1. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему консультационную работу
(Р. С. Немов)
- Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.
- Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.
- Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.
- Свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.
- В работе с клиентами психолог руководствуется принципами честности и открытости. Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.
- Психолог обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
- Психолог имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
- В своей работе психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.
- Обязательной составной частью работы психолога является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
- В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.
- Психолог не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или результатах консультирования.
- Психолог обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально неподготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».
- Психолог не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.
- Психологу следует соблюдать осторожность, чтобы не вызвать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
- Психолог несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся консультанта.
2. Профессиональные качества психолога – консультанта
(Р. С. Немов, Л. Б. Шнейдер)
- Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.
- Открытость.
- Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия, а также жестов, мимики, пантомимики. ( Умение достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе консультирования.)
- Доброжелательность.
- Безоценочное отношение к клиенту («внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам), в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.
- Ориентация на нормы и ценности клиента
- Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. (Человек в праве выслушать совет и поступить по-своему. Совет должен быть востребованным, своевременным, и уместным. Некоторые жизненные понятия в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования, поэтому даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял»).
- Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. (Помощь клиенту в достижении им самим определенных целей)
- Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.
- Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом (разграничение личных и профессиональных отношений)
- Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя (активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее).
- Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность в работе с клиентом.
- Осознание собственных возможностей и ограничений
- Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога.
- Умение понимать, принимать и практически работать внутри разных теорий; видеть и оценивать потенциальную полезность многих альтернативных психотерапевтических подходов.
3. Требования к личности психолога - консультанта:
- Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
- Чуткость к эмоциональному состоянию человека. Профессиональный такт.
- Уверенность в себе
- Пластичность (способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков и т.д.). умение гибко менять стратегию диалога.
- Эмоциональная сдержанность и терпимость, объективность
- Терпимость, деликатность, доброжелательность
- Поддержание общей культуры поведения
- Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения
- Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.
- Постановка реалистичных целей
4. Правила ведения консультирования (Р.С. Немов):
- Не строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнаете о его личности и жизни.
- Не давать никаких практических рекомендаций, пока не будут оценены индивидуальные поведенческие особенности клиента и, пока не будет установлена возможность практической реализации клиентом рекомендаций психолога.
- Не пытаться манипулировать или экспериментировать с клиентом, не рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения.
- Не пытаться «расколоть» или «переиграть» клиента.
- Не должно быть места собственным воспоминаниям или исповеди психолога
- Стараться понимать клиента изнутри, как своеобразную уникальную личность, отличную от самого психолога, а не по аналогии с самим собой.
- Толкование исповеди клиента должно быть в виде гипотез, которые клиент должен подтвердить или опровергнуть.
- Опровержение толкования, предложенного психологом, клиентом не всегда является достаточным основанием для отказа от такого толкования. Реакция клиента может быть защитной реакцией.
- Чем меньше профессионального опыта у психолога, тем внимательнее он должен выслушивать клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы.
- Полезно во время беседы производить (с разрешения клиента) кое-какие записи, чтобы потом вернуться и поразмышлять над ними.
- «Задача консультанта - помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, освободиться от чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло» (Р. Мей)
- «Задача консультанта - помочь клиенту обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я»» (Р. Мей)
- Задача психолога во время исповеди - не только в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента к осознанию, но и к правильному решению своей проблемы (Р. Мей)
- «На стадии исповеди психолог должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово» (Р. Мей)
- Главная задача психолога в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.
3.5. Формы психологического консультирования:
По признаку затрачиваемого времени:
- краткосрочное консультирование (одно- двух разовое посещение)
- долгосрочное консультирование (в течение нескольких месяцев)
По признаку содержания консультации:
- психолого-педагогическое консультирование (предоставление учителю, родителям
психолого-педагогических знаний о приемах и способах воспитания, советов и рекомендаций относительно педагогических проблем)
- психологическое консультирование (анализ сугубо психологических проблем)
- социально-психологическое консультирование (выявление неблагоприятных
социальных условий в жизни клиента)
- психодиагностическое консультирование (психодиагностика или профессиональная диагностика личностных качеств, черт характера, темперамента, способностей, профессиональной направленности с оценкой, рекомендациями, прогнозами)
- медико-психологическое консультирование (психологическое обследование клиента, формулирование гипотезы о предполагаемом диагнозе, разработка рекомендаций об обращении к соответствующему специалисту)
- консультирование с привлечением методов психологической коррекции или без их привлечения.
По признаку построения консультативного процесса:
- однофазная консультация (проводится с одним клиентом)
- двухфазная консультация (в первой фазе психолог выслушивает «жалобу» взрослого на ребенка, во второй - работает с самим ребенком / применяется при обращении родителя с ребенком или учителя с учеником)
- трехфазная консультация (первая фаза - психолог выслушивает «заказ родителей», вторая фаза - работает с учащимся, третья фаза- разработка рекомендаций либо родителям, либо школьнику /применяется при решении вопросов о профессиональной направленности или психолого-педагогических проблем воспитания)
Что психолог делает на консультации:
- внимательно выслушивает клиента
- задает уточняющие вопросы
- наблюдает за собой и за клиентом (Как я сам реагирую на обсуждаемую ситуацию и на клиента? Как себя ведет мой клиент? Как клиент держится и говорит? В чем клиент открыт, а в чем старается от меня защититься?).
- стремится почувствовать состояние клиента
- молчит (выдерживает необходимую паузу)
- размышляет
- ведет записи, объяснив клиенту, что записывает «для себя», чтобы быть внимательным и ничего не упустить
- психологически поддерживает клиента, проявляя участие, понимание и сочувствие
- старается акцентировать позитивные моменты беседы
- не спешит, не подгоняет клиента, старается серьезно и спокойно во всем разобраться
- стремится увидеть проблему клиента с различных позиций, выслушать разные мнения
- успокаивает клиента
Структура жалобы:
-
- локус жалобы (жалоба всегда ориентирована на кого-то или на что-то)
- самодиагноз (базируется на собственном объяснении клиентом
тех или иных трудностей)
- психологическая проблема (необходимость что-то изменить в
себе или обстоятельствах)
- психологический запрос (просьба предоставить ту или иную помощь)
Каждый структурный компонент жалобы рассматривается с двух точек зрения: явного и скрытого в нем содержания.
7. Техника консультирования:
- Встреча клиента
- Начало беседы с клиентом
- Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его во время
исповеди
- Интерпретация исповеди клиента
- Действия психолога при даче клиенту советов и рекомендаций: выработка
нескольких различных рекомендаций по решению проблемы, способов определения правильности понимания клиентом полученных рекомендаций
- Завершающий этап: выработка плана и программы выполнения полученных
рекомендаций
Технология ведения консультативной беседы:
1.Ограничение речи консультанта в диалоге 2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента 3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками:
- Предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает (цель: стимулирование клиента)
- Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям (цель: выявить, что стоит за словами)
- Использование парадоксальных вопросов (цель: поставить под сомнение то, клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся)
- Уточняющие и углубляющие формулировки (цель: постепенно переводить
рассказ клиента с поверхностного на более глубокий уровень переживаний)
- Использование интерпретаций
- Перефразирование (цель: снять негативные переживания или существенно уменьшить их значимость)
- Обеспечение контакта с клиентом во время беседы:
- вербальный контакт (через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, согласие, одобрение)
- невербальный (через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон, громкость голоса, использование паузы)
Советы и рекомендации в работе психолога-консультанта: На принятие психологом решения давать или не давать советы и рекомендации влияют три фактора:
- психологическая готовность клиента к принятию совета
- уровень компетентности самого психолога
- реализация определенной формы консультирования - существует две формы
психологической консультации: открытая - психолог не дает советов клиенту, а работает с его внутренним состоянием, подготавливая человека к тому, чтобы он стал способен к самостоятельному принятию решения. закрытая - одноразовая встреча, которая состоит из следующих этапов работы: разбор проблемной ситуации: постановка психологом ее «диагноза»; формулирование совета или рекомендации.
Таблица 17. Сбор предварительной социально-психологической информации о клиенте:
О ком собирается информация |
Кого опрашивать при сборе информации
|
О чем следует спрашивать
|
Как работать с информацией
|
Младший школьник
|
- учителя, у которого учится ребенок
- родителей ребенка
- бабушек, дедушек ребенка
- одноклассников (в отдельных случаях)
- воспитателя детского сада (в отдельных случаях)
|
1.Об индивидуально-психологических особенностях (внешне проявляющихся):
- общительность
- организованность
- самоконтроль
- оптимистичность
- настойчивость
- решительность
- трудолюбие
- тактичность
- серьезность
- скромность
- отзывчивость
- самокритичность
2. Социально-психологическая информация о темпераменте:
- эмоциональная возбудимость
- скорость интеллектуальных и эмоциональных процессов
- уравновешенность
- выносливость
3. Специальные интересы и увлечения 4. Какой круг общения имеет:
- с кем дружит
- с кем имеет периодические отношения
- с кем не имеет коммуникативных контактов
- с кем находится в конфликтных отношениях
5. Какие качества проявляет в учебной деятельности:
- внимательность
- сообразительность
- мышление
- память
6. Уровень успеваемости 7. Отношение к учебе
|
Сопоставить полученную информацию
- Проанализировать совпадающие ответы
-
- Проанализировать
- расходящиеся и противоречивые ответы
- Выяснить причины
- противоречивых
- мнений
|
Подросток Старшеклассник
|
- учителей, преподающих в классе, в котором обучается подросток
- родителей
- братьев, сестер (если есть)
- одноклассников
- друзей
|
Учитель
|
- представителей школьной администрации
- других учителей
- учащихся подросткового и старшего школьного возраста
|
Как проявляет себя в профессиональной деятельности
|
Родители
|
- представителей школьной администрации, которые контактировали с родителями
- учителей, которые контактировали с родителями
|
Как проявляет себя в семейных взаимоотношениях
|
Таблица 18. Протокол включенного наблюдения в консультации:
Параметры |
Наблюдения
|
Примечания
|
Поведение клиента
|
|
|
Начало консультации (характеристика позиции клиента, активизирующие средства со стороны психолога с целью «запуска» разговора)
|
|
|
Жалоба клиента (особенности рассказа клиента о своей проблеме)
|
|
|
Объяснения клиента (интерпретации и оценки клиента, отношение к проблеме, видение собственного места в проблемной ситуации)
|
|
|
Позиция клиента (к своей проблеме)
|
|
|
Ожидания клиента (что ждет от психолога и консультации)
|
|
|
Готовность к разговору (степень доверия и открытости, проявление психологических защит)
|
|
|
Отношение к психологу (каким образом отношение меняется в ходе консультации)
|
|
|
Отношение к советам психолога
|
|
|
Прогноз (предполагаемое поведение клиента и развитие его проблемной ситуации)
|
|
|
Этапы психологического консультирования:
- Подготовительный
- Надстроечный
- Диагностический
- Заключительный
- Контрольный
Этапы ведения консультативной беседы:
- Знакомство с клиентом и начало беседы (длительность — 5-10 минут)
- Расспрос клиента. Формирование и проверка консультативных гипотез
(длительность - 25-35 минут) Формирование гипотез:
- эмпатическое слушание
- принятие концепции клиента на этапе расспроса
- структурирование беседы:
1) задавая вопрос, меняя тему обсуждения, психологу следует объяснять клиенту, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы видимость логики всех переходов в разговоре; 2) регулярное подведение итогов сказанного, краткое комментирование - это помогает клиенту быть более последовательным/ осмысление того, что говорит клиент Проверка гипотез:
- вариант: вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей
- вариант: изложение клиенту своей гипотезы (интерпретации) и выяснение его мнения по этому поводу
3. Оказание воздействия (продолжительность - 5-10 минут) Коррекция установок клиента:
- акцентирование противоречий рассказа клиента
- переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев - интерпретации ситуации клиента постановка клиента в рефлексивную позицию
- открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме {цель: создать условия, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией) анализ эмоциональной подоплеки происходящего
- самораскрытие психолога-консультанта (сообщение клиенту о чувствах консультанта по поводу его затруднений)
Коррекция поведения клиента:
- помочь сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, выбрать наиболее подходящий вариант
- детальное планирование (где, когда, в каком месте, в какое время, в какой форме новое поведение будет иметь место), обсуждение всех подводных камней, возможных препятствий на пути нового поведения
4. Завершение консультативной беседы (продолжительность - 5-10 минут): подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами прощание с клиентом
Правила при даче клиенту советов: 1.При формулировании советов и рекомендаций по практическому решению проблемы клиента желательно предлагать ему не один-единственный совет, а сразу несколько по возможности разных советов и рекомендаций.
- Предлагать клиенту не только советы как таковые, но также и собственные оценки этих советов с точки зрения легкости или трудности следования им в решении возникшей проблемы (клиент должен иметь достаточно полную информацию о каждой конкретной рекомендации, предлагаемой психологом, то есть знать чего ему будет стоить следование той или иной рекомендации и с какой степенью вероятности такое следование приведет к решению его проблемы).
- Клиенту необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать тот способ поведения, который он считает для себя наиболее подходящим.
- Важно обеспечить клиента действенными средствами самостоятельного контроля успешности предпринимаемых практических действий по решению проблемы.
- Предоставить клиенту дополнительную возможность получения от психолога необходимых советов и рекомендаций уже в процессе практического решения
проблемы
6. Прежде чем завершить работу и предоставить клиенту возможность действовать самостоятельно психолог обязан убедиться в том, что клиент действительно все понял правильно, принял и, без сомнений и колебаний, готов действовать в нужном направлении.
8. Типы клиентов:
- Не уверенный в себе клиент (цель - снять с себя ответственность в принятии
необходимого решения)
- Уверенный в себе клиент (цель - подтверждение правильности уже готового решения)
- Клиент все знающий и доверяющий только себе (цель - попытка найти собеседника)
- Клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину»
- Женщины - в большей мере стремятся к сопереживающему, сочувствующему стилю
общения (внимание на отзывчивость, чуткость); мужчины - предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения (внимание на серьезность, внимательность, чувство долга).
Отношение клиента к психологу и к тому, что он говорит: Положительное:
- полностью или частично раскрытые ладони
- направление положения ступней в сторону консультанта
- движения в сторону консультанта
- снятые и вновь надетые очки - готовность продолжать разговор
- невольное отзеркаливание во время разговора
Отрицательное:
-
-
- спрятанные ладони - движение от консультанта
- сидя, подпирает ладонь голову, - это значит, что человеку становится скучно
- нежелание продолжать разговор. - когда клиент, поиграв очками, откладывает их в сторону
- враждебная позиция - скрещенные на груди руки и сжатые в кулак пальцы
- оценочная поза - подпирание щеки кулаком, указательный палец упирается в висок
- потирание затылка и отведение глаз свидетельствует о то, что клиент говорит неправду
- закидывание ноги на ногу и откидывание на спинку стула - свидетельствует об отрицательном ответе
Трудные клиенты и работа с ними: 1. «Это не моя проблема» (ведет себя как начальник консультанта, рассказывает других, окружающих его людях, - по его мнению, имеющих проблемы, призывает консультанта «сделать что-нибудь») 2. «Я сомневаюсь в вашей компетентности» 3.«Это безнадежно, здесь ничего изменить нельзя» (во всем соглашается с консультантом, но ничего не делает: «я все перепробовал по вашему совету, но все оказалось бездейственным»; клиент просит совета и одновременно дает понять, что он, в сущности, этого не ждет и не хочет, чтобы из этого что-то получилось) 4. Клиент, склонный к критике Техники работы: 1. Согласие и поддержка:
- открытые вопросы (не расскажите ли вы мне еще что-нибудь)
- «угу-реакция» - согласие и одобрение клиента
- обратное резюмирование (попросить клиента самого подытожить сказанное)
- избегание важности, значимости (давайте просто поговорим)
- банальности (это побудит клиента начать драматизацию ситуации)
- Экстраполяция: клиента поощряют к тому, чтобы, продолжая вести себя по-прежнему (деструктивно), он дошел до логического конца, после чего почувствовал необходимость смягчиться, ослабить свои «отрицания».
- Предписывание проблемы (клиента просят продолжать делать то, что он делает, подразумевая, что другого выхода нет; «есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признаться, что решить ее нелегко»)
- Реакции на критику:
- Сочувствие и разоружение (соглашение)
- Метод самоконтроля: поблагодарить за комментарии; подчеркнуть, что поднятые им вопросы очень важны, отметить необходимость знаний поставленных вопросов, предложить обсудить эту тему после изучения поставленных вопросов.
- Техника «Я-высказывания».
9.Типичные ошибки психолога:
I. Технические ошибки: 1. Неверное умозаключение о проблеме клиента: - в силу недостаточно точной информации, получаемой от клиента (Решение: постоянно и ненавязчиво напоминать клиенту о том, что он должен сообщать психологу только такие факты о себе и о своей проблеме, в достоверности которых он сам абсолютно уверен; просьбы повторить то, о чем клиент уже говорил ранее и что вызвало у психолога сомнение) - в силу неполноты информации, получаемой от клиента (Решение: время от времени спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и своей проблеме, не забыл ли что-нибудь существенного) - в силу склонности психолога делать преждевременные выводы еще до того как будет собрана вся необходимая информация (Решение: следить за реакцией клиента. Если он сомневается в правильности выводов психолога или продолжает свой рассказ после того, как психолог пришел к определенным решениям, значит, психолог поспешил с выводами) - в силу неправильной интерпретации психологом сообщенных клиентом фактов (Решение: выработка привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали) 2. Неточные рекомендации по решению проблем: - неверные рекомендации (Решение: поработать в условиях супервизорства и в команде с другими психологами) - односторонние рекомендации (Решение: устранение причин ошибки - см. п. .№ 1) - в целом правильные, но практически невыполнимые рекомендации (Решение: учет индивидуальных особенностей клиента и условий его жизни) 3. Неправильные действия самого клиента при выполнении рекомендаций: - неверное понимание или недопонимание клиентом того, что советует делать психолог (Решение: на каждом этапе консультирования проверять правильность понимания клиентом того, что говорит психолог) - нежелание клиента поступать именно так, как ему рекомендуется (Решение: установить, как клиент относится к рекомендациям, выяснить, почему клиент их не принимает, предложить что-то другое) - объективная невозможность вести себя так, как рекомендует психолог (Решение: поинтересоваться условиями жизни клиента и его мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнить полученные рекомендации)
II. Методические ошибки:
- Сверхзабота о клиенте
- Сверхсамоценность консультанта (стремление реализовать себя в
консультировании)
- Самоутверждение психолога на консультации
- Излишняя естественность или «искусственность» в поведении
консультанта
- Стремление консультанта обязательно дать полезный совет
- Психологическая консультация как монолог психолога
- Психолог проецирует собственные проблемы на проблемы клиента
- Психолог оценивает клиента
- Многочасовая консультация как ошибка консультанта
10) Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные 11) Психолог как объект манипулирования со стороны клиента Что делать, чтобы избежать подобных ошибок: Ошибка № 1 - доверие ресурсам клиента Ошибка № 2 - учет потребностей и прав клиента Ошибка № 3 - укреплять в себе способность к состраданию; видеть в каждом клиенте своего брата или сестру Ошибка № 4 - представить себе идеальный образ психолога-консультанта и попытаться исполнить эту роль Ошибка № 6 - почувствовать, какой эмоциональный заряд несет пауза (если клиент размышляет - дать ему время подумать; если клиент скован, то при помощи 1-2 вопросов активизировать беседу) Ошибка № 7 - настроить себя на работу; анализировать не только ответы клиента, но и характер своих вопросов; смотреть на себя со стороны; Ошибка № 9 - консультант должен вовремя почувствовать «центр тяжести» проблем клиента и начать задавать вопросы, направляя беседу по нужному конструктивному руслу Ошибка № 11 - отказаться от выполнения манипулятивных просьб клиента; повышать активность клиента в решении своих проблем.
10. Результативность психологического консультирования:
- Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта,
так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился.
- Положительное изменение в тех аспектах психологии и поведения клиента, на
регулирование которых непосредственно и было направлено консультирование.
Оценка результатов:
- самоощущение клиента (изменения)
- результаты психологического тестирования
- наблюдение за поведением клиента (изменение поведения)
Причины недостаточной результативности: Под недостаточно высокой результативностью психологического консультирования понимаются случаи, когда реальные итоги консультирования на самом деле оказываются меньше ожидаемых, или когда результаты консультирования, в общем, соответствуют ожиданиям клиента, но не полностью решают его проблему.
- Незнание психологом законов развития и изменения того или иного психологического
свойства и формы поведения, на которую оказывается воздействие в ходе проведения консультации
(Решение: осознавать психологу свою информационную ограниченность - научные знания о поведении человека и психологических явлений являются недостаточно полными и точными - и не обещать клиенту того, что выходит за пределы его компетенции)
- Отсутствие оптимальных условий, при наличии которых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации и рассчитывать на положительные результаты
(Решение: обдумать, как клиент может выполнить полученные рекомендации таким образом, чтобы никакие события, происходящие в жизни клиента, не могли помешать этому)
- Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным рекомендациям
(Решение: добиваться доверия клиента; предоставить информацию об успешном решении подобной проблемы / лучше, если это сделает другой клиент/ разобраться в причинах нежелания клиента выполнять рекомендации)
- Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных рекомендаций
(Решение: заранее продумать средства контроля результативности рекомендаций и добиться, чтобы они подтверждались при помощи наглядных и точных психологических методик: оценить своевременность ожидаемых изменений)
5. Неправильные действия клиента по практической реализации полученных рекомендаций (Решение: убедиться, что клиент правильно понял рекомендации; по ходу работы выяснять, что и как делает клиент, корректируя и уточняя его действия в ходе реализации рекомендаций)
11. Психологическое консультирование педагогов:
Ι. Структура:
- Следует начинать беседу с педагогом с того, как он видит ребенка.
(Имеет смысл уточнить: «Насколько вам кажется поведение ребенка естественным в той ситуации, о которой идет речь?»)
- Необходимо выслушать не только жалобы и претензии педагога, но
и его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений
- Определить для себя, до какой степени мнение педагога является истинным. Последовательность первых двух этапов может быть обратной: сначала психолог выслушивает жалобы и претензии, а затем ведет разговор о том, каким в целом педагог видит ребенка безотносительно предъявляемых претензий
- Собственно консультирование педагога в отношении тех или иных
проблем ребенка или класса
- Активное проявление интереса психолога к тому, насколько полезными оказались его рекомендации и какие из них действительно «работают»
ΙΙ. Техника консультативной работы с педагогами: Успешность профессионального консультирования во многом зависит от того, насколько педагог, обратившийся к психологу, будет активен в решении вставших перед ним проблем. Обеспечение активности консультируемого - одна из самых сложных задач, стоящих перед психологом. Причина этого – привычный стереотип обращения к специалисту, ожидание от него конкретного совета, предписания. Психолог должен создать условия, которые помогут консультируемому найти профессиональное решение проблемы. Предлагаемая техника предназначена для того, чтобы с самого начала вовлечь педагога в решение проблемы и в процессе фиксации основных этапов совместной работы над ней поддерживать его активную позицию на протяжении всего консультационного процесса. Работа осуществляется следующим образом: Ι. Педагогу предлагается до начала консультации ответить на ряд вопросов: Бланк ( Обращение к педагогу: Для того чтобы наша работа оказалась продуктивной, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Они сформулированы так, как будто вы задаете их сами себе.)
- О ком, о чем я хочу поговорить?
- что меня беспокоит в этом ученике (классе, группе, ситуации)?
- Что конкретно я считаю нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить (отметьте знаком +)?
- Как именно, я считаю, это должно измениться? (Постарайтесь быть как можно конкретнее)
- Кто в первую очередь должен заниматься этим?
- Что я могу сделать?
- Какие из моих способностей, умений, черт могут мне помочь решить эту проблему?
- Какие из этих способностей, черт самые подходящие? Самые главные?
- Чья помощь мне может потребоваться?
- Что может помешать желаемым изменениям?
- Какова самая главная трудность?
- Что может помочь желаемым изменениям?
- На что мне следует опираться в первую очередь?
ΙΙ. В ходе непосредственной консультации совместно с педагогом обсуждаются и фиксируются следующие вопросы:
- Проблема
- Желаемый результат
- Цель
- Пути решения проблемы
- Что может понадобиться?
- Последовательность действий и их исполнители
- Критерии оценки результата
- Срок первичной оценки результата
ΙΙΙ. Первичная оценка результата: Бланк
- Дата
- Мнение педагога
- Обоснование мнения педагога
- Мнение психолога
- Обоснование мнения психолога
- Мнение других людей (указать, кого именно и каким образом получено)
- Совместное (психолога и педагога) решение о результате
- Дополнения и коррективы в программе работы, ее средствах и последовательности действий
- Исполнители внесенных изменений
- * Срок отсроченной проверки результата (решение об отсроченной проверке принимается в том случае, если результат в целом оценивается положительно, а вносимые в программу работы изменения носят уточняющий или углубляющий общее направлении деятельности характер)
- * Если результат оказался неудовлетворительный, необходимо вернуться к самому началу консультационного процесса (еще раз продумать все предложенные вопросы и внести изменения в формулировки, уточнив проблему и пути ее решения, особое внимание уделив представлению о желаемом результате)
ΙV. Отсроченная проверка результата:
- Дата
- Мнение педагога
- Обоснование мнения педагога
- Мнение психолога
- Обоснование мнения психолога
- Мнения других людей (указать, кого именно и каким способом получено)
V. Заключение: 1. Оценка эффективности работы (совместная психолога и педагога) 2. Причины 3. Решение о продолжении, изменении или завершении работы по данному обращению 4. Решение о дальнейших действиях Дата __________________Подписи педагога и психолога ___________________________
Активность педагогов в обращении к психологу не зависит от стажа педагогической работы и опыта. В большей степени она связана с личностными особенностями учителя: уровнем общительности, тревожности, адекватностью самооценки, любознательностью, открытостью новому опыту. ΙΙΙ. Направления в организации консультирования педагогов:
- Консультирования педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания
- Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся.
- Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители;
12. Личностная готовность психолога к консультированию родителей
При взаимодействии с родителями психологу важно не «споткнуться о барьеры». Барьеры:
- Возрастные:
Перенос «сын-дочь» - возможен у родителя в отношении консультанта моложе себя. Если он позитивный, то родитель будет снисходительно-ласково слушать консультанта, но рекомендациям вряд ли последует. Если перенос негативный, то возможна агрессивная реакция родителя: от категорического несогласия до резких выпадов в адрес психолога. Такой перенос «запускает» не родитель, а в первую очередь сам психолог, если думает о своем возрасте. Необходимо организовать такой контакт, в который родитель так погружается, что вопросы возраста перестают быть для него важными. Психолог ни в коем случае не должен соскользнуть в детскую позицию, а организовывал взаимодействие из позиции Взрослого или Родителя (в зависимости от необходимости в конкретной ситуации). Для этого важно, чтобы психолог отследил наличие переноса, его качество и свои собственные чувства по поводу ситуации. 2. Социальные: могут возникать при работе с родителями из крайних социальных слоев. Высокий статус – 1) из обсуждения часто выпадает ребенок (такие родители не имеют времени и возможности поговорить о себе в другом месте, поэтому придя на консультацию, часто с проблем ребенка переходят на рассказ о себе и своей жизни; 2) консультация может длится очень долго – поэтому важно предварительно оговорить предполагаемую продолжительность встречи. Низкий статус – 1) сложные чувства родителя по отношению к психологу; 2) возникновение острой жалости к жизненной ситуации родителей. Важно – высокая искренность и искусство принять клиента, не сопровождая это жалостью. 3. Этнокультурные: Возможные причины нарушения взаимодействия:
- особенности национального характера, которые, в частности, проявляются в специфике эмоционального реагирования (у некоторых народов проявление чувств ритуализировано, поэтому проявлять их открыто не принято)
- принадлежность человека к коллективисткой или индивидуалистической культуре
- культурно обусловленные особенности общения (в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота; в невербальной коммуникации важно учитывать культурно принятую специфику контакта глаз; культурно обусловленным аспектом общения является личное пространство и предпочитаемый угол общения)
- различия в преимущественной системе психического отражения и восприятия информации (акустической, оптической, кинестетической или обонятельной)
4. Профессиональные: знания и профессиональный опыт, если психолог не осознает отсутствие таковых у окружающих и не учитывает это при взаимодействии с ними неумение говорить понятно для окружающих, без использования психологической лексики неспособность психолога начинать взаимодействие из опыта родителя, отталкиваясь от того, что родителю известно, что для него значимо, чего он хочет, а не того, чего хочет консультант для родителя 5. Индивидуально-личностные:
- Чувство беспомощности – из-за стремления найти пути разрешения проблемы клиента сразу, как только ее услышал. Принятие ответственности за решение проблемы клиента на себя. Невозможность понять и признать ограниченность собственных возможностей.
- Чрезмерное честолюбие – стремление обязательно добиться успеха, подчеркивание важности и особости своей профессии. «Комплекс мессии» - постоянное напряжение, требующееся для доказательства собственной значимости.
13. Консультирование подростков и старшеклассников:
Начало беседы с подростком – одна из сложных ситуаций для психолога. В первые минуты беседы учащийся либо испытывает чувства неудобства и сопротивления, либо демонстрирует безразличие, либо ждет от психолога готового совета и настроен на пассивное участие в консультации. Методические приемы начала беседы:
- «Давай думать вместе»: Психолог начинает консультацию следующими словами: « Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей…»
- «Психологический контакт»: Для налаживания начального эмоционально положительного психологического контакта желательно задать школьнику несколько нейтральных вопросов (о современной музыке, кино и т.д.), которые помогут показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного человека.
- «Человечек»: на листе бумаги психолог рисует стилизованную фигуру человечка и говорит: « Это твой ровесник. Его зовут…Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем…». В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке (основная информация берется из конкретной ситуации клиента). Напряженность клиента заметно снижается: ведь рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике.
- «Проблемная ситуация»: психолог постоянно подчеркивает, что не только школьник, но и он сам находится в проблемной ситуации. Психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы школьника и анализируются возникшие трудности. При возникновении в разговоре «тупиков», нарушений взаимопонимания следует перейти ко второй фазе консультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы (обсуждаются события, которые произошли в кабинете психолога).
- «Зеркало»: ( эффективно в ситуации молчания школьника или «коммуникативных тупиков») основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в общих чертах совпадает с ситуацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Необходимо к месту и очень тактично использовать в рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой ученика.
- «Вербальное пространство»: необходимо, чтобы «вербальное пространство», имеющееся между психологом и школьником, по времени участия в нем было поделено как бы на две равные половины. Для этого психолог должен уметь:
- Не говорить слишком много и долго
- Вовремя задавать клиенту вопросы
- Уметь держать паузу (т.е. ждать, когда школьник найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном)
- Избегать менторского тона в беседе
- Не прибегать к психологическому давлению, используя авторитет взрослого
- Аргументировано отстаивать свою точку зрения и принимать доводы своего собеседника
14. Консультирование подростков и старшеклассников:
- Описание ребенка
- Возраст, пол, класс, в котором учится ребенок
- Состав семьи, социальное положение
- Основная проблема:
- нарушение психологического здоровья (какое) - обостренное протекание возрастного кризиса
- Как эта проблема проявляется в поведении ребенка?
- Инициатива встречи
- Родитель приглашен психологом:
- в какой форме – лично или по телефону; - какие слова были произнесены;
- Как отреагировал родитель (обеспокоился, стал спрашивать причину и т.д.)
- Родитель пришел сам:
- как формулировал причину встречи - что ответил психолог 3. Описание помещения, где проводилась консультация
- На чем сидели родитель, психолог (диван, стул, кресло)?
- На каком расстоянии они находились?
4. Описание консультации:
- Подробный протокол с разделением на этапы
5. Анализ результативности консультации:
- Изменения (какие?) наблюдались:
- в чувствах родителя - в мыслях - в стремлении изменить стереотипы поведения
- В чем состояла сложность консультации?
- Какие находки психолога можно выделить?
Литература:
- Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования.- Киев, 1995. - 128с.
- Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. - М.: Ось-89, 2003. - 336с.
- Линдерс А.Г. Основы возрастно-психологического консультирования.- M., 1991. - 80с.
- Немов Р. С. Основы психологического консультирования.- М.: ВЛАДОС, 1999. - 528с.
- Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М.: ИНТОР, 1997. - 234с.
- Самоукина Н. Методика психологического консультирования. Журнал «Частная школа». - 1995. - № 6, -1996.- № 1-2, -1997. -№ 1, -1998.- № 5.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.- М,, 2006.- 288с.
- Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. - М.: Ось-89, 2003. - 272с.
Источник: Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении / авт.-сост. Е.В.Мазурова . – Барнаул, 2009. – 130с. |