Страница 2 из 4
Структура жалобы:
-
- локус жалобы (жалоба всегда ориентирована на кого-то или на что-то)
- самодиагноз (базируется на собственном объяснении клиентом
тех или иных трудностей)
- психологическая проблема (необходимость что-то изменить в
себе или обстоятельствах)
- психологический запрос (просьба предоставить ту или иную помощь)
Каждый структурный компонент жалобы рассматривается с двух точек зрения: явного и скрытого в нем содержания.
7. Техника консультирования:
- Встреча клиента
- Начало беседы с клиентом
- Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его во время
исповеди
- Интерпретация исповеди клиента
- Действия психолога при даче клиенту советов и рекомендаций: выработка
нескольких различных рекомендаций по решению проблемы, способов определения правильности понимания клиентом полученных рекомендаций
- Завершающий этап: выработка плана и программы выполнения полученных
рекомендаций
Технология ведения консультативной беседы:
1.Ограничение речи консультанта в диалоге 2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента 3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками:
- Предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает (цель: стимулирование клиента)
- Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям (цель: выявить, что стоит за словами)
- Использование парадоксальных вопросов (цель: поставить под сомнение то, клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся)
- Уточняющие и углубляющие формулировки (цель: постепенно переводить
рассказ клиента с поверхностного на более глубокий уровень переживаний)
- Использование интерпретаций
- Перефразирование (цель: снять негативные переживания или существенно уменьшить их значимость)
- Обеспечение контакта с клиентом во время беседы:
- вербальный контакт (через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, согласие, одобрение)
- невербальный (через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон, громкость голоса, использование паузы)
Советы и рекомендации в работе психолога-консультанта: На принятие психологом решения давать или не давать советы и рекомендации влияют три фактора:
- психологическая готовность клиента к принятию совета
- уровень компетентности самого психолога
- реализация определенной формы консультирования - существует две формы
психологической консультации: открытая - психолог не дает советов клиенту, а работает с его внутренним состоянием, подготавливая человека к тому, чтобы он стал способен к самостоятельному принятию решения. закрытая - одноразовая встреча, которая состоит из следующих этапов работы: разбор проблемной ситуации: постановка психологом ее «диагноза»; формулирование совета или рекомендации.
Таблица 17. Сбор предварительной социально-психологической информации о клиенте:
О ком собирается информация |
Кого опрашивать при сборе информации
|
О чем следует спрашивать
|
Как работать с информацией
|
Младший школьник
|
- учителя, у которого учится ребенок
- родителей ребенка
- бабушек, дедушек ребенка
- одноклассников (в отдельных случаях)
- воспитателя детского сада (в отдельных случаях)
|
1.Об индивидуально-психологических особенностях (внешне проявляющихся):
- общительность
- организованность
- самоконтроль
- оптимистичность
- настойчивость
- решительность
- трудолюбие
- тактичность
- серьезность
- скромность
- отзывчивость
- самокритичность
2. Социально-психологическая информация о темпераменте:
- эмоциональная возбудимость
- скорость интеллектуальных и эмоциональных процессов
- уравновешенность
- выносливость
3. Специальные интересы и увлечения 4. Какой круг общения имеет:
- с кем дружит
- с кем имеет периодические отношения
- с кем не имеет коммуникативных контактов
- с кем находится в конфликтных отношениях
5. Какие качества проявляет в учебной деятельности:
- внимательность
- сообразительность
- мышление
- память
6. Уровень успеваемости 7. Отношение к учебе
|
Сопоставить полученную информацию
- Проанализировать совпадающие ответы
-
- Проанализировать
- расходящиеся и противоречивые ответы
- Выяснить причины
- противоречивых
- мнений
|
Подросток Старшеклассник
|
- учителей, преподающих в классе, в котором обучается подросток
- родителей
- братьев, сестер (если есть)
- одноклассников
- друзей
|
Учитель
|
- представителей школьной администрации
- других учителей
- учащихся подросткового и старшего школьного возраста
|
Как проявляет себя в профессиональной деятельности
|
Родители
|
- представителей школьной администрации, которые контактировали с родителями
- учителей, которые контактировали с родителями
|
Как проявляет себя в семейных взаимоотношениях
|
Таблица 18. Протокол включенного наблюдения в консультации:
Параметры |
Наблюдения
|
Примечания
|
Поведение клиента
|
|
|
Начало консультации (характеристика позиции клиента, активизирующие средства со стороны психолога с целью «запуска» разговора)
|
|
|
Жалоба клиента (особенности рассказа клиента о своей проблеме)
|
|
|
Объяснения клиента (интерпретации и оценки клиента, отношение к проблеме, видение собственного места в проблемной ситуации)
|
|
|
Позиция клиента (к своей проблеме)
|
|
|
Ожидания клиента (что ждет от психолога и консультации)
|
|
|
Готовность к разговору (степень доверия и открытости, проявление психологических защит)
|
|
|
Отношение к психологу (каким образом отношение меняется в ходе консультации)
|
|
|
Отношение к советам психолога
|
|
|
Прогноз (предполагаемое поведение клиента и развитие его проблемной ситуации)
|
|
|
Этапы психологического консультирования:
- Подготовительный
- Надстроечный
- Диагностический
- Заключительный
- Контрольный
Этапы ведения консультативной беседы:
- Знакомство с клиентом и начало беседы (длительность — 5-10 минут)
- Расспрос клиента. Формирование и проверка консультативных гипотез
(длительность - 25-35 минут) Формирование гипотез:
- эмпатическое слушание
- принятие концепции клиента на этапе расспроса
- структурирование беседы:
1) задавая вопрос, меняя тему обсуждения, психологу следует объяснять клиенту, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы видимость логики всех переходов в разговоре; 2) регулярное подведение итогов сказанного, краткое комментирование - это помогает клиенту быть более последовательным/ осмысление того, что говорит клиент Проверка гипотез:
- вариант: вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей
- вариант: изложение клиенту своей гипотезы (интерпретации) и выяснение его мнения по этому поводу
3. Оказание воздействия (продолжительность - 5-10 минут) Коррекция установок клиента:
- акцентирование противоречий рассказа клиента
- переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев - интерпретации ситуации клиента постановка клиента в рефлексивную позицию
- открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме {цель: создать условия, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией) анализ эмоциональной подоплеки происходящего
- самораскрытие психолога-консультанта (сообщение клиенту о чувствах консультанта по поводу его затруднений)
Коррекция поведения клиента:
- помочь сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, выбрать наиболее подходящий вариант
- детальное планирование (где, когда, в каком месте, в какое время, в какой форме новое поведение будет иметь место), обсуждение всех подводных камней, возможных препятствий на пути нового поведения
4. Завершение консультативной беседы (продолжительность - 5-10 минут): подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами прощание с клиентом
Правила при даче клиенту советов: 1.При формулировании советов и рекомендаций по практическому решению проблемы клиента желательно предлагать ему не один-единственный совет, а сразу несколько по возможности разных советов и рекомендаций.
- Предлагать клиенту не только советы как таковые, но также и собственные оценки этих советов с точки зрения легкости или трудности следования им в решении возникшей проблемы (клиент должен иметь достаточно полную информацию о каждой конкретной рекомендации, предлагаемой психологом, то есть знать чего ему будет стоить следование той или иной рекомендации и с какой степенью вероятности такое следование приведет к решению его проблемы).
- Клиенту необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать тот способ поведения, который он считает для себя наиболее подходящим.
- Важно обеспечить клиента действенными средствами самостоятельного контроля успешности предпринимаемых практических действий по решению проблемы.
- Предоставить клиенту дополнительную возможность получения от психолога необходимых советов и рекомендаций уже в процессе практического решения
проблемы
6. Прежде чем завершить работу и предоставить клиенту возможность действовать самостоятельно психолог обязан убедиться в том, что клиент действительно все понял правильно, принял и, без сомнений и колебаний, готов действовать в нужном направлении.
|