На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Консультативная деятельность школьного психолога - 6.Анализ жалобы клиента:
Консультативная деятельность школьного психолога - 6.Анализ жалобы клиента:
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе
Индекс материала
Консультативная деятельность школьного психолога
6.Анализ жалобы клиента:
Типы клиентов
Психологическое консультирование педагогов
Все страницы


Структура жалобы:

 

    • локус жалобы (жалоба всегда ориентирована на кого-то или на что-то)
    • самодиагноз (базируется на собственном объяснении клиентом
      тех или иных трудностей)
    • психологическая проблема (необходимость что-то изменить в
      себе или обстоятельствах)
    • психологический запрос (просьба предоставить ту или иную                         помощь)

Каждый структурный компонент жалобы рассматривается с двух точек зрения: явного и скрытого в нем содержания.

7. Техника консультирования:

  • Встреча клиента
  • Начало беседы с клиентом
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его во время
    исповеди
  • Интерпретация исповеди клиента
  • Действия психолога при даче клиенту советов и рекомендаций: выработка
    нескольких различных рекомендаций по решению проблемы,  способов
    определения правильности понимания клиентом полученных рекомендаций
  • Завершающий этап: выработка плана и программы выполнения полученных
    рекомендаций

Технология ведения консультативной беседы:

1.Ограничение речи консультанта в диалоге
2.  Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента
3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками:

  • Предложение    клиенту    нескольких    возможных    альтернатив    ответа относительно    вариантов    чувств,    которые    он    испытывает    (цель: стимулирование клиента)
  • Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям (цель: выявить, что стоит за словами)
  • Использование парадоксальных вопросов (цель: поставить под сомнение то, клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся)
  • Уточняющие и углубляющие формулировки  (цель: постепенно переводить
    рассказ клиента с поверхностного на более глубокий уровень переживаний)
  • Использование интерпретаций
  • Перефразирование (цель: снять негативные переживания или существенно  уменьшить их значимость)
  • Обеспечение контакта с клиентом во время беседы:
  • вербальный    контакт    (через    подбадривание,    похвалу,    выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, согласие, одобрение)
  • невербальный (через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон, громкость голоса, использование паузы)

Советы и рекомендации в работе психолога-консультанта:
На принятие психологом решения давать или не давать советы и рекомендации влияют три фактора:

  • психологическая готовность клиента к принятию совета
  • уровень компетентности самого психолога
  • реализация определенной  формы консультирования - существует две формы

психологической консультации:
открытая - психолог не дает советов клиенту, а работает с его внутренним состоянием, подготавливая человека к тому, чтобы он стал способен к самостоятельному принятию решения.
закрытая - одноразовая встреча, которая состоит из следующих этапов работы: разбор проблемной ситуации: постановка психологом ее «диагноза»; формулирование совета или рекомендации.

Таблица 17.
Сбор предварительной социально-психологической информации о клиенте:


О ком собирается информация

Кого опрашивать при сборе информации

О чем следует спрашивать

Как работать с информацией

Младший
школьник

  • учителя, у которого учится ребенок
  • родителей ребенка
  • бабушек, дедушек ребенка
  • одноклассников (в отдельных случаях)
  • воспитателя детского сада (в отдельных случаях)

1.Об индивидуально-психологических особенностях (внешне проявляющихся):

  • общительность
  • организованность
  • самоконтроль
  • оптимистичность
  • настойчивость
  • решительность
  • трудолюбие
  • тактичность
  • серьезность
  • скромность
  • отзывчивость
  • самокритичность

2. Социально-психологическая информация о темпераменте:

  • эмоциональная возбудимость
  • скорость интеллектуальных и эмоциональных процессов
  • уравновешенность
  • выносливость

3. Специальные интересы и увлечения
4. Какой круг общения имеет:

  • с кем дружит
  • с кем имеет периодические отношения
  • с кем не имеет коммуникативных контактов
  • с кем находится в конфликтных отношениях

5. Какие качества проявляет в учебной деятельности:

  • внимательность
  • сообразительность
  • мышление
  • память

6. Уровень успеваемости
7. Отношение к учебе

Сопоставить
полученную
информацию

  • Проанализировать совпадающие ответы
  • Проанализировать
  • расходящиеся и противоречивые ответы
  • Выяснить причины
  • противоречивых
  • мнений

Подросток
Старшеклассник

  • учителей, преподающих в классе, в котором обучается подросток
  • родителей
  • братьев, сестер (если есть)
  • одноклассников
  • друзей

Учитель

  • представителей школьной администрации
  • других учителей
  • учащихся подросткового и старшего школьного возраста

Как проявляет себя в профессиональной деятельности

Родители

  • представителей школьной администрации, которые контактировали с родителями
  • учителей, которые контактировали с родителями

Как проявляет себя в семейных взаимоотношениях

Таблица 18.
Протокол включенного наблюдения в консультации:


Параметры

Наблюдения

Примечания

Поведение клиента

Начало консультации (характеристика позиции клиента, активизирующие средства со стороны психолога с целью «запуска» разговора)

Жалоба клиента (особенности рассказа клиента о своей проблеме)

Объяснения клиента (интерпретации и оценки клиента, отношение к проблеме, видение собственного места в проблемной ситуации)

Позиция клиента (к своей проблеме)

Ожидания клиента (что ждет от психолога и консультации)

Готовность к разговору (степень доверия и открытости, проявление психологических защит)

Отношение к психологу (каким образом отношение меняется в ходе консультации)

Отношение к советам психолога

Прогноз (предполагаемое поведение клиента и развитие его проблемной ситуации)

Этапы психологического консультирования:

  • Подготовительный
  • Надстроечный
  • Диагностический
  • Заключительный
  • Контрольный

Этапы ведения консультативной беседы:

  • Знакомство с клиентом и начало беседы (длительность — 5-10 минут)
  • Расспрос клиента. Формирование и проверка консультативных гипотез

(длительность - 25-35 минут)   Формирование гипотез:

  • эмпатическое слушание
  • принятие концепции клиента на этапе расспроса
  • структурирование беседы:

1) задавая вопрос, меняя тему обсуждения, психологу следует  объяснять клиенту, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы видимость логики всех переходов в разговоре;      
2) регулярное подведение итогов сказанного, краткое       комментирование - это помогает клиенту быть более последовательным/ осмысление того,            что говорит   клиент
Проверка гипотез:

  • вариант: вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей
  • вариант: изложение клиенту своей гипотезы (интерпретации) и выяснение его мнения по этому поводу

3.   Оказание воздействия (продолжительность - 5-10 минут)
Коррекция установок клиента:

  • акцентирование противоречий рассказа клиента
  • переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев - интерпретации ситуации клиента постановка клиента в рефлексивную позицию
  • открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме {цель: создать условия, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией) анализ эмоциональной подоплеки происходящего
  • самораскрытие психолога-консультанта (сообщение клиенту о чувствах  консультанта по поводу его затруднений)

Коррекция поведения клиента:

  • помочь сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, выбрать наиболее подходящий вариант
  • детальное планирование (где, когда, в каком месте, в какое время, в какой форме новое поведение будет иметь место), обсуждение всех подводных камней, возможных препятствий на пути нового поведения

4.   Завершение консультативной беседы (продолжительность - 5-10 минут):
подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами прощание с клиентом

Правила при даче клиенту советов:
1.При формулировании советов и рекомендаций по практическому решению проблемы клиента желательно предлагать ему не один-единственный совет, а сразу несколько по возможности разных советов и рекомендаций.

  • Предлагать клиенту не только советы как таковые, но также и собственные оценки этих советов с точки зрения легкости или трудности  следования  им  в  решении  возникшей проблемы  (клиент  должен  иметь  достаточно  полную информацию    о    каждой    конкретной    рекомендации, предлагаемой психологом, то есть знать чего ему будет стоить следование той или иной рекомендации и с какой степенью   вероятности   такое   следование   приведет   к решению его проблемы).
  • Клиенту     необходимо     предоставлять     возможность самостоятельно выбирать тот способ поведения, который он считает для себя наиболее подходящим.
  • Важно   обеспечить   клиента  действенными   средствами самостоятельного контроля успешности предпринимаемых практических действий по решению проблемы.
  • Предоставить    клиенту    дополнительную    возможность получения    от    психолога    необходимых    советов    и рекомендаций уже в процессе практического решения
    проблемы

6. Прежде чем завершить работу и предоставить клиенту возможность действовать самостоятельно психолог обязан убедиться в том, что клиент действительно все понял правильно, принял и, без сомнений и колебаний, готов действовать в нужном направлении.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.