, он будет ведомым. Второй будет ведущим. Ведущий должен провести незрячего по группе так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делайте остановку, чтобы незрячий смог потрогать различные вещи. Разговаривать нельзя. Через пять минут я позвоню в колокольчик, вы поменяетесь ролями.
Звучит медленная, спокойная музыка.
Рефлексия
Как ты чувствовал себя, когда был незрячим?
Знал ли ты все время где ты? Что тебе помогло в этом?
Тебе понравилось, как действовал ведущий, или нет?
Ты доверял тому, кто тебя ведет?
Что тебе хотелось сделать, когда ты был незрячим? Было ли тебе страшно?
Когда ты был ведущим, ты чувствовал ответственность за другого? Тебе нравилось это чувство или нет?
Удалось ли тебе чувствовать своего партнера?
Как ты ощущал себя в роли ведущего? Нравилось ли тебе это?
Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?
Что было легче (труднее)?
Методические рекомендации. Ведущий фиксирует такие личностные особенности ребенка, как стремление к лидерству, руководству, либо инфантилизм, желание избежать ответственности. В этом упражнении могут выявиться страхи детей, тревожность, недоверие к окружающему, неуверенность в себе.

"Страна Х"
Ведущий предлагает детям придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет, важно чтобы это одобрили другие.
Рефлексия
Нравится ли тебе ваш совместный рисунок или хотелось бы что-нибудь изменить?
Испытывал ли ты трудности при рисовании общей картины? Какие?
Как ты их преодолевал?
Как вы распределяли между собой, кто какие части картины будет рисовать?
Смотрел ли ты, что рисует сосед, и пытался ли объединять с ним свой рисунок?
Какое название стране вы дали?
Все ли с ним согласились? Как это у вас получилось?
Методические рекомендации. Пере началом работы дети договариваются что необходима рисовать и распределяют работу. Возможно ограничение набора фломастеров. Необходимо отслеживать конфликтные, деструктивные моменты в общении детей и обязательно их корректировать.
"Прощание"

Занятие 10.

"Приветствие" (см.выше)

"Комплименты"

Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Попробуйте сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить друг друга. Тот, кому говорятся слова, может ответить: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплимент своему соседу.
Ведущий начинает игру. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, подсказывает.
Рефлексия
Легко ли тебе было сказать комплимент?
Понравился ли комплимент, который сказали тебе?
Какие слова ты особенно запомнил?
Что ты чувствовал, когда слушал слова, обращенные к тебе?
Чему ты сегодня научился?
Что нового о себе ты узнал сегодня?
Методические рекомендации. Желательно, чтобы в первую очередь в роли водящего побывали дети неуверенные, застенчивые, замкнутые, тревожные, с неблагоприятной статусной категорией среди сверстников. Заметьте, от кого ребенок не получает достаточно положительных эмоций, оценок. Это может свидетельствовать о нарушении контакта.

"Секрет"
Ведущий. Сейчас некоторые из вас поучат по секрету предмет из сундучка.
Ведущий кладет в ладошку ребенка пуговицу, бусинку, другой мелкий предмет и зажимает кулак.
Другие попробуют разными способами уговорить показать свой секрет.
Рефлексия
Удалось ли тебе уговорить показать секреты? Как ты это сделал?
Какие слова ты при этом говорил?
Легко ли было сделать это?
Хотелось ли тебе раскрыть свой секрет?
Для кого ты это сделал?
Чему ты научился сейчас?
Методические рекомендации. Обратите внимание, какие способы использует ребенок при уговаривании. Ведущий следит за обменом секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником. Упражнение можно повторить, поменяв детей ролями.
"Прощание" (см.выше)

Занятие 11.

"Приветствие" (см.выше)

"Ветер дует на…"
Ведущий. Предлагаю игру. Объединитесь, пожалуйста, в группы так, как я прошу. Начинаем. Ветер дует на… того, у кого темные волосы, встаньте вместе.
Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: "Ветер дует на того, у кого есть сестра", "кто любит животных", "кто много плачет", "у кого нет друзей".
Рефлексия
Понравилась ли тебе игра? Что понравилось?
Были ли дети чем-то похожие на тебя? Чем?
Увидел ли ты, что есть дети, похожие на тебя?
А раньше ты обращал на это внимание?
Приятно ли тебе это?
Почувствовал ли ты, что ты не одинок?
Важно ли было для тебя это почувствовать?
Что нового ты узнал о себе из этой игры?
Методические рекомендации. Упражнение может помочь узнать интересы, настроение, личные особенности детей по параметрам, которые задаются для объединения. Упражнение помогает замкнутым детям ощутить поддержку других, а эгоцентричным – научиться сравнивать себя с другими, осознать, что они не одни, развивать у них способность к децентрации.

"Несуществующее животное"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, вкруг. Мы все вместе будем придумывать и лепить фантастическое животное. Каждый по очереди будет что-то добавлять к фигуре, чтобы у нас получилось одно интересное животное.
Ведущий начинает лепить, желательно с туловища животного.
Рефлексия
Было ли тебе легко справиться с заданием?
Понравился ли тебе тот, кого мы вылепили?
Пытался ли ты догадаться, что хотел слепить твой сосед?
Хочешь ли ты что-нибудь изменить?
Чему ты сейчас научился?
Методические рекомендации. Упражнение информирует, насколько у ребенка развита эмпатия, умение чувствовать другого, настраиваться на чужой замысел.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 12.

"Приветствие" (см.выше)

"Новоселье"
Ведущий. Сегодня у нас с вами будет новоселье. Для этого мы нарисуем свои портреты и "поселим" их в домик.
Дети рисуют, затем находят место в общем домике для своего рисунка.
Рефлексия
Нравится ли тебе твое окошко в домике?
Тебе нравятся дети, рядом с которыми ты живешь, или ты хотел бы что-то изменить? Что?
Чем тебе нравятся эти дети?
Кого ты хотел бы поселить ближе к себе (дальше от себя)?
Хотел бы ты поселить в этот дом кого-то еще? Кого?
Методические рекомендации. Упражнение помогает детям определить взаимоотношения в группе, почувствовать дифференцированное отношение сверстников, научиться спокойно принимать его.

"Нарисуй узор"
Ведущий. Разбейтесь на пары. Каждая пара получит бумажные рукавички. Попробуйте договориться, как вы их украсите, чтобы узоры получились одинаковыми.
Ведущий дает по одному набору фломастеров на пару.
Рефлексия
Каждый ли из вас участвовал в создании узора?
Как ты хотел украсить рукавичку?
Получилось ли это у тебя?
Получился ли у вас одинаковый узор?
Что помогло вам в этом?
Удалось ли вам договориться, что рисовать?
Что вы для этого делали?
Чему ты сегодня научился?
Методические рекомендации. Чтобы дети быстрее разбились на пары, можно на обратной стороне написать цифры. Возможен вариант, когда ведущий сам раздает рукавички таким образом, чтобы пару образовали дети, испытывающие трудности в общении друг с другом. Ведущий фиксирует склонность к лидерству или подчинению, инициативность или пассивность, самостоятельность или зависимость. Также можно проанализировать уровень коммуникативных умений и навыков. Обратите внимание детей на необходимость договариваться о соотнесении деталей узора.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 13.

"Приветствие" (см.выше)

"Сборщики"
Ведущий. Разделитесь, пожалуйста, на пары и возьмитесь за руки, разжимать их нельзя. По моему сигналу свободными руками каждая пара должна собрать как можно больше предметов. Игра заканчивается по сигналу.
Рефлексия
Легко ли тебе было собирать игрушки в паре?
Какие трудности ты испытывал?
Как ты их преодолевал?
Как вы распределяли между собой, кто что будет собирать?
Что помогало вам вместе слаженно работать?
Доволен ли ты собой?
Довольны ли вы друг другом?
Что нового ты узнал о себе в этом упражнении?
Методические рекомендации. Анализируется взаимодействие тетей.

"Мозаика"
Ведущий. Разделитесь, пожалуйста, на пары. Каждая пара сейчас попробует собрать как можно быстрее одну картинку на двоих. Можете разговаривать друг с другом, постарайтесь договориться, какую картинку вы будете делать, как вы будете ее делать.
Детали мозаики делятся поровну между детьми.
Рефлексия
Какая картинка получилась в вашей паре?
Вам удалось договориться, какую картинку делать?
Как вы договорились между собой, кто какую деталь картинки будет делать?
Испытывали ли вы трудности при изготовлении картинки? Какие?
Как вы их преодолевали?
Что помогло справиться с заданием?
Вам понравилось то, что получилось? Или кто-то из вас что-то хочет изменить?
Будете ли вы при этом советоваться с партнером?
Методические рекомендации. Это итоговое занятие. Важно проанализировать характер общения между детьми.

"Свечка"
Дети передают горящую свечу по кругу, желая друг другу что-то доброе.

Разработала Е.В.Котова

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.