На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития - Занятия блока "Я и другие"
В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития - Занятия блока "Я и другие"
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития
Занятия блока "Я"
Занятия блока "Я и другие"
Все страницы

 

Занятия блока " Я и другие"

Занятие 1.
ЦЕЛИ
Цели одинаковы для всех занятий блока.

  • Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.
  • Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплоченности.
  • Обучение общению.

* * *

" Приветствие"
Дети в кругу сидят на полу.
Ведущий. Каждый из вас сейчас может сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе.
Ведущий начинает рассказывать первым. Потом он передает мяч ребенку, тот говорит о себе, и так далее, пока мяч не вернется к ведущему.
Если ребенок не хочет говорить, он передает мяч соседу.

"Прошепчи имя"
Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем еще раз поиграть с именами. Когда зазвучит музыка, начинайте ходить по комнате. При этом подходите к другим детям и шепчите им на ушко свое имя. Когда музыка закончится, остановитесь.
Упражнение длится 2 минуты.

"Интервью"
Ведущий. Я хочу предложить игру, вы можете сейчас побольше узнать обо мне или друг о друге. Каждый по очереди задаст какой-нибудь вопрос любому из детей или мне.
Ведущий начинает игру. Нужно, чтобы вопросы к одному ребенку не повторялись.
Рефлексия
Что ты узнал сегодня о других детях?
Как ты себя чувствовал, общаясь с детьми?

"Прощание"
Дети встают в круг, плечом к плечу, держась друг за друга, с закрытыми глазами медленно раскачиваются. Когда открывают глаза, говорят друг другу "До свидания".

 

Занятие 2.

"Приветствие"
Дети стоят в кругу, держась за руки. По очереди тихо пожимают руку соседа и говорят слова приветствия: "Здравствуй, …(называет имя), я очень рад(а) тебя видеть!"

"Кого не хватает"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то из детей?
Если в этот день в группе кого-то нет, обратите на это внимание все детей и попросите вспомнить имя отсутствующего.
Хочу предложить вам игру: один из вас будет прятаться, а остальные отгадают, кто именно спрятался. Сначала попросим всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к кому-то из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо – тихо выйти на середину, сесть на пол и накрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кто спрятался. А теперь закройте глаза.
Рефлексия
Тебе было легко отгадать?
Что затруднило тебя в игре?
Важно ли было, чтобы тебя вспомнили?
Ты был уверен, что про тебя вспомнят?
Методические рекомендации. Первыми лучше "прятать" уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя под покрывалом.

"Двое с одним мелком"
Ведущий. Выберете себе пару, сядьте за стол рядом друг с другом. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы одна команда, которая будет рисовать картинку, какую хотите. Рисовать вы должны одновременно, одним и тем же мелком, можно договариваться, что будете рисовать. Но нужно, чтобы оба постоянно держали мелок в руке, не выпуская. Будет играть музыка. Как только она закончится, завершайте свою работу.
Рефлексия
Нравится ли тебе ваш совместный рисунок? Что тебе хотелось бы изменить?
Трудно ли было рисовать одним мелком?
Что ты задумал перед рисованием?
Получилось ли это у вас?
Был ли у вас общий сюжет, тема рисунка?
Как вы распределяли, что будете рисовать? Как вы договаривались: словами или чувствовали друг друга без слов?
Кто был главным художником, а кто помогал?
Если бы снова предложили это упражнение, ты бы выбрал рисование вдвоем или по одному?
Методические рекомендации. Упражнение информирует о таких особенностях детей, как склонность к лидерству или подчинению. Важно дать понять детям, особенно тем, кто навязывает свою позицию, что для эффективного выполнения упражнения нужно уметь договариваться, согласовывать свой замысел с другим, дать возможность каждому участвовать в рисовании.

"Прощание" (см.выше).

Занятие 3

"Приветствие"(см.выше)

"Ночной паровоз"
Ведущий. Предлагаю игру с названием" Ночной паровоз". Паровоз будет везти вагоны через лес, а деревья предупредят поезд об опасности, чтобы он нигде не ударился. Паровоз и вагоны должны работать слаженно, с доверием друг к другу. Только в этом случае они пройдут свой путь, избежав столкновений. Кто из вас хотел бы стать паровозом? Остальные ребята будут вагонами (3-4 чел.) и деревьями (2-3 чел.). Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Они не должны двигаться, но могут тихо говорить "ш-ш-ш" в момент, когда какой-нибудь вагон может удариться о них. Теперь давайте составим наш поезд. Становитесь за паровозом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому вагону глаза, потому что только у паровоза есть свет, он идёт с открытыми глазами и может видеть. Он будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять вагоны, и чтобы они чувствовали себя уверенно. Паровоз сам выбирает путь, которым пойдёт через лес.
После этого ведущий отходит на другую сторону леса и даёт паровозу сигнал начинать.
Рефлексия
Как ты чувствовал себя в качестве паровоза? Чувствовал ли ты ответственность за вагоны?
Был ли уверен, что сможешь провезти вагоны через лес?
Деревья, что вы делали, когда видели, что вагоны могут удариться?
Что еще можно было сделать?
Как ты чувствовал себя в роли вагона? Тебе было не страшно столкнуться с деревьями?
Чувствовал ли ты себя надежно, идя за паровозом, и верил ли ты деревьям, когда они предупреждали тебя об опасности?
Удобно ли тебе было двигаться с завязанными глазами?
Кем бы ты хотел быть в следующий раз?
Методические рекомендации. Упражнение информирует, насколько у ребенка сформировано доверие либо недоверие к окружающему миру, группе; о личностных качествах детей: тревожности, неуверенности или уверенности в себе, самостоятельности или зависимости; о готовности ребенка брать на себя ответственность либо желании избежать ее, инфантильности.

"Неожиданные картинки"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг. Возьмите по листу бумаги и обозначьте сое имя с обратной стороны. Сейчас вы будете рисовать картинки. Перед началом задумайте, что хотите нарисовать, запомните свой замысел. Пока звучит музыка, вы рисуйте, как только музыка закончится, передавайте свой рисунок соседу справа. Возьмите тот лист, который передаст вам сосед слева, и продолжите начатую им картинку пока звучит музыка.
Дети передают листы каждые 2 минуты пока каждый не получит лист, с которого начал рисовать.
Рефлексия
Что ты задумал нарисовать?
То, что получилось, соответствует твоему замыслу?
Кто, по-твоему, лучше уловил твой замысел?
Нравится ли тебе рисунок, который ты получил, или тебе хотелось бы его изменить?
Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки? Пытался ли ты догадаться, что задумал нарисовать твой сосед?
Что легче – рисовать группой или одному?
Что ты хотел бы сказать детям, которые дорисовывали твой рисунок?
Методические рекомендации. Упражнение информирует насколько у ребенка развита эмпатия (умение чувствовать другого, его замысел), а также стимулирует ее проявление.

"Прощание" (с. 18 )

Занятие 4.

"Приветствие" (см.выше)

"Браво!"
Ведущий. Кто из вас хотел бы оказаться на сцене и заслужить аплодисменты.
Ведущий ставит стул в центре и просит окружить его со всех сторон.
Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и услышать гром аплодисментов? Остальные ребята будут громко хлопать в ладоши и кричать: "Браво!"
Рефлексия
Как ты чувствовал себя, стоя на стуле?
Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
Приятно ли тебе находиться среди тех, кто дарит тебе аплодисменты? Хочешь ли ты сейчас выразить свою признательность группе? Сделай это.
Методические рекомендации. Упражнение информирует об уровне притязаний ребенка, его общей самооценке (положительной или отрицательной), таких личностных особенностях, как уверенность или неуверенность в себе, эгоизм. Упражнение помогает детям осознать свои достижения, значимость. Важно дать почувствовать и осознать, что каждый из детей достоин похвалы и признания. Высказывания и поведение могут стать основой для консультирования родителей, педагогов. При проведении упражнения в первую очередь на стул становятся дети, испытывающие неуверенность в себе, имеющие заниженную самооценку. Упражнение проводится до тех пор, пока каждый ребенок не получит аплодисментов.

"Небоскреб"
Ведущий. Возьмите, пожалуйста, каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился? Один из вас начинает строительство, кладет в центре кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик. Сами решайте, когда вы добавите кубик, при этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как быть дальше. Я буду считать, сколько кубиков вы успели положить, прежде, чем башня упала. Даже, если упадет только один кубик, вам придется всю работу начать с начала. Я буду измерять, на какую высоту поднялся ваш небоскреб.
Ведущий комментирует действия и стратегию детей. В первую очередь поддерживается все, что направлено на сотрудничество друг с другом.
Рефлексия
Понравилась ли тебе эта игра? Чем?
Какие трудности ты испытывал при строительстве небоскреба?
Что ты делал, чтобы с ними справиться?
Удалось ли вам построить башню такой, как хотелось?
Что надо было сделать, чтобы башня не упала? Что ты мог сделать?
Что, по-твоему, было главным при строительстве небоскреба?
Удавалось ли вам понимать друг друга?
Что мешало договариваться друг с другом?
Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры? За что?
Как ты выражал свою обиду?
Удалось ли кому-нибудь справиться со своей обидой и возмущением? Поделитесь, расскажите об этом.
Методические рекомендации. Упражнение информирует, насколько развиты организаторские и коммуникативные умения детей при работе в группе. Можно отметить склонность к лидерству, конфликтность, самостоятельность, умение планировать деятельность, инициативность, уровень активности ребенка. Если дети самостоятельно не находят эффективный способ постройки (или продолжают неудачные действия), ведущий обсуждает с ними перед началом нового этапа как иначе можно выполнить задание.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 5.

"Приветствие" (см.выше)

"Сладкая проблема"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг. Я принес вам несколько печений. Но чтобы его получить, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Выбирайте себе пару и садитесь друг напротив друга. Каждой паре я положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте. А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только тогда, когда ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Вы можете начать решать, кто из вас уступит другому, но помните, что нельзя просто так, без согласия партнера, взять печенье.
Необходимо подождать, когда все дети примут решение.
Теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем в этот раз. Давайте обсудим, что у вас получилось. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым.
Рефлексия
Расскажите, как вы справились с заданием?
Кто получил печенье в первый раз? Кто отдал?
Трудно или легко тебе было отдать печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?
Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Почему ты его все-таки отдал?
Пришлось ли тебе уговаривать партнера? Какие слова тебе помогли уговорить его? Доволен ли каждый из вас собой при решении проблемы?
Методические рекомендации. Ведущий фиксирует способы взаимодействия детей (конструктивный или деструктивный), обращает внимание на средства, которые помогли добиться положительного результата, анализирует их с точки зрения позитивного решения. Если возникают особо острые моменты взаимодействия, полезно привлечь опыт пар с положительными вариантами. Важно, чтобы каждый ребёнок получил печенье, необходимо, чтобы ведущий компенсировал ему безвозмездно отданное.

"Все вместе!"

Ведущий. Вы видите перед собой на полу небольшой остров.

Остров составляется из газет или рисуется мелом.
Давайте посмотрим, сколько человек может разместиться на этом острове. На самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем всем вам. Подумайте и обсудите, как можно это сделать, а потом приступайте к выполнению упражнения, старайтесь найти такое решение, которое устраивало бы всех.
Звучит музыка.
Рефлексия
Все ли поместилось? Как вам это удалось?
Расскажи, о ком ты заботился в первую очередь – о себе или о товарищах?
Что ты сделал для того, чтобы как можно больше детей поместилось на островке?
Что ты сделал, чтобы самому поместиться на островке?
Что ещё можно было сделать?
Что тебе мешало выполнять задание?
Что можно было сделать ещё, чтобы уместились все?
Как можно было поступить иначе?
Дети пробуют разные варианты. Потом обсуждают, сравнивают варианты взаимодействия.
Методические рекомендации. Ведущий должен обратить внимание детей на необходимость планирования деятельности.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 6

"Приветствие" (см.выше)

"Отдам тебе то, что есть у меня"
Ведущий. Давайте встанем в круг. Сегодня мы будем дарить друг другу подарки. Один из вас начнет игру словами, например: "Тебе, Женя, отдам то, что есть у меня…". Произнося эти слова, надо сделать вид, будто держишь что-то в руках. Затем подойти к Жене и передать ей воображаемое. Женя как будто принимает подарок обеими руками и кладёт его рядом. После этого Женя должна решить, кому бы она хотела сделать подарок, и передать его с теми же словами. Каждый раз вы передаёте новый подарок. Нельзя дарить подарок одновременно. Нужно, чтобы подарки получили все.
Дети дарят подарки.
Рефлексия
Понравилась ли тебе игра?
Что тебе понравилось больше: дарить подарки или получать?
Ожидал ли ты, что тебе подарят столько подарков?
Знал ли ты, кто тебе подарит подарок?
Подарили ли тебе эти их дети?
Почему ты подарил эти подарки именно этим детям?
Как ты чувствовал себя, когда ты не получил ожидаемого подарка?
Какое настроение у тебя сейчас?
Кому хочется получить ещё подарков?
Кто мог бы преподнести подарок желающему?
Методические рекомендации. Упражнение может быть использовано в качестве диагностического, так как отчасти позволяет проанализировать характер взаимоотношений детей в группе, статус каждого (по количеству подарков, сделанных определённому ребёнку). Упражнение информирует, насколько адекватно ребёнок оценивает отношение к нему других детей группы, а также характеризует самодостаточность каждого.

"Сиамские близнецы"
Ведущий. Предлагаю игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Разделитесь на пары. Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги.
Ведущий обматывает платками предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дает детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.
Сейчас вы будете рисовать, но ваши руки будут привязаны друг к другу. Помните правило: рисовать можно только привязанной рукой, нельзя говорить друг с другом. Постарайтесь понять, почувствовать друг друга без слов, видеть замысел другого и создавать общую картину. Вы можете нарисовать картину с каким-нибудь понятным изображением, а можете просто несколько красивых линий и форм. Рисуйте, пока звучит музыка.
Рефлексия
Как называется ваша картина?
Как тебе работалось вдвоем, удобно или нет?
Хотелось ли тебе снять повязку или нет?
Кто из вас первым догадался уступить другому?
Удалось ли сохранить мелки или они сломались?
Догадался ли ты, что хочет нарисовать твой сосед?
Понравился ли тебе рисунок?
Испытывал ли ты трудности при рисовании? Какие?
Нравится ли тебе рисовать с кем-либо?
Как ты себя чувствовал, когда сосед не понимал тебя и рисовал не то, что ты хотел?
Что ты делал при этом?
Что ты сделал для того, чтобы он тебя понял?
Методические рекомендации. Психолог обращает внимание на то, кто первым начал выполнять упражнение и оказывал большее влияние при рисовании. Это позволять предположить наличие у ребёнка склонности либо к лидерству, либо к подчинению. При анализе рисунка нужно обратить внимание на общность сюжета, что позволяет проявить, насколько у детей развито чувство эмпатии.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 7.

"Приветствие" (см.выше)

"Ты мне нравишься"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг. Предлагаю игру. Мы все вместе составим одну большую паутину, связывающую нас. Кроме того, каждый сможет выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к детям группы.
Ведущий начинает игру. Обмотав конец шерстяной нити вокруг своей ладони, прокатывает клубок в сторону одного из детей. Желательно выбрать не самого популярного ребенка в группе.
Слова, ты мне нравишься, потому что… Ты тоже обмотай нить вокруг ладони и передай клубок со словами: "Ты нравишься мне, потому что…". Ребята, вы можете говорить либо о том, что вам нравится в товарище, либо за что вы хотите его поблагодарить. Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Тот, кто получит клубок последним, начинает игру в обратном направлении.
Рефлексия
Понравились ли тебе слова, которые тебе говорили?
Чьи слова были особенно тебе приятны?
Что ты чувствовал, когда слушал слова, обращенные к тебе?
Какие слова ты особенно запомнил?
Легко ли тебе говорить приятные слова другим людям?
Что тебе приятнее: слушать или самому говорить приятные слова?
Понравилась ли тебе игра? Чему ты научился сегодня?
Методические рекомендации. Упражнение информирует об общей самооценке ребенка (положительной или отрицательной), характере взаимоотношений с окружающими, помогает осознать свои достижения. Надо, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только самых близких своих друзей, но и каждого в группе, в каждом есть что-то достойное уважения и любви.

"Пчелы и змеи"
Ведущий. Теперь я хочу предложить вам игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого нужно разбиться на две группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, встаньте напротив. Каждая группа должна выбрать одного человека – короля. Расскажу правила игры. Оба короля выходят из группы и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые нужно разыскать: король из команды пчел должен найти мед, а из команды змей – отыскать ящерицу. Остальные должны помогать своим королям. Все пчелы будут издавать звук [ж-ж-ж] – жужжать. Чем ближе король вашей команды подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи пусть помогают шипением, издают звук [ш-ш-ш]. Чем ближе король вашей команды подходит к ящерице, тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут сесть на свои места. Старайтесь помогать своему королю. Очень интересно узнать, кто окажется первым, чья команда успешнее будет помогать своему королю.
Рефлексия
Что помогло тебе справиться с заданием?
Что было трудным для тебя в этой игре?
Чья команда лучше справилась с заданием?
Легко ли было тебе искать спрятанный предмет?
Что для тебя было самым трудным в этой роли?
Твоя группа хорошо помогала искать?
Удавалось ли тебе понять подсказки команды?
Легко было это сделать или нет?

"Прощание" (см.выше)

Занятие 8.

"Приветствие" (см.выше)

"Сердце группы"
Ведущий. знаете ли вы. что у вашей группы есть свое сердце? Хочется ли вам сделать друг другу приятное? Для этого скажите дружескую и добрую фразу в адрес того, чье имя вы вытяните по жребию, а я запишу ее на красном сердце группы.
Дети вытягивают жребий по очереди и произносят фразу, ведущий ее записывает на красном бумажном или картонном сердце.
Рефлексия
Понравились ли тебе слова, которые тебе говорили?
Какие слова ты запомнил?
Ожидал ли ты услышать эти слова о себе?
Чувствуешь ли ты себя таким, как о тебе говорили?
Легко ли тебе говорить приятные слова другому?
Что мешало тебе говорить такие слова?
Чему ты сегодня научился?
Методические рекомендации. Ведущий фиксирует характер отношений между детьми, их дифференциацию, стимулирует развитие эмпатии.

"Рукавички"
Ведущий раскидывает по помещению вырезанные из бумаги рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом. Дети выбирают себе одну из рукавичек, а потом те, у кого одинаковый орнамент, образуют пары.
Ведущий. С помощью трех фломастеров надо одинаково раскрасить рукавички. Вы можете разговаривать друг с другом, постарайтесь придти к общему решению.
Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят фломастеры, как при этом договариваются.
Рефлексия
Что помогло тебе справиться с заданием?
Какие трудности ты испытывал, выполняя задание?
Мешало ли тебе что-то выполнять задание? Что?
Получился ли орнамент одинаковым? Как это удалось сделать?
Понравилось ли тебе работать с этим партнером?
Понравились ли тебе рукавички или хочется что-то в них изменить?
Методические рекомендации. Чтобы дети быстрее разбились на пары, можно на обратной стороне рукавичек написать цифры. Возможен вариант, когда ведущий сам раздает рукавички таким образом, чтобы пару образовали дети, испытывающие трудности в общении друг с другом. Ведущий фиксирует склонность к лидерству или подчинению, инициативность или пассивность, самостоятельность или зависимость. Также можно проанализировать уровень коммуникативных умений и навыков. Обратите внимание детей на необходимость договариваться о соотнесении деталей узора.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 9.

"Приветствие" (см.выше)

"Путь доверия"
Ведущий. Разделитесь, пожалуйста по парам. Предлагаю игру, которая называется "Путь доверия". Один из вас наденет повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть, он будет ведомым. Второй будет ведущим. Ведущий должен провести незрячего по группе так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делайте остановку, чтобы незрячий смог потрогать различные вещи. Разговаривать нельзя. Через пять минут я позвоню в колокольчик, вы поменяетесь ролями.
Звучит медленная, спокойная музыка.
Рефлексия
Как ты чувствовал себя, когда был незрячим?
Знал ли ты все время где ты? Что тебе помогло в этом?
Тебе понравилось, как действовал ведущий, или нет?
Ты доверял тому, кто тебя ведет?
Что тебе хотелось сделать, когда ты был незрячим? Было ли тебе страшно?
Когда ты был ведущим, ты чувствовал ответственность за другого? Тебе нравилось это чувство или нет?
Удалось ли тебе чувствовать своего партнера?
Как ты ощущал себя в роли ведущего? Нравилось ли тебе это?
Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?
Что было легче (труднее)?
Методические рекомендации. Ведущий фиксирует такие личностные особенности ребенка, как стремление к лидерству, руководству, либо инфантилизм, желание избежать ответственности. В этом упражнении могут выявиться страхи детей, тревожность, недоверие к окружающему, неуверенность в себе.

"Страна Х"
Ведущий предлагает детям придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет, важно чтобы это одобрили другие.
Рефлексия
Нравится ли тебе ваш совместный рисунок или хотелось бы что-нибудь изменить?
Испытывал ли ты трудности при рисовании общей картины? Какие?
Как ты их преодолевал?
Как вы распределяли между собой, кто какие части картины будет рисовать?
Смотрел ли ты, что рисует сосед, и пытался ли объединять с ним свой рисунок?
Какое название стране вы дали?
Все ли с ним согласились? Как это у вас получилось?
Методические рекомендации. Пере началом работы дети договариваются что необходима рисовать и распределяют работу. Возможно ограничение набора фломастеров. Необходимо отслеживать конфликтные, деструктивные моменты в общении детей и обязательно их корректировать.
"Прощание"

Занятие 10.

"Приветствие" (см.выше)

"Комплименты"

Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Попробуйте сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить друг друга. Тот, кому говорятся слова, может ответить: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплимент своему соседу.
Ведущий начинает игру. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, подсказывает.
Рефлексия
Легко ли тебе было сказать комплимент?
Понравился ли комплимент, который сказали тебе?
Какие слова ты особенно запомнил?
Что ты чувствовал, когда слушал слова, обращенные к тебе?
Чему ты сегодня научился?
Что нового о себе ты узнал сегодня?
Методические рекомендации. Желательно, чтобы в первую очередь в роли водящего побывали дети неуверенные, застенчивые, замкнутые, тревожные, с неблагоприятной статусной категорией среди сверстников. Заметьте, от кого ребенок не получает достаточно положительных эмоций, оценок. Это может свидетельствовать о нарушении контакта.

"Секрет"
Ведущий. Сейчас некоторые из вас поучат по секрету предмет из сундучка.
Ведущий кладет в ладошку ребенка пуговицу, бусинку, другой мелкий предмет и зажимает кулак.
Другие попробуют разными способами уговорить показать свой секрет.
Рефлексия
Удалось ли тебе уговорить показать секреты? Как ты это сделал?
Какие слова ты при этом говорил?
Легко ли было сделать это?
Хотелось ли тебе раскрыть свой секрет?
Для кого ты это сделал?
Чему ты научился сейчас?
Методические рекомендации. Обратите внимание, какие способы использует ребенок при уговаривании. Ведущий следит за обменом секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником. Упражнение можно повторить, поменяв детей ролями.
"Прощание" (см.выше)

Занятие 11.

"Приветствие" (см.выше)

"Ветер дует на…"
Ведущий. Предлагаю игру. Объединитесь, пожалуйста, в группы так, как я прошу. Начинаем. Ветер дует на… того, у кого темные волосы, встаньте вместе.
Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: "Ветер дует на того, у кого есть сестра", "кто любит животных", "кто много плачет", "у кого нет друзей".
Рефлексия
Понравилась ли тебе игра? Что понравилось?
Были ли дети чем-то похожие на тебя? Чем?
Увидел ли ты, что есть дети, похожие на тебя?
А раньше ты обращал на это внимание?
Приятно ли тебе это?
Почувствовал ли ты, что ты не одинок?
Важно ли было для тебя это почувствовать?
Что нового ты узнал о себе из этой игры?
Методические рекомендации. Упражнение может помочь узнать интересы, настроение, личные особенности детей по параметрам, которые задаются для объединения. Упражнение помогает замкнутым детям ощутить поддержку других, а эгоцентричным – научиться сравнивать себя с другими, осознать, что они не одни, развивать у них способность к децентрации.

"Несуществующее животное"
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, вкруг. Мы все вместе будем придумывать и лепить фантастическое животное. Каждый по очереди будет что-то добавлять к фигуре, чтобы у нас получилось одно интересное животное.
Ведущий начинает лепить, желательно с туловища животного.
Рефлексия
Было ли тебе легко справиться с заданием?
Понравился ли тебе тот, кого мы вылепили?
Пытался ли ты догадаться, что хотел слепить твой сосед?
Хочешь ли ты что-нибудь изменить?
Чему ты сейчас научился?
Методические рекомендации. Упражнение информирует, насколько у ребенка развита эмпатия, умение чувствовать другого, настраиваться на чужой замысел.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 12.

"Приветствие" (см.выше)

"Новоселье"
Ведущий. Сегодня у нас с вами будет новоселье. Для этого мы нарисуем свои портреты и "поселим" их в домик.
Дети рисуют, затем находят место в общем домике для своего рисунка.
Рефлексия
Нравится ли тебе твое окошко в домике?
Тебе нравятся дети, рядом с которыми ты живешь, или ты хотел бы что-то изменить? Что?
Чем тебе нравятся эти дети?
Кого ты хотел бы поселить ближе к себе (дальше от себя)?
Хотел бы ты поселить в этот дом кого-то еще? Кого?
Методические рекомендации. Упражнение помогает детям определить взаимоотношения в группе, почувствовать дифференцированное отношение сверстников, научиться спокойно принимать его.

"Нарисуй узор"
Ведущий. Разбейтесь на пары. Каждая пара получит бумажные рукавички. Попробуйте договориться, как вы их украсите, чтобы узоры получились одинаковыми.
Ведущий дает по одному набору фломастеров на пару.
Рефлексия
Каждый ли из вас участвовал в создании узора?
Как ты хотел украсить рукавичку?
Получилось ли это у тебя?
Получился ли у вас одинаковый узор?
Что помогло вам в этом?
Удалось ли вам договориться, что рисовать?
Что вы для этого делали?
Чему ты сегодня научился?
Методические рекомендации. Чтобы дети быстрее разбились на пары, можно на обратной стороне написать цифры. Возможен вариант, когда ведущий сам раздает рукавички таким образом, чтобы пару образовали дети, испытывающие трудности в общении друг с другом. Ведущий фиксирует склонность к лидерству или подчинению, инициативность или пассивность, самостоятельность или зависимость. Также можно проанализировать уровень коммуникативных умений и навыков. Обратите внимание детей на необходимость договариваться о соотнесении деталей узора.

"Прощание" (см.выше)

Занятие 13.

"Приветствие" (см.выше)

"Сборщики"
Ведущий. Разделитесь, пожалуйста, на пары и возьмитесь за руки, разжимать их нельзя. По моему сигналу свободными руками каждая пара должна собрать как можно больше предметов. Игра заканчивается по сигналу.
Рефлексия
Легко ли тебе было собирать игрушки в паре?
Какие трудности ты испытывал?
Как ты их преодолевал?
Как вы распределяли между собой, кто что будет собирать?
Что помогало вам вместе слаженно работать?
Доволен ли ты собой?
Довольны ли вы друг другом?
Что нового ты узнал о себе в этом упражнении?
Методические рекомендации. Анализируется взаимодействие тетей.

"Мозаика"
Ведущий. Разделитесь, пожалуйста, на пары. Каждая пара сейчас попробует собрать как можно быстрее одну картинку на двоих. Можете разговаривать друг с другом, постарайтесь договориться, какую картинку вы будете делать, как вы будете ее делать.
Детали мозаики делятся поровну между детьми.
Рефлексия
Какая картинка получилась в вашей паре?
Вам удалось договориться, какую картинку делать?
Как вы договорились между собой, кто какую деталь картинки будет делать?
Испытывали ли вы трудности при изготовлении картинки? Какие?
Как вы их преодолевали?
Что помогло справиться с заданием?
Вам понравилось то, что получилось? Или кто-то из вас что-то хочет изменить?
Будете ли вы при этом советоваться с партнером?
Методические рекомендации. Это итоговое занятие. Важно проанализировать характер общения между детьми.

"Свечка"
Дети передают горящую свечу по кругу, желая друг другу что-то доброе.

Разработала Е.В.Котова



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.